Кондак преподобному Симеону Столпнику

Источник

Содержание

1. Церковнославянский текст Минеи (1/14 сентября н.ст.) 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

 

1. Церковнославянский текст Минеи (1/14 сентября н.ст.)

Конда́к преподо́бного Симео́на, глас 2:

Вы́шних ища́й, ни́жним совокупля́яйся, / и колесни́цу о́гненную столп соде́лавый: / тем собесе́дник а́нгелом был еси́ преподо́бне, / с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся / непреста́нно о всех нас.

Икос:

Симео́ново непоро́чное житие́, / кий язы́к челове́чь довле́ет когда́ к похвале́ испове́дати? / оба́че воспою́, Бо́жиею му́дростию, / до́бляго сего́ исполи́на страда́ние же и по́двиги, я́же на земли́, / я́ко свети́льника я́вльшася, всем челове́ком, / мно́гим терпе́нием, в ли́це а́нгельстем возсия́вша: / с ни́ми бо поя́ непреста́нно Христу́, / воздержа́нием чистоту́ стяжа́, / моля́ся непреста́нно о всех нас.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Кондак1.

Ища горняго, с дольними соединяяся, и соделавши столп колесницею огненною, чрез него ты был собеседником ангелов, преподобне, с ними Христу Богу моляся непрестанно за всех нас.

Икосы.

1) Симеоново непорочное житие какой язык человеческий достаточен будет когда либо изъяснить похвалою? Но воспою, при содействии премудрости Божией, великия страдания и подвиги сего долготерпеливаго мужа, явившагося светильником всех людей, который своим терпением вельми возсиял в лике ангелов, ибо, с ними поя непрестанно, стяжал чистоту воздержанием, моляся непрестанно за всех нас.

2) (Ἄνωθεν%2) Σβышε βοcπρηяβшη Βοжεcτβεννυю βλαγοδατь, η νεβεcνυю cλαβυ, δαννυю εμυ οτ чρεβα ματερη cβοεя, cεй, πρηшεδшη β цβετυщηй βοζραcτ, νεπρεcταννο τερπελ; c жηβοю βεροю βыcλυшηβαя β цερκβη τщατελьνο чηcτοε υчενηε Βοжεcτβεννыχ πηcανηй, οτ Βογα υπραβλяεμый, μυδρый ηδετ πρяμыμ πυτεμ, η δοcτηγ τηχαγο πρηcτανηщα, μολяcя νεπρεcταννο ζα βcεχ ναc.

3) (Yπὸ) Духом Святым возжегшись, в вере утверждает он душу, и презирает временное; ибо, возлюбивши жизнь нестяжательную, жизнь суетную оставляет; сокрыто было от родителей деяние сына их; повсюду же розыскивая, они уже не видели возлюбленнаго своего; проливая источники слез, они не угасили сердечнаго огня в молящемся с любовию за всех нас.

4) (Τὸν) Мирскую одежду отложив, упражняясь в подвижнической борьбе, сей мудрый муж одевается в власяную одежду, укрощая плоть трудами, стеснивши ее жестким вервием; сокровенно было деяние его и было тайною для братий. Исполняя сие скрытно, он охотно претерпевал болезни, с верою умоляя Создателя пребыть неблазненным и непорочным, моляся непрестанно за всех нас.

5) (Ἥσθετο) Некто из сущих с ним узнал сие, и побуждаемый завистию лукаваго, сказал игумену: «я узнал здесь одного, отче, изменяющаго правило всей общины вашей; посему поспеши изгнать его из нашей обители; ибо он тяжек всем, совершенно не подражаемый постник, раздающий пищу алчущим; ибо он мужественно подвизается, моляся непрестанно за всех насъ».

6) (Ἥλθεν) Пришел скоро он (игумен) на место, и увидел мужа и постель его наполненную червями, как разсказано; посему внезапно изумившись, повелевает раздеть преподобнаго, коего увидев обнаженным, пришел в страшный ужас, увидя в нем раны и неисцельную страшную язву, испускающую злосмрадный запах; ибо он мучился болезнями, моляся непрестанно за всех нас.

7) (Ὡς) Когда же отсекают ножем отгнившую плоть из внутренностей его, вместе с вервием вдавившимся внутрь, он мужественно перенес страдания, как великий Иов на гноищи; у обоих было невиданное страшное зрелище; ибо первый не хотел, а Симеон сам возжелал; святый, совлекшийся ветхаго (человека3, одержал победу безтелесную (ангельскую), моляся непрестанно за всех нас.

8) (Δύο) Видим в двух примерах одну историю о подвиге оных славных подвижников: древле Иов, находясь в несчастии, был поносим на языке у царей; ныне Симеон по зависти был изгнан из своей обители. Ибо сие бывает со всяким: сильный, упавши, бывает осмеиваем; бедный же бывает гоним от насмехающихся над Господом, а сам он (Симеон) молится непрестанно за всех нас.

9) (Ἣλθεν) С плачем пришел изгнанный мудрый к безводному кладезю в пустыне и в нем поселяется, мучимый болезнями телесными и сугубо уязвляясь членами. Там же было жилище зверей и пресмыкающихся страшных,... которое избрал святый себе для жилища; подражая ревностию Илии, сделался (ни для кого) невидимым и пустыннолюбивым, моляся непрестанно за всех нас.

10) (Τότε) Тогда явился в полунощи... (игумену), для страшнаго испытания, в видении Господь, очень грозным (как на страшном суде), со множеством ангелов, явно; отыскивая Симеона, Спаситель говорит игумену: «Где избранный Мой, которий будет судить тебя на страшном суде? Будучи верен и непорочен, он возсияет как свет во славе Моей», – молящийся непрестанно за всех нас.

11) (Ὂρθρου) Утром пробудился от сна он (игумен) сильно возмущенный, восклицая к своей братии о видении; посему тотчас всех посылает отыскивать святаго на том месте; они же, проходя со тщанием гóры всей земли, пустыни и необитаемыя (места); везде и повсюду розыскивая, напали на то место, на котором он молился непрестанно за всех нас.

12) (Ὑπὸ) Водимые Святым Духом, они сошли в кладезь и вывели его, котораго прежде изгнали по ненависти, влача насильно с непомерным гневом; как злодея приводят к начальнику; увидевши котораго (Симеона), он (начальник) добровольно припадает к нему с верою, испуская источники слез, испрашивая от него прощение (в том), чтобы он по своей кротости и в простоте сердца перенес, моляся непрестанно за всех нас.

13) (Ἔϕη) После сего, умоляюшему его (игумену) он стал говорить непрестанно плача и вопия к нему, как думаю, следующими словами: «Помилуй меня, отче, прости мне осужденному, успокой душу мою; ибо я горько стенаю, что предприняв безконечный путь, начал не окончив его, будучи вами схвачен и выброшен; но сильно умоляю, чтобы мне остаться неблазненнымъ» и непрестанно молящимся за всех нас.

14) (Λόγους) Слова похвальныя выслушавши весьма печально, сей кроткий и треблаженный муж (Симеон) возвратился на свое место; поработивши все тело, и дух свой посвятивши Создателю, три года пребывши верно на оном месте «тайно удаляется, и охотно ушел в пустыню, Божиим промыслом призываемый с благодарением прославить Господа», моляся непрестанио за всех нас.

15) (Ἃμα) Как скоро водворился он в пустыне, построил дом, как некогда Авраам, жертвенник Создателю; убегая от жизни как бы насильно, остался на том месте, и спасается как елень, избегая опасных сетей, или как птица от (охотничьей) ловли, или как врабий из западни освободившийся, перешедши стремнины и горы, оный мудрый, управляемый неблазненно, моляся непрестанно за всех нас.

16) (Χάριν) Вооружившись великою благодатию, он возгорел верою, как Енох, принося Богу всесожжение; он Даниилу подражает, в посте и молитве воспевая Создателя, перенося в лютую зиму сильный мороз и холод, а во время лета пожигаемый от солнечнаго жара, мучимый дождем и бурею, моляся непрестаино за всех нас.

17) (Ἴδον) Видели сего всечестнаго мужа ближние и дальние во многом пощении, и все весьма удивлялись, что он имеет особенную силу, небесный дар исцелений. Освобождая от страшных болезней, преподобный исцелял болезни немощных, – болезнь скрытых коренных зубов; в скорбях всех успокоивал, так, что все ему покорялось, с любовию молящемуся непрестанно за всех нас.

18) (Ετύλον) Множество народа, стекавшагося к нему с верою, воздвигает столп, на подобие большаго столба (или высокаго памятника), поднявши его на нем высоко. Посему взирает он на славу живущих в вышних (на небесах). как на целую крепость с силою. Так некогда Иаков, находясь у кладезя, видел ночью ангелов, как и Господа на лествице; Создатель благословил его, как и сего на столпе преподобнаго, молящагося непрестанно за всех нас.

19) (Τότε) Тогда по всей земле распространилась всехвальная молва о чудесах исцелений святаго мужа. Узнавши сие мать его, все оставив, пришла и молила прилежно взглянуть на сына своего; по любви она сильно воспламеняется и подвинула себя на трудный путь из отдаленной земли; как скоротечец она приходит к молящемуся непрестанно за всех нас.

<вероятно, икос пропущен>

20) (...Ὑπὸ) ...По любви материнской, она неудержимо возгаралась сердцем своим, и так вопияла: «В продолжение стольких лет, без плача я не оставалася ни на час; ныне же вижу тебя как бы во гробе находящагося; не опечаливай вдовствующую умершаго отца твоего, я на тебя буду смотреть, вонми одежде вдовства моего и на сосцы, которые тебя питали млеком, молящагося непрестанно за всех насъ».

21) (Ῥήματα) На такия слова слуга Антоний отвечал ей вопиющей следующими повелениями святаго: «Перестань, матерь, от воплей своих. Действительно, в будущей жизни я явлюсь тебе». Она тотчас, расплетши заплетенные власы, обнажает свою главу, плача горько, раздирая печальную одежду, руками бия в грудь, сильно терзалась своим сердцем, между тем как он молился непрестанно за всех нась.

22) (Ὡς) Как скоро от Духа Святаго он (преподобный) узнал тайну, то объявил ей (матери): «Оставь сетование, и помолись, чтобы я тебя сейчас увидалъ». И скоро шедши она молилась до земли сильно желая видеть его; исполняется радости, горя’ невыразимою и Божественною любовию; умерла, проходя путь стремнистый, и не удостоилась видеть кого родила, молящагося непрестанно за всех нас.

23) (Μήτις) Итак никто да не почтет сего Божественнаго мужа немилосердым; он никогда не предпочитал чего либо Христу; ибо когда он молился о ней, то тело умершей как бы осклаблялось. Окружавшие ее были объяты великим страхом, видя ее осклабляющеюся в то время, когда сын внимательно смотрел на нее. Ближние, заботившиеся о ея погребении, положили ее на том месте, на котором он молился непрестанно за всех нас.

24) (Ἄπαντες) Приходили к нему все ищущие избавления от многоразличных болезней и страшных духов (нечистых). Некоторые из них, встречая в лесу убежавшаго из сети оленя, заклинают его страшным именем Симеона; он от страха останавливался, его схвативши тотчас закалали для пищи, до тех пор, пока не приходили к столпу, на котором он молился непрестанно за всех нас.

25) (Νόσον) Девица, имевшая тайную болезнь, томимая жаждою, почерпнув воды ночью, проглотила порождение эхидны; имела в себе (внутри) ядовитаго змия, не зная, что она воспитывает в себе это (пресмыкающееся) животное. Она, ежечастно быв томима сильными мучениями, дошла до святаго места, отрыгнула опаснаго змия, котораго молитвою своею умертвил святый, молящийся непрестанно за всех нас.

26) (Ὅτε) Как скоро, таким образом, лютый враг (диавол) увидел там неизлечимыя болезни исцеленными, – возмущается с непомерною яростию, наведши на тело сего святаго подвижника тайную болезнь, заключающуюся в отвратительно-страшной язве, наполнив ее червями. Он же великодушно с терпением перенес сии скорби, и сильно молился Богу быть терпеливее в борьбе с болезнею, моляся непрестанно за всех нас.

27) (Ὓπνωσεν) Уснул сном в радости сей преблаженный подвижник Христов, собеседник ангелов. От сего столпа взял его славный АрдавуриѻПрефект. с клиром, в царствование благочестиваго Леона, чтобы погребсти близ КарухѻМесто близ Феополя, или Антиохии.! Небо и земля веселились; верные же положили в усыпальнице святаго града Божия его, молящагося непрестанно за всех нас.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 1–6.

* * *

1

Кондак и только 3 первые икоса св. Симеону Столпнику переведены из Афонскаго Греческаго кондакария Моск. Синод. Библиотеки № 437, в первый раз, как неизданные, а с 4 го икоса до конца 27-го из Analecta sacra кардинала Pitri в первый раз им изданные, и в первый раз переведенные на Русский язык.

2

На греческом языке из начальных букв каждаго икоса составляется акростих: ἀυτὴ ἡ δὴ τοῦ ἐλάχιςου ωμανοῦ – сия песнь смиреннейшаго Романа; для полноты акростиха не достает целаго икоса, который бы начинался с буквы ο, хотя между прочим, по течению мыслей, недостатка в связи нисколько не замечается.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак преподобному Симеону Столпнику. 1-6 с.

Комментарии для сайта Cackle