Кондак о страданиях Христовых, в Великий Пяток

Источник

Содержание

1. Перевод диак. Сергия Цветкова 2. Перевод П.И.Цветкова

 

1. Перевод диак. Сергия Цветкова

Во Святой и Великий пяток

(о страсти Господней1 ).

Кондак, глас 3-й.

Страстию Твоею, Человеколюбче, Христе Боже, разрешилось обладавшее нами иго вражды, плач Евин престал: ибо, чрез нее (спасительную страсть Свою) умерший, Ты обновился (воскресением), ею и разбойник водворяется в раю; один Адам ликует.

Икосы.

1) (Ἒχοθητι) Ужаснись ныне небо! Обратись в хаос (первобытное смешение) земля! Не дерзай, солнце, взирать на Владыку своего, добровольно повешеннаго на древе! Разселись скалы: ибо (твердое как скала) Основание жизни пронзается ныне гвоздьми Да раздерется завеса церковная во время прободения Тела Владычна копием от беззаконных (людей). Вся тварь пред страстию Творца да вострепещет, да возстенет; один пусть ликует Адам.

2) (Ἱλῶ) Умоляю (Тебя), Спаситель мой, о моих (прегрешениях), да получу Твоя (милости). Ты восхотел пострадать, чтобы я презрел страсти (греховныя); (Твоею) смертию я ожил; Ты был положен во гробе, и нам даровал в жилище рай. Сошед во глубину (адову), Ты меня вознес. Презрев двери ада, Ты отверз мне вечныя (райския) двери, Спаситель (мой), – Ты все устроил для падшаго (человека), все претерпел Ты, да ликует Адам.

3) (Σὲ τὸν κρατοῦντα) Тебя, держащаго дланию Своею весь круг земный, нечестивые, схватив, ныне повели во двор Каиафы, – Тебя, (целым) миром невместимаго. А когда ослепленные умом увидели Тебя, – неистово вопияли: «Он пришел раззорить закон и Моисея! Итак кто почитает Моисея, тот чтит и закон его, а сей пусть покажет ревность (свою). Итак никто (из нас) да не нерадит; [ибо грешный человек] пришел пострадать, да ликует Адам».

4) (Ταῦτα) Когда народ вопиял о сем, первосвященник сказал: «Не справедливо ли говорил я прежде: „лучше погибнуть одному Сему, а не всему моему народу“?» Кто видел аспида дающаго врачество вместо яда? Кто созерцал огнь орошающий? Кто когда слышал ложь истинствующую? Так Каиафа невольно проповедует, что за всех умирает Спаситель, да ликует Адам.

5) (Οτω μὲν) Хотя так именно сказал первосвященник, но он не уразумел сего. Ибо зависть не (только) не оставляла его, но даже возбуждала его к убийству. За завистию следует убийство, и свидетель (тому) Авель, которому Каин сперва завидовал, а потом убил его: так и Христос добровольно претерпел страдание по ярости народной; а чтобы показать Свою любовь, Он исцелял болезни; но, вместо благодарности, бичеванный распинается и умирает, да ликует Адам.

6) (Ἠλήθει) (Вот и) толпа беззаконных отвращающаяся от множества чудес (Его): «Возьми, распни Его,» вопияли стоявшие близ Пилата, все (желания их) исполнявшаго; приводят к судилищу имеющаго судить царей и вместе бедных; праведнаго Судию приговорили к осуждению; живущий неправедно вознамерился явно убить Избавителя, подобно как разбойника, Сам же Он (Спаситель), если и страдает, (и) терпит, (но) стоит молчаливым, (ни с кем) не говорящим, да ликует Адам.

7) (Ἄφωνος) Безгласно стоял (с высоты) Гремящий, без слова было Слово. Ибо, если Он (и) издавал глас, (но) Он непобедим был, и побеждая не распинался, а Адам чрез сие не спасался. Посему, дабы пострадать, Уловляющий мудрецов предстоял молча. Итак Судия, видя Христа молчавшаго, стесненный недоумением, сказал: «Что сделаю я сему, ничего не говорящему? Он повинен (суду); почему мы просим, чтобы Он умер, да ликует Адам».

8) (Θάνατον) – «Ныне Я осужден на смерть», сказал Спаситель мой к беззаконному народу (ибо не удостоивает Он ни одним словом Пилата, почетши его несмысленным), – «за то, что дочь Иаира Я воскресил одним словом: за то, что воскресил единороднаго сына вдовицы, и гласом (воздвигнул) Лазаря, всем показав его, (прежде) бездыханнаго, идущим. Не за сие ли, или за что еще большее сего, Я стражду, умираю, да ликует Адам?»

9) (Ὃτε) Когда же народ выслушал (сие) от медоточнаго Слова, – как исполненный (уже злодейской) горечи, вопиял: «Не за сие распинаешься Ты, но как нарушивший субботу». -"Но что лучше (делать в субботу), – исцелить больнаго, или сохранить субботу? И для одной ли субботы исшел Я из недр Отчих? Но поскольку сделалось немощным человеческое естество, и Я видел сие с высоты, то и пришел пострадать и умереть, да ликует Адам.»

10) (Σάββατον) «Ад не боится субботы, не бежит от нея; никто иной не исцеляет больных, как только Единый Господь субботы,-Я распинаемый (Mф. 12:8; Лк. 6:5). Много суббот соблюдал слепой, но при этом болезнь его не ослаблялась; весьма много суббот сохранял разслабленный, ибо он болезновал тридцать восемь лет, – однакож не возстал от одра своего исцеленным до тех пор, пока Я не пришел, да ликует Адам».

11) (Ψόγον) «Вы слышали порицание от многих, живущих около (нас): „Хранящие субботы, а ненавидящие всех язычников говорили: где Бог их, прогоняющий их болезни и почитаемый от них по закону“? Говоря так, враги наши насмехались над нами, понося и порицая нас. Я всех исцеляю в субботу, подая славу, да ликует Адам».

12) (Ἅδικος) «Я показался неправедным, оправдывая блудницу кающуюся, припадшую к ногам Моим, как наставникам целомудрия, совершенно уверовавшую в Меня, оросившую тогда чистыми слезами стопы Мои, которых не орошала (морская) глубина, помазавшую миром главу Мою, к которой Предтеча убоялся прикоснуться до тех пор, пока Я повелел, – (блудницу), провозвестившую всем то, что ныне добровольно терплю Я, стражда, да ликует Адам».

13) (Λέγοντος) И когда говорил сие Иисус, кровожадный и неукротимый народ слушал, и как лев зарычал, чтобы похитить душу Агнца – Христа. Пилат же, исполняя желание их, тотчас бичевал Кроткаго. На хребте Твоем он содевал (Пс. 128:3) (беззаконие), Ты же во сне наказывая ребро (жену) его (Мф. 27:19), показал силу Свою; ибо жена (его) объявила о сем, вопия: «ты судишь Судию Своего, да ликует Адам».

14) (Μάστιγας) Бичевания терпит Искупитель, связанный Избавитель; восхотевший (пострадать) и распростершийся на древе, Тот, Кто некогда утвердил (в виде) столпа облако; беседовавший с Моисеем и Аароном, утвердивший столпы земли, привязан к столпу. Столп, показывавший (Израильскому) народу путь в пустыне (ибо пред ним тогда являлся огненный столп),-тот самый Столп прикреплен к столпу; Камень распростирается на древе, да ликует Адам.

15) (Ὃμως) Однакоже Пилат, бичевавший Врача, умывает из-за Него руки (свои), думая чрез сие оправдаться. Но он оказался повинным; ибо, после бичевания, предал Его на крест, сказав: «неповинен я». Кто когда слышал, чтобы убийца говорил мечу своему: «тобою умертвивши, я не понесу наказания»? Взяв меч у беззаконных, осуждай, Пилат, Живущаго (во веки), да ликует Адам.

16) (Σταύρωσον) «Распни», слышал убийца (сей) от беззаконников вопиющих, и исполнил их волю, предав Его распинаемаго не по принуждению, (но) добровольно. Ибо, услышав, что Он враг Кесаря, он, жалкий, убоялся; ибо не хочет он быть врагом Кесаря, а Вседержителя. Ныне он повинен, предпочетши (эту временную) жизнь (Самому Источнику) жизни, и (предав) чрез беззаконных на убиение Творца, да ликует Адам.

17) (Ῥίψας) Подвергнув обвинению самого себя, он убивает чрез них (единомышленников своих) Христа, нашедши в них себе споспешников, которые говорили: «Кровь Его останется на нас, вместе с детьми нашими еще не родившимися»! О, (ужасная) отеческая клятва! Приготовляющие детям своим худшее прилагают раны к ранам, призывая месть, за злыя дела свои, на поколения свои, – на веки! Мы же, принимая Кровь Спасителя нашего, почитаем (ее своим) искуплением, да ликует Адам.

18) (Ὤλετω) Погибал земнородный от жажды, сожигался от зноя, блуждая в безводной пустыне, и не находил, несчастный, чем мог бы утолить жажду свою. Посему-то, Спаситель мой, Ты, (копием) прободенный на кресте, излил (отсюда) источники жизни, вопия чрез ребро Свое (как бы чрез отверстие): «Если ты жаждешь, – пей из Моего ребра, и ты не будешь жаждать во веки». Двоякое свойство имеет (этот) Божественный источник: он напаяет и, вместе с тем, омывает (духовно) осквернившихся, да ликует Адам.

19) (Μήτις ον) Итак никто да не скажет, чтобы сие ребро Христово (было ребро) простаго человека. Поскольку Христос был человек и вместе Бог, и Он не был разделен на два, (но) Он был Един от Единаго Отца, и страждущий и умирающий, хотя вместе с тем и не мертвый (как простой человек, но Он), как Бог, подъял на Себя истинное страдание, ибо все претерпел не ложно и добровольно, и не по необходимости, как сказал Исаия; каковыя слова исполняя и ныне, Спаситель мой все терпит, да ликует Адам. (Ис. 53:4, 5, 11, 12).

20) (Ἅλλος δὲ) Другой образ Иисуса был пророк Иона. Он сокрылся во чреве китове, быв поглощен (этой рыбою), подобно как Господь (сокрылся) во гробе. Он вышел из кита после трех (дней), также, как и Христос из гроба. Он проповедию (своею) спас Ниневитян: Христос же избавил (от погибели) всю землю- и даже всю вселенную. Все предвозвестив нам чрез пророков, Он пришел исполнить (сие), да ликует Адам.

21) (Νίκην) Подающий победу смиренным, неся на раменах Своих крест на подобие трофея, вышел на распятие и на уязвление уязвившаго нас. Ибо, исполнив все, чем должны мы были, Он поспешил и к смерти. Подставлял он некогда на заушения (пречистое) Лице Свое, которое не могут зреть Серафимы; они закрывают пред Ним лица (свои как бы) со стыдом; по особенной любви (Своей к нам), Он добровольно облекся одеждою поругания (Пс. 34:26; Пс. 118:29), да ликует Адам.

22) (Ὅξος) Напоили оцетом Источника сладких потоков, подали желчь Одождившему манною и Источившему водныя струи из камня. Он же, биенный тростию, (ею же) подписал изгнание врага. Обнаженный на кресте, Он снял с врагов (Своих одежду) жизни2. Принесший радость мертвым и живым, снятый с древа, Он обвит был плащаницею, положившись во гробе, да ликует Адам.

23) (Ὓμνησον) Сего воспой, ты земнородный, восхвали (в песнях) пострадавшаго и умершаго за тебя (Господа), и вскоре узрев душею Его (опять) живым, приими (Его) с радостию. Ибо Христос хощет воскреснуть из гроба и обновить тебя, о человек! И так приготовь (в сретение) Ему душу чистую, дабы Он сделал тебя (и) здесь жителем неба. Царь твой скоро приидет, и исполнит радостию Церковь Свою, да ликует Адам.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 118 –124

2. Перевод П.И.Цветкова

СТРАДАНИЯ ХРИСТОВЫ.

Пролог.

Кончилось Вражды3 тиранство,

Слезы высушены Евы

Вольной страстию Твоею,

Христе Человеколюбче!

Ею обновлен умерший,

Ею в рай введен разбойник...

Веселись, ликуй, Адам!4

1.

Небо! Долу ниспади!..

В хаос погрузись, земля!

Солнце! Не дерзни смотреть

На Владыку своего,

Изволеньем собственным

На Кресте Распятаго!..

Камни! Распадайтеся,

Ибо Камень жизни днесь5

В ребра прободается!

Разрывайся надвое,

Ты, завеса храмная,

Ибо тело Господа

Копием пронзается

Беззаконников!.. Вся тварь

При страдании Творца

Да вздыхает в трепете!..

Веселись, ликуй, Адам!..6

2.

Спасе мой! Ты взял мое,

Чтоб Твое я получил...

Ты подъял страдание,

Чтобы я страстей моих

Полным властелином был...

Я из гроба возведен,

Смерти быв добычею,

Ты во гробе положен

И нас в рай вновь водворил...

В преисподнюю сойдя,

Ты возвел меня горе...

Двери адския узрев,

Двери вечности мне Ты,

Искупитель мой, отверз...

Все подъял Ты, Спасе мой,

Ради меня падшаго...

Веселись, ликуй, Адам!..

3.

Тебя, Господа всего,

Миром Невместимаго,

Взяли беззаконники

И во двор Каиафы днесь,

Ненавидя, приведи...

Там, увидевши Тебя,

Ослепленные умом

Завопили яростно:

«Сей вменяет ни во что

Моисея и закон...

Тот. Кто Моисея чтит

И к закону ревностен.

Покажи ревность свою»...

Буди, буди ревностен!..

Ибо для страдания

Сей Скиталец7 к нам пришел8...

Веселись, ликуй, Адам!..

4.

Так кричал народ... Ему

Отвечал архиерей:

«Я ль неправ, сказавши вам:

Лучше, чтоб один погиб

Человек, чем весь народ

Злой погибели подпал»...9

Кто видал, чтобы змея

Вместо яда принесла

Ранам врачевание?..

Кто видал. чтобы огонь

В росу изменял себя?..

Кто слыхал когда-либо,

Чтоб сказала правду ложь?..

Каиафа нехотя

Рек пророчески, что Спас

Принимает смерть за всех...10

Веселись, ликуй, Адам!..

5.

Но не понимал сего

Произнесший те слова...

Зависть обладала им11

И к убийству привела...

Что убийство зверское

Зависти преемствует,12

Авель древний показал.

Каин позавидовал

Ему, а потом убил...

Христос, Любящий людей

Сносит волей ненависть...

От недугов лечит Он

И – жертвоприносится,

Вместо благодарности

Пригвождается к кресту

И на нем приемлет смерть...

Веселись, ликуй, Адам!..

6.

«О, возьми, распни Его,»

Кричит дикая толпа,

Гневаясь на чудеса,

Совершенныя Христом,

Когда был к правителю13

Приведен Творец всего...

Привели на суд Того,

Кто и бедных, и царей

Будет некогда судить...

Праведнаго Судию

И Освободителя,

Как бы Он разбойник был,

Люди нечестивые

Явно вздумали судить...

Но Страдалец молчалив

Был и нем. как сказано...14

Веселись, ликуй, Адам!..

7.

Нем был громы Мещущий,

Чуждо слова пребыло

Слово Безначальное...

Если б голос дал Христос,

Побежден бы не был Он.

Не был распят... Но тогда

И Адам не спасся бы...

И, чтобы страдать, Христос

Предстоит в молчании...

Видя, что Христос молчит,

Судия Его сказал.

«Что́ я сделаю Тому,

Кто ответа не дает»?..

– «Он виновен в тех грехах,

В коих обвиняется:

Пусть осудится на смерть»!..

Веселись, ликуй, Адам!..

8.

Сонму беззаконному

Рек тогда Избавитель

(Он Пилата не хотел,

Как бы безсловеснаго,

Словом удостоивать):

«Днесь Я осужден на смерть,

Ибо Иаира дочь

Одним словом воскресил

И единороднаго

Сына возвратил вдове;

Лазаря, от смерти врат

Поспешившаго ко Мне,

Оживотворил при всех...

Сего ради, более:

В воздаянье за сие,

Стражду и приемлю смерть»...15

Веселись, ликуй, Адам!..

9.

Слыша медоточную

Слова речь, вскричал народ,

Как бы горечь некую

Ощутивший на устах.

"Не за то16 Ты осужден,

А за то, что разорил

Моисея заповедь

И субботу не хранишь»...

– «Но что́ лучше: здравие

Немощному возвратить

Иль субботу соблюсти?..17

Ради ли субботы сей

Я изшел из недр Отца?..

Я увидел немощи

И страдания людей

И на землю сшел с небес...

Веселись, ликуй, Адам!..»

10.

«Не страшится ад суббот

И не убегает их...

Но лишь Я – никто другой –

Я – субботы Господин, –18

Пригвожденный ко кресту

Исцеляю немощных...

Много блюл суббот слепой

И, однако, не прозрел...19

Много точно так суббот

Соблюдал разслабленный

В тридцать восемь целых лет

И, однако, от одра

Своего не возставал

И не получил своей

Исцеленья немощи,

Доколь с неба Я не сшел...20

Веселись, ликуй, Адам!..

11.21

«Вы от многих слышали,

Обитающих окрест,

О, блюстители суббот,

Ненавистники людей,

Порицания слова:

«Где же Бог, Спаситель их,

Мощно Исцеляющий

Их недуги и от них

Чтимый, как велит закон»?..

– «Говорившие сие

Наши злые недруги

Насмехались в сих словах,

Понося нас и браня»...22

– «Но ведь Я, в субботу всем

Исцеленье подая,

Озаряю славою...

Веселись, ликуй, Адам!..»

12.

«Признан Я неправедным,

Ибо оправдал жену,

Некогда грешившую,

Но раскаявшуюся...23

Чистоты вождей она

Обрела в ногах Моих24

И слезами чистыми

Оросила мне стопы,

Кои не могла покрыть

Глубина великая...25

Миром драгоценнейшим

Умастила мне главу,

Прикоснуться коея

Не дерзал Предтеча сам

И страдание Мое

Предварила вольное»...

Веселись, ликуй, Адам!..

13.

Слыша Иисусовы

Чудныя слова сии,

Необузданный народ,

В кровожадности,26 как лев,

Зарычал, души Христа,

Агнца Божия,27 ища...

А Пилат, по мысли тех,

Тотчас к бичеванию

Присудил Невиннаго,

Делал на хребте Твоем...28

Ты же явно показал

Мощь Твою, жену его

Угнетая грезою...

Заявила то жена-

«Судишь» – мужу возгласив –

«Судию Твоего Ты»!..

Веселись, ликуй, Адам!..

14.

Терпит бичевание

Искупивший от грехов.

В узы заключается

Тот, Кто всех освободил...

К древу привязуется29

Тот, Кто восхотел сего,

Тот, Кто силою Своей

Сгустил облако, как столб.

С Моисеем говорил,

С Аароном речи вел...

Прикрепляется к столбу

Некогда Поставивший

Основания земли,30

Ведший, как столб огненный,

Некогда народ в пути...

Камень31 укреплен в столбе...

Веселись, ликуй, Адам!..

15.

Бичеванию предав

Немощей Целителя,32

Умыл руки судия33

В знак невинности своей...

Нет, нет, нет, виновен он,

Присудив к распятию

Приведеннаго к нему

С возгласом: «невинен я»...34

Кто когда-либо слыхал.

Чтобы своему мечу

Погубитель говорил.

«Чрез тебя убийца я,

А я сам не виноват»...

Пользуясь злодеями,

Ты Живаго35 осудил

На распятие, Пилат...

Веселись, ликуй, Адам!..

16.

«О, распни Его, распни» –

Крики беззаконников

Раздались... Желание

Исполняя их, Пилат

Предал в руки им Того,

Кто Своею волею

Ко Кресту был пригвожден...

Жалкий! Испугался слов.

Что он – не друг Кесаря,

Возжелав быть недругом

Бога, а не Кесаря,36

Животу всех предпочтя

Собственную жизнь свою...

Он не чужд вины, когда

Через беззаконников

Умертвил Создателя...

Веселись, ликуй, Адам!..

17.

Не невинен быв,37 Пилат

Убивает Господа,

Исполнителей себе

Обретя в глаголавших:

«Буди кровь Его на нас

И на наших сыновьях,

И не рождшихся еще»!..

О, проклятие отцев!..

Прилагают в гнусности

К ранам раны, худшее

Для своих готовя чад,

Казнь за преступление,

Ими совершенное

Возлагая на детей...

Мы же искупляемся

Кровью Спаса нашего...38

Веселись, ликуй, Адам!..

18.

Произшедший из земли39

Был снедаем жаждою

И сжигаем знойностью,

Но пустыне странствуя...

Жалкий, он не находил

Чем бы жажду утолить...40

Посему, Ты, Спасе мой,

Волны жизни излиял,

Пригвожденный ко кресту,

Восклицая чрез ребро:41

«Смертный! Если жаждешь ты,

Пей из Моего ребра,

И во век не вжаждешься»...42

Влага сия двойственна:43

Напаяет и дает

Отпущение грехов...

Веселись, ликуй, Адам!..

19.

Пусть никто не говорит,

Что Христа было ребро

Человека лишь ребро,

Ибо Человек Христос

Вместе Бог был Истинный

И не раздвоившийся,

Но Единый целостно

От Единаго Отца,

И Един Страдающий,

Как и Умирающий,

Но и не вполне Мертвец,

Так как вместе был и Бог...

Он благоволил страдать

Истинно, все испытал

Изволением Своим.

Как и рек Исаия...44

Веселись, ликуй, Адам!..

20.

Древле образом Христа

Был Иона, что́ китом

Схвачен будучи, в его

Чреве был и сокровен,45

Как во гробе наш Господь...

Тот был выброшен китом

После трех дней; и Христос

Гроб оставил в третий день...46

Ниневитян древних тот

Своей проповедью спас,47

А Христос освободил

От погибели за грех

Мир весь, всю вселенную...

Чрез пророков возвестив

Наперед все о Себе,

Он пришел исполнить то...

Веселись, ликуй, Адам!..

21.

Чтоб победу кротким дать,

Крест на раменах неся,

Как трофей побед Своих,

Шествует вперед Христос,

Чтоб на нем распятым быть

И удар тому нанесть,

Кто нам рану причинил...48

Весь наш долг Он уплатил

И на смерть подвигнулся,

Плюновению Лице,

На которое взирать

Не дерзают в трепете

Сонмы серафимские,

Лица закрываючи,49

Отдал, облечен потом

Ризой поругания...50

Веселись, ликуй, Адам!..

22.

Уксус дали пить Тому,

Кто – Источник сладких вод,

И желчь поднесли Тому,

Кто дал манну, как бы дождь,

И Кто воду из скалы

Чудным образом извлек...

Он же, тростью поражен,

Подписал ею врагу

Об изгнаньи приговор...

Обнаженный при кресте

Отнял у злодеев жизнь51

И всем мертвым и живым

Даровал веселие...

Снятый с древа Своего

Плащаницею одет

И во гробе схоронен...

Веселись, ликуй, Адам!..

23.

Земнородный! Восхвали

И воспой, воспой Сего,

Кто страдать благоволил

И Кто умер за тебя,

И, когда Он оживет,

Радостно прими Его,

Устремись к Нему душой...

Ибо явится Христос

Вновь от гроба и тебя

Обновит, о человек.

Итак, душу чистую

Приготовь Ему, дабы

В небе поселил тебя...

Грядет скоро твой Господь

И исполнит радостью

Церковь, Им созданную...

Веселись, ликуй, Адам!..

К песни «Страдания Христовы».

Песнь «Страдания Христовы», подобно песням «Отречение Петра», «Плач Богоматери» и «Торжество Креста», написана на пяток Страстной седмицы. Это видно из надписания ея в рукописи Корсини: ἔτερον κοντάκιον γίας παρασκευῆς, ἤγουν εἰς τὸ πάθος, ἦχος γ’, φέρον ἀκροστιχίδα: εἰς τὸ πάθος ψαλμὸς ωμανοῦ. (Piträ Anal. s. i. I. p. 116).

В песни изображаются страдания Господа Иисуса Христа, главным образом, по Евангелисту Матфею. Но св. певец не ограничивается лишь описанием страданий Господа, но высказывает также свои чувства по поводу сих страданий, дает объяснения Евангельскаго повествования, судит мучивших Господа. – Заслуживает внимания торжественный тон в песни «Страдания Христовы». Страдания Господа представляются св. певцем, как торжество, и в Страдальце он видит Победителя.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе П. Цветкова. М.: 1900. – С. 1 98–212

* * *

1

Переведено в первый раз на русский язык с греческаго из Anal. sacra K. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца, имеющее акростих: Εἰς τὸ πάθος ψαλμὸς ωμανοῦ.

2

ἀπέδυσε τῆς ζωῆς τούς δυσμενεῖς.

3

По-видимому, Вражда есть здесь олицетворение и этим именем назван диавол.

4

В подлиннике по изданию Питра припев читается так. μόνος χορέυει Ἀδὰμ. Но следовало бы ожидать: ἵνα χορέυὁ Ἀδὰμ, как предполагает Питра (Anal. s. t. I. p. 117: fortasse melius in finë ἵνα χορέυῃ). Ибо этот припев: ἵνα χορέυὁ Ἀδὰμ видим в строфах 2–23, между тем в песнях св. Романа обыкновенно одним и тем же припевом заканчивается как пролог. так и все строфы, иначе сказать, один и тот же припев проходит чрез всю песнь. Не забудем. что песнь „Страдания Христовы“ доселе найдена в одной лишь рукописи (именно, рукописи Корсини) и может быть, что текст песни в этом месте не вполне исправен. Cp. Piträ Anal. s. t. I. p. 116.

6

В подлиннике: μόνος χορέυει ὁ Ἀδὰμ. Но, вероятно, и здесь, как в прологе, припев должен быть такой: ἵνα χορέυὁ Ἀδὰμ.

7

Ср. Мф. 8:20.

8

Последние три стиха сей строфы принадлежат св. певцу, а не составляют продолжения вопля ослепленнаго умом народа.

10

Ибо Каиафа сказал, что лучше погибнуть одному человеку, чем всему народу. Ср. Ин. 11:51.

12

В подлиннике: φθόνω ὁ φόνος παρέπεται. Мысль эта представляется, как аксиома, которую св. певец только проясняет примером сынов Адама.

13

Т.-е. к Пилату.

15

Ср. церковную песнь (тропарь да 6 часе в пяток Страстной седмицы): «Сия глаголет Господь иудеом: людие мои! Что сотворих вам? слепыя ваша исцелих», и т. дал.

16

Т.-е. не за чудеса.

18

Мф. 12и Лк. 6:5.

19

Ср. Ин. 9и сл.

20

Ср. Ин. 5и сл.

21

Строфа 11 не ясна и текст ея, повидимому, неисправен.

23

Лк. 7:36–50; но ср. Мф. 26и сл.

24

Ибо при ногах Христа грешница стала целомудренной.

25

Разумеется чудесное хождение Спасителя по водам (Мф. 14:25–31).

26

Ср. Мф. 27:25: «кровь Его на нас и на чадех наших»

28

Выражение взято из Пс. 128:3.

29

Что Иисус Христос, при бичевании, был привязан к столбу, – Евангелисты не говорят. Но это нередко указуется у церковных писателей, особенно западных (ср. Prudentiï Dittoch. LXI).

30

Ср. канона на субботу Страстной седмицы песни 8 ирмос.

32

Это не совсем согласно с Мф. 27:26, где бичевание представляется бывшим но омовении рук Пилатом.

33

Разумеется Пилат.

35

В подлиннике: ζῶντα. Эго ζῶν имеет здесь значение «вечно Живущий».

36

Ср. Ин. 19и след.

37

Ибо предпочел свою жизнь Жизни всех, временное-вечному.

38

Параллелизуется любовь Искупителя и безчеловечное отношение к своим детям распинателей Его.

39

Т.-е. род человеческий вообще, странствующий но земле, а не евреи лишь, странствовавшие в пустыне.

40

Св. певец говорит об утолении не физической лишь жажды, но и духовной.

41

Которое было прободено.

42

Выражение заимствовано из Ин. 4:13–14 и Ин. 7:37–39.

43

Ибо из ребра Господа истекли кровь и вода.

44

Повидимому, намек на Ис. 53

48

Т.-е. диаволу.

50

Мк. 15и след.

51

Т.-е. поразил смертельно диавола и аггелов его.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. - VIII, 201, IV с. / Во Святой и Великий пяток (о страсти Господней). 118-124 с.

Комментарии для сайта Cackle