Азбука веры Православная библиотека Роман Михайлович Конь Роль воображения в современном западном оккультизме

Роль воображения в современном западном оккультизме

Источник

Содержание

Аннотация 1. 2. 3. Источники Литература  

 

Аннотация

В статье рассматривается роль воображения в различные периоды жизни и деятельности Е. Блаватской, Р.Штайнера, С.Торопа (Виссариона), И. Береславского начиная с процесса их личностного становления еще до увлечения ими оккультизмом или построения ими собственных оккультных или сектантских доктрин. Особое внимание уделено влиянию и значению воображения в созданных ими доктринах и практиках, а также затрагиваются различные версии интерпретации ясновидения Блаватской, которые анализируются в контексте православного аскетического Предания.

* * *

В 1907 г. в открытии русского отделения Теософского общества в Смоленске принимали участие два архимандрита, и по этому поводу спиритический журнал «Ребус», приветствуя создание отделения, назвал устав Общества «интересным фактом преломления принципов теософии через призму российского христианского мистицизма»1 . Теософия Е. Блаватской тогда соблазняла обещанием непосредственного постижения сверхъестественного через контакты и под руководством «махатм», а позже Р.Штайнер очаровывал тем же, но другим способом – методологией постижения сверхъестественного и духовного с точностью математического анализа… В конце XX – начале XXI в. оккультизм привлекает больше прикладными направлениями, например, диагностикой кармы или возможностью психологической коррекции подсознания. Поэтому у «Нового акрополя», продвигающего чисто теософские идеи о наступлении «шестой расы», последователей не так много, как у тех, кто предлагает услуги по конкретным жизненным ситуациям. Вместе с тем, несмотря на эти нюансы, у них имеется и общий базис, который заключается в провозглашении мнимой с точки зрения Православной веры идеи о единстве всех религий и вер, о тождестве учений на эзотерическом уровне или общности религиозного опыта верующих людей. Исходя из этого, разработанные в рамках оккультных доктрин прикладные направления или методологии некоторые ученые предлагают рассматривать как универсальные концепты, которые могут «выполняться независимо от религиозной и культурной принадлежности человека; к ним можно приобщиться независимо от возраста»2 . К таким концептам относятся, например, «упражнения и рекомендации Р.Штайнера по развитию ясновидческих способностей»3 , использование методологии вальдорфской школы в педагогике и образовании, диагностика кармы Лазарева, метод психологической коррекции подсознания человека – «тета хилинг» Стайбл и другие, в основании которых лежат идеи теософии Блаватской. Помимо того, что ее теософия является теоретической базой для многих современных оккультных доктрин и практик и она оказала влияние на формирование учения некоторых русских сект, например, секты Виссариона и «Богородичного центра». Опровергнуть эти оккультные утверждения можно несколькими путями, например, сравнив вероучительные положения Православия и оккультизма или их принципы духовной жизни. В данной статье предлагается решение этой задачи по второму пути с акцентированием внимания на роли воображения и ясновидения в современном западном оккультизме и отношении к воображению в религиозной жизни православных подвижников. В ней будут рассмотрены взгляды тех оккультистов, чьи идеи актуальны для России и оказали влияние на формирование современного сектантства. Данная статья состоит из двух частей. В первой части рассматривается роль воображения в процессе личностного становления видных оккультистов еще до их увлечения эзотеризмом на примере Блаватской и Штайнера и находящихся под влиянием их идей Сергея Торопа (Виссариона) – основателя секты «Церковь последнего завета», и Иоанна Береславского – основателя «Богородичного центра». Во второй – исследуется проблема воображения и ясновидения в теософии и ее производных с точки зрения некоторых светских исследователей оккультизма и с позиций Православия.

1.

Основательница теософии Е.П. Блаватская была крещена в Православной Церкви через несколько часов после рождения из-за боязни близкой смерти девочки от тифа, но, кроме этого факта, о ее церковной жизни почти ничего не известно до сообщения о венчании в семнадцатилетнем возрасте. Зато мемуарная литература сохранила много психологических черт ее характера, который, по словам ее родственницы, не менялся с семи до пятнадцати лет4 и, следует отметить, почти не изменился до конца ее жизни.

Блаватская была от природы наделена многими талантами и в то же время с детства «не признавала никакой дисциплины, не прислушивалась к наставлениям воспитателей, обо всём имела собственное мнение <…> была исключительно самоуверенной и отчаянной <…> учителя теряли с Еленой всякое терпение <…> была абсолютно равнодушной к указаниям старших»5.

Бабушка Блаватской, Надежда Фадеева, отмечала, что Елена отличалась от всех детей своеволием, беспокойным и очень нервным темпераментом, стремлением к независимости и свободе вплоть до того, что «малейшее противоречие вызывало в ней раздражение, доходящее часто до конвульсий»6. Она отличалась любопытством в отношении всего неизвестного и тяготением к умершим.

Все эти качества Блаватской были соединены, по мнению Н. Фадеевой, «с необычайно богатым воображением и исключительной чувствительностью»7 : именно воображение и мечтательность были центром ее странной душевной жизни. Блаватская с детского возраста «могла часами, а иногда и днями спокойно сидеть и что-то сама себе, как полагали люди, шептать и одна, в темном углу»8. По рассказам самой Блаватской, с шести лет к ней «каждый вечер приходил какой-то старый дух, чтобы через мою руку письменно передавать различные сообщения»9. Сестра Блаватской Вера Желиховская отмечала, что в детстве Блаватская любила играть в подвале старого здания в обществе некоего духовного существа, названного «маленьким горбуном», и, «когда ей было 12 лет, ее нашли <…> в одном из подземных коридоров, разговаривающей с каким-то невидимым существом»10.

Позже Блаватская уверяла, что с детства «видела какого-то величественного индуса в белом тюрбане», и называла его своим Хранителем, спасавшим ее «во всех бедах»11. Со временем Блаватская попала в полную зависимость от духов, которые являлись ей в воображении, проявлялись помимо ее воли и редко ей подчинялись12. Их действие сопровождалось стуками, постоянными передвижениями предметов даже в присутствии церковного духовенства. Неудивительно, что в молодости она проявляла непостоянство

во всем: «бросалась из места в место, от одного дела к другому, не находя занятия по душе»13.

Иногда с ней случались странные болезни, во время которых когда она закрывала глаза, то ощущала, что меняла свою идентичность, становясь другим, неизвестным ей человеком14. В поздние годы Блаватская оставалась такой же, и если что появилось у нее нового, так это способность скрывать свои недостатки и страсти. Ее критики отмечали, что она «находила удовольствие в демонстрации собственного интеллектуального превосходства любого рода над теми, кто ее окружал, в частности над мужчинами»15.

Отношение ее к Церкви и Христу было кощунственным и богохульным. Церковную веру она рассматривала как созданную для примитивного мышления, не верила в бытие Бога, отрицала Божество

Христа, но признавала существование «всемогущего духа Сатаниила». Схожие черты душевной жизни были присущи основателю антропософии Рудольфу Штайнеру, происходившему из католической семьи и до десятилетнего возраста принимавшему «активное участие в церковной службе»16. В ранние детские годы он, как и Блаватская, уже обладал религиозным опытом; например в сумерках ему явилась тень самоубийцы17.

Одновременно Штайнер проявлял с детства чрезмерное любопытство ко всему до такой степени, что желал перейти границы познания материального мира, что в его биографами будет представлено как неотрефлексированное стремление увидеть лежавшие в основании мира идеи живыми существами18.

В студенческие годы Штайнер, будучи очарован естественнонаучными дисциплинами, решил применить их методологию для достоверного познания духовного мира и уже в двадцать два года сравнивал духовное созерцание в своей душе по «отчетливости и прозрачности <…> с математическим мышлением»19.

На самом деле разработанная им теория познания сверхъестественного оказалась лишь внешне схожей с научной методологией в том, что в ней четко была прописана последовательность шагов для достижения результата, а в главном – в возможности воспроизводимости результата и его объективности – оказалась антинаучной. В самом общем виде задача Штайнеровского пути познания сводилась к тому, чтобы угасить в себе всякую мыслительную деятельность, добиваясь «полной внутренней тишины»20, сделать мышление «пустым», затем создать из мыслей и чувств «органы ясновидения»21–духовные глаза, позволяющие оккультисту «видеть вещи, не имеющие никакого физического существования и остающиеся <…> скрытыми (оккультными) для того, кто не прошел духовного обучения»22, и различать астральные и ментальные цвета23, а также видеть духовные существа высшего и низшего порядка24, подавляя критическое мышление в себе и открываясь картинам, появляющимся в воображении25. С помощью концентрации внимания, контролирования мыслей и чувств оккультисту надо развивать свое воображение до такой степени, чтобы созерцаемый предмет ощущать по цвету, и по виду, и по другим качествам так, если бы он на самом деле реально существовал как «духовная действительность»26, а не в виде чистой (абстрактной) идеи в уме.

На более высоком уровне развития оккультных способностей одна мысль о предмете или его идея должна была наполнять человека такими ощущениями, как будто бы он имел реальный контакт с этим предметом, хотя на самом деле он его не имел. При использовании этой методологии к познанию людей в поле зрения оккультиста должен возникнуть образ душевного мира человека, который ощущается им похожим на пламя: «В середине оно [пламя] ощущается как бы желто-красным, а по краям – красновато-голубым или лиловым»27.

Наконец, на последнем этапе познания «посвящаемому должны открыться некоторые вещи и факты, принадлежащие к высшим мирам. Но он может увидеть и услышать их только в том случае, если он способен ощущать духовные восприятия в виде образов, красок, звуков и т.п.»28. И только тогда, «как ты читаешь книгу, возникшую из действительного внутреннего опыта, в твоей душе деятельны силы (здесь и далее курсив Р.Ш.), делающие тебя ясновидящим, подобно тому как силы природы из живого вещества образовали твои глаза и уши»29.

Цель познания состояла в том, чтобы через знание высших миров посвящаемый приобрел большее доверие к себе30. Штайнеровская теория познания не предполагала объективного критерия достоверности внутреннего опыта, поэтому доверие к себе – это в соответствии со святоотеческой аскетикой есть укрепление в самомнении. В продолжение темы о роли воображения в формировании психологических портретов будут упомянуты пребывавшие под влиянием идей теософии Блаватской Сергей Тороп, или Виссарион, основатель секты «Церковь последнего завета», и Иоанн Береславский – основатель «Богородичного центра».

Сергей Тороп, будущий лжехристос, родился в неверующей семье. Школьные годы С.Торопа не были отмечены знаменательными событиями, и, видимо, у него в жизни мало что получалось31, поэтому он часто предавался мечтательности, т.е. уходил «в тот мир, который по-прежнему озарялся вспышками удивительных фантазий и мечтаний, где подолгу купался юный Сергей»32.

После школы эта привычка осталась, и, когда «наступали сумерки, Сергей погружался в таинственный мир свой»33.

Однажды, пребывая в гневе на православного священника и проведя в этом борении всю ночь, он под утро получил откровение, будто наречен он Виссарионом-Христом и «с этого момента должен исполнять Последний Завет Всевышнего, который призывает все народы и все мировые религии к единению»34. Впоследствии призывы воображать и мечтать стали составной частью его доктрины. Воображение, наставлял Виссарион, «могучий источник истинного познания Бытия»35, поэтому он призывал своих последователей мечтать36 и издал наказ «прорабатывать всё сказанное [Виссарионом] через свое воображение»37, чтобы через образы постигать его учение: «Я надеюсь, вы стараетесь всё это понять, пропустив через свое воображение, выстраивая нужные образы, пробуя прожить правильно тот или иной момент воображайте и пробуйте отреагировать так, как написано в истине. И повторяйте это много раз до тех пор, пока создаваемый вами образ не будет вызывать у вас правильной реакции»38. Мечтания он уравнивал с опытом «прожитых много жизней»39, а через воображение образа в ходе молитвы40 якобы происходило единение с ним. Дело дошло до того, что одобрял сексуальное соитие через воображение. Виссарион по своим убеждениям – это настоящий антихрист, поскольку именует себя второй раз пришедшим Христом.

Иоанн Береславский, основатель «Богородичного центра», в молодости также не преуспел ни в чем и занялся поиском истины. По еговоспоминаниям, он искал «прозрений, озарений, иллюминативных вспышек»41, «ботхисаттствовал как учитель на подмосковной даче», открывал у себя «третий глаз»42 и в итоге «переменил девять вер»43. Затем он обратился в Православие и предался экзальтированному образу жизни, о чем позже сам вспоминал: «Строгая аскетика, постоянная внутренняя молитва, ночью – следованная Псалтирь, пятисотница поклонов, купание на святых источниках, затвор келейный при свечах, горящие лампадки и воздевание рук горе в многослезной молитве»44.

В обзоре религиозной жизни оккультистов обращает на себя внимание на то, что` является для этих лиц общим, а именно: а) весьма сильно развитое воображение и мечтательность в области религиозной жизни; б) претензии на то, что они владели способностью, именуемой оккультистами ясновидением45, которое они рассматривали как инструмент познания духовного мира и людей. Причем, при всём разнообразии видений, в) почти у всех видения и общение с духами начинались еще с детства и г) у всех они встречаются в сумерках или ночью. Важной чертой их характера было: д) своеволие в обычной жизни, которое проявлялось и в области религиозной; е) чрезмерный интерес к всему таинственному; ж) превозношение над другими людьми своими способностями и тщеславие. Все они, з) не имея никакого опыта в религиозной жизни, воспринимали данные душевной жизни за явления сверхъестественного порядка. Наконец, и) все отвергали догматическое учение Церкви. Штайнер видел свою задачу в противодействии Второму Пришествию Христа, а Виссарион выдает себя за Христа, т.е. является очередным современным антихристом.

2.

Поскольку ясновидение в теософии Блаватской является одним из центральных элементов оккультизма, то надо рассмотреть вопрос о достоверности этого ее опыта и его природы. Некоторые современные ученые – исследователи эзотеризма сомневаются в реальности владения Блаватской ясновидением. Так, известный специалист по оккультизму Ханеграаф ставит под сомнение приписываемое Блаватской знание сверхъестественных вещей благодаря ясновидению и телепатическим контактам с махатмами, во время которых она была способна «оставаться во время видений в полном сознании и в полном контроле над своей волей». Ханеграаф считает, что такое знание «скорее уместно в контексте месмерического сомнамбулизма и спиритуализма, чем теософии». В месмеризме медиум погружался в транс, и считается, что в этом состоянии он входит в контакт с духами и они открывали ему некие знания. «По контрасту с месмерическим и спиритуалистическим пониманием ясновидения в теософии, – считает Ханнаргаф, – оно было настолько тесно связано со способностью к воображению, что не казался неуместным вопрос»46, можно ли вообще разделять ясновидение и воображение.

Ясновидение Блаватской Ханеграаф рассматривает как результат использования ложной теории психометрии, поэтому ее ясновидение он считает плодом умственной деятельности, вымысла, грез и мечтаний, воображения на основании сведений, почерпнутых из прочитанной ею оккультной литературы, хранящихся в человеческой памяти, и ничего более. Кроме того, он утверждает, что фантазии Блаватской

были усилены воздействием табака и гашиша47. Отсюда Ханеграаф заключает, что ей не нужна была сверхъестественная помощь от духовных существ или телепатические контакты с архатами или махатмами, т.е. ее учителями, для написания книг ясновидческим путем в состоянии бодрствования48. Обвинения против Блаватской и Штайнера вполне заслуживают внимания, однако Ханеграаф не рассматривает источником так называемого ясновидения наряду с психометрией спиритический опыт Блаватской, что снижает остроту его критики, поскольку спиритизм предполагал разные варианты медиумизма, в том числе и полное погружения в транс с контактом в нем с духовными существами, и, кроме того, Блаватская иногда испытывала странные болезни, в ходе которых она теряла свою идентичность.

Сведя ясновидение к игре человеческого воображения, Ханеграаф выставляет Блаватскую простой фантазеркой. Однако взгляд на роль воображения и мечтательности с точки зрения православной аскетики на душевную жизнь Блаватской дает иную картину. Православная аскетика допускает разные способы воздействия демонов на человека в состоянии бодрствования и во сне. В одних случаях демоны просто являются человеку в состоянии бодрствования или сна, а в других – они воздействуют через тело49 и душевные чувства, и результат этого воздействия служит «материалом, из которого ум образует помыслы, которые только кажутся происходящими из сердца»50, а на деле их источником являются демоны. Самыми распространенными способами воздействия бесов на ум являются воображение и мечтательность, и человек, не имеющий рассудительности в этой области, легко уловляется демонами51.

Действия демонов могут простираться даже до изменения восприятия умом человека вещей и предметов. Например, когда человек видит какую-то вещь, то демоны могут вложить ему мысль, что это совершенно иная вещь, и его ум будет воспринимать ее иной по форме, виду, качеству и пр. Или когда человек слышит какие-то слова, то демоны могут воздействовать на ум таким образом, что он в этих словах услышит совершенно другое по содержанию. Всё это происходит потому, что «Бог попустил ему [демону] овладеть мыслительною силою вашею [человека]»52. Притом что действия демонов для человека незаметны, сам человек принимает их внушения на уровне мысли и чувства за свои. Только ум, просвещенный благодатью, знает, откуда происходит это возбуждение и движение53.

Кроме того, надо отметить, что опыт Штайнера в постижении душевной жизни в виде пламени желто-красных, лиловых и зеленоватых оттенков в православной аскезе рассматривается признаком явления демонов, «носящих в себе начаток и образ адского огня»54, в противовес которому свет благодати чист, т.е. не имеет цвета55.

Исходя из этого можно заключить, что мнение Ханеграафа в отношении Блаватской может быть принято частично, и источником ее воображения в бодрствующем состоянии могли быть и знания, почерпнутые из памяти, хранившей многое из прочитанной оккультной литературы, но и сердце, в котором отпечатлелись бесовские прилоги. Наконец, надо отметить, что демоны могут открывать минувшее, настоящее и предсказывать будущее без погружения оккультиста в транс, но делают они это используя возможности своей природы, а не потому, что Бог им это открывает.

3.

Таким образом, душевный мир оккультиста завязан на воображение и мечтательность, сплетенные разными способами со многими страстями, особенно со своеволием и тщеславием, через которые демоны влияют на человека, оставаясь незамеченными для людей, воспринимающих их действия за свои. Уповая на самого себя, на свои силы и возможности, оккультист испытывает сильное внутреннее напряжение, изнемогающе воздействующее на его ум. По меткому слову Н. Бердяева, в теософии нет ничего по благодати, а всё с надрывом и через силу. Противоположная картина душевной жизни наблюдается в православном подвижничестве, основанном на идее отказа от своей греховной воли, лишая страсти силы и демонов их мощного орудия – воображения, мечтательности и чувственности или эмоциональности, пленяющих ум человека. В отличие от оккультистов, видения не утверждали святых в самости и самодостаточности, а, наоборот, через них они сознавали свою немощь и величие Бога как источника этих благ.

В заключение следует отметить, что отношение к воображению в православной аскезе применимо только к области религиозной жизни, но его задействование в области естественнонаучной и в культуре вполне допустимо и необходимо.

Источники

Антоний Великий, прп. Житие и послания: Духовно-просветительское издание. М: ООО «Синтагма», 2010. 256 с.

Береславский В.Я. Голгофские Таинства. М.: «Богородичный центр», 1992.

Береславский В.Я. Записки монаха в миру: Духовный дневник. М.: «Богородичный центр», 1992.

Береславский В.Я. Масличная ветвь. М.: «Богородичный центр», 1991.

Желиховская В. П. Моя сестра – Елена Блаватская. Правда о мадам Радда-Бай. М.: Алгоритм, 2017.

Каллист и Игнатий Ксанфопулы, прпп. Наставление безмолствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. С. 305–424.

Макарий Оптинский (Иванов), прп. Письма к мирским особам. М. Типография В. Готье, 1862. Нэф М. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М.: Сфера, 1993.

Последний завет. Повествование от Вадима. Ч. 1. (Электронный ресурс) https://slovo.vissarion.ru/slovo/vadim/vadim-1/

Тороп С. (Виссарион). Книга обращений. (Электронный ресурс) https://slovo.vissarion.ru/slovo/appeals/

Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров. Ереван: «Ной», 1992.

Штайнер Р. Практическая эзотерика. 2-е изд. Ереван: Лонгин, 2012.

Яковлев В. (Береславский В. Я.). Лукавна и Сосипатр: Христианские сказки. М., 1997

Литература

Ах ты, Господи!.. // Комсомольская правда. 1992. 19 марта.

Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды / Сост., авт. биограф. вступлений диакон Александр Мусин. Н. Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2011. 752 с.

Осипов А. А. «Путь к посвящению, или Как достичь познания высших миров»

Рудольфа Штайнера как практическое руководство в духовном совершенствовании личности // Наукові праці [Чорноморського державного університету імені Петра Могили комплексу «Києво-Могилянська

академія»]. Серія: Філософія. Миколаїв, 2015. Філософія. Вип. 288. Т. 300. С. 77–82.

Попов К. Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Т. 1. Киев: Типография И.И, Горбунова, 1903.

Риуэ-Короз С.Эпопея ДухаXX-го века. Биография Рудольфа Штейнера. (Электронный ресурс) https://docplayer.ru/52083138-S-riue-koroz-epopeya-duha-xx-goveka-biografiya-rudolfa-shteynera.html (Доступно 30.11.2019).

Розенбах П.Я. Ясновидение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 41. СПб., 1904. С. 846–847.

Ханеграаф В.Я.Теософское воображение //Aliter. 2018. № 9. С. 3–37.

Carlson M. No religion higher than truth: a history of the theosophical movenment

in Russia, 1875–1922. Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1993. 298 p.

* * *

1

Цит. по: Carlson M. No religion higher than truth: a history of the theosophical movenment in Russia, 1875–1922. Princeton (New Jersey), 1993. P 81.

2

Осипов А. А. «Путь к посвящению, или Как достичь познания высших миров» Рудольфа Штайнера как практическое руководство в духовном совершенствовании личности // Наукові праці [Чорноморського державного університету імені Петра Могили комплексу «Києво-Могилянська академія»]. Серія: Філософія. Миколаїв, 2015. Філософія. Вип. 288. Т. 300. С. 81.

3

Осипов А. А. «Путь к посвящению или как достичь познания высших миров»... С. 81.

4

Нэф М. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М., 1993. С. 15–16.

5

Нэф М. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М., 1993. С. 10.

6

Там же. С. 15.

7

Там же.

8

Там же.

9

Там же. С. 11.

10

Там же. С. 17.

11

Там же. С. 7.

12

Ее сестра Вера Желиховская в 1859 г. писала, что Блаватская в двадцать семь лет возвратилась из Америки медиумом и в ней пребывали неизвестные силы: «Сама не знаю, что за напасть такая! – говорила она. – Пристала ко мне какая-то сила, из Америки я ее вывезла. Мало того, что кругом

меня всё стучит и звенит, но вещи движутся, подымаются без толку и надобности <…> Да и кроме того, осмысленные проявления выказывает: в разговоры стуками мешается, и на вопросы отвечает, и даже мысли угадывает. Чертовщина какая-то!» (Желиховская В. П. Радда-бай. Правда о Блаватской // ЖелиховскаяВ. П.Моя сестра – Елена Блаватская. М., 2017. С. 381).

13

Там же. С. 384.

14

«Когда меня называют по имени, я открываю глаза и являюсь сама собой, но, только меня оставляют в покое, я опять погружаюсь в свое обычное дремотное состояние полусна и становлюсь кем-то другим (кем именно, она не говорила)» (Нэф М. Личные мемуары Е. П. Блаватской. С. 113).

15

Ханеграаф В.Я.Теософское воображение // Aliter. 2018. № 9. С. 5.

16

Штейнер Р. Мой жизненный путь. М., 2002. С. 19.

17

См.: Риуэ-Короз С. Эпопея Духа XX-го века. Биография Рудольфа Штейнера. (Электронный ресурс) С. 11.

18

«Как показать другим, что эти идеи, ускоряющие в нем биение жизни горячей и ярче, чем внешний солнечный свет, не тени, за которые их принимают? Как дать почувствовать, что они говорят с душою голосом духа, столь же ясным, и даже более ясным, чем голос чувств? (там же. С. 12).

19

«…Перед его душой представало духовное созерцание, основанное не на темном мистическом чувстве, а, скорее, протекающее в духовной деятельности, которую по ее отчетливости и прозрачности вполне можно сравнить с математическим мышлением» (Штейнер Р. Мой жизненный путь. С. 52).

20

См.: Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров. Ереван, 1992. С. 31.

21

См. там же. С. 32.

22

Там же. С. 32–33.

23

См.: Штайнер Р. Практическая эзотерика. 2-е изд. Ереван, 2012. С. 24–25.

24

«Если человек уже приобрел способность видеть «духовным оком”, то рано или поздно он встретит также и этих высших существ, а также существ, стоящих гораздо ниже человека, которые никогда не вступают в физическую действительность» (Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров. С. 39).

25

«Следует подчеркнуть, что духовный исследователь не должен погружаться в размышления о значении той или иной вещи. В силу рассудочного характера подобной работы он только отвлек бы себя от верного пути. Он должен бодро, со здоровым чувством и острой наблюдательностью всматриваться в чувственный мир и лишь затем погружаться в мир собственных чувств. Не рассудочным умозрением должен он пытаться проникнуть в значение вещей, но предоставить самим вещам высказаться о себе» (Там же. С. 33).

26

См. там же. С. 43.

27

«В поле зрения [оккультиста] возникнет образ, ощущаемый как что-то светящееся. И этот духовно светящийся образ есть так называемое астральное воплощение наблюдаемого душевного состояния. Про этот образ также можно сказать, что он ощущается похожим на пламя. В середине он ощущается как бы желто-красным, а по краям – красновато-голубым или лиловым» (Штайнер Р.Как достигнуть познания высших миров. С. 46–47).

28

Там же. С. 51–52.

29

Там же. С. 33.

30

См. там же. С. 52.

31

См. Последний завет. Повествование от Вадима. 1.3:2 (Электронный ресурс).

32

Там же. 1.2:34.

33

Там же. 1.4:11.

34

Ах ты, Господи!.. // Комсомольская правда. 1992. 19 марта.

35

Тороп С. (Виссарион). Книга обращений. 3:108 (Электронный ресурс).

36

«Пока не поздно, развивайте воображение, мечтайте!» (Тороп С. (Виссарион). Книга обращений. 3:107).

37

Последний завет. Повествование от Вадима. 7.24:89

38

Там же. 7.24:115–117.

39

См. там же. 9.55:170

40

«Учитель, как правильно подойти, чтобы быть с Тобой в постоянном слиянии? Достаточно ли, о Тебе постоянно думая, проговаривать мысленно <…> Или сливаться с Тобой постоянно, восстанавливая Твой Образ воображением?» (там же. 10.53:67).

41

Береславский В.Я. Голгофские Таинства. М., 1992. С. 64.

42

См.: Яковлев В.Лукавна и Сосипатр: Христианские сказки. М., 1997. С. 14–16.

43

См.: Береславский В.Я.Записки монаха в миру: Духовный дневник. М., 1992. С. 35.

44

Береславский В.Я. Масличная ветвь. М., 1991. С. 5–6.

45

«Ясновидение обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувственного восприятия, т.е. получать впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств» (Розенбах П.Я. Ясновидение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Т. 41. СПб., 1904. С. 846–847).

46

Ханеграаф В.Я.Теософское воображение // Aliter. 2018. № 9. С. 4.

47

«Блаватская часто давала полную волю своему воображению, – считает Ханеграаф, – грезя наяву о своих прошлых воплощениях, минувших эпохах и славных древних цивилизациях, находясь под воздействием таибака или гашиша <…> Конечно, наше воображение всегда работает с материалом, уже представленным в нашем уме; поэтому было вполне естественным, что, когда Блаватская воображала то, что происходило в давнее время в дальних странах, она зависела в своих грезах от тех книг, написанных современными ей учеными-ориенталистами и оккультистами, которые она читала всю свою жизнь» (там же. С. 12).

48

См. там же. С. 10.

49

«Очень интересно, однако, отметить, что образы ума производятся, по Евагрию, бесами через телесные чувства. Евагрий дает очень любопытное объяснение, как злые духи с целью достичь такого результата прикасаются к одной части нашего мозга, «где кровяные сосуды пульсируют”. «Я думаю, – говорит он, – что бес, прикасаясь к вышеуказанному месту, обращает по своему желанию свет, находящийся около нашего ума, и таким образом приводится в движение страсть тщеславия по направлению к мысли, придающей образ уму, лишенному управления для воспроизведения Божественного и существенного познания. Такой (ум), не беспокоимый плотскими и нечистыми страстями, но как будто бы чистым предстоящий (на молитве), считает, что в нем более не происходит никакого враждебного действия. Поэтому он составляет мнение, что явление, происходящее в нем от беса и придающее ему образ, есть явление Божественное”» (Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Н. Новгород, 2011. С. 271).

50

Попов К. Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Т. 1. Киев, 1903. С. 78.

51

Евагрий полагает, что бесы могут «произвести некое странное воображение в уме и придать ему образ. Не имеющий привычки к мыслям легко поддается на это» (Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. С. 269–270).

52

Прп. Макарий Оптинский: «Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонуфия Великого, в ответе 415, но они, к обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Также до`лжно разуметь и о представлении вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц. В том же, 415-м ответе Варсонуфий Великий говорит, что бесы и во сне не могут представить образ Креста Господня, и Св. Церковь поет: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу Его”, a вам казалось, что вы видели образ митрополита с Евангелием и крестом и что бесы писали на полу крест вашею головою. В действительности этого быть не может, ибо враг боится креста, но Бог попустил ему овладеть мыслительною силою вашею, так что он, представляя вам какую-либо фигуру, влагает мысль, что это крест, и тем еще более вас смущает. Подобное сему до`лжно разуметь и о повторении за вами слов молитвы. Из некоторых повестей отеческих (помещенных в прологе) видно, что бесы не могут произносить молитву Иисусову, ибо она (по слову св. Иоанна Лествичника) есть сильнейшее против них оружие, и вы пишете, что они повторяют за вами слова сей молитвы и это вам лишь только так кажется: бесы производят неясные звуки, похожие на слова молитвы, и внушают вам, что это самая молитва, дабы показать, что они ее не боятся, но не до`лжно этому верить. И вообще, надобно вам знать, что всё представляющееся в каком бы то ни было образе и виде, или цвете, или свете, всеми свв. Отцами принято за прелесть; также и приятное пение и обоняние чего-либо благовонного или смрадного и тому подобное» (Макарий Оптинский (Иванов), прп. Письмо 445 // Письма к мирским особам. М., 1862. С. 741).

53

Прп. Антоний отмечает, что демон действует «скрытно во внутреннем человеке и в уме и борется с мыслями. А люди не знают, почему они так поступают, будучи гонимы некой чужой силой, но думают, что всё это естественно и что они это делают от своего умственного состояния. Но те, которые имеют мир Христов в своем уме и Его просвещение, знают, откуда это возбуждается в движение» (Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. С. 277).

54

Прп. Антоний Великий: «Видимый в них свет не есть свет действительный; вернее же сказать, что демоны носят в себе начаток и образ уготованного им огня. В чем будут они гореть, тем и покушаются устрашать людей. Внезапно являются, но немедленно также и исчезают, не причиняя вреда никому из верующих, нося же с собою подобие того огня, который приимет их в себя. Посему и в этом отношении не до`лжно их бояться, потому что все их предначинания, по благодати Христовой, обращаются в ничто» (Антоний Великий, прп. Житие и послания. М., 2010. С. 50).

55

Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы учат различать духовный источник ви`дения света: «В некоторых из своих писаний славные отцы наши указывают признаки непрелестного и прелестного просвещения, как сделал и треблаженный Павел Латрский, когда вопросившему его о сем ученику своему сказал: «Свет силы вражеской огневиден, дымоват и подобен чувственному огню; и когда душа, обуздавшая страсти и очистившаяся от них, увидит его, с неприятностью относится к нему и гнушается им; свет же Духа благого благ, радостотворен и чист и, приближаясь, освящает светом, радостью и тихостию исполняет душу и делает ее кроткою и человеколюбивою”. То же говорят и другие» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, прпп. Наставление безмолствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 382).


Источник: Конь Р.М. Роль воображения в современном западном оккультизме // Диакрисис. 2020. № 2 (6). С. 159-175.

Комментарии для сайта Cackle