Источник

Чудо святого Георгия

В 60-х годах я служил настоятелем в храме великомученика и Победоносца Георгия в селе Илори. Это был незабвенный период моей жизни. Здесь я осознал или, вернее, ощутил внутренним чувством святого Георгия как своего небесного покровителя. И все последующие события моей жизни связаны с именем Георгия Победоносца.

Этот храм пользовался особым почитанием в Западной Грузии. Мегрельский князь Леван II 43 после своих многочисленных военных походов делал пожертвования храму святого Георгия. По описанию путешественников, двери его раньше были сделаны из золотых листов и украшены коваными изображениями. В храме сохранились четыре старинные иконы из серебра: образ святых Архангелов Михаила и Гавриила, украшенный большим драгоценным камнем, и три образа святого великомученика Георгия Победоносца. На двух из них была надпись, свидетельствующая о том, что они подарены князем Леваном после походов на абхазского мтавара (князя). Третья икона святого Георгия была повреждена. Она была свидетелем чуда, о котором до сих пор вспоминают жители Илори.

Однажды мы сидели в сторожке Илорского храма у горящего бухара (камина), прислушиваясь к тихому треску дров. Молчание прервал сторож по имени Джуга. Он начал рассказывать: «Я помню чудо, которое совершил святой Георгий. Все село было свидетелем этого удивительного события. После революции Илорский храм несколько раз пытались ограбить. Мы решили поочередно охранять церковь; каждую ночь несколько вооруженных людей оставались ночевать в церковном дворе. С наступлением темноты железные двери храма запирали на засовы с огромными замками. Их сделали специально для Илорского храма, так что ключи подобрать было почти невозможно. За исключением времени Великого поста, сюда постоянно приходили паломники из разных мест Грузии, особенно из Мегрелии. И вот однажды пришли незнакомые нам люди, привели с собой двух молодых коз и сказали, что завтра хотят принести их в жертву и останутся ночевать при храме. Мы приняли их как гостей, ничего не подозревая, разожгли бухар, чтобы им не было холодно ночью, и указали, где спать. Но это были разбойники. Они дождались, когда стали закрывать церковь, внезапно вынули оружие, приказали сторожам лечь на землю и унесли из храма две иконы святого Георгия. Затем они заперли сторожей в храме и бежали. В это время один из жителей села, не замеченный разбойниками, спрятался на колокольне и, как только те исчезли, начал звонить в колокол. Прибежали люди и, узнав о происшедшем, стали решать, что делать, как напасть на след бандитов. Поднялся спор и шум – наш народ горячий, каждый настаивал на своем. Наконец старшие, посовещавшись, сказали: “Они не пойдут ни по дороге, ни по тропинке, зная, что мы будем преследовать их; скорее всего, они спрятались в лесу и будут сидеть там до глубокой ночи, чтобы затем в темноте незаметно скрыться от преследования или засады. Разделимся на несколько отрядов и, двигаясь с разных сторон, будем искать их”. Казалось невозможным найти людей ночью в лесу, как иголку в стоге сена, но мы верили, что святой Георгий поможет нам. Мы решили обойти лес с трех сторон и затем идти навстречу друг другу; бандиты вряд ли решились бы начать перестрелку, тем самым они могли выдать себя, ведь их было всего несколько человек. Но когда мы вошли в лес и еще не прошли полверсты, то увидели несколько фигур, которые быстро двигались по направлению к нам. Это были наши вчерашние гости. Когда они приблизились, мы закричали, чтобы они остановились и не двигались с места, но они побежали от нас в чащу. Вскоре мы увидели на земле икону святого Георгия, брошенную ими, но другой иконы не было. Мы начали стрелять. Нам этот лес был знаком лучше, и теперь разбойники не могли уйти от нас. Они спрятались за деревьями и начали отстреливаться. Мы кричали, чтобы они бросили оружие и сдались, но они отвечали только выстрелами. В общем, начался настоящий бой. Несколько бандитов были убиты, одного мы схватили. Невдалеке лежала вторая икона святого Георгия, выкованная из серебра; мы увидели, что часть серебряной пластинки оторвана и на самой иконе – вмятины, как будто следы от ударов. Раненый рассказал, что бандиты потеряли в темноте направление и, вместо того чтобы идти к горам, сделали круг и стали возвращаться назад, в сторону Илори, где и встретились с нашим отрядом. Мы спросили: “Почему вы так поступили с иконой?”. Тот ответил: “Потому что святой Георгий сбил нас с пути; когда мы бежали, то говорили: «Святой Георгий, помоги нам», а он повел нас навстречу вам. Когда мы увидели, что окружены, то решили отомстить ему и начали ломать икону; но не смогли совсем разбить ее, так как началась перестрелка и первым выстрелом убило того, кто первым ударил икону. Мы бросили ее в траву, чтобы святой Георгий не убил остальных”.

Я был молод,– сказал сторож, заканчивая свой рассказ,– но хорошо помню, как иконы принесли в Илори. По дороге в храм народ стоял на коленях и благодарил святого Георгия Победоносца (сторож сказал: “Георгия Илорского”) за то, что он возвратил свои иконы в Илорскую церковь».

* * *

43

Князь Леван II Дадиани (1591–1657).


Источник: На пути из времени в вечность : воспоминания / архимандрит Рафаил (Карелин). - Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2008. - 589, [2] с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-98599-056-0

Комментарии для сайта Cackle