Порядок великого освящения воды в праздник Св. Крещения Господня
После заамвонной молитвы все идут на место освящения воды, священник идет с крестом, а диакон с Евангелием и кадилом, в предшествии церковнослужителей со свечами.
Народ поет следующие тропари 8 гл.:
1. Голос Господа взывает на водах, говоря: «Приидите все и приимите Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, Явившегося Христа».
2. Ныне освящается водное естество; Иордан, видя Крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение.
3. Христос, Царь Милосердный и Человеколюбивый! Ты, ради очищения нас от грехов, пришел к реке Иордану, как человек, и требуешь рабского крещения от руки Предтечи.
Слава и ныне: Ты, Господи Безгрешный, принявший образ раба, пришел к голосу взывающего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», и просишь у него крещения. Увидели Тебя воды и убоялись; Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».
По приходе на место освящения диакон возглашает: Премудрость.
Чтец – паремии:
1. Чтение из книги Пророка Исайи. «Так говорит Господь: возвеселится пустыня и сухая земля и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых,. и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь, ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже, и. неопытные, не заблудятся. Льва не будет там. и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их: они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:1–10).
2. Так говорит Господь: «жаждущие, идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте меня внимательно и вкушайте благо и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народа, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Госпо?й, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, – ибо Он Многомилостив. Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – -так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис. 55:1–13).
3. Так говорит Господь: «в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя, Святой Израилев» (Ис.12:3–6).
Диакон: Премудрость.
Чтец: Прокимен, гл. 3:
«Господь свет мой и спасение мое, кого мне бояться?»
Стих: «Господь – крепость жизни моей, кого мне страшится?» (Пс. 26:1–2).
Чтение из послания св. Апостола Павла к Коринфянам: «Братья, не хочу оставить вас в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и тоже духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор. 10:1–4).
Аллилуйя, 4 гл. Стих:
«Голос Господа над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими» (Пс. 28:3).
Священник: «Чтение Святого Евангелия от Марка»: «Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос пришел из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане, и когда выходил из воды тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:9–11).
Диакон – ектению: 1. В мире Господу помолимся. 2. «О ниспослании мира свыше…» (стр. 16). 3. «О мире всего мира…». 4. «Об этом святом храме...». 5. «О святейших вселенских православных патриархах…». 6. «О богохранимой Российской стране и правительстве ее…» 7. «О духовном процветании нашего города…». 8. «О благорастворении воздуха…». 9. «О плавающих…». 10. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа освятились эти воды Господу помолимся…». 11. «Чтобы очистительная действенная сила Божественной Троицы снизошла на эту воду, Господу помолимся». 12. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа даровалась ей спасительная благодать и благословение Иордана, Господу помолимся». 13. «Чтобы Господь скоро ниспроверг сатану под ноги наши и расстроил всякие лукавые замыслы, направляемые против нас, помолимся». 14. «Чтобы Господь Бог избавил нас от всех диавольских козней и искушений и сделал достойными обещанных благ Господу помолимся». 15. «Чтобы через наитие Святого Духа просветится нам светом познания и благочестия, Господу помолимся». 16. «Чтобы Господь Бог ниспослал благословение Иордана и освятил эти воды, Господу помолимся». 17. «Чтобы эта вода послужила даром освящения, избавлением от грехов, исцелением душ и тел и для всякой особенно необходимой помощи, Господу помолимся». 18. «Чтобы эта вода содействовала нам к достижению вечной жизни, Господу помолимся». 19. «Чтобы послужила она к удалению всех козней видимых н невидимых врагов, Господу помолимся». 20.» О почерпающих и принимающих ее для освящения домов Господу помолимся». 21. «Чтобы послужила она для очищения душ и тел всем, с верою почерпающим и пьющим ее, Господу помолимся». 22. «Чтобы через принятие этой воды при таинственном явлении Святого Духа удостоиться нам полноты освящения, Господу помолимся». 23. «Чтобы услышал Господь Бог молитвенный голос нас, грешных, и помиловал нас, Господу помолимся». 24. «Чтобы избавиться нам от всякой скорби…». 25. «Защити, спаси, помилуй…». 26. «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…».
Священник – молитву: Господи Иисусе Христе, Единородный Сын, пребывающий в Отце, Истинный Бог, Источник жизни и бессмертия, Свет от Света, пришедший в мир, чтобы просветить его! Озари наш ум Твоим Святым Духом, прийми нас, прославляющих и благодарящих Тебя за Твои дивные дела, явленные Тобою от вечности, и за Твое в последние времена спасительное воплощение, в котором Ты, Владыка всего, оделся в нашу немощную и убогую природу и снизошел до рабского служения, и, будучи Безгрешным, Ты принял еще и крещение от руки раба на Иордане, чтобы, освятив водную природу, проложить нам путь через возрождение водою и Духом и привести нас к первоначальной свободе. Поэтому, празднуя воспоминание этого Божественного таинства, мы молимся Тебе, Владыка Человеколюбец: окропи, по Твоему Божественному обещанию, и нас, недостойных Твоих рабов, чистой водой, дарованной по Твоему милосердию; и да будут угодны Тебе, Милостивому, все прошения нас, грешных, об этой воде, чтобы через нее даровалось Твое благословение нам и всему верному Твоему народу для славы Твоего святого и достойного поклонения имени. Ибо Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, теперь, всегда и во веки вечные.
Затем громко возглашает: Велик Ты, Господи, и дивны Твои дела и никакое слово не может вполне прославить величие Твоих чудес (трижды). Ибо Ты по Своей воле привел все к жизни из небытия, Ты по Своему могуществу всем управляешь и Своим промыслом созидаешь мир. Ты, создавший из четырех стихий творение, увенчал четырьмя временами круг года; перед Тобою трепещут все духовные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, пред Тобою ликуют звезды, Тебе внимает свет, пред Тобою трепещут бездны, Тебе служат источники. Ты простер небеса, как шатер, Ты на водах утвердил землю, Ты оградил песком море, Ты для дыхания живущих излил воздух. Тебе служат Ангельские силы, Тебе поклоняются соборы архангелов. Ты окружен стоящими и летающими многоочитыми херувимами и шестокрылыми серафимами, прикрывающимися в страхе от Твоей неприступной славы. Итак, Ты, будучи Неограниченным, Безначальным, Неизреченным Богом, пришел на землю и принял образ раба, сделавшись человеком, ибо Ты, Милосердный Владыка, по Своей милости не мог без сострадания видеть мучимый диаволом человеческий род, поэтому пришел и спас нас; и так как Ты искупил все человечество, освятив Своим рождением девственное чрево, то мы исповедуем Твою благодать, проповедуем милость, не скрываем Твоих благодеяний и все творение воспевает Тебя, Явившегося. Ибо Ты Бог наш, Ты пришел на землю и жил с людьми, и Ты, пославши с неба Святого Твоего Духа, освятил Иорданские воды и сокрушил головы гнездящихся там змеев.
Священник трижды благословляет рукою воду, каждый раз произнося: Ты Сам, Человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти эту воду. Даруй ей спасительную благодать, благословение Иордана, сделай ее источником бессмертия, даром освящения, для прощения грехов и исцеления от болезней, исполненной ангельским могуществом, недоступной для диавольской силы, на гибель демонов, чтобы все почерпающие и принимающие ее получили через нее очищение душ и тел, исцеление от страстей, освящение домов и всякую особенно необходимую помощь. Ибо Ты – Бог наш, водою и Духом обновивший обветшавшую от греха нашу природу. Ибо Ты Бог наш, при Ное водою потопивший грех. Ибо Ты Бог наш, через Моисея морем освободивший Еврейский народ от рабства Фараона. Ибо Ты Бог наш, рассекший в пустыне камень, источивший из него воду, изведший потоки и напоивший Свой жаждавший народ. Ибо Ты Бог наш, через Илию водою и огнем отвлекший израильтян от поклонения Ваалу. Ты Сам, Владыка, Своим Святым Духом и теперь освяти эту воду (трижды). Даруй всем прикасающимся к ней, пьющим ее и кропящимся ею освящение, здоровье, очищение и благословение И спаси, Господи, и помилуй архипастырей, пастырей и всех православных христиан и, сохраняя их в мире под Твоею защитою, покори им всякого врага и противника, даруй им все просимое для спасения и вечную жизнь, чтобы стихиями, народами, Ангелами и всем видимым и невидимым, славилось Твое Пресвятое имя с Отцом и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков.
Народ: "Аминь».
Священник: «Мир всем».
Народ: «И в твоей душе да будет мир».
Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».
Народ: «Тебе, Господи».
Священник: «Господи, благоволивший креститься во Иордане и освятивший его воды, приклони ухо Твое, услышь нас и благослови всех нас, преклонением своих голов изъявляющих Тебе покорность, и удостой нас, Господи, исполниться Твоего освящения через принятие этой воды, чтобы послужило оно нам для здоровья души и тела. Ибо Ты освящение наше и мы воссылаем славу, благодарений и поклонение Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».
Народ: "Аминь».
Священник, взяв обоими руками крест и крестообразно благословляя им воду со словами: «Сам, Господи, освяти эту воду», трижды погружает в нее крест, при погружении же поется сначала священником, а затем народом следующий тропарь 1 гл.:
«На Иордане, во время крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном и Дух, в виде голубя, подтвердил истину этого слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе».
Совершив освящение воды, священник наполняет освященной водой сосуд и, вручив его церковнослужителю, становится лицом на запад, держа в левой руке крест, а в правой кропило, и кропит всех прикладывающихся к кресту; в это время поется тропарь праздника. Затем все возвращаются в храм с пением самогласна шестого гласа:
«Прославим, верующие, величие Божиих благодеяний, проявленных над нами, ибо за наши прегрешения Единственный Безгрешный и Вечный, сделавшись человеком, очищается в Иордане нашим очищением, освящая меня и воды и сокрушая в воде головы змеев. Итак, братия, с радостию почерпнем эту воду, ибо с верою почерпающим подается невидимо благодать Святого Духа от Христа Бога и Спасителя наших душ».
Затем: «Да будет имя Господне благословенно отныне и во веки» (трижды) и 33 псалом: «Благословлю Господа во всякое время...». Все, пившие освященную воду, получают от священника антидор.
Отпуст: «Благоволивший ради нашего спасения креститься в Иордане от Иоанна, Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых, помилует и спасет нас, как Милосердный и Человеколюбивый».