Кафизма восьмая
1252 В конец, о людях, удаленных от святынь, Давида, для написания на столпе, когда удерживали его иноплеменники в Гефе, 55.
2253 Помилуй меня, Боже, ибо меня попирал человек; всяк день, нападая, преследовал меня.
3254 Попирали меня враги всяк день, ибо много надменных, нападающих на меня.
4255 Вовеки не убоюсь, ибо я уповаю на Тебя!
5 Бога восхвалю словами песнопений моих; на Бога уповал, не убоюсь: что сотворит мне плоть?
6 Всяк день словами моими гнушаются враги; на меня замышляют они зло.
7 Соберутся они и притаятся; за моей стопой наблюдать будут, подстерегая душу мою.
8 Но легко Ты отринешь их, во гневе низложишь народы!
9 Боже, поведал я жизнь мою Тебе; дороги Тебе слезы мои по обетованию Твоему.
10 Да обратятся враги мои вспять в тот день, когда я призову Тебя! Вот познал я, что Ты Бог мой!
11 Восхвалю Бога речами, восхвалю Господа словами песнопений моих.
12 На Бога уповаю, не убоюсь: что сотворит мне человек?
13 На мне, Боже, обеты, и я исполню их во славу Твою;
14 Ибо избавил Ты душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения. Угождать буду Господу во свете Его среди живых!
1256 В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда убегал он от Саула в пещеру, 56.
2257 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и на сень крыл Твоих надеяться буду, пока не исчезнет беззаконие.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, сотворившему мне благо.
4258 Послал Он помощь с Небес и спас меня, предал позору угнетателей моих; послал Бог милость Свою и истину Свою,
5 И избавил душу мою от нападения львов, когда проводил я ночи в смятеньи. Сыны человеческие! Зубы их оружие и стрелы, и язык их меч острый.
6 Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле да воссияет слава Твоя!
7 Сеть раскинули враги для ног моих и стеснили душу мою; ископали пред лицом моим яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; воспою и пою в славе моей!
9259 Воспрянь, слава моя! Воспряньте, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Прославлю Тебя среди народов, Господи, воспою Тебя среди племен;
11 Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и выше облаков истина Твоя.
12 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле да воссияет слава Твоя!
1260 В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, 57.
2261 Если воистину правду говорите вы, по правде и судите о себе, сыны человеческие!
3 Ибо задуманное в сердце беззаконие творите вы на земле,
4 Отступились от Бога грешники с самого рождения, заблудились еще от чрева матери, говорили ложь.
5 Ярость их подобна змеиной, как ярость аспида глухого и затыкающего уши свои,
6 Который не слышит звуков заклинаний, заклинаемый заклинателем премудрым.
7 Бог сокрушит зубы в устах у них, пасти львов сокрушит Господь.
8 Исчезнут они, как вода мимотекущая. Напрягать будет Он лук Свой, доколе не изнемогут они.
9 Растаяв, как воск, пропадут они; пало пламя на них, и они не увидели солнца.
10 Прежде чем разрастутся их грехи, как терновый куст, явит Он гнев Свой, и живыми ввергнет во ад.
11262 Возвеселится праведник, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника.
12 И скажет человек: «Воистину, есть награда праведнику, воистину, есть Бог, творящий суд ему на земле!»
Слава:
1263 В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его, 58.
2264 Спаси меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня избавь меня!
3 Избавь меня от творящих беззаконие и от мужей, проливающих кровь, спаси меня!
4 Ибо хотят уловить душу мою, напали на меня сильные. Но не творил я, Господи, ни беззакония, ни греха.
5 Не совершая беззаконий, шел я путем правым. Восстань навстречу мне и воззри!
6 Ты, Господи Боже сил, Боже Израиля, благоволи посетить все народы! Да не помилуешь Ты беззаконных!
7 Возвратятся они к вечеру и, как голодные псы, будут бродить вокруг города.
8 Вот говорят они устами своими, и меч в устах у них: «Кто услышит нас?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними, смиришь все народы.
10 С помощью Твоей сохраню силу мою, ибо Ты, Боже, Заступник мой!
11 Бог мой, милость Его посетит меня прежде мольбы моей; Бог мой явит милость мне, когда сразит врагов моих.
12 Не убивай их, да не забудут закон Твой; рассей их силою Твоею и низложи их, Защитник мой, Господи,
13 За грехи уст их, за слова языка их! И да будет им в погибель гордыня их, и за проклятия и ложь да возвестится им кончина,
14 Кончина лютая, и не станет их; и узнают люди, что Бог владычествует над Иаковом и пределами земли.
15 Возвратятся они к вечеру и, как голодные псы, будут бродить вокруг города.
16 Разбредутся они в поисках пищи; если же не насытятся, станут роптать.
17 А я воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был Заступником моим и прибежищем моим в день скорби моей.
18 Ты подаешь мне помощь, Тебе пою, ибо Ты Бог Заступник мой, Боже мой, милостивый ко мне!
1265 В конец, об имеющих измениться, для написания на столпе, Давида, в поучение;
2266 Когда сжег он Междуречье Сирийское и Сирию Цованскую, и возвратился Иоав, поразив в соляной долине двенадцать тысяч Идумеев, 59.
3267 Боже, отринул Ты нас и низложил нас, разгневался, но и помиловал нас.
4268 Сотряс землю и сокрушил ее. Исцели раны ее, ибо она поколебалась.
5269 Ты дал изведать народу Твоему лютые беды; напоил нас вином горести.
6 Но послал знамение боящимся Тебя, да избегнут они стрел.
7 Да избегнут гибели возлюбленные Твои! Спаси нас десницею Твоей и услышь меня!
8270 Бог возгласил во святилище Своем: «Возрадуюсь и разделю Сихем, и долину шатров измерю!
9271 Мой Галаад и Мой Манассия, Ефрем – защита главы Моей, Иуда – царь, поставленный Мной!
10272 Моав – надежный сосуд Мой, на Идумею наступлю стопою Моей! Мне иноплеменники покорились».
11273 Кто введет меня (Давида) в град огражденный? И кто укажет мне путь до Идумеи?
12 Не Ты ли, Боже, отринувший нас? Уже не шествуешь Ты, Боже, во главе полков наших!
13 Даруй нам помощь в скорби, ибо от человека не ждать нам спасения.
14 С помощью Божией мы явим силу, и Он смирит гонителей наших.
1274 В конец, песнь, Давида, 60.275
2 Услышь, Боже, моление мое, внемли молитве моей!
3276 От пределов земли к Тебе я воззвал, когда было в унынии сердце мое; и на скалу Ты вознес меня, наставил меня на путь,
4 Ибо Ты был упованием моим, столпом крепким пред лицом врагов.
5 Поселюсь в обители Твоей навеки, укроюсь под сенью крыл Твоих.
6 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие тем, кто страшится имени Твоего.
7277 Умножь дни царя, продли годы его из рода в род!
8 Пребудет он вовеки пред Богом. Милость и истину Божию кто постигнет?
9 А я воспою имя Твое вовеки, исполню обеты мои во все дни.
Слава:
1278 В конец, через Идифума, псалом Давида, 61.
2 Не Богу ли повинуется душа моя? Ибо Он дарует мне спасение,
3 Ибо Он Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой, и впредь не поколеблюсь я!
4 Доколе будете вы нападать на человека? Убиваете вы его, как стена падающая и ограда рухнувшая.
5279 Ибо честь мою сговорились враги опорочить, в нетерпении своем спешили они; устами благословляли, а в сердце своем проклинали меня.
6 Но повинуйся Богу, душа моя, на Него надежда моя!
7 Ибо Он Бог мой, Спаситель мой, Заступник мой, и я не отступлю от Него!
8 В Боге спасение мое и слава моя; Бог дарует помощь мне, упование мое на Бога.
9 Уповай на Него, весь народ наш! Изливайте пред Богом сердца ваши, ибо Он – Податель помощи!
10 Но суетны сыны человеческие и лживы сыны человеческие, весы совести их погрешают; связала их меж собой суета.
11280 Не уповайте на неправду и к лихоимству не стремитесь; если богатство к вам течет, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды слышал я, изрек Бог две истины: что у Бога – сила,
13281 И что у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его.
1282 Псалом Давида, когда был он в пустыне Иудейской, 62.
2 Боже, Боже мой, поутру взываю к Тебе; возжаждала Тебя душа моя, томлюсь я по Тебе во плоти моей, в земле пустынной, непроходимой и безводной!
3 Пришел бы я к Тебе во святилище увидеть силу Твою и славу Твою!
4 Ибо драгоценней жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
5 Благословлять буду Тебя во все дни жизни моей, во имя Твое воздевать буду руки мои.
6283 Умягчится и, словно елеем, напитается душа моя, и молитвой радости восхвалят Тебя уста мои.
7 Вспоминал я Тебя еще в постели моей, ранним утром помышлял о Тебе;
8 Ибо Ты Заступник мой, и под сенью крыл Твоих я возрадуюсь.
9 Приникла душа моя к Тебе, и поддержала меня десница Твоя.
10284 А те, что без вины моей искали смерти моей, сойдут в преисподнюю;
11 Преданы будут мечу, станут добычей лисиц.
12285 А царь возрадуется о Боге, прославлен будет клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
1286 В конец, псалом Давида, 63.
2 Услышь голос мой, Боже, когда молюсь я Тебе; от страха пред врагами избавь душу мою!
3 Скрой меня от сборища коварных, от множества людей, творящих неправду,
4 Которые изострили, как меч, язык свой, напрягли лук свой на дело злое, –
5 Затаившись, будут стрелять в непорочного; внезапно подстрелят его и не устрашатся возмездия.
6 Утвердились они в замысле лукавом; сговорились расставить сети, сказали: «Кто увидит нас?»
7 Замышляли они беззаконие; изнемогли, замышляя козни. Подойдет к тебе человек, а сердце его скрыто глубоко.
8 Но да будет превознесен Бог! Точно слабыми детскими стрелами, наносили они раны.
9 Изнемог их язык; смутились все видевшие их.
10 И убоялся всяк человек; и возвестили о делах Божиих, и сотворенное Им уразумели.
11 Возвеселится праведник о Господе и уповать будет на Него; и прославятся те, кто праведен сердцем.
Слава:
* * *
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15; ...когда удерживали его иноплеменники – спасаясь от преследований Саула, Давид прибыл в филистимский город Геф, где был принят с честью (см.: 1Цар. 27:2–7).
Под человеком здесь можно подразумевать Саула.
...много надменных – букв. «воюющих против меня с высоты». Эти слова толкователи понимают неодинаково: по мнению одних, речь идет о метании стрел, поскольку пускающий стрелу сверху поражает того, кто находится внизу; по мнению других, под словом «с высоты» подразумевается непрочная благоуспешность настоящей жизни (блж. Феодорит Киррский).
В евр. тексте, как и в некоторых греч. рукописях, вместо «не убоюсь» читается «убоюсь», и тогда стих приобретает иной смысл: «В тот день, когда я охвачен страхом, я уповаю на Тебя».
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь – воспоминание о том, как Давид пощадил Саула: во время погони за Давидом в пустыне Ен-Гадди ничего не подозревающий Саул вошел один в пещеру, где успел скрыться от него Давид со своими людьми; Давид не захотел погубить Саула и в доказательство того, что тот был в его полной власти, тайком отрезал край одежды царя (см.: 1Цар. 24:2–8). Святые отцы видят в этом надписании заповедь добродетели непамятозлобия и великодушия (блж. Феодорит Киррский, свт. Григорий Ниский); ...для написания на столпе –см. примеч. к пс. 15.
...сень крыл – здесь: попечительность.
Намек на то, что, гонясь за Давидом, Саул сам попал в пещере в ловушку (см.: 1Цар. 24:4).
...псалтирь и гусли – см. примеч. к пс. 32:2.
Этот псалом продолжает содержание предыдущего и сохраняет то же надписание.
Ст. 2 и след. В этих стихах можно расслышать упрек Давида своим постоянным гонителям – Саулу и его приспешникам (ср.: 1Цар. 24:10–16), а также всем подражателям лукавства Саула.
...праведник сам сделается внимательнее и осторожнее, когда увидит кровь (т. е. наказание) грешника и руки свои омоет, т. е. очистит действия свои от всякой скверны (см. также примеч. к пс. 25:6).
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь –см. примеч. к пс. 56:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Надписание да не погубишь указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении (свт. Афанасий Великий); ...когда послал Саул – Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давида копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его (см.: 1Цар. 19:9–11).
Ст. 2 и след. Стенание по поводу непримиримой вражды Саула к Давиду.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15.
Событие, о котором идет речь в надписании, не описано в священной истории. В ином варианте рассказ об этом событии см.: 1Пар. 18:3–15; 2Цар. 8:5–16; 10:6–19.
В этом и последующих стихах толкователи видят пророчество о вавилонском пленении древних евреев (597–538 гг. до Рождества Христова) и о восстановлении древнееврейского царства.
Речь идет об опустошении древнееврейской земли захватчиками.
...вином горести – букв. «вином сердечного сокрушения, умиления». Под вином толкователи понимали либо бедствия и скорби, которые доводят человека до раскаяния и умиления, либо слово, которым приводится в чувство ожесточенное сердце (свт. Василий Великий).
...Сихем – город в 50 км от Иерусалима, участок земли, данный Иаковом Иосифу (см.: Быт. 48:22). Долина шатров названа так по имени жилищ, которые построил там Иаков (см.: Быт. 33:17). В этом стихе речь идет, по-видимому, о том, что упомянутая земля будет предоставлена древним евреям, вернувшимся из плена.
Галаад – сын Манассии; ...Манассия, Ефрем –сыновья Иосифа (см.: Чис. 26:28–29); ...Иуда – сын Иакова (Израиля). В этом стихе перечислены родоначальники некоторых племен (колен) древнееврейского народа; каждое из двенадцати племен носило имя своего родоначальника и владело закрепленной за ним территорией; ...Ефрем – защита главы Моей –букв. «Ефрем – сила, укрепление». Этими словами указывается на то, что потомки Ефрема сделаются сильной частью древнееврейского царства; ...Иуда -царь, поставленный Мной – потомок Иуды станет царем: по окончании вавилонского плена над древними евреями царствовал Зоровавель, происходивший из племени Иудова (см.: 2Езд. 6:2).
Моав, Идумея – завоеванные древними евреями страны. Моав – сын Лота и его потомки, название народа и страны, лежащей к востоку от Мертвого моря; Идумея – страна к югу от Мертвого моря. Моав –надежный сосуд Мой – букв. «сосуд моей надежды»; эти слова могут быть поняты так: «Моав вместит в себя (будет сосудом) тех, кто надеется на Меня», то есть будет завоеван древними евреями.
...град огражденный – Иерусалим.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1.
Псалом поется от лица человека, томящегося в изгнании.
...на скалу – под скалой подразумевается надежда на Бога.
В этом стихе толкователи под царем исторически подразумевают Зоровавеля, который вернулся с древними евреями из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до Рождества Христова и ведал там восстановительными работами. Одновременно в этих словах дано пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который вывел человеческий род из порабощения греховной жизни и показал им путь в Небесный Иерусалим, к Богу; к Господу относится и следующий стих, в котором говорится, что Он будет жить вечно.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума – см. примеч. к пс. 38:1. В этом псалме содержится пророчество, относящееся к семейству Маккавеев, которое во II в. до Рождества Христова ожесточенно сопротивлялось проникновению эллинского влияния в иудейский народ и возглавляло войну за независимость Иудеи против сирийского правителя Антиоха IV Епифана. История этой борьбы изложена в трех Книгах Маккавейских.
Гневный протест против лицемерия тех, кто говорит одно, а думает другое, звучит также у пророка Иеремии (см.: Иер. 9:8).
Мысль о тщете богатства затем прозвучит в Новом Завете (см.: Мф. 19:23–24; Лк. 12:19–21).
Утверждение о личной ответственности, воздаянии каждому за его поступки красной нитью проходит через Ветхий и Новый Завет (см.: Иов 34:11; Притч. 24:12; Иер. 32:19; Иез. 33:20; Мф. 16:27; Рим. 2:6).
Речь идет о бегстве Давида от Саула (см.: 1Цар. 22–23). Скрываясь в пустыне, царь Давид воспел этот псалом, открывающий его чрезвычайную любовь к Богу. Святые отцы воспринимают этот псалом как ликующую песнь души, обретшей Господа.
Умягчится и, словно елеем, напитается душа моя – букв. «наполнится салом и жиром», т. е. станет мягкой.
Имеется в виду Саул с его приспешниками.
Клятва именем Бога дозволялась Законом Моисеевым (см.: Втор. 6:13).
В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Этот псалом по содержанию продолжает предыдущий, ибо описывает злоумышления Саула и предсказывает будущее избавление Давида. Он приличен и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (блж. Феодорит Киррский).