Отделение первое: о Богослужении общественном каждодневном, или суточном
Назначениие, время отправления и исчисление каждодневных служб церковных
§ 42. Каждодневные седмичные службы, сверх общего своего постоянного назначения – прославлять, и, для облаженствования человека на земле и на небе, умилостивлять Триединого Бога, имеют еще, соответственно каждому дню седмицы, и особенные частные назначения: так, в неделю они назначаются для прославления Воскресения Христова; в понедельник – для восхваления всех Ангелов, во вторник – Предтечи и прочих ветхозаветных пророков, в среду – креста Господня, в четверток – св. Апостолов, и, в лице Николая чудотворца, всех св. святителей Христовых; в пятницу – опять Креста и вообще страданий Спасителевых; в субботу – всех святых и Пресвятой Богородицы, прославляемой, при том, и ежедневно51. А в разсуждение того, или другого времени дня, или, вернее, дня и ночи вместе, службы эти, как непрерывное и необходимое ежесуточное Богослужение, занимают и освящают собою все более важные, или знаменательные часы в сутках, и, сообразно с таким своим назначением, располагаются след. образом: пред наступлением вечера бывает вечерня, вечером – повечерие, в полночь – полунощнща, утром – утреня, в первый церковвый час дня52 – первый час, в третий – третий час, в шестой – шестой час, в девятый – девятый час; между службами шестого и девятого часа (иногда, хоть весьма редко, и после этого последнего), в рязличные часы дня, отправляется самая важная и самая священная общественная служба – Божественная литургия, или обедня, для которой собственно совершаются все исчисленные сейчас каждодневные службы и которая, таким образом, составляет истинное средоточие и главную внешнюю цель всего суточного общественного Богослужения. – Для облегчения молящихся и для большей знаменательности, или торжественности самого Богослужения, перечисленные каждодневные службы, по большой части, переставляются, с своих урочных часов, на другие различные и соединяются, между собой, по нескольку вместе, именно: «девятый час и повечерие», большей частью, соединяются «с вечернею»; «полунощница и первый час – с утренею»; а «третий и шестой часы» почти постоянно читаются пред самой «обеднею», так что все суточное общественное Богослужение отправляется в три срока, и из него, вследствие такого распорядка, собственно образуются: Богослужение вечернее, Богослужение утреннее и наконец – обеденное. – На кануне дней «воскресных» и под «праздники», это соединение служб церковных между собой простирается еще далее, именно: и «утреня с первым часом», по большой части53 соединяется с «вечернею», под общим названием: всенощное бдение, или точнее, по нашему теперешнему употреблению, под именем вечерни с утренею. И так как эта «воскресная и праздничная вечерня с утренею» чаще всего встречается большинству верующих; при том в ней, как в полнейшей, сравнительно с «вечернею и утренею буднишними», заключаются и эти последние: то мы, пред изложением главной и важнейшей обществевной службы, т.е. обедни, займемся изложением собственно воскресной и праздничной вечерни с утренею; о прочих же каждодневных службах, не соединяющихся, ни с этой последней службой, ни с вседневной54 «обеднею», т. е. о девятом часе, повечерии и полунощнице, сделаем лишь общие краткие замечания.
* * *
В некоторых местах нашего отечества, каждую седмицу (за исключением: «светлой, первой великого поста и страстной»), в известные дни, или и во все подряд (разумеется, кроме «великопраздничных»), всенародно отправляются по церквам, пред обеднею, известные «акафисты»; напр. у нас, в Киеве, в некоторых церквях, отправляются, по большей части, в таком порядке: в воскресенье – акафист Сладчайшему Иисусу, в понедельник – безплотным Силам, во вторник – ѳеликомученице Варваре, в среду – успению Пресв. Богородицы, в четверток – святителю Николаю, в пятницу – страданиям Христовым, или Богоматери, в субботу Благовещению, т. е. древнейший и самый первый из всех акафистов.
Первый цервовный час дня соответствует нашему седьмому утра, третий – девятому, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни, и т. д.
В некоторых местах такое соединение и постоянно бывает, даже и в будни.
Т. е. такой «обеднею», которая у вас отправляется в продолжение целого года, за исключением лиш не многих дней, именно: на кануне Р. Христова, на кануне крещения Господня и в великий пост, кроме 6-ти первых суббот и вербного Воскресенья.