свящ. Николай Оглоблин

Источник

Отделение первое: о церковно-богослужебных книгах

Исчисление главных церковно-богослужебных книг

§ 8. Церковно-богослужебные книги составляют целую отдельную библиотеку, фолиантов, по крайней мере, в 30, с немалым количеством книг меньшего размера; главнейшая же и более употребительная из них суть следующая: типик, или церковный устав; Евангелие, Апостол, служебник, псалтирь с возследованием, или, точнее, с великим часословом; минея месячнаяи общая; триоди постнаяи цветная; пролог, четьи-минеи, требник, книга молебных пений, разлнчныенотные книгии акафистник.

понятия: о типике

§ 9. Типик6, или церковный устав есть такая книга, в которой, со всей точностью и во всей подробности, показывается, как отправлять в церкви службы, по воскресным, праздничным и будничним дням, во все продолжение года, с краткими замечаниями о том, какова должна быть трапеза7, по праздникам и постам. – Без этой книги весьма трудно, или лучше, почти вовсе не возможно правильно отправить ту, или другую церковную службу.

– о Евангелии

§ 10. Евангелие есть то же самое, совершенно слово в слово, без малейших отмен, или пропусков, святое благовествование, какое мы читаем в Библии, в «новом нашем письменном завете», и которое имеет лишь ту особенность в своем издании для церковного употребления, что издается (равно как и переплетается) особенно изящно, с особенными священными украшениями, и, кроме обычного разделения на главы и стихи, делится, с некоторыми краткими заметками, на зачала8, или известного рода отделы, для чтения при Богослужении; а при конце содержит различные «таблицы» и краткий «месяцеслов», для показания, когда и какие именно нужно читать зачала.

– об Апостоле

§ 11. Апостол – точно такое же, как и церковного Евангелия, издание всех Апостольских посланий, с Апостольскими деяниями в начале, но без Апокалипсиса в конце и без особенных украшений, по крайней мере, с меньшими и вовсе не с такими, с какими издается Евангелие.

– о служебнике

§ 12. Служебник, один архиерейский, другой священнический, служит наставлением и руководством, первый для архиереев, второй для священников и диаконов, как им приготовляться к церковным службам, и как потом, приготовившись, совершать самые службы в церкви, для чего часть этих служб, именно та, которая отправляется собственно священными лицами, здесь же и помещается.

– о псалтири с великим часословом

§ 13. Псалтирь – это известные 130 псалмов великого священного певца израилева, царя и пророка Давида, так называющиеся от псалтири – древнего музыкального инструмента, употреблявшегося при пении священных песней, т. е. псалмов, и разделяющиеся, в нашем церковном издании, на 20-ть кафизм9, или больших отделений, и, в каждой кафизме, на три меньшие отдела, называемые славами, по тому что, по прочтении каждаго из них, всегда читается, или поется малое славословие: «слава Отцу, и Сыну, и св. Духу»... – Чтение псалтири отдельными псалмами, или по целым кафизмам, составляет, как известно, необходимую принадлежность решительно каждого Богослужебного дня, за исключением лишь 7-ми дней пасхальных, и составляетъ потому, что псалмы, по своему, можно сказать, всеобъемлющему разнообразию, по своей необыкновенной высоте и глубине содержания, и в то же время – по особенной простоте и естественности течения речи, служат самым лучшим выражением наших молитвенных чувствований и сердечных возношений к Господу Богу.

Часослов великий10 название такое имеет от содержащихся в нем небольших церковных служб, называющихся часами11, и кроме этих служб, заключает в себя почти все важнейшие церковные службы, со многими канонами, с акафистом Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, полным месяцесловом и с другими различными прибавлениями.

Две эти книги, для церковного употребления, издаются, по большой части, вместе и составляют такое же необходимое руководство, при Богослужении, для чтецов и певцов на клиросе, какое «служебник» для священнослужителей, и по этой то книге собственно отправляются все главнейшие церковные службы, так что «октоих и минеи с триодями», не смотря на всю обширность их, представляют собой, при отправлении этих служб, как бы только дополнение, или прибавление к ней.

– об октоихе

§ 14. Октоих, по-русски осьмогласник, так называется потому, что наполняющие ero «стихиры»12 разделяются на восемь особых гласов, или церковных «напевов», по которым главнейшая из этих стихир, по указанию еще составителя их, св. Иоанна Дамаскина, и поются, чем каждый из 8-ми гласов, с внешней стороны, главным образом, и отличается от других, делясь сам, в то же время, на 7-мь новых частей, по числу т. е. и в порядке дней седмичных, начиная с Воскресенья.

– о минеи месячной и общей

§ 15. Минея месячная, точнее и в соответствие минеи общей, должна быть называема минеею частною, так как греческое слово: минея, значит тоже самое, что и русское: месячная, и «минея месячная» содержит в себе стихиры и паремии13 частная, особая для каждого более известного праздника, или святого, каждого месяца, в течение всего года; между тем как минея общая заключает в себе стихиры и паремии общие многим праздничным дням и миогим святым, впрочем непременно таким святым, которые принадлежат к одному известному лику, или классу, т. е. или к лику Ангелов, или к лику Апостолов, или к лику пророков, святителей, священномучеников, великомучеников, преподобномучеников, мучеников, исповедников, безсребренников, преподобных и т. д. Вот для этих то ликов, или классов святых, равно как и для некоторых Богородичных праздников, на тот случай, если бы или не было «минеи частной», или в этой последней не нашлось службы известному празднику, или святому, и содержатся в «минеи общей» стихиры с паремиями, наполняющие всего одну книгу; тогда как минея частная состоит из 12-ти больших книг, по книге т. е. на каждый месяц года.

– о триоди постной и цветной

§ 16. Триодь14 постная есть самая большая из всех отдельно-издаваемых церковных книг и содержит в себе все постовые стихиры и паремии на весь великий пост, так же на всю страстную седмицу на три седмицы – предшествующие великому посту. От этого то последнего обстоятельства встречается в «пасхалиях»15 известное выражение: «триодь починается (напр. в 1862 году) ианиуария 28-го.»

Триодь цветная16 точнее может быть названа пасхальною, или праздничною, так как в ней содержатся пасхальные службы и стихиры с паремиями на все праздничное время, от праздника праздников, т. е. воскресения Христова, до величайшего из праздников, т. е. до сошествия св. Духа Тройцина дня, включительно.

– о прологе

§ 17. Пролог, по-русски: предисловие, предварение, содержит вкратце такие о святых и о праздниках сведения, какие, приступая к празднованию того, или другого святого, того, или иного праздника, чтоб достойно праздновать, нужно предварительно знать, и к которым, для той же цели, почти везде прибавляются краткие отеческие поучения, или извлечения из них.

– о четьи – минеях

§ 18. Четъи – минеями назыааются подробные жизне-описания святых, составленные св. Димитрием Ростовским, и наполняющие, вместе с присоединенными к ним целыми поучениями отеческими на известные праздники, четыре огромные книги17 которые, впрочем, не смотря на свою огромность, на самом деле суть не более, как сокращение четьи – миней великих, собранных знаменитым митрополитом московским, Макарием, и доселе остающихся в рукописи, между рукописями московской синодальной библиотеки.

– о требнике

§ 19. Требник большой и малый представляет священнику руководство и пособие, для отравления треб, или таких священных служб и молитвословий, которые потребны, т. е. необходимы верующему в важнейших обстоятельствах его собственной домашней жизни, начиная с рождения и крещения до самой смерти и переселения в жизнь другую – загробную.

– о книге молебных пений

§ 20. В книге молебных пений заключаются молебиые, т. е. просительные и благодарственные, и, по большой части, с торжественным пением отправляемые службы Господу Богу, в особенно важных случаях жизни, как частной, так и общественной, напр. при начале «нового года», при «начале учения», в «царские дни», и подобн. тому.

– о нотных книгах

§ 21. В нотных церковных книгах собраны из различных Богослужебных книг и на ноты положены важнейшие и более необходимые стихиры и молитвы, которые, при Богослужении, назначено петь именно по нотам, и которые, потому, и поются по нотам, или простым, или партесным. Из различных нотных книг более известны: литургия Златоустова, по придворному напеву, и нотный обиход, содержащий различные молитвы с стихирами, для ежедневного церковного обихода, т. е. употребления.

– об акафистнике

§ 22. Акафистник, в настоящее время, довольно обширен, и, кроме давноупотребительных акафистов18 Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери (собственно Благовещению), успению Ея, святителю Христову Николаю, великомученице Варваре, преподобному Сергию (Радонежскому чудотворцу), и подоб., может содержать в себе акафисты: живоначальной Троицы, страданиям Христовым, покрову Пресвятой Богородицы, святителю Христову Митрофану, (епископуВоронежскому) и проч.

Примеч. Акафистник, употребляясь при Богослужении общественном, весьма употребителен и в домашних молитвах. Для этих последних молитв, кроме акафистника, как известно, служат между прочим: различные молитвенники, молитвословы, сборники, канонники и подоб т.

* * *

6

Типик, как и все прочие нерусские названия церковных книг, есть греческое слово; по-русски оно значит: образец, правило, т.е. для отправления церковных служб.

7

Трапеза – обед, стол, пища.

8

Зачала т. е. начала, начальные слова, с которых начинаются, или зачинаются известные «священные чтения»

9

Кафизмою, по-русски сидением, или сидальным, называется известный отдел псалмов (или даже один псалом, именно 118-й, составляющий, как известно, целую кафизму – 17-ю), потому что, по прочтении его, на утрени, когда читаются, или поются особенные песни из других церковных книг, желающим, особенно утомившимся от продолжительного стояния, дозволяется, для отдыха, сидеть, от чего собственно седальным, по-словянски, не псалмы, а церковные песни, по прочтении кафизм употребляющиеся.

10

Великим часословом по тому, между прочим, называется, что есть малый часослов, содержащий т.е. меньшее число служб и прибавлений, чем содержит их «часослов великий»

11

Понятие и подробности о «часах» будут предложены во второй части изложения.

12

Под стихирами, мы, во всей первой части своего «изложения», разумеем вообще все эаключающиеся в той, или другой церковной книге, песнопения и песночтения, которые в церковных книгах носят различные названия и о которых в отдельности, равно как и о этих различных названиях, будет вкратце замечено, при встрече с ними. А самое слово: стихира, по-русски значит: многостишие, т. е. песнь, как известный отдел, или строфа, состоящая из нескольких стихов, иначе – мыслей, или предложений. Она может быть названа и русским словом: стах, только не в смысле единичном, как т. е. одна известная мысль, одно выражение; а в смысле собирательном, как соединение двух, трех и даже более стихов, или отдельных мыслей, составляющих цельное правильное выражение, или описание известного предмета.

13

Паремии суть библейские чтения, бываемые на праздничных вечерних и иногда на часах; подробное объяснение этого слова смотр.в § 32, 3З-м.

14

Греческое слово – триодь можно перевести или словом: трипеснец, от трипесненных канонов, в триоди по местам встречающихся, – или словами: песнопения по преимуществу, т.е. по преимуществу трогательные, особенно умилительные, так как наполняющая триод песнопения, в самом деле, особенно умилительны, сравнительно напр. с песнопениями минейными.

15

Пасхалия – это указание, на каждый год, времени празднования Пасхи и других праздников, вместе с Пасхой ежегодно переходящих с одного числа на другое. Обыкновенно «пасхалия» помещается в конце издания рязличных церковных книг.

16

Цветною эта триодь называется, или потому, что в некоторых изданиях началом ее служат песнопения с чтениями для недели цветоносной, иначе «ваий», т.е. «вербной», или особенно потому, что наполняющие ее все обшие песнопения и чтения, сравнительно с песнопениями и чтениями даже триоди постной, написаны языком особенно цветистым, возвышенным, как более соответсвующим торжественности прославляемых ими праздников.

17

Есть издание «четьи-миней» и в 12-ти книгах, т. е. по книге на каждый месяц: но, для церковного употребления, они, по большой части, издаются в 4-х книгах.

18

Акафисты – по-русски: неседальные, подразумеваются: «песнопения и песночтения», во время т. е чтения и пения которых непременно должно стоять, а не сидеть.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle