свящ. Николай Оглоблин

Источник

Отделение третье: о священных одеждах

Общее замечание об них

§ 139. Священные церковные одежды у нас самого древнейшего происхождения, и одни из этих одежд принадлежат священным лицам, другие – священным предметам, во храме находящимся.

Перечисление одежд для священных предметов

§ 140. Из священных во храме предметов: а) «престол и жертвенник» имеют свои одежды, или облачения, так и называемые: одежда на престол, одежда на жертвеник; б) «потир с дискосом» покрывается покровцами и воздушком; в) на «аналогии», столы, столики и под. возлагаются покровы, или покрывала, к которым можно отнесть и катапетасму, или завесу над царскими вратами, также илитоны, в которые завертываются «свящ. Сосуды» и «св. антиминс».

Главное различие церковных одежд священнослужительских

§ 141. Из церковных священнослужительских одежд, одни принадлежат всем трем степеням священства, другие – только двум высшим; третьи, наконец, лишь одной какой либо степени.

Священные одежды, общие всем трем степеням священства

§ 142. Всем трем степеням священства принадлежит: 1) фелончик237 надеваемый, впрочем, только однажды, но за то неизбежно всеми238 – при самом первоначальном «посвящении в клире»; 2) стихарь239 (у диаконов), или подризник (у Священников и Преосвященных), и 3) поручи, или просто – «наручники».

Особенности диаконского облачения

§ 143. Собственно к диаконскому (а в тоже время и к иподиаконскому) облачению принадлежит орарь240 длинная и довольно широкая, в роде длинного, но не широкого полотенца, из материи сделанная лента, украшенная крестами и назначенная для того, чтоб ею диакон подавал верующим знак к особенно – усиленной, усердной молитве, как это он и делает, подымая ее, во время эктений, пальцами правой руки, вверх; с другой стороны, особенно когда ею препоясываются крестообразно, она, для самого диакона, равно как и для прочих, служит символом его служебной, при священнодействиях, обязанности.

Облачение общее священникам и Преосвященным

§ 144. Для «священников и Преосвященных» общим облачением служат: пояс и эпитрахиль241 – Эта последняя, в первоначальном виде своем, тот же «орарь», только сложенный вдвое и возлагаемый не на одно левое плече, как у диакона, а на оба плеча вместе на шею. – Без эпитрахиля, ни священник, ни преосвященный, не могут совершить никакой службы церковной; в одном же эпитрахиле, напротив, они могут отправлять многие службы.

Особенность облачения священнического

§ 145. Особенностью облачения священнического может считаться фелонь242, или так называемая у нас священническая риза, т. е. самое верхнее и широкое облачение у священников. – Впрочем, «фелонь» может быть употребляема и преосвященными, так как они в древности действительно и употребляли ее.

Особенности облачения Архиерейского

§ 146. Самую важную особенность облачения Архиерейского составляет омофор243длинная, в роде ораря, только гораздо шире этого последнего, материя с крестами, обвязываемая вокруг шеи и концами спускающаяся назад наперед. Вторую особенность облачения Архиерейского составляет саккос244, надеваемый под «омофор», но поверх «эпитрахиля» и «подризника», и потому шире этого последнего, только короче его, и поясом но опоясывается. Третью особенность составляетъ палица245, привешиваемая с боку, для выражения той мысли, что носящий ее есть бодрый и добрый воин Христов, готовый всегда на ополчение за св. церковь Его. – Сверх этого, Преосвященным, пред службами и после служб, а иногда и во время их, надевается мантия, отличающаяся от «монашеской» тем, что она бывает не «черная», а «цветно – полосатая», с так называемыми скрыжалями и источниками246.

Различные украшения, к Архиерейским и священническим облачениям прибавляющиеся

§ 117. При священнослужении, сверх всех различных «облачений», употребляются: а) Преосвященными – митры и посохи247; б) Протопресвитерами, Архимандритами и некоторыми из ІІротоиереев – так же митры и палицы с набедренниками; в) заслуженнейшими Протоиереями и Священниками: камилавки, скуфьи, палицы и набедренники.

Главное украшение Архиереев и Священников

§ 148. Главное внешнее отличие и украшение «Преосвященных», во всякое время, составляет панагия248, носимая вместо наперстного креста; для всех же прочих «Священнослужителей» (не исключая впрочем и самых Преосвященных) таким отличием и украшением служит крест, в различных видах, с различными, многообразными украшениями.

Общее внутреннее свойство и значение украшений и облачений церковных

§ 149. Не только «кресты», а и все украшения и облачения священнослужащих должны точно выражать и постоянно напоминать, и самим священнослужащим, и всем верующим, ту великую истину, что священнослужители Христианские суть «строители таин Христовых», поставленные от Самого Господа нашего И. Христа и Всесвятого Духа Божия, к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, да возрастим в Него всяческая, Иже есть главаХРИСТОС!249.

* * *

237

Смотр. объяснение слова: фелонь в примеч 242-м.

238

И свещеносцами, и чтецами, и т. д. при посвящении их в стихарь.

239

Стихарь значт длинная всепокрывающая одежда.

240

Орарьвидимый, очевидный знак, которого нельзя не видеть и которым верующие возбуждаются к усердному прошению, молитве.

241

Эпитрахиль – привязывающий, обращающий к чему нибудь, влекущий (т. е. плат, или полотенце), так как эпитрахиль, между прочим, и означает ту вервь, которою Спаситель наш, во время страданий, был привязываем к столбу.

242

Фелонь, собственно по гречески: феноний – верхня блестящая (или, вернее «багряная») одежда, в пямять той, в какую облекали нашего Искупителя, во время Его страданий.

243

Омофор с греческого значит: на рамена, на плечи возложенный, или: помогающий возлагать и возложенное носитъ на раменах, т. е им выражается та мысль, чго преосвященный естъ главный подвижник в царстве Христовом.

244

Сакос-великолепная одежда Греческих византийских царей.

245

Палица имеет вид широкого продолговатого копья, только без особой рукояти, или длинного древка.

246

Скрыжали и источники, очевидно, служат символическим иэображением закона Христова и Божественной Его благодати.

247

Митраблестящее, на подобие солнца, головное украшение, или шапка.

248

Панагия – Пресвятая, т. е. Богородица, или: Всесвятый, т. е. Господь наш, И. Христос, так как Их пречистые лики изображаются на «панагиях».


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle