Источник

Глава 4. Народ Божий и пастыри

Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян (Втор.26:5), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей (1Цар.17:34–37); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает (Притч.27:23), применяется к их положению (Быт. 33:13), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей (Ис.40:11), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности.

Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его (Пс.94:7), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как cmaдo, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились (Пс.77:52–53). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа (Пс.79:2), как пастырь Он будет пacmu стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных (Ис.40:11); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод (Ис.49:10), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам (Зах.10:8) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться (Пс.22:1–4). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть (Сир.18:9–13).

Господь вверяет овец Своей паствы Своим служителям, ведет их рукою Моисея и Аарона (Пс.76:21) и, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря, Он после Моисея указывает на Иисуса Навина как на нового вождя (Числ.27:15–20). Он берет Давида от дворов овчих, чтобы дать ему пасти Свой народ. Однако звание пастыря никогда не применяется прямо к царям Израилевым, хотя роль пастырей и приписывается им (3Цар.22:17; Иер.23:1–2; Иез.34:1–10); оно дается только Судьям (2Цар.7:7–12), народным вождям (Иер.2:8) и князьям народов языческих (Иер.25:34; Наум.3:18; Ис.44:28). Это наименование как бы приберегается для Нового Давида; так оно становится одним из образов эсхатологической надежды. Таково благовествование ветхозаветных пророков: в последние времена Господь вновь возьмет на Себя водительство Своим стадом и поручит его Мессии.

По жестокосердию своему пастыри Израиля проявили неверность своему предназначению. Они сделались бессмысленными и не искали Господа (Иер.10:21) и отпали от Него (Иер.2:8), заботясь не о стаде, а о самих себе (Иез.34:3), разгоняют овец (Иер.23:1). Всех пастырей твоих унесет ветер, – пророчествовал Иеремия (22:22). По словам пророков, Господь возьмет в руки Свое стадо (Иер.23:3), соберет его, возвратит Израиль на пажить его (Иер. 50, 19) и там будет охранять его (Иер.31:10; Иез.34:11–22). Затем Он даст им пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти с знанием и благоразумием (Иер.3:15) и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь (Иер.23:4). Наконец, согласно пророку Иезекиилю, будет только один Пастырь, Новый Давид (34:23–24, 30–31).

Пастыри общины и после плена не отвечают ожиданию Господа, и пророк Захария снова начинает их обличать, возвещая судьбу грядущего Пастыря. Этих неверных пастырей Господь посетит в гневе Своем (Зах.10:3; 11:4–17) и накажет Израиль за отвержение Мессии (Зах.13:7–9).

Обетование о Добром Пастыре исполнилось с приходом в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. В то время о пастухах судили по-разному. Поскольку в силу своей кочевой жизни они не имели возможности соблюдать Закон, некоторые приравнивали их к ворам и убийцам. Однако именно внфлеемские пастухи были удостоены чести оказать гостеприимство Святому семейству, которое нашло приют в яслях, принадлежавших им. Им, простым пастухам, первым была возвещена благая весть (Лк.2:8–17).

Иисус Христос являет милосердную заботу Бога о людях в образе Пастыря, ищущего пропавшую овцу (Лк.15:4–7), а по окончании Своей земной жизни Он поручает избранным Им Самим апостолам пастырское служение в Церкви.

Иисус Христос приходит на помощь овцам, не имеющим Пастыря (Мф.9:36; Мк.6:34). Спаситель говорит о Себе, что Он послан к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24; 10:6). Малое стадо (Лк.12:32) учеников, Им собранных, являет собой прообраз эсхатологической общины, которой обещано царство святых Всевышнего, царство Которого – царство вечное (Дан.7:27). Он предвещает им гонения: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф.10:16), они будут искушаемы ложным учительством: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7:15). Словесное стадо будет рассеяно, но Пастырь, после того как Он будет поражен, вновь соберет его в Галилее (Мф.26:31–32).

Святые писатели Нового Завета представляют Иисуса Христа как Пастыря овец великого (Евр.13:20), Пастыреначальника (1Пет.5:4), Пастыря и Блюстителя, Который вернул заблудшие души, исцелив их Своими ранами (1Пет.2:24–25). Наконец, в Откровении Иоанна Богослова Христос – Агнец становится Пастырем, ведущим на живые источники вод (Откр.7:17) и поражающим отступников мечом и жезлом железным (Откр.19:15).

В Евангелии от Иоанна эти разрозненные образы складываются в величавую картину, где Церковь показана живущей под водительством Единого Пастыря (10:1–16).

Иисус Христос открывает Себя как единственного посредника, дверь, через которую входят к овцам и выходят на пастбище. Он один передает пастырскую власть апостолам. Он один дает жизнь при полной свободе входа и выхода (ср. Числ.27:17). Существование Церкви основано на взаимном знании Пастыря и овец, на взаимной любви, которая в свою очередь основана на любви, объединяющей Отца и Сына. Наконец, Иисус Христос – совершенный Пастырь, потому что Он полагает жизнь Свою за овец. Он не только поражен (Мф.26:31), Он Сам полагает жизнь Свою (Ин.10:18; рассеянные овцы, которых Он собирает, приходят и из двора Израилева, и от языческих народов. Единое стадо, таким образом собранное, едино навеки, так как любовь всемогущего Отца оберегает его и обеспечивает ему Жизнь Вечную (Ин. 10:27–30).

Согласно Евангелию от Иоанна проповедь о Добром Пастыре полагает начало Церкви. После воскресения Христа апостолы получают харизму пастырства в Церкви. На каждого из них возложена обязанность бодрствовать, заботиться о своей пастве. Они впоследствии передали эту обязанность епископам и пресвитерам. По примеру Господа, их долг искать заблудших овец (Мф.18:12), внимать себе u всему стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28).


Источник: Настольная книга священнослужителя. - Москва : Моск. патриархия, 1977. - 22 см. / Т. 8: Пастырское богословие. - 1988. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle