Глава 33. Проповедь Евангелия – долг и призвание пастыря
...И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15).
Эти слова Христа Спасителя обращены непосредственно к апостолам. Точно так же обращены они к тем, кто берет на себя апостольское служение, прежде всего к епископам и поставленным ими священникам. В более широком смысле обращены они ко всем христианам. Всякий человек, просвещенный светом Христовым, должен нести его другим.
Но любой человек вправе спросить себя: могу ли я проповедовать, достоин ли я говорить о Боге, не беру ли я на себя задачи, которая мне не по силам? Однако тот, кто дерзает принять благодать Священства, уже не может задавать себе такие вопросы. Их следовало решать раньше, до принятия сана. Проповедь Евангелия всему миру – одна из непосредственных его обязанностей.
Но как проповедовать всему миру, когда священник связан своим служением с одним храмом, и его проповедь ограничена его стенами? Пусть так, но ведь мир, желающий слушать Евангелие, сам приходит в храм. Он собирается отовсюду – от разных семей, разных домов, разных улиц, разных деревень. И до этого мира нужно донести пастырю евангельское слово, и здесь, в храме, предстоит ему исполнить неотмененную и неотменимую заповедь Христову. Ни на одном из его служений эта заповедь не должна оставаться лишь благим, но забытым пожеланием.
Конечно, в широком толковании всякое действие в храме, которое совершает священник, уже есть проповедь. Проповедь – Божественная Литургия. Проповедь – Всенощное бдение. Проповедь – таинство Крещения. Проповедь – слово перед исповедью и сама исповедь. Проповедь – молебен. Проповедь – само одеяние священника и крест на его груди. Но все эти проповеди совершаются как бы независимо от личности священника, от его человеческой воли, которая должна быть едина с волей Божией, от его разума, который должен служить Богу, от его вдохновения, которое свидетельствует о его вере. Здесь проповедуют: чин, устав, обряд, Таинство, внешние знаки священнического сана. Такая проповедь – проповедь всей Церкви, к которой пастырь должен добавить и свой собственный человеческий голос. Здесь речь идет об одном конкретном и необходимом пастырском деле – проповеди Евангелия.
Отрывок из Евангелия читается практически за каждым богослужением. Уже говорилось, что он должен быть прочитан понятно и внятно, благоговейно и осмысленно. Пастырь, который за чтением Евангелия думает лишь о своем «исполнительском искусстве» или не думает ни о чем, может погрешить против Слова Божия. Крайне желательно, если не необходимо, каждый такой отрывок разъяснить и растолковать своим слушателям. Будем помнить: Евангелие есть тот хлеб Божий (Ин. 6:33), в котором нуждается, которого сознательно или бессознательно просит всякая человеческая душа. Даже если перед нами темные старые женщины, никогда не читавшие книг, плохо понимающие то, что происходит в храме, не умеющие объяснить свою веру – Евангелие находит свой отклик и в их сердцах. Им нужно только все как следует разъяснить, дабы вечный свет Слова Божия не был затемнен для них, скажем, непонятными словами или реалиями далекой, непонятной им жизни. Евангелие – книга о вечном, но это вечное раскрывает себя в конкретном человеческом времени. Частый порок наших проповедей на евангельскую тему – изображение той реальной исторической обстановки, в которой жил, учил и умер Спаситель, чуть ли не мифической страной, где все воспринимается в какой-то сказочной дымке. Но эта самая дымка, этот привкус мифологии в проповеди, по сути, отдаляют нас от Евангелия и подтачивают корни веры нашей, не давая им врасти в насущную, сегодняшнюю нашу жизнь. Поэтому читать и проповедовать Евангелие нужно так, чтобы становилось ясно, что все описанное там происходило не «где-то», но в конкретном историческом месте и времени и вместе с тем происходит сегодня с нами. Если непреходящее, вечное, мы научимся видеть в ушедшем историческом времени, мы научимся различать его и в настоящем.
Есть еще одна форма проповеди Евангелия – евангельские беседы в храме. Это не проповедь в узком смысле, связанная с только что прочитанным отрывком или приходящимся на данный день праздником. Беседы на евангельские темы тем и удобны, что не связаны какими-то предуказанными малыми отрывками, они должны быть вполне самостоятельны по стилю и по теме. Проводить их можно по вечерам, после Всенощного бдения или Акафиста, когда, проведя вечер в молитве, народ, как 6ы нехотя, с сожалением, покидает храм; впрочем, всякий желающий сам найдет для себя и для других наиболее подходящее время. Тема, избранная для беседы, может быть достаточно вольной и широкой, ограниченной лишь рамками самого евангельского текста. Тем, разумеется, можно найти великое множество: Евангелие неисчерпаемо. Приведем здесь примеры некоторых из них: «Нагорная проповедь и Заповеди Блаженства», «Христос и Закон», «Чудеса Иисуса Христа», «Отправление апостолов на проповедь», «Откровение Отца Сыном», «Царство Небесное и притчи о нем», «Исповедание веры Петра и камень Церкви», «Предостережение от книжников и фарисеев», «Пророческая беседа на горе Елеонской», «Второе Пришествие Сына Человеческого», «Страсти Христовы», «Поучение о молитве», «Прощальная беседа», «Первосвященническая молитва», «Матерь Божия у Креста Сына Своего», «Иисус по Воскресении», «Заповеди Воскресшего» и т. д.
В этих беседах можно будет, помимо самого Евангелия, раскрывать основные вопросы христианской веры. По жанру, как уже было сказано, они отличаются от проповедей, они не имеют столь четких границ, и потому как бы более «вместительны». Главная их цель – не столько назидание, сколько приобщение людей к тексту и духу Слова Божия, дабы каждый из них мог не только познакомиться, но и породниться с ним. В этом – одна из самых насущных пастырских задач. Разумеется, к таким беседам следует исподволь готовиться, обращаясь к творениям святых отцов или иных авторитетных учителей Церкви. Следует заботиться и о развитии в себе ораторских навыков. Если же священник не имеет под рукой нужных книг и совсем не уверен в своих ораторских данных, то и он исполнит завет Спасителя и свою пастырскую задачу, если найдет время для того, чтобы просто читать в храме Евангелие, главу за главой.