Источник

31.07 Священному́ченика Вениами́на, митрополи́та Петрогра́дскаго

Тропа́рь, глас 1:

Свети́льник всесве́тлый во гра́де свята́го Петра́ яви́лся еси́, / па́стырю до́брый, священному́чениче о́тче Вениами́не. / Любо́вь и милосе́рдие в сердца́х ве́рных насажда́я, / благотвори́ти призыва́л еси́ терпя́щим глад и нищету́. / Сего́ ра́ди и мы к тебе́ прибега́ем и с ве́рою вопие́м ти: / моли́ ми́лостиваго Бо́га / оте́чество на́ше в Правосла́вии и благоче́стии утверди́ти, / мир Це́ркви дарова́ти / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Конда́к, глас 6:

От ю́ности и́го Христо́во на ра́мо взем, / и́стинный страж Правосла́вныя Це́ркве яви́лся еси́, / священному́чениче Вениами́не. / Клевету́, у́зы, страда́ния и суд непра́ведный / от беззако́нных му́жественне претерпева́я, / святы́ню церко́вную на поруга́ние не пре́дал еси́. / Те́мже и Христо́с да́ром терпе́ния и любве́ тя испо́лни, / во е́же пред му́ченическою кончи́ною / со благодаре́нием взыва́ти: // за вся, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

В миру Василий, родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в христианском благочестии. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную. После окончания Петрозаводской духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. По окончании академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. С 1898 года он – инспектор Холмской, спустя год – Санкт-Петербургской семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, отец Вениамин назначен ректором Самарской, а через три года – Санкт-Петербургской семинарии. Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресвятой Богородицы». Воздействие его наставлений было велико, и многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.

События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно – подавляющее большинство голосов было отдано епископу Вениамину, который становится архиепископом Петроградским и Ладожским, а затем митрополитом Петроградским и Гдовским. Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. Самая главная задача сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь». Приступив к осуществлению своей программы, митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 года после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Митрополит Вениамин, являя пример высокой христианской любви, благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих, рассматривая это решение как исполнение своего пастырского долга. «Мы все отдадим сами», – говорил святитель. Однако к голосу владыки Вениамина власти не посчитали нужным прислушаться. Они объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как «принадлежащее государству» имущество. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Однако чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц – организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. Вскоре последовал арест митрополита Вениамина, а затем началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, стремился доказать невиновность других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе́, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все».

22 июня 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 30 на 31 июля того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.


Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2

Комментарии для сайта Cackle