иером. Иаков (Цветков)

Источник

Утешительный кондак с икосами, поемый над болящими25

Кондак. глас 2-й. Подоб. В молитвах неусыпающую...

В нуждах душеспасительная Управительнице, и в опасностях непостыдная Предстательнице, Ты. едина Богомати, и непорочная, вонми молитве моей, – мне, воюющему к Тебе скорбно: «Разгони печаль (λύπην) души моея».

Икосы:

(Τί δοθείη) Что мне будет дано, и что будет прибавлено, когда я с сердечным воплем должен просить оставленья грехов? Ибо душу свою я осуетил (ἠχ ρείωσα) прегрешеньями, а плоть осквернил грехопаденьями, преумножив лукавыя деяния жестокосердый я, как никто из земнородных; почему со стенаньем вопию: «Богородице пречистая, не презри мене, но скоро спаси мя, и освобождая от многих грехов, разгони печаль души моея.

(Ὁρος Θεοῦ) Ты, гора Божья усыренная (τετυρωμένον) во пресветлой чистоте (Своей), как проповедует Давид (Пс.67:16), и Мати Господа моего, умилосердись, пощади, исцели меня, и от всякия нужды избави мя; ибо я, окаянный, зная теплое Твое предстательство, умоляю Тебя, да обрящу чрез Тебя умилостивленье. Вонми, Чистая, моленью моему, и, исполнив меня Своею благодатью, разгони печаль души моея.

(Ύψωσόν με) Вознеси меня уничиженнаго, Ты, воздвигшая падшее древле прельщеньем (δελέατι) древа естество (человеческое); ибо я лишился райскаго деланья (τερπνῆς εργασίας) и обнажился от богатства добродетелей, бедностью души своей уподобившись блудному сыну. Посему Ты мне даруй благодать, просвещенье, милость, радость; призри на худость (κάκωσιν) раба Твоего, и всегда избавляя мя от искушений, разгони печаль души моея.

(Ἕγεφον) Возстави меня падшаго, Ты, по истина оживотворившая Еву, падшую клятвою снеди. Ибо объемлет меня пучина греховная, и потопляет море безумных страстей, меня, превзошедшего беззакошем древний народ Содомскй. Ибо Тебя единую я знаю как сильное заступление пред Богом. Приими, Чистая, моление мое, и всегда разгоняй печаль души моея.

(Λάμπρυναν) Просвети меня помраченнаго, Ты, прогнавшая древле тьму заблуждения Божественным рождешем Твоим; ибо погасил я cияние света, не исткав себе хитона благих дел, весь покрытый срамотою, неблагодарный, мрачный и безобразный, я, оказавшийся таковым от безумнаго своего порыва и, подлинно, от негоднаго безстыдства своего. Вижд скорбь мою, Владычице, и очищая мои плотски страсти, разгони печаль души моея.

(’Έκτεινον) Простри мне руку помощи, Ты, спасшая до конца (εἰ τέλος) народы от бури коварнаго врага; ибо я утопаю в тренешях страстей, и возмущаюсь порывом грйховных прелыцений. (Но) подай мне силу избегнуть скверных сетей врага, от тенет всегда меня избавляя молитвами Твоими. Вижд срамоту мою, Владычице, и, скоро утишив (бурю) искушений, разгони печаль души моея.

(Ἐυφρανὸν) Возвесели меня угнетеннаго скорбию, Ты, подающая Божественную радость миpy; ибо враги меня притесняют; избави от языка льстива (Пс.119:2), и от злокозненнаго навета исхити мя. Не попусти умереть мне среди вихря лукавнующих; молитвами Своими избави мя от рова лжи и злословия; прими моление раба Твоего,– печаль души моея разгони.

(’Ίθυνον) Управи ум (мой) и нрав (τοὺς τρόπους), Ты, рождшая Слово – Христа для обожения человеков; направи стопы моя (Пс.118, 133), и руководи впредь жизнию моею. Скоро избави мя от оскорблений, от угрозы и гнева, да похвалюся о Тебе, моей Предстательнице; укроти возмущение сердца, и исполнив меня Своей радости, разгони печаль души моея.

(Νέκρωσον) Умертви плотския мои отрасти, Ты, убившая змия, непрестанно на нас враждующего; услыши меня в час моей молитвы, и в день нужды помози мне, всегда избавляя мя от мужа лукава, неправедна (Пс.139:1); буди всегда мне Стеною, защищая во время искушения: ибо я прибегнул под покров Твой, и дерзая, (в упование) на силу Твою, вопию: «Разгони печаль души моея».

(Ὄμβρισον) Одожди мне росу здравия, Ты, исполняющая все нестернимым светом и лучшею (небесною) славою; ибо сила моя (Пс.37:6) души моей; не презри воздыханий (φωνάς) меня немощнаго и всегда прискорбнаго; прииди, поспешая с высоты; облегчи великую скорбь мою; источи на меня елей исцеления, и даруя мне от Себя жизнь, разгони печаль души моея.

(῾Υγιῆ) Соделай здравым меня болящего, длинно Своею изливая ныне (на мя) токи исцелений; воздвигни мя от одра скорби (οδύνης) и, укрепляя мои ступни и колена (τὰς βάσεις μου και τὰ σφυρὰ) (Деян.3:7), сподоби укрепиться мне душею навсегда. Ибо Ты едина Целительница болезней душевных и телесных; приими моление раба Твоего, усердно взывающаго с плачем: «Разгони печаль души моея».

* * *

25

Переведено с греческого из Anal, sacra к. Питры. В Афонском кондакарии сего кондака и икосов нет. Акростих предлагаемых икосов: Τοῦ ἕλεεινοῦ. Судя по сему смиреннейшему о себе отзыву и по следующим новым выражениям, как: σωσίψυχος, Μητροθέε (душеспасительная; Богомати), со всею вероятностно можно сей кондак с икосами отнести к тв рениям св. ФеодораСтудита.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle