Св. преподобному Илариону Великому198
(Октября 21-го).
Свято воспитавшись от отрочества своего, ты возненавидел отеческое служении твари (κοσμολατρέιαν), соделавшись насаждением Антония; добродетелями своими, Иларионе, отче наш, ты украшаешь (πυκάζεις) концы земли. Почему умоляй за нас Господа.
Икосы:
(Ὁ τυφλόνους) Как я, слепоумный, воспою тебя, этот ум – денницу, возсившую от утренней зари? Добродетелями своими ты, пречудный Иларионе, просиял в концах земли, ты свершил путь подвижнический, блаженне, и приял, от Бога победный венец. Но, на небесах ликуя, спасай воспевающих тебе: посему умоляй за нас Господа.
(Τὴν ὁσίαν πολίτέιαν) Возвещая о преподобном житии сего отца, я, почастям (κατὰ μέρος), разскажу все, как было. Окриленный (божественною) любовию, пришел он к великому Антонию. Сей облек его в священный иноческий образ (τὸ θε͂ιον σχῆμα ἡμφίασεν), и как сына принял его для подвигов, поручая его прежде всего Спасителю (Σωτῆρι πεμπων πάλαι), крепко взывающаго и поющаго к нему: посему умоляй за нас Господа.
(Υπεισῆλθες) Ты вшел в пещеру с радостию, и, пребывая в ней как бы в царском чертоге (ἐν το͂υτῳ ὡς θαλαμευόμενος εἰς βασίλεια), преблаженне, носил одежду власяную как бы пурпуровый хитон, находя приятную себе пищу в пятнадесяти смоквах, в день по захождению солнца (Слав. Ч.-Мин.) и сладкое питче в малом количестве чистой воды (τὸ νηφαλέον ὑδάτιον). Люди видившие тебя среди сих подвигов, взывая, воспевали к тебе: посему умоляй за нас Господа.
(Φεῦ τοῦ φθονὸυ τοῦ Βελιάρ!) О, как велика ненависть Велиара! Ибо этот противник всею добраго (μισόκαλος) начал скрежетать против любителя добродетели (φιλαρέτου), устремив на него огненныя стрелы плотских страстей (ἡδονῶν), дабы ниспровергнуть подвижника Христова. Но сей вооружался против него усердными молитвами (ἱκεσίαις), и сокрушением сердечным (στηθικρουστῶν) обратил в бегство лукаваго. Возопиим к нему, как победителю Beлиара, поя: «Посему умоляй за нас Господа».
(Λέξαι) «Смирись», сказал мужественный подвижник к лукавому телу своему (πρὸς σοφόν σῶμα): «не дам тебе ячменя, но питать буду тебя плевами, истомлю же тебя жаждою, угнету тебя хладом и зноем, дабы каким –либо образом ты не убил меня». Для сего преподобный три дня (в седмицу) питался одними растениями (βοτάναίς), носил при себе только cyxия плодовыя кости. К нему усердно возопием: «Спасай поющих тебе, и, посему, умоляй за нас Господа.
(Ὁλολύζων) С шумом опять устремился сатана на святаю отца, и наводил на него страшныя привидения, – женский плач и непрестанный рев зверей. Сей же (крестным) знамением усмирил весь этот шум, и, псалмопоя Богу, победил врага. Увенчаем его похвалами, и речем, воспевая: «Посему умоляй за нас Господа».
(Νῦν ἐξῆλθεν) Вот, вышел святый отец из пещеры, соорурудив в оном месте для жилища себе малую келлию (καλύβην στενὴν), на подобие гроба, в которой обитал, и, не отходя от нея пять лет, преподобный всегда покрывал ложе свое рагозиною (χαρακόπλεκτον ἐκέκτετο); власяная одежда была у него вместо златотканнаго хитона, которую приняв от Антония, пел к нему: «Посему умоляй за нас Господа».
(Ὄντος ἔτους δισενάτου)199 Бывши восемнадесяти лет, сей мудрый и богоносный подвижник не устрашился нашествия разбойников... но, напротив, когда они ему угрожали, он говорил к ним, как повествуется: «Нагий, как я, не боится разбойников; ибо я готовь умереть за Христа». Посему человеки, удивляясь ему, взывали, воспевая: Умоляй за нас Господа».
(῾´Ως οὖν) Итак, отче священный, по совершении сего, ты прешел к жизни нестареемей, да восприимеши славу за труды своя. Помяни, прежде всех, скорбящаго и смиреннаго певца твоего, затем – весь мир, и особенно монахов, с теплою любовью совершающих память твою, да все приимут спасение от искушений, и да воспоют тебе песнь: «Посему умоляй за нас Господа».
* * *
Примечания
Переведено из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из Корзинск. кодекса, с надписанием, которое служить акростихом икосов: ὁ τυφλονὸυς. По замечанию Питры, творение cиe – св. Феодора Студита, составленное им по подражанию кондакам с икосами св. Антоны) Великому (его же творение) Omni procul dubio, пишет Питра, ὁ τυφλονὸυς Theodoras est, nес melius quam nova illa dicctione sculpere nomen suumpoterat: ex quo etiam inferre lubet eiusdem esse poёmata, quorum acrostichis a prima voce tota deducitur. Действительно, из гворений св. Феодора с имянными его акростихами видно, что он часто писал свои песнопения по образцу прежних своих же, творений. Так, не мало песнопений написано им по подражанию кондакам с икосами св. Василию Вел. и св. Николаю Мирликийскому. – В Афон. кондакарие сих кондака и икосов нет. „Св. Иларион родился в 291 г. в Тавафе, в 5 милях на юг от Газы; отроком отправился в Александрию, где крещен св. епископом Петром (f 311 г.), здесь был свидетелем многих мучений христиан; 15-ти лет пришел к Антонию Вел., и делается одним из первых учеников его, и по времени и по духу, хотя пробыл у него только около двух месяцев; в том же году (306 м) возвратился с несколькими монахами в Газу и, раздавши наследство, удалился в пустыню маюмскую (Маюма – портовой город – на 20 стадий севернее Газы), Чрез 22 года, в 328 т., начинает творить чудеса и собирает учеников; отправляется в Иерусалим; за тем, в Елузе (на севере пустыни Кадис) многих обращает к христнству, основывает около нея монастырь, и затем многие другие в Палистине. По смерти препод. Антония 17-го янв. 356 г., он отправляется на его гроб в 358 г.; идет чрез Ветулию, где прежде имел учеников, и многих обратил ко Христу; посещает монахов близ Пелусия, также исповедника Драконтия, бывшого епископа ермопольского, в заточении в Фавасте, и Филона, епископа Киринеи в Вавилоне, и чрез Афродитополь приходить к месту жительства Антония; здесь проводить более года, и возвращается в монастырь между Афродитополем и Анкирополем, где в 359 г. молитвою избавляет окрестную страну от засухи; в 362 г. удаляется в Александрию, и поселяется в Брухии, предместия ея, и потом удаляется во внутренней оазис; отселе, осенью 363 г. идет в Паретон и в Сицилию, и поселяется на мысе Пихоне, на краю южной части острова; в 365 г. отправляется в Епидавр далматский, откуда, вследствие чуда, обратившего на него вниманее города, бижит в Кипр около сентября 365 г., где принятый епископом Епифанием (который с ним после много беседовал), поселился близ Пафа. Здесь скончался 871-го или 372 года 21-го октября (Повествование сие заимствовано из «Полн. мес. Востока», ч. II, стран. 335 и 336).
Согласно повествованию S. Hieronimi, каковой хронологии в слав. Ч.– Минее нет.
