иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику184

(Января 11-го).

Кондак. глас 2-й.

Насажденный в дому Господнем чрез воздержание процветший добродетелями своими, ты, преславный гражданин пустыни, стадоначальниче божественных дворов (ἐπαύλεων), чудотворче Феодосие, моли за нас Христа непрестанно.

Икосы:

(Τῆς ἐώας) Все мы да ублажим сего светильника Востока, мудраго пастыря душ (ψυχαγελάρχην), Феодосия треблаженнаго: он просиял добродетелями и чудесами до конец земли. Да почтит божественную память его Египет; монахов соборы (συστζματα) да празднуют ему, и всякий лик правосланых да вопиет к нему, поя: «Моли за нас Христа непрестанно».

(῾Ωσιώθης) Ты, любителю благочестия, явился преподобным с отрочества своего, процветши от добраго корене, как, поистине, благоцветущая ветвь. Почему, презрев все земное, ты последовал за Господом: отравляешься созерцать святыми Иерусалима; на пути приемлешь подобающее благословение от онаго светильника, Семеона столпника, вопия к нему: «Моли за нас Христа непрестанно.

(Ὑποκλίνεις) По примеру смирения Господня, ты подклоняешь выю свою пред Лонгином, совершенно подчинив себя всем его узаконениям. Отсюда, научившись послушанию (ἄρχεσθαι ἐκμαθών), ты восшел к начальствованию над другими; ибо, в уединении своем имел борьбу (μονομαχήσας) с страшным врагом, ты ниспроверг его. После сего, ты соделался вождем святаго воинства, поскольку надлежало воздвигнуть святую обитель, в которой, с тобою вместе, воспевали: «Моли за нас Христа непрестанно.

(Πῶς ἐξέιπω) Какъ я выскажу весь изумительный подвиг воздержания сего преподобнаго мужа? Ибо, в седмицу, только однажды употреблял он пищу неприготовленную (τροφὴν σχέδιον): зелень, финики, сырые овощи (όσπρια)·, вкушает иногда (плодовыя) кости, въ воде размягченный (άπαλοβρεκτα); тридцать лет он нисколько не вкушал хлеба, и питием его была одна только вода, в небольшой мере (τὸ νηφαλέον υδάτιον), чему удивляясь, ученики его пели, говоря: «Моли за нас Христа непрестанно».

(Τίς) Кто не подивится величию подвига его бодрствования, тем сокровенным (от чуждаго взора) вервиям, которыми прикреплял он себя для лишения сна (ἀγρυπνῶν), совершая непомерное стояние, от котораго у него приключилась болезнь опухолей (βουβώνων ἄλγημα)? Кто, затем, не восхвалит его непрестанное псалмопение (τὸ ἀείψαλτον), чистоту молитвы, обилие слез, и всякую другую добродетель, ради которой мы воспеваем к нему: «Моли за нас Христа непрестанно».

(῾Ως δὲ ταυτα ἐπετέλει) Но между тем как он продолжал совершать сии подвиги, он повелевает чадам своим ископать (κаτασκευάσαι) гроб (μνῆμα), желая подражать Аврааму. При семь совершается изумительное чудо: ибо некто Василий185, по повелению святаго отца (πατροκέλευστως), в нем погребается живым; а по смерти своей (ἐκβιώσας) являестя снова Афтию и святому отцу, в том виде, как, вместе с другими, он пел; «Моли за нас Христа непрестанно».

(Χρεὼν) Надлежит сказать о пламенной вере святаго в Бога. Ибо настала Пасха, и не было хлеба для таинства пресуществления (μεταλήψεως) (между тем как было двадесять братий), ни хлеба для благословения: но вдруг Бог даровал чудным образом то и другое, – когда, при захождении солнца, некто пришел и привел двух животных навьюченных хлебом, и вместе с тем восклицал: «Моли за нас Христа непрестанно».

(Οἶον ξένον) Какое, после сего, чудо начал совершать (ἐκτελε͂ιν ἧρκται) святый отец! Ибо, предположив соорудить обитель, и недоумевая (где лучше построить ее), он кладет во святую кадильницу углие без огня, творит молитву к благослышащему Господу, и они тотчас возжглись со благоуханием186. Созерцая сие, ученики взывали к нему: «Моли за нас Христа непрестанно».

(Y... 10) Σιῶν) Радуйся, Ионе святый, обретший таковаго домостроителя (οἰκιστὴν), чрез котораго умножились чада твои, содействием Святаго Духа (διὰ Πνεύματος); паче же радуйся отечество мужа святаго, Каппадокийская земля; радуйся, обитель обретшая столь великаго патриapxa (προπάτορα), присно охраняющего чад своих от всякаго вреда молитвами своими, взывая и поя: «Моли за нас Христа непрестанно».

* * *

184

Переведено из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из Корзинск. кодекса с следующим надписанием: Μηνὶ ἰαννουὰρ. ιβ, κονδακιον τοῦ ὁσίου πατρὸς ήμῶν κσὶ ἀρχιμανδρίτον ἐρήμου Ἱεροσολύμων Θεοδοσίου, ἥχ. β. В акростихе икосов указывается, между прочим, на творца песнопения: τοῦ πτωχοῦ Σ..., т. е. Στουίτου. В Афонском кондакаре сих кондака и икосов нет – Преподобный Феодосий был родом грек, из Ногарюнской области, в Каппадоми; сын благородных родителей. Еще с юных лет, оставив навсегда отца и матерь, как ревностнейшей последователь Христов, он первоначально возгорелся желанием видеть и почтить поклонением св. гроб Господень, святый град Иерусалим и его окрестности, освещенныя стопами Спасителя. На пути, близ Антиохии он священным долгом поставляет себе поклониться великому подвижнику и прозорливцу, св. Семеону Столпнику, дабы получить от него напутственное благословение. Когда он приближался к столпу пренодобнаго, – св Семеон, назвав его по имени, повелевает ему взойти к себе на столп, где объяв и облобызав св. юношу, предрекает ему, Духом Божиим, что он будет пастырем словесных овец, и многих исхитит от мысленного волка, и предсказывает, после того, ему всю славу и благословение Божие, имевшее почить на нем. Это было в половине V века по Р. Хр., в царствоваиее греческ. императора Маркиана, когда на Иерусалимском святительском престоле председательствовал патриарх Ювеналий. После поклонения Иерусалимским святыням, он тотчас же решается принять на себя иноческий образ; но, по неопытности своей в духовной уединенной жизни, сперва вверяет себя в послушание славному благочестием. мужу, Лонгину, имевшему келлию свою в пустыне Иерусалимской, близ столпа, известного от древности под именем Давидова. Под смотрением сего св. старца просияв добродетелями, он, по довольном уже времени послушания ему, с благословения сего старца, переселяется на место, называемое: Ветхое сидалище, где одна благочестивая вдовица, Гликеръя, соорудив храм в честь Пресв. Богородицы, просила преп. Лонгина отпустить к сей церкви, для служения и жительства, св. Феодосия. Здесь слава благочестивой его жизни привлекла к нему множество желавших быть его подражателями, учениками; почему, не терпя человеческого почитания, он удаляется на гору, где была пещера, в которой, по преданно пренощевали три Волхва, приходившие в Вифлеем с дарами на поклонение ко Христу. На сем то месте преподобный, всеми силами души своей устремившись к единому Господу, начинает проходить суровейший путь святого подвтжничества, служа Говподу от всея души от всего сердца и всем помышленьем, и свою сердечную любовь к Нему являя в непрестанных трудах и подвигах, яже кто изрещи подробну возможет? Молитва его би непрестанна, стоянье всенощно, слезы всегда от очес, аки от источников потоки исхождаху. Пост безмирен: тридесятъ бо лет, не вкуси хлеба нимало, но точию финическье плоды, или сочиво, или былие и корение пустынное ядяше, и то зело мало, елико бы точию не умрети от глада. Еда же и тоя пищи не бяше, скудости ради пустынный то кости дактильныя в води моченыя пища ему бяху: душу же непрестанно питание словом Божьим, насыщая ю внутренних Боговидинием. Слава св. подвигов привлекла и сюда к преподобному множество благо честивых христиан, различного рода, языка и возраста, желавших, под его святым руководством, совершать пустынное безмолвное житие. Посему, всеобщим усердием собравшихся к нему учеников, сооружена была великая обитель, или Лавра, вмещавшая в себе до 690 иноков, которым он был главным начальником, или аввою. В лавре своей он установил общежитье, которое состояло в том, чтобы ни один инок не имел у себя никакой личной собственности, но чтобы все между монашествующими было общее, подобно тому, как было в христианских общинах первенствующей Церкви при св. апостолах (Деян. 4:34–37). Лавра препод. Феодосия была знаменита и славна. Бог благословил ее всяким изобилием, так что не только живущие в ней иноки не имели нужды ни в чем потребном; но в ней, кроме того, находили себе пристанище и покой множество бедных и немощных. Как повествуется, иногда в один день случалось устроять в ней до ста трапез. Кроме подвигов иноческих, препод. Феодосий известен как обличитель ересей Евтихия и Севира, отвергавших учение первых 4-х Вселенских соборов. Он потерпел, по сему случаю, изгнание, повелением императора Анастаса, потворствовавшего лжеучению сих ересеначальников, которого неустрашимо обличал преподобный; но скоро был возвращен, по случаю смерти Анастасия. По сим – то великим подвигам своим, с Феодосий, в сонме преподобных отец, и известен под именем Феодосия Великого, как один из ревностнейших отцев Церкви, который прилагал все по печение свое не только о внутреннем благочестии и благочинии блюдомых чад своих, но и самые догматы веры, или исповедуемые, охранял от всякого нечистого, ертического, приражения (Слав. Ч.-Минея).

185

Саном иepeй (сл. Ч.-Мин.)

186

Чудо это произошло, по сказанию Ч.-Минеи, близ места, называемого Кутилла (в иерусалимской пустыне), невдалеке от Смоляного озера.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle