иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. мученику Виту122

(1 июня 15-го).

Кондак глас 2 й.

Ты, создавый всяческая, яко Всесильный (δυνατὸς) и укрепивый святыхъ своихъ, какъ Благий, для победы над змием (δρακόντα) – т. е. диаволом), Христе Боже, чрез них помилуй воспевающих Тя, и низложи гордыню отвергающих Тебя, единый сый Всесильный.

Икосы:

(῾Ύμνον) Песнь достойную, Христе мой, не имею силы принести Тебе, будучи связан узами моих прегрешений: но даждь мне мудрость языка, как сущий источник мудрости и свет, да, воспев твоих подвигоносцев, спасуся. Ибо Сам Ты рек, Милосердие: Ищите с верою, и обрящете (Mф. 7:7). Почему, ищущему подаждь, как сказал Ты; ибо Ты не ложен, Человеколюбче, единый сый Всесильный.

(Μνήμη) Память праведных пребудет с похвалами, как поучает нас Писание (Притч. 10:7): не угаснет честное воспоминайте (μνημόσυνον) и сих святых, утвердившееся на веки, вечнующее и приснопребывающее. Посему, братие, не престанем воспевать святых Христовых, да, прияв, молитвами их, полезное душе и вместе телу, воскликнем: «Слава Тебе, Господи, единый сый Всесильный».

(Ναὸς ἐφάνης) Как храм божественный, как другий великии Илия, показался ты, преблаженне, от ранней юности своей живя добродетельно и благочестиво, служа Создателю паче всякаго создания (παρὰ κτίσιν), и ненавидя покланяющихся идо лам. Почему враг, всегубитель (πάνωλης), и, поистине, всезлобный, усиливается окружить тебя всевозможными лукавыми наветами (ῥημάτων πέιθειν πεφάται κολακίαις): но ты, как адамант, был тверд и непоколебим, вопия ко Христу: «Помози мне, едине сый Всесильный».

* * *

122

Переведено из «Anal. Sacra». Творение неизвестного песнописца; акростих: ὕμνος (песнь). Заимствовано Питрою из Корзинского кодекса; в Афонск. Кондакарие сих кондака и икосов нет. Святой мученик Вит между множеством христианских мучеников, примечателен в особенности тем, что, быв чудесно просвещен благодатью, свыше еще в отрочестве своем явил себя небоязненым и твердым исповедником Христовым перед самим лицеем страшного гонителя христиан, императора Диоклетиана (284 –305 по Р.Христова); в сем же возрасте, быв особенно преисполнен дарами благодати Божией, он совершил множество несказанных чудес, обратил ко Христу великое множество людей от идольского служения; к сожалению, в погибельном неверии остался отец его, знаменитый и богатый Сицилийский гражданин, которого юный отрок, святой сын его, исцелил именем Христовым от слепоты глаз. Претерпев жесточайшие мучения в Риме, св. мученик Вит, с учителем своим Модесом и кормилицею своею Крискентиею, веровавшими во Христа и вместе с ним пострадавшими, чудесно ангелом Господним были перенесены на тоже место в Италии, на котором они прежде подвизались в благочестии, распространяя и утверждая веру Христову. Место сие в словянской Чите Минее называется Мариане, в Лукании близ реки Силара, где они единовременно в мире почили.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle