иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. Архистратигу Михаилу

(Ноября 8–го).

Кондак, глас 2-й. Самогласен62

Архистратиже Божий, служителю божественныя славы, вождю ангелов и начальниче безплотных (Сил), испроси нам полезное и великую милость, ты, безплотных Архистрагиг.

Икосы:

(’Άναρχε) Безначалье, Господи Вседержителю, Творче святых безплотных служителей, купно с Сыном и Духом (святым) пребывающей в Нераздельней Троице, и носимый на раменах Херувимов, Ты, Котораго воспевает лик Серафимский и прославляет лик ангельский, и Котораго трепещут роды земных тварей, – и человеков и рыб, приими (возносимую к Тебе) от сердца нашего песнь; ибо вместе с нами Тебе молится безплотных (Сил) Архистратиг.

(Βλέπων) Взирая очами души своей на образ нетленнаго величия Бога Отца, я намеревался изобразить, и старался изъяснить, созерцание спасительных Божиих дел: но как немощный умом своим, и притом недостойный, я не вижду (οὐχ ὁρῶ). Посему, Сам Ты руку Свою простри мне, Боже, как некогда слепому от рождения; даруй и мне свет разума (λογισμοῦ), чтобы достойно воспеть Тебя; ибо о сем молится (вместе со мною) безплотных (сил) Архистратиг.

(Γνώρισόν) Даруй мне, Христе Боже мой, познать мир, (как одно) от (безмерных) сокровищ Твоих, подая мне силу, ради славы Своея, да и я, бедный и убогий, возмогу изъяснить желание свое (τού σκοπού άποδούναι λόγον): ибо, хотя я и не могу проникнуть в высоту непостижимых таин, но к познанию единаго токмо, что доступно из сих страшных таин, да руководить меня благопоспешно, по повелению Твоему, оный безплотных (сил) Архистратиг.

(Δώρησαι) Даруй же мне, бедному, обилие светопознания от сокровищниц Своих, дабы приумножился в десять крат (δεκαπλασιάσαι) талант мой. Ибо, если я неискусен в богатении (πλουτηρῶν); но я уверился уже, в получении из Твоих хранилищ, побуждением многих древних и новых изречений Писания. Итак, ради славы Твоея, Спасе мой, яви и меня способным, во Святом Духе, совершить плавание в крепкой ладие: ибо управит меня, силою Твоею, безплотных Архистратиг.

(Εὔδιον) Подаждь благоотишное плавание, Спасе мой, Ты, единый токмо Благодетелю душ, и долгов Решателю, да во Святом Духе ум мой, шествуя безопасно, достигнете к Твоему пристанищу, и Твоему свету, обрящет деяние обильное и всем полезное, и да спасете полученное от Тебя (σὸν) главное сокровище души (ἔμψυχον τὸ κεφάλαιον); ибо сеяние (σπόρον) будет охранять, как всегда верный Тебе, безплотных Архистратиг.

(Ἔφης) Ты рекл еси, Человеколюбие, в Писаниях Твоих, что множество ангелов радуется на небеси о едином кающемся, Безсмертне: посему и мы, влающиеся в беззакониях, Едине Безгрешне, присно молить Тебя дерзаем, яко благоутробнаго, умилосердися, и ниспосли нам недостойным сокрушение сердечное, подая нам прощение, Владыко! Ибо за всех нас молится безплотных Архистратиг.

(’Ίσχυσαν)63 Возмогли древле Ниневитяне отвратить гнев Твой, Спасе, чрез посте, как написано (Ин. 3:5–10). Но и ныне, по благоутробно даруя, помилуй, даждь прощение всем, яко благий умилосердившись, Ты, благоволивый принять на Себя плоть: а при человеколюбном рождестве Твоем, когда послужил сему таинству Твоему предстатель (προστάτου) служебных небесных сил (Евр.1:14), он самый, посланный вопият к Деве «Радуйся!» –был безплотных сил Архистратиг.

(Σὺ φοβερὸς) Ты, Страшный (1Пар. 16:25), всех Создателю, сотворив ангелов, соделал их страшными, как огнь блистающий (Пс. 103:4.), и все служить Тебе. Тебя окружают чины святых ангелов и архангелов с Началами; со Властями ты соединил Силы, дабы, вместе с Престолами, чины Господств служили Тебе. Ты устрояешь все повелением Своим, и все покоряется Твоей воле, как и безплотных Архистратиг.

(Τί προσαγάγει) Что принесет, чем вполне достойно воздаст земля Творцу, брение –Богу, Единому Домоустроителю? Ибо Он не удовольствовался тем, что сотворил токмо человека; но дал ему ангела хранителя. Итак мы имеем сего, нас охраняющего, каждый – ангела; и если чтим его, то все избегаем неблагоприличия (τῶν ἀτοπων): ибо он всегда исправляете путь наш, – данный всем нам для охранения, как и безплотных Архистратиг.

(Ὄπλοίς) Все мы украшаемся духовными оружиями благоволения (Божия), будучи окружены отовсюду ликами ангелов, ибо они не телес наших токмо суть хранители, но и предстатели душ. В искушениях они весьма часто являлись защитниками, и на cиe есть свидетели: Валаам, и оный Иисус Навин, и Даныл премудрый. Каждый из них видел Гавриила, яко безплотных Архистратига.

(Νίκην) Желая принести народу своему победу на войне чрез проклята (народа Божия), Моавитский царь Валак призывает на помощь Валаама, прорицавшаго на козлице, говоря Валааму: «Прокляни мне народ исшедший из Египта». Между тем как сей (Валаам) услышал (εἴδεν) человечески глас от ослицы, вещавшей к нему. «Для чего ты бьешь меня? Посмотри, кто преграждает мне путь, – как не безплотных Архисгратиг (Чис. 22:28–31)?

(Ἄν) Умолчу ли, зетем, и не выскажу, какую являл Бог славу между человеками? поскольку же меня неправедно порицают, то даруй мне слово, Слове, отверзший уста ослице, чтобы она говорила, да и я возглаголю что даровал Ты древле, подай и ныне, Блаже, Ты, уставивший чины (τάξας) святых ангелов для спасения человеков, как Благоутробный, и споспешествовавший некогда в сражены со врагами Иисусу Навину, (послав ему в помощь) безплотных Архистратига.

(῾Ρήματα) Тогда в телесном виде глаголал безтелесный, вооружавшийся за Израиля. Иисус (Навин) как только узрел его стоящего (пред собою), вопросил его, говоря: «Наш ты, – или от супостат? «Тот отвечал: «Я Архистратиг Господа Саваофа: разреши сандалия; ибо я предстою пред Господом, посланный от Бога, яко безплотных Архистратиг (Нав. 5:13,5:15).

(Χάριν) «В знаменье благодати Божией к вам послан я, чтобы истребить иноплеменных пред лицем вашим». Тогда Иисус припадает к нему в страхе, и, еще моляся безплотному, глаголет ему. «Как повелишь поступить рабу твоему, Божий Архистратиже? Как явившийся по повелению Божию, не скрой от меня того, что на пользу сказать мне послал тебя Бог, повелением Своим, да спасении народ сей, Израиля, яко безплотных Архистратиг».

(᾿Ιεριχῶ) Град Иерихон предзанял (πρέλαβε) Иисус под предводительством ангела; ибо молитва разрушила стены (Нав.6). Cиe же сказуя, всем возвещаю: ангелы стоять на страже снисхождения Божия к человекам. Наконец скажу о другом снисхождены ангела к Маною. Сей (ангел) возвестив о рождены Сампсона, заповедал, чтобы принесена была жертва, – как безплотных Архистратиг (Суд.13:16).

* * *

62

Переведено из Anal. sacra до 7–го икоса. От 7–го же икоса до конца переведено из Афонск. Кондакария, соснимков архимандрита Амфилохия стран: 167 –168). В Корзинск. Кодексе, из которого заимствовал греч. текст к Питра, in fol. 11, положено надписание: κοντάκιον ὖχ β´ φέρον ἀκροστιχίδα τὸ ἀλφάβητον. Что касается до вопроса, кто творец сих кондака с икосами, то на сие не будем умалчивать, что в надписании над кондаком в Афон. кондакарии значится: τὸ τοῦ κουκου, т.е. упражнение некоего Кукула или Кукузеля. Но в конце кондакарии архимандрита Амфилохия, в примечании, упомянуто, что Кукула или Кукузеля должно принимать не за творца; потому что Кукузель известен как отличный певец, и потому мог быть не более как только композитором напева (см. конд. Арх. Амфилохия, стр. 13). Означенные кондак с икосами всего скорее можно отнести к трудам св. Романа Сладкопевца, на следующих основаниях: 1) Кондак означен самаогласным, – составленным без подражания какому либо другому известному песнопению: только св.Роман, как древнейший из всех песнописцев сего рода мог составлять кондаки и икосы без подражания другим песнописцам; 2) никто из церковных песнописцев так часто не воспевал Господа, носимого на раменах херувимских и прославляемого ликами ангельскими (икос 1-й), как св. Роман; 3) Выражение 5-го икоса: долгов Решителю находит к себе пространственное объяснение в 9-м икосе св. Романа в неделю Ваий, который весь состоит из объяснения, каким образом мы соделались нравственными должниками перед Богом; в последних икосах (17,18 и 19-м) на Великую среду говорится о том же пространно, в творении св. Романа (см. конд. и икосы св. Романа на руск. Наречии, стран. 103 – 104); 4) В томже, 5-м, икосе выражение: ἔμψυχον τὸ κεφάλαιον буквально почти тождествует с выражением св. Романа Сладкопевца в последнем икосе на Велик. среду: τοῦ τῆς ψυχγς κεφαλὰιου. Здесь, по обещанию, упоменем что кондак самогласный с икосами первомученнику Стефану, которые Питра приписал Кукулу (Сuculus) (см. конд. и косы разн. церк. песнописцев на русск. наречии, стр. 27 –28), составляет творение также св. Романа, во 1-х потому, что песнопение самогласное; во 2-х: В кондаке и 2-м икосе св. Стефану встречается выражение совершенно Романовское, как напр.: наименование Господа Земледелателем (Γεωργὸς), каковое не однократно встречается у св. Романа, как напр.: в 3-м икосе Собору св. дванадесяти апостолов, где Спаситель именуется также Земледелателем в духовном смысле, как Земледелатель на нивах сердец человеческих (см. конд. и икосы св. Романа, стр. 169; по кондакарию Питры стран 171). В собрании древне-рукописных творений, из библиотеки архимандрита Амфилохия, между прочим, находится акафистник содержащий в себе 8-м акафистов между которыми в особенности обращает на себя внимание акафист св. Архистратигу Михаилу и Гавриилу, и прочим прочим безплотным силам, с надписанием: «Творение Исидора, архиипископа Константина града»; следовательно – перевод с древне–греческого языка. Он составлен по образцу Акафиста на Благовещение: Ангел предстал с небесе…; потому, что кондак и икосы начинаются теми же словами, как в акафисте благовещенском. Исидор патриарх жил в 1-й половине XIV века.

63

Начиная с сего икоса – до конца в Anal, sacra не имеется.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle