иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. пророку Захарию, отцу Предтечеву54

(Сентября 5-го).

Кондак, глас 5-й. Подоб.: Дева днесь...

Ныне старец55 и священник Всевышняго, Захария, родитель Предтечев, предложил трапезу памяти своей, питая верных, присоединив (κεράσας) для них питие правды. Посему мы прославляем его, как божественнаго таинника Божия благодати.

Икосы:

(Τὴν τοῦ νόμου σιγὴν) Молчание закона приял священноначальник, чрез глас ангела приемля, вместе с неплодною и целомудренною Елисаветою, ангела пришествия Христова, пророка и таинника (μύστην) Божья: с рождением его у них, возсияла (ἀνεκαινίσθη) благодать и (последовало) всемирное наше искупление и примирение (с Богом) Ибо он проповедует Агнца и Творца, и Обновителя твари, подающего плод от неплодной, и (притом) Сына Девы явльшагося, как божественный таинник Божия благодати.

(Ὁ ναὸν τοῦ Θεοῦ) Муж, входивший с дерзновением внутрь (т. е. в священнейшую часть) храма Божия, и созерцавши там «Святое святых»56; как служитель (μύστης) благодати, носивший кидаре и драгоценные камни, – священную дванадесятоколенную одежду (κόθ-ωνον ίωίεκάφυλλον)57, сей достохвальный муж, 3axapиa, ныне умерщвлен внутри храма от беззакониям и детоубийцы, (βρεφοκτόνου)58 Ирода; кровь его, на землю излаянная, как кровь Авелева, волнуется, и сильно вопиет, как кровь таинника Божия Благодати.

(Υἵος) Ты, преславне, был сын Варахиин, священный служитель и избранный таинник, честный пророк Господа, приносящей молитвы с молениями за согрешающих, и сеятель (σπορεὺς) Предтечи, – сею образа подвижничества, и вместе муж жены неплодныя. Ты, прияв кончину во храме, светло испустил глас крове, и не мимо идет память о семь до тех пор, пока придать на землю праведное воздаяние за все, ради чего ты священнодействовавшей был умерщвлен, как божественный таинник Божия благодати.

* * *

54

Переведено с греческого из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из кодекса, хранящагося в Москов. Синод. Библиотеке. Cиe и следующее песнопения, по замечанию Питры, должны принадлежать одному и тому же песнописцу, оb similia ephymnia, как говорит он, unumque melodiae colorem. Есть основание приписать творение cиe св. Иосифу песнописцу; он, как усерднейший подражатель древнейшего из всех песнописцев, св. Романа Сладкопевца, скорее чем кто–либо другой мог упоминать об учреждениях древней – первенствующей христианской церкви, как напр.: о вечери любви (хотя не прямо буквально); далее, окончания кондаков и икосов – Романовские, как: ὡς μύστης Θεοῦ τῆς χαριτος – как таинник, или: как ученик Божия благодати. Ученик и таинник – слова cии, по внутреннему их значению, одинаковы: ибо таинник благодати – тоже, что живой, одушевленный сосуд или хранитель ея.

55

В славян. Минее Севаст. собр.: προφήτης.

56

Священнейшая часть ветхозаветнаго Иерусалимскаго храма, в которой находился ковчег Завета, хранивший в себе данные Богом Моисею скрижали Закона, манну, которою Израиль питался в пустыне, и чудесно процветший жезл Ааронов. В сей части храма Господь открывал велю Свою чрез первосвященников.

57

Первосвященническая одежда – ефод, украшенная драгоценными ониксовыми камнями в четыре ряда, по 4 камня в каждом ряду, в память 12 колен Израиля, как повелел Господь. Исх.39:1–7.

58

Т.е. убийцы множества невинных младенцев, в числе которых он надеялся умертвить Богомладенца – Христа.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle