В. Чернов

Источник

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

События праздника

Праздник Воздвижения честного и животворящего креста Христова единственный из двунадесятых праздников напоминает нам не о временах земной жизни Спасителя или Богородицы, но с гораздо более поздней эпохе.

Обнаружение Креста Христова

Когда император Константин положил конец гонениям на христиан в Римской империи, его мать, императрица Елена, будучи христианкой решила по возможности сохранить места и предметы, связанные с земной жизнью Спасителя. На тот момент со времени смерти и воскресения Христова прошло около 300 лет – примерно столько же, сколько в нашу эпоху миновало со времени основания Санкт–Петербурга. Однако империя все эти годы была языческой, христиан было сравнительно немного и места, связанные с евангельской историей, никак не оберегались. На Голгофе спустя недолгое время после распятия Спасителя был воздвигнут храм языческой богини Венеры.

Было известно, что по обычаю орудия казни зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у святителя Григория Турского, место обретения креста Господня под развалинами языческого храма указал один престарелый иудей по имени Иуда Кириак. Впоследствии он крестился, стал иерусалимским епископом и принял мученичество в правление императора-отступника Юлиана.

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе креста Господня. Одно из преданий повествует, что как раз в то время мимо двигалась погребальная процессия. На покойного по очереди возложили все найденные кресты, но только лишь к телу прикоснулось древо креста Христова, как усопший воскрес.  В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») святой крест, показывая его народу. Народ поклонялся кресту, восклицал: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения честнато и животворящето креста, который был уже установлен в год обретения святого древа. Так как крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года‚ когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября.

Возвращение святого Креста из персидского плена

В праздник Воздвижения Церковь воспоминает и еще одно событие – возвращение креста Христова из персидского плена в VII веке. В 614 году персидский царь Хозрой в ходе войны с Восточной Римской империей, Византией, овладел Иерусалимом и захватил, среди многих ценностей и святынь, крест Христов, который был увезен в Персию. В 628 году император Ираклий разбил персов и заключил с ними мир. По условиям договора, святой крест был возвращен в Иерусалим. Император встретил крест Господень у ворот города и, по совету патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой внес его в храм. Это событие также совершилось 14 сентября.

Дальнейшая судьба креста Христова доподлинно неизвестна. Существует предание, что императрица Елена увезла один из брусьев креста в Константинополь, другой же оставила в Иерусалиме. В эпоху крестовых походов след креста теряется – известно лишь, что части и Иерусалимской, и Константинопольской половин креста были разнесены по разным городам и монастырям Греции, Руси и Западной Европы, где они хранятся и почитаются до сего дня. Крупнейшая часть крестного древа до сих пор пребывает в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова.

С момента своего возникновения день Воздвижения отмечался пощением. «С радостью примем и понесем этот пост, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не помрачая лиц своих подобно лицемерам, по слову Господню (Мф. 6:16), но со светлой и радостной душой».

Из богослужения праздника Воздвижения Креста Господня

На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры, глас 6:

Крест воздвиз́аемь/на нем Вознес́еннаго страсть преч́истую/пети повелевает твари всей./На том бо убив нас убившаго,/умерщвленныя оживил есть,/и удобри, и на небес́ех жити спод́оби, яко милосерд‚/ Премножеством бл́агости./Тем‚ радующеся, вознесем имя Его/и Того возвеличим крайнее снизхождение.  

Крест возвышаемый/все творение побуждает/ воспевать пречистое страдание Вознесенного на нем./Ибо Умертвивший на нем нашего убийцу/умерщвленных оживил,/и сделал их прекрасными‚/и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный‚/по преизбытку благости./Потому, радуясь, вознесем имя Его/ и возвеличим Его крайнее снисхождение.

Моисей предобраз́и тя,/руки прост́ер на высот́у‚/и побежд́аше Амал́ика мучителя‚/ Кресте честный,/верных похвало‚/страдальцев утверждение,/ апостолов удобрение,/праведных поб́орниче‚/всех преподобных спаситето. Тем, тя воздвиз́аема зрящи, тварь весел́ится и торжествует, славящи Христа/тобою разстоящая собравшаго крайнею благостию.  

Моисей прообразовал тебя‚/простерши руки ввысь‚/и в бегство обращая Амалика мучителя‚/Крест драгоценный, верных похвала‚/страдальцев твердосты/Апостолов украшение,/защитннк праведных‚/всех преподобных спасение./Потому все творение,/видя тебя возвышаемым, веселится/и торжествует, славя Христа,/через тебя сблизившего разделенное/по крайней благости.

Кресте пречестн́ый‚/егоже обсто́ят чини ангельстии, веселящеся,/днесь воздвизга́емь,/Божественным мановением возн́осиши вся/ окрад́ением сн́еди отгн́анныя/и в смерть поп́олзшияся./Темже тя сердцы и устнами, вернии, лобызающе,/священие почерпаем,/вознос́ите, вопиюще, Христа, преблага́го Бога‚/и  Того покланяйтеся Божественному подн́ожию. 

Крест всеблагоговейно чтимый‚/который радостно окружают полки ангелов‚/ты‚ в сей день воздвигаемый,/божественным мановением возносишь всех‚/отверженных за похищение пищи/и ниспавших в смерть./Потому мы, с верою лобзая тебя сердцем и устами‚/освящение почерпаем, возглашая:/"Возносите Христа, преблагого Бога‚/и поклонитесь Божию подножию!»

Слава, и ныне, глас 2: Приид́ите, вси язы́цы‚/благословенному Др́еву поклон́имся/имже бысть вечная пр́авда:/праотца бо Адама прельст́ивый древом/ Крестом прельщается/ и падает, низв́ержен, падением странным‚/мучит́ельством одерж́авый царское здание;/Кровию Б́ожиею яд змиев отмывается,/и клятва разрушися осуждения праведнаго‚/неправедным судом Пр́аведнику осуждену бывшу;/Древом бо подобаше древо исцел́ити/и страстию Безстр́астнаго, яже на Древе‚/разреш́ити страсти осужд́енного./Но слава, Христе Царю,/еже о нас Твоему мудрому смотрению‚/имже спасл еси всех,/яко благ и человеколюбец.

Придите, все народы,/благословенному Древу поклонимся,/чрез которое настала вечная правда./Ибо праотца Адама древом обольстивший/Крестом уловляется; / и, низвергшись, падает падением неудержимым/насильно завладевший царским созданием./Кровию Божией яд змия смывается‚/и уничтожено проклятие праведного осуждения‚/когда Праведник осужден был судом неправедным./Ибо Древом надлежало древо исцелить/и страданием Бесстрастного на Древе/уничтожить страсти осужденного./Но слава, Христе Царь,/Твоему повертающему в трепет промыслу о нас,/которым Ты спас всех‚/как благой и человеколюбец.

На лития стихиры, глас 1:  

Днесь яко во́истину/святовещ́анный глагол Давидов конец при́ят:/се бо яве пречистых ног Твоих поклан́яемся подножию/и, на сень крилу Твоею надеющеся,/Всещ́едрый, вопием Ти:/да зн́аменуется на нас свет лица Твоего./Православных людей Твоих рог вознеси/честн́аго Креста Твоего воздв́ижением‚/Христе многом́илостиве.  

Всей день святозвучное изречение Давида/ воистину получило исполнение!/Ибо вот, мы явно поклоняемся/пречистых ног Твоих подножию/и, надеясь на осенение Твоими крыльями, всемилосердный, взываем Тебе:/«Да отпечатлеется на нас свет лица Твоего‚/и рот православных людей Твоих возвысь/воздвижением Креста Твоего‚/Христе многомилостивый!»

Насажд́енное в кр́аниеве месте Древо сущаго живот́а,/на немже сод́ела спасение прев́ечный Царь посред́е эемли‚/вознос́имо днесь, освящает мира концы‚/и обновляется Воскрес́ения дом./Радуются ангели на небес́и,/и весел́ятся человецы на земли,/Давидски вопиюще и глаго́люще:/возносите Господа Бога нашего/и поклон́яйтеся подножию ногу Его‚/яко св́ято есть‚/пода́яй миру велию милость.  

Насажденное на Лобном месте/Древо подлинной жизни‚/на котором совершил спасение/Царь веков посреди земли‚/в сей день воздвигаемое‚/освящает мира концы,/и храм Воскресения обновляется./ Радуются ангелы на небе/и веселятся люди на земле,/как Давид взывая и возглашая:/»Возносите Господа Бога нашего/и поклоняйтесь подножию ног Его‚/ибо свят Подающий миру великую милость!»

Прообраз́уя Крест Твой, Христе,/патриарх И́аков, внуком благослов́ение даруя‚/на главах премен́ены руки сотвор́и./Егоже, Спасе, мы днесь вознос́яще, взыв́аем:/даруй христолюб́ивому в́оинству поб́еды,/яко Констант́ину одоление.  

Прообразуя Крест Твой, Христе‚/патриарх  Иаков, когда внукам давал благословение,/ руки на их головах переложил./Мы же этот  Крест в сей день воздвигая, восклицаем:/"Даруй христолюбивому царю победу‚/как  подал Константину врагов одоление!»

На стиховне стихиры, глас 5:

Радуйся, живон́осный Кр́есте,/благоч́естия непобедимая победа‚/дверь райская‚/верных утверждение‚/Церкве ограждение‚/имже тля разор́ися и упраздн́ися‚/и попр́ася см́ертная держава‚/и вознес́охомся от земли к неб́есным;/оружие непобедимое,/бесов сопротивоб́орче‚/слава м́учеников,/ препод́обных яко воистину удобр́ение‚/прист́анище спасения,/даруяй миру велию милость.  

Радуйся, живоносный Крест‚/знамение неодолимое благочестия победы,/дверь рая, верных утверждение‚/Церкви ограждение‚/которым уничтожено и упразднено проклятие,/и поглощена сила смерти‚/и мы вознесены от земли к небесам;/оружие непобедимое, демонам противоборствующий,/слава мучеников‚/преподобных истинное украшение‚/пристанище спасения‚/дарующий миру великую милость!

Радуйся, Господень Кр́есте‚/имже разреш́ися от клятвы челов́ечество,/сущия радости зн́амение‚/прогон́яяй враги во твоем воздв́ижении, всеч́естне‚/нам помощниче, царей державо‚/крепость пр́аведных‚/священников благолепие‚/воображаемый, и лютых избавл́яяй‚/жезл силы, имже пас́емся‚/оружие мира, егоже со страхом обсто́ят ангели‚/Христа божественная слава,/пода́ющего миру велию милость.  

Радуйся, Господень Крест,/которым от проклятия освободилось человечество‚/подлинное знамение радости‚/низвергающий врагов при твоем воздвижении, всеблагоговейно чтимый;/помощь наша, царей могущество‚/сила праведных, священников благолепие;/изображаемый, и тем от бедствий избавляющий;/жезл силы, которым мы пасемся;/оружие мира, со страхом окружаемое ангелами;/божественная слава Христа‚/подающего миру великую милость.

Радуйся, слепых наст́авниче‚/немощных врач́у/воскресение всех ум́ерших‚/воздв́игнувый ны, во тлю падшия,/Кр́есте честн́ый‚/имже разруш́ися клятва, и процвет́е нетл́ение,/и земн́ии обож́ихомся,/и диавол всекон́ечно низв́ержеся./Днесь воздвиз́аема тя видяще руками архиер́ейскими‚/возн́осим Вознес́еннаго посреде тебе/и тебе покланяемся,/почерп́ающе богатно велию милость.  

Радуйся, слепых руководитель, недужных врач,/воскресение всех умерших,/возвысивший нас, в погибель впавших,/Крест драгоценный‚/которым разрушено тление и расцвело нетление,/и мы, смертные, были обожены‚/и диавол окончательно низвержен!/Видя тебя в сей день возвышаемым руками архиерейскими,/превозносим на тебе Вознесенного и поклоняемся тебе‚/почерпая обильно великую милость.

Слава, и ныне, глас 8: Егоже др́евле Моисей прообразовав собою‚/Амал́ика низлож́ив, побед́и‚/и Давид песноп́евец/подн́ожию Твоему, вопия, кл́анятися повелев́аше,/честн́ому Кресту Твоему, Христе Боже,/днесь‚ грешнии, кл́аняемся‚/устнами недостойными/Тя, изволившаго пригвозд́итися на нем, воспев́ающе, м́олимся:/Господи, с разбойником Царствия Твоего сподоби нас.  

Тому, что в древности Моисей прообразовал  собою/и Амалика, ниспровергнув, в бегство  обратил‚/и чему Давид певец, зовя его подножием Твоим, повелел кланяться‚/драгоценному Кресту Твоему, Христе Боже,/ мы грешные сегодня поклоняясы/и устами недостойными воспевая Тебя‚/соизволившего пригвоздиться на нем, Тебе взываем:/"Господи, удостой нас с разбойником Царствия Твоего!»

Тропарь, глас 1:  Спас́и, Господи, люди Твоя/и благослови досто́яние Твое‚/поб́еды на сопротивныя д́аруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим ж́ительство.  

Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твое‚/победы над противящихся Тебе даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой  народ.

На утрене величание:

Велич́аем Тя,/живод́авче Христе,/и чтим Крест Твой свят́ый‚/имже нас спасл еси/от раб́оты вр́ажия.  

Величаем Тебя,/Податель жизни Христе,/и  чтим Крест Твой святой‚/которым Ты спас  нас/от рабства врагу.

Кондак, глас 4:  

Вознес́ыйся на Крест волею,/тезоимен́итому Твоему новому ж́ительству/щедр́оты Твоя даруй, Христе Боже‚/возвесел́и нас силою Твоею‚/поб́еды дая нам на сопост́аты,/пособие имущим Твое ор́ужие мира‚/непобед́имую победу.  

Вознесенный на Крест добровольно,/соименному Тебе новому народу/милости Твои даруй, Христе Боже;/возвесели нас силою Твоею‚/подавая нам победы над врагами‚/нам‚ имеющим помощь от Тебя‚/оружие мира, непобедимый знак победы.

На хвалитех стихиры глас 8:

О, пресл́авнаго чудесе‚/живон́осный сад./Крест пресвят́ый/на высоту вознос́имь явл́яется днесь./Славосл́овят вси концы земн́ии‚/устраш́аются д́емонския полќи./О, каковый дар земн́ым даров́ася!/Имже, Христе, спаси души наша‚/яко един благоутробен.  

О дивное чудо!/Живоносное насаждение, Крест всесвятой‚/является в сей день поднимаемым в высоту./Славословят все концы земли‚/устрашаются все демоны./О, какой дар преподан смертным!/Им спаси, Христе, души наши,/как единый милосердный!

О, пресл́авнаго чудесе,/яко грозд, исп́олнен живот́а,/понес́ый В́ышняго‚/от земли воздвиз́аемь Крест видится днесь,/имже вси к Богу привлеќ́охомся‚/и пож́ерта бысть до конца смерть./О‚ Древо пречестн́ое,/имже воспри́яхом во Ед́еме безсмертную пищу,/Христа славяще!  

О дивное чудо!/Как полную жизни виноградную гроздь/Всевышнего на себе поднявший,/в сей день виден Крест, воздвигаемый от земли‚/которым все мы к Богу привлечены/и до конца поглощена смерть./О Древо непорочное,/ благодаря которому мы наслаждаемся/той, что в Эдеме пищею бессмертия,/славя Христа!

О, преславнаго чудесе‚/широта Креста и долгота/небеси равна есть,/яко Божественною благодатию освящает всяческая/сем язы́цы варварстии побеждаются‚/о сем скиптры царей утверждаются./О, божественныя лествицы,/еюже восходим на Небеса‚/вознос́яще в песнех Христа Господа.  

О дивное чудо!/Ширина и длина Креста равны небесам‚/ибо Божественною благодатию он освящает все./Им варварские народы побеждаются‚/им скипетры царей укрепляются./О божественная лестница‚/которою мы восходим на небеса,/превознося в песнях Христа Господа!

Слава, и ныне, глас 6: Днесь происходит Крест Господень,/и вернии приемлют того желанием,/и вземлют исцеления души же и тела/и всякия болезни./Сего целуим радостию и страхом:/страхом, греха ради, яко недостойни суще;/радостию же, спасения ради,/еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог‚/имеяй велию милость.  

В сей день совершает исхождение Крест Господень‚/и верные принимают его с любовию‚/ и получают исцеление/души, и тела, и всякого недуга/Его будем приветствовать с радостью и страхом:/со страхом – из-за греха, как недостойные;/с радостью же – ради спасения, которое миру подает/на нем пригвожденный Христос Господы/имеющий великую милость.

Во время поклонения святому Кресту

Стихиры глас 2:  

Приид́ите, вернии‚/животвор́ящему Древу покл́онимся,/на немже Христос, Царь славы, волею р́уце распрост́ер,/вознес́е нас на первое блаженство,/яже прежде враг сл́астию укр́ад,/изгн́аны от Бога сотвор́и/Приид́ите, вернии, Древу поклон́имся,/имже спод́обихомся невидимых враг сокруш́ити главы./Приид́ите, вся от́ечествия яз́ыков‚/Крест Господень п́есньми почт́им./Радуйся‚ Кр́есте, падшаго Адама совершенное избавление!/О тебе бо верн́ейшии ц́арие наши хв́алятся‚/яко твоею силою исма́ильтеския люди державно покар́яюще./Тя ныне со страхом христи́ане цел́ующе‚/на тебе пригвозд́ившагося Бога славим, глаѓолюще:/Господи‚ на том пригвозд́ивыйся, помилуй нас,/яко Благ и человеколюбец.  

Придите, верные,/животворящему Древу поклонимся‚/на котором Христос, Царь славы‚/добровольно руки распростер/и возвысил к прежнему блаженству/нас, которых враг, услаждением ограбив,/соделал изгнанными от Бога./Придите, верные, поклонимся Древу‚/благодаря которому мы удостоились/сокрушать головы невидимых врагов./Придите, все племена народов‚/Крест Господень песнопениями почтим./Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление!/Тобою вернейшие цари наши хвалятся‚/ибо они твоею силою/народ измаильтян могущественно покоряют./Ныне тебя со страхом целуя‚/мы‚ христиане, славим/пригвожденного на тебе Бога, возглашая/ «Распятый на нем, Господи, помилуй нас‚/как благой и человеколюбец!»

Глас 5: Приид́ите, людие,/преславное чудо в́идяще, Креста силе поклон́имся:/яко древо в ра́и смерть прозяб́е‚/сие же жизнь процвет́е‚/безгрешнаго им́ущее пригвожд́енна Господа,/от Негоже, вси яз́ыцы, нетление вз́емлюще, зовем:/Иже Крест́ом смерть упраздн́ивый/и нас свобод́ивый, слава Тебе.  

Придите люди‚/необычайное чудо созерцая,/преклонимся пред силою Креста;/ибо дерево в раю произрастило смерть‚/а это жизнью расцвело,/имея Господа безгрешного пригвожденным на себе./Собирая с него плоды нетления‚/мы, все народы, восклицаем:/«Крестом упразднивший смерть/и нас освободивший, слава Тебе!»

Глас пророк Твоих, Исаии и Давида‚/ исп́олнися, Боже, глаголющий:/ приид́ут вси язы́цы, Господи,/и покл́онятся пред Тобою./Се бо людие, иже Твоея, Блаже, благодати нап́олнишася,/во дворех Твоих Иерусалима./Крест претерп́евый за ны/и воскресением Твоим животворяй,/сохрани и спаси ны.  

Исполнился глас пророков Твоих, Боже‚/ Исаии и Давида, возвещающий:/»Придут все народы, Господи‚/и поклонятся пред Тобою»./Ибо вот, народ, благодати Твоей исполненный,/в Твоих, Благой, дворах Иерусалимских./Крест претерпевший за нас/и Оживотворяющий нас воскресением Твоим,/сохрани и спаси нас!

Четверокон́ечный мир/днесь освящ́ается‚/четвероч́астному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш,/и рот верных христиан совозн́осится;/тем врагов сокрушаем роги./Велий еси, Господи,/и дивен в делех Твоих,/слава Тебе.  

Четырехконечный мир в сей день освящается/при воздвижении четырехчастного Креста Твоего, Христе Боже наш‚/и вместе с тем возвышается рог верных царей наших‚/им сокрушающих роги врагов./Велик Ты, Господи‚/и дивен в делах Своих. Слава Тебе!

Прор́оков гласи/Древо святое предвозвест́иша‚/имже древния свободися клятвы смертныя Адам‚/тварь же, днесь вознос́иму тому, совозвышает глас,/от Бога просящи богатыя милости;/но‚ единый в благоутр́обии безмерный, Влад́ыко‚/очищение буди нам/ и спаси души наша.  

Голоса пророков предвозвестили святое Древо‚/которым Адам освободился/от древнего проклятия на смерть;/творение же в сей день при его воздвижении/также возвышает глас‚/прося у Бога богатой милости./Но‚ единственный неизмеримый в милосердии Владыка‚/стань умилостивлением за нас/и спаси души наши!

Глас 8: Глас пророка Твоего Моисея, Боже,/исп́олнися, глаѓоляй:/узр́ите Живот ваш, висящь пред очесы вашими./Днесь Крест воздвига́ется/и мир от лести свобожд́ается,/днесь Христово Воскресение обновл́яется,/и концы земли р́адуются,/в кимв́алех давидски песнь Тебе принос́яще и глаго́люще:/сод́елал еси спас́ение посред́е земли, Боже‚/Крест и Воскресение‚/ихже ради нас спасл еси, блаже и человекол́юбче,/всес́ильне Господи, слава Тебе.  

Исполнился глас пророка Твоего, Боже, Моисея, возвещающий:/«Увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими»./В сей день Крест воздвигается –/и мир освобожден от заблуждения;/в сей день Христово Воскресение обновляется/и концы земли радуются,/принося Тебе песнопение на кимвалах, по Давиду, и возглашая:/»Ты соделал спасение среди земли, Боже –/Крест и Воскресение,/которыми спас нас, Благой и Человеколюбец./Всесильный Господи, слава Тебе!»

Днесь Влад́ыка твари/и Господь славы/ на Кресте пригвожд́ается/и в ребра пробод́ается‚/желчи и ́отца вкушает Сладость церковная‚/венц́ем от терния облагается покрыв́аяй небо облаки‚/одеждею облач́ится поруга́ния и зауш́ается бренною рукою,/рукою созд́авый человека‚/по плещ́ема би́ен бывает,/одеваяй небо облаки‚/заплев́ания и раны при́емлет‚/понош́ения и зауш́ения‚/и вся терпит мене ради, осужд́еннаго‚/Избавитель мой и Бог,/да спасет мир от прелести,/яко благоутробен.  

В сей день Владыка творения и Господь славы/ко Кресту пригвождается/и в ребра пронзается;/желчи и уксуса вкушает Услада Церкви;/венец из терний возлагается/на Покрывающего небо облаками;/в одежду посмеяния облекают/и бьют по лицу созданной из земли рукою/Создавшето Своей рукою человека;/по спине бичуют/Одевающего небо облаками;/принимает оплевания и раны,/оскорбления и удары/и все терпит ради меня, осужденного‚/Искупитель мой и Бог,/да спасет мир от заблуждения, как Милосердный.

Днесь Неприкоснов́енный существом/прикоснов́ен мне бывает/и стр́аждет стр́асти,/свобождаяй мя от страст́ей,/свет подав́аяй слепым/от беззако́нных уст́ен оплев́ается/ и дает плещ́и за плененныя на р́аны/Сего чистая Дева и Мати на Кресте зрящи,/бол́езненно вещ́аше:/ув́ы Мне, Чадо Мое,/что сие сотворил еси?/Кр́асный добр́отою паче всех человек/бездых́анный, беззр́ачный явл́яешися‚/не имея вида, ниж́е добр́оты, ув́ы Мне, Мой Свете‚/не могу́ спяща зрети Тя‚/утробою уязвл́яюся,/и лютое ор́ужие сердце Мое прох́одит;/воспев́аю Твоя страсти‚/ поклан́яюся благоутр́обию Твоему,/долготерпел́иве Господи, слава Тебе.  

В сей день Неприступный по существу/доступным мне становится/и терпит страдания/Освобождающий меня от страстей;/подающий свет слепым/оплевывается беззаконными устами/и за пленников подставляет спину ранам./Его видя на Кресте‚/чистая Дева и Матерь мучительно вещала:/"Увы Мне, Дитя Мое, что Ты это сделал?/Цветущий красотою более всех людей,/бездыханным, невзрачным являешься,/не имеющим ни вида, ни красоты./Увы Мне, Свет Мой‚/не могу спящим видеть Тебя‚/терзаюсь внутренно и страшный меч сквозь сердце Мое проходит./Воспеваю страдания Твои‚/поклоняюсь милосердию Твоему;/долготерпеливый Господи, слава Тебе!»

Слово Божие

На литургии праздника Воздвижения читается  особое составное евангелие. Перед его началом диакон возглашает «От Иоанна святаго Евангелиа чтение», однако на самом деле читаемое повествование состоит из небольшого отрывка 27-й главы Евангелия от Матфея и нескольких частей 19-й главы Евангелия от Иоанна.

Осуждение Господа на смерть

В те дни все первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

(И отвели Его к Понтию Пилату, и кричали): возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше.

Распятие Иисуса

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: вот Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

Богородица у Креста

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женщина! Вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Крестная смерть Спасителя

(После того Иисус, зная, что уже все совершилось), преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

Мф. 27:1–2; Ин.9:.6–11, 13–20, 25–28, 30–35 (зач. 60 от Иоанна)  

Пастырское наставление

Почтим святой Крест постом!

Мы в преддверии праздника креста – да ликует лик ангелов! Приближается зрелище креста – род смертных да поклоняется! Креста божественная держава возвышается – полчища бесов да обратятся в бегство!

О, божественный крест, ангелов неизреченное созерцание, смертных похвала, царей держава! Как с живым, я хочу беседовать с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные двери рая, тобою сокрушается держава смерти, тобою ад лишается добычи, тобою мертвые удостаиваются жизни, тобою разбойник ликует в раю, тобою сочетаются небесные с земными, тобою – познание истины, тобою даровано крещение возрождения, тобою людям снискано оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, тобою мы сподобляемся тела и крови Христовых, тобою удостаиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, тобою праздники и торжества наши просветляются и облистаются. Никакой язык не мог бы изобразить все то, что Христос Бог даровал через тебя роду человеческому. Зная и помня это, о, освященное и чтущее праздники собрание, с чистыми сердцами приступим облобызать чистыми устами чтимое и животворящее древо, на котором был вознесен Христос Бог наш, на котором распростер Он Свои, пробитые гвоздями, длани, на котором копьем пронзили христоубийцы Его божественные ребра, на котором напоили Его уксусом, смешанным с желчью, при чем мимоидущие кивали главами своими и с насмешкой говорили: «Э! других спасал, а Себя не может спасти» (Мк. 15:29,31). «Если Ты Сын Божий, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:40‚42). Вот на что дерзнуло неблагодарное и ослепленное иудейское соборище, насладившееся благодеяниями Его божественных чудес! Мы же будем с верою поклоняться животворящим страстям Христовым, Его распятию, Его гробу, Его тридневному из мертвых восстанию, чтобы вместе с Ним воскреснуть и прославиться, если и пострадаем, как предрек сосуд избрания – божественный Павел (Рим. 8:17). К этому именно призывает нас празднуемый сегодня всесвятой крест; эту нетленную и вечно живую пищу всем нам одинаково он предлагает – и в домах, и на рынках, и днем, и ночью, и в городах, и в пустынях. И вот в благодарность за столь великие блага, нам приносимые, с радостью примем и понесем этот пост, не помрачая лиц своих подобно лицемерам, по слову Господню (Мф. 6:16), но со светлой и радостной душой.

Святитель Иоанн Златоуст  

Крест отверзает нам рай

Возлюбленные братия! Воздавая сегодня, по уставу святой Церкви, поклонение честному Кресту Господню телами нашими, воздадим ему поклонение и духом! Почтим честный Крест Христов – орудие победы и знамя славы Христовой – исповедав каждый с креста своего: «Достойное по делам моим восприемлю! Помяни мя, Господи, во царствии Твоем!». Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией соделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победы и знаменем славы, подобно Кресту Господню. Отверзем себе крестом рай. Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимою тяжестью, увлекающею во ад распятого на нем. «Что я сделал?» – вопиет несознающийся грешник и укоряет в неправосудии и немилосердии правосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысл Божий; увидев распятым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас, сниди со креста» (Лк. 23:39, Мк. 15:30). Но Господь наш Иисус Христос волею благоволил плотию взыти на крест и смерть претерпеть, чтоб крестом примирить с Богом человечество, смертью спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых апостолов к великому событию – к имеющему совершиться искуплению рода человеческого страданиями и поносною смертию вочеловечившегося Богочеловека. Господь благовременно поведал апостолам, что Ему надлежит быть предану в руки грешников, много пострадать, быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святых апостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своих и сказал им: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)  

Истинное крестоношение

Спаситель велит последователю Своему взять крест свой – тот, который принадлежит именно ему, назначен свыше для него. Это нужно заметить для того, что злая воля наша своенравна во всем, даже в выборе креста, на котором ей должно быть распятою. Не хотят взять тот, который дан Богом, а хотят иметь самодельный, в таком, а не другом виде, состоящий из таких, а не других скорбей и лишений. Так, например, такому-то человеку, видимо, суждено страдать и очищаться подвигами жизни семейной и общественной; а он ищет для себя крестов жизни отшельнической. До каких затруднений, опасностей не доводит людей такой произвол и самонравие, по-видимому, не предосудительные, а в самом деле вредоносные! А главная опасность та, что таким образом дают место своему произволу, когда он-то первый и должен подлежать отвержению и смерти на кресте. Нет, возлюбленная о Христе душа, если ты действительно отверглась, как должно, самой себя и решилась идти за Господом своим на Голгофу, то ты уже не будешь разбирать крестов, престанешь вымышлять их по-своему, а возьмешь тот, который давно готов для тебя. Да, он давно готов! Ибо, так как крест есть необходимость для каждого, то Промысл Божий и располагает нашею жизнью так, что для каждого есть свой крест, своя доля скорбей, искушений, болезней. Этот-то крест есть самый действительный и животворящий; ибо он устроен не человеком, а Самим Богом. Поэтому, кто решился идти за Господом и для того взять крест, должен найти именно свой крест, а не брать чуждого, себе не принадлежащего, дабы за свое своеволие не пасть под его тяжестью.

Но неужели в этом случае нет никакого места произволу, свободным самолишениям и жертвам? Есть, весьма есть! Только первее всего надобно решиться переносить лишения и скорби, посылаемые от Бога, те, которые неизбежны по самому нашему положению в мире и обществе; а потом уже, если достанет усердия и откроется случай и нужда, решаться на жертвы произвольные. Но и в этом случае необходимо правило – брать крест опять не чуждый, а свой, то есть сообразный со своим состоянием, своими силами, с христианским смирением и самоотвержением. И особенно с самоотвержением, чтобы, думая иметь второй и сугубый плод, так сказать, в лучшем виде, не потерять первого, и, взяв крест, не взять в нем тайно и неприметно самого себя.

Святитель Иннокентий (Бората)  

«Его смерть – наша жизнь»

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6.14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин 19.37). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Митрополит Московский Платон (Левшин)  


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle