В. Чернов

Источник

Введение во храм Пресвятой Богородицы

События праздника

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм отмечается в православной Церкви 21 ноября/4 декабря. О его истории нам известно из древнего церковного предания.

Когда родители Пресвятой Девы Марии молились о даровании им младенца, Анна, матерь Богородицы, дала Богу обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Когда Деве Марии исполнилось три года‚ Ее родители решили выполнить свое обещание. В окружении родственников и знакомых, с пением псалмов, с зажженными свечами в руках, юную Марию привели в Иерусалимский храм. Там Ее встретил иудейский первосвященннк со множеством служителей. В храм вела высокая лестница, но маленькая Мария, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела ступени и взошла наверх. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей раз в году входил лишь он сам с очистительной жертвой за народ Израильский.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария осталась в помещении для дев, находившемся при храме. Вокруг храма тогда имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу. Пресвятая Дева воспитывалась вместе с другими благочестивыми девочками, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и предавалась молитве.

По преданию, Пресвятая Дева Мария оставалась при храме до двенадцати лет – в те времена это считалось совершеннолетием. Обычно по достижении такого возраста живших при храме девушек либо возвращали родителям, либо выдавали замуж. Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, однако Мария желала принадлежать лишь Богу и сохранить Свое девство. Тогда первосвященник избрал Ей обручника и хранителя – вдового плотника по имени Иосиф, который был уже в преклонных летах и вел благочестивую и праведную жизнь.

Из богослужения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

На великой вечерне на «Господи, воззвах», стихиры, глас 1:  

Днесь, в́ернии, ликовств́уим‚/во псалм́ех и песнех Ѓосподеви поюще/и чтуще Того священную Сень,/одушевленный Кив́от, невмест́имое Слово вмест́ившую:/приводится бо Ѓосподеви‚/паче естества плотию млад́енствующи,/ и святитель великий Захария/при́емлет с веселием Сию,/яко Божие Жилище.  

В сей день, верные, возликуем,/во псалмах  и песнопениях Господу воспевая,/почитая и  освященную скинию Его‚/одушевленный  ковчег, невместимое Слово Вместившую;/ибо Она приводится Господу,/необычайное дитя по плоти‚/и великий первосвященник Захария/принимает Её с радостью‚/как Божию обитель.

Днесь храм одушевл́енный святыя славы/Христа Бога нашего‚/едина в женах благослов́енная чистая‚/прив́одится в храм зако́нный жити во святых;/и радуются с Нею Иоаки́м и Анна духом‚/и девственнии л́ицы Ѓосподеви поют,/псал́омски воспевающе и чтуще Матерь Его.  

В сей день одушевленный храм/святой славы Христа Бога нашего,/среди жен единственно благословенная, чистая‚/приводится в храм законный‚/чтобы обитать во святилище,/и с Нею радуются духом Иоаким и Анна‚/и девственные хороводы поют Господу‚/псалмами воспевая и почитая Матерь Его.

Ты – прор́оков проповедание‚/ап́остолов слава, и мучеников похвал́а‚/и всех земнородных обновление‚/Дево Мати Божия:/ Тобою бо Богу примир́ихомся./Темже чтим Твое в храм Господень вхожд́ение/и со ангелом вси п́есненно,/радуйся, Тебе, Преч́истая, вопием‚/Твоими молитвами спас́аемии.

Ты – пророков проповедь,/апостолов слава, мучеников похвала/ и всех, на земле рожденных, обновление‚/Дева Матерь Божия,/ибо чрез Тебя мы с Богом примирились./Потому мы все, ходатайством Твоим спасаемые,/почитаем в храм Господень Твое вхождение/и со ангелом в песнях возглашаем: «Радуйся!"/Тебе, Пречистая.

Глас 4: Во свят́ых свят́ая, свята́я и непор́очная, Святым Духом вв́одится/и святым ангелом пит́ается,/сущи святейший храм святаго Бога нашего,/всяческая освят́ившаго входом Ея/и обож́ившаго естество земных поп́олзшееся.  

Во святое святых святая и непорочная/Святым Духом вселяется/и ангелом питается‚/Та, Кто поистине является/святейшим храмом святого Бога нашего‚/все освятившего входом Её/и преткнувшееся смертных естество обожившего.

Отроков́ицы, радующеся и свещи имуще,/Свещи днесь предходят раз́умней/и вводят Сию во святая святых свящ́енно,/проявл́яюще хотящую Зар́ю неизреч́енно из Нея возсияти/и просвет́ити во тьме седящия нев́едения Духом. 

Отроковицы, радуясь и держа светильники,/в сей день предшествуют мысленной Свече/и во Святое Святых Её вводят торжественно‚/заранее являя неизреченное Сияние‚/Которому предстоит возгореться из Нее/и Духом просветить сидящих во тьме неведения.

Весел́яся, приим́и, Зах́арие,/возоп́и Анна всехв́альная,/́Юже пропов́едаша Божии прор́оцы Духом‚/и Сию введ́и во святый храм священно воспит́атися,/яко да будет Владыки всех Бож́ественный престол,/и палата, и одр, и светоз́арное обителище.  

В веселии воскликнула всехвальная Анна:/"Прими, Захария, Ту,/о Которой Духом провозгласили Божии пророки‚/и введи Её во святой храм для воспитания священного‚/чтобы Она сделалась для Владыки всего/божественным престолом, и дворцом, и ложем,/и светозарным жилищем!»

Слава, и ныне, глас: 8: По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице,/пришла еси в храм Господень/воспитатися во святая святых, яко освященна;/тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней‚/пищу Тебе принося./Небесная вся удивишася,/зряще Духа Святаго, в Тя всельшася./Темже‚ Пречистая и Нескверная,/яже на Небеси и на земли славима,/Мати Божия, спаси род наш.  

По рождестве Твоем, Божия Невеста Владычица‚/прибыла Ты в храм Господень,/чтобы воспитаться во Святом Святых, как освященная./Тогда и Гавриил был послан к Тебе, Всенепорочной‚/пищу Тебе приносить./Все небесное изумилось‚/видя‚ что Дух Святой в Тебя вселился./Потому Пречистая, неоскверненная,/прославляемая на небе и на земле/Матерь Божия, спасай род наш.

На литии стихиры, глас 1:

Да радуется днесь н́ебо свыше,/и ́облацы веселие да кроп́ят/о зел́о пресл́авных вел́ичиих Бога нашего:/се бо Дверь, на востоки зр́ящая,/рождшися от неплодове безплодныя по обето́ванию/и Богу освящена бывши в жил́ище‚/днесь в храм яко неп́орочное приношение приводится‚/да радуется Давид, бряц́ая в гусли:/привед́утся, рече, Царю девы в след Ея,/ближния Ея привед́утся внутрь скинии Божия,/внутрь очист́илища Его,/воспит́атися в жилище/прежде век от Отца нетленно Р́ождшагося/во спасение душ наших.  

Да радуется сегодня небо свыше/и облака веселием да кропят/ради весьма необычайных/великих дел Бога нашего:/ибо вот, Дверь, обращенная к востоку,/родившись от нерождающей бесплодной по обетованию/и посвященная Богу в жилище‚/сегодня в храм, как чистое приношение приводится./Да радуется Давид, бряцая на гуслях:/«Приведутся», говорит он, «Царю девы вслед за Ней,/приведены будут ближние Её внутрь скинии Божией‚/внутрь очистилища Его»‚/чтобы воспитаться Ей в жилище/прежде веков не по земным законам от Отца Рожденного/для спасения душ наших.

Глас 4: Днесь боговмест́имый храм, Богородица,/в храм Господень прив́одится‚/и Захария Сию при́емлет:/днесь святая святых радуются,/и лик ангельский т́аинственно торжеств́ует./С нимиже и мы, пр́азднующе днесь, с Гавриилом возопи́им:/радуйся, благодатная, Господь с Тобою,/им́еяй велию милость. 

В сей день Бога вмещающий храм, Богородица,/в храм Господень приводится,/и Захария Её принимает./В сей день святое святых радуется/и хор ангелов таинственно торжествует./С ними и мы, сегодня празднуя,/с Гавриилом воззовем:/"Радуйся, благодатная, Господь с Тобою,/имеющий великую милость!»

Приид́ите, вси вернии,/едину Непор́очную восхвалим‚/от прор́оков проповеданную и в храм приведенную‚/прежде век пронареч́енную Матерь/и в последняя лета явльшуюся Богор́одицу./Господи, мол́итвами Ея/мир Твой подаждь нам и велию м́илость.  

Придите все народы,/прославим единую Непорочную‚/пророками предвозвещенную/и в храм приведенную, –/прежде веков предназначенную Матерь/и в последние времена явившуюся Богородицу./Господи‚ по ходатайствам Её/подай нам мир Твой и великую милость!

Слава, и ныне, глас 5: Возси́я день радостен/и праздник всеч́естен:/днесь бо яже прежде рождеств́а и по рождеств́е Дева преб́ывши,/в храм Господень приводится‚/и р́адуется Захария старец, родитель Предт́ечев,/и вопиет в́есело:/приближися. Предст́ательница скорбящих,/в храм свят́ый, яко свята,/освят́итися во обителище Всецар́я./Да веселится Иоаким пр́аотец, и Анна да радуется,/яко принес́оша Богу яко трил́етствующую Юн́ицу/непорочную Владычицу./Матери‚ ср́адуйтеся, девы, взыгр́айте‚/и непл́оды, сликовств́уйте,/яко отв́ерзе нам небесное царство пронареч́енная Всецар́ица‚/радуйтеся, людие, и веселитеся.  

Воссиял радостный день/и праздник всесвященный‚/ибо в сей день прежде родов Дева/и после родов Девою пребывшая во храм приводится./И радуется старец Захария, родитель Предтечи‚/и взывает радостно:/«Приблизилась Надежда всех скорбящих/ко храму святому, как святая‚/чтобы быть освященной и стать жилищем всех Царя!»/Да веселится праотец Иоаким/и Анна да радуется,/ибо принесли они Богу, как трехлетнюю телицу,/непорочную Владычицу./Радуйтесь с ними, матери; торжествуйте, девы;/вместе ликуйте, неплодные;/ибо открыла нам небесное царство/предопределенная всех Царица./Радуйтесь, люди, и веселитесь!

На стиховне стихиры, глас 5:  Радуйся, небо и земля,/Небо умное гряд́ущее зр́яще,/в Бож́ественный дом воспит́атися честно,/Деву едину и непор́очную‚/к нейже, див́яся‚ Захария вопи́яше:/Дв́ере Господня, храма отверз́аю Тебе дв́ери,/радующися, в нем ликовств́уй,/познах бо и в́еровах,/яко уже избавление при́идет про́явленно Израилево/и родится из Тебе Бог Слово,/д́аруяй м́ирови велию милость.  

Радуется небо и земля,/видя мысленное небо, идущее в Божий дом‚/чтобы быть воспитанной в благоговении, –/Деву единственную и непорочную‚/к Которой в изумлении Захария взывал/«Дверь Господня! Я открываю Тебе двери храма;/радостно в нем ликуй,/ибо узнал я и уверовал‚/что избавление Израиля уже очевидно придет,/и родится от Тебя Бог Слово‚/дарующий миру великую милость!»

Анна бож́ественная благодать яве,/от благод́ати данную, чистую Приснод́еву/прив́одит с веселием в храм Божий,/призв́авши ит́и пред Нею отроков́ицам‚/св́ещи носящим, и глаѓолющи:/пойди, Ч́адо‚/Давшему Тя буди возлож́ение и благов́онный фими́ам./Вниди в незаход́имая, и ув́еждь тайны‚/и уготовися быти Иисусово вмест́илище, веселое и красное‚/пода́ющаго миру велию милость.  

Анна – божественная благодать/открыто с веселием в Божий храм приводит/данную ей по благодати Приснодеву чистую‚/призвав идти пред Нею/отроковиц со светильниками и возглашая:/»Иди‚ Дитя, будь для Давшего Тебя и приношением‚/и благовонным фимиамом./Войди в недоступное и тайны познай‚/и готовься стать приятным и прекрасным жилищем для Иисуса‚/подающего миру великую милость!»

Внутрь в храм Божий/боговмест́имый храм возлагается, Дева всесвят́ая‚/и отроковицы Ей ныне, св́ещи носяще, предх́одят./Играет родителей сопряж́ение изр́ядное‚/Иоаким же и Анна, ликовств́ующе,/яко род́иша Творца р́ождшую,/Яже ликовств́ующи в божеств́енных сќиниих/и питаема рукою ́ангеловою, всенепор́очная‚/Христа яв́ися Мати‚/пода́ющаго миру велию милость.  

Внутри во храме Божием/вместивший Бога храм – всесвятая Дева – помещается‚/и отроковицы со светильниками ныне идут перед Ней./Ликует превосходнейшая чета родителей –/Иоаким и Анна, торжествуя‚/что они родили зачавшую Творца –/Ту‚ Которая веселясь в божественных обителях/и питаясь рукою ангела‚/явилась всенепорочной Матерью Христа‚/подающего миру великую милость.

Слава, и ныне, так 6: Днесь соб́ори верных, сошедшеся‚/дух́овне да торжеств́уим/и Богоотроков́ицу Деву и Богородицу‚/в храм Господень приводиму‚/благочестно восхв́алим,/предызбр́анну от всех родов,/во об́ителище всех Царя Христа и Бога:/девы, св́ещи носяще, предыд́ите,/Приснодевы чтуще честное происхожд́ение‚/матери‚ печаль всю отлож́ивше,/радостно споследствуйте Матери Бога бывающей/и радости мира Ход́атаице./Вси ́убо радостно,/еже радуйся, со ангелом возопиим Обр́адованней,/присно молящейся о душах наших.  

Сойдясь в сей день, мы, верных собрания,/духовно будем торжествовать/и Богоотроковицу, Деву и Богородицу‚/во храм Господень вводимую, восхвалим благоговейно, –/предызбранную из всех родов/в жилище Христа, всех Царя и Бога всего./Девы, неся светильники, предшествуйте,/почитая священный выход Приснодевы./Матери‚ оставив всякую печаль‚/радостно все вместе сопровождайте‚/воспевая ставшую Матерью Божией/и подательницу радости для мира./Воскликнем же все радостно со ангелом: «Радуйся!» Благодатной‚/всегда ходатайствующей о душах наших.

Тропарь, глас 4:

Днесь благовол́ения Божия предобр́ажение/и челов́еков спас́ения пропов́едание/в храме Божии ясно Дева явл́яется/и Христа всем предвозвещ́ает./Той и мы велегласно возопи́им:/радуйся, смотрения Зижд́ителева исполнение.  

В сей день – предзнаменование Божия благоволения/и спасения людей предвестие:/в храме Божием Дева открыто является/и Христа всем предвозвещает./Ей и мы громогласно воззовем:/"Радуйся‚ предначертанного Создателем исполнение!»

На утрене величание:  

Велич́аем Тя,/Пресвятая Дево,/богоизбр́анная Отроков́ице,/и чтим ́еже в храм Господень/вхожд́ение Твое.  

Величаем Тебя‚/пресвятая Дева,/богоизбранная Отроковица‚/и почитаем в храм Господень/вхождение Твоё.

Кондак, глас 4:  Преч́истый храм Спасов,/многоц́енный чертог и Дева‚/свящ́енное сокр́овище славы Божия,/днесь вв́одится в дом Господень, благодать соввод́ящи,/Яже в Дусе Бож́ественном‚/́Юже воспев́ают ангели Божии:/Сия есть сел́ение небесное.  

Чистейший храм Спасителя‚/многоценный чертог и Дева‚/священное сокровище славы Божией‚/в сей день вводится в дом Господень‚/вводя благодать с Собою‚/ту‚ что в Духе Божественном./Её воспевает ангелы Божии; /Она – скиния небесная.

Стихиры на хвалитех, глас 1:

Свещеносицы девы,/Приснодеву светло провождающе‚/пророчествуют истинно Духом будущее:/храм бо Божий Богородица сущи‚/в храм со славою девственною,/младенствующи, вводится.  

Девы со светильниками‚/светло путь пролагая Приснодеве‚/воистину пророчествуют в Духе о грядущем‚/ибо Богородица, являясь храмом Божиим‚/во храм со славою девы/с младенчества вводится.

Обещания святаго и плод благославный/Богородица воистинну явися миру‚/яко всех превышшая:/Яже благочестно приводима в храм Божий‚/молитву рождших исполняет‚/соблюдаема Божественным Духом.  

Плодом, притом славнейшим‚/святого обещания/Богородица явилась миру‚/как поистине всех высочайшая;/благоговейно приводимая в дом Божий/Она молитвенный обет Её родивших исполняет‚/сохраняемая Божественным Духом.

Неб́есным восп́итана, Дево, хлебом/верно в храме Госп́одни‚/родил́а еси миру Жизни Хлеб, Слово,/Емуже, яко храм избр́анный и всенепор́очный‚/предобруч́илася еси Духом т́аинственно,/обруч́ена Богу и Отцу.  

Дева, поистине вскормленная/небесным хлебом в храме Господнем,/Ты‚ родила миру хлеб жизни – Слово‚/Которому‚ как храм избранный и всенепорочный‚/предназначена таинственно Духом‚/обрученная Богу и Отцу.

Да отв́ерзется дверь богопри́ятнаго храма:/храм бо всех Царя и Прест́ол‚/днесь со славою внутрь при́ем‚/Иоаким возлаѓает, освят́ив Господу/от Него избранную в М́атерь Себе.  

Да откроется дверь принявшего Бога храма,/ ибо в сей день, взяв Храм и Престол всех  Царя‚/Иоаким со славою помещает/ его внутри как дар, посвятив Господу/Избранпую Им  в матерь Себе.

Слава, и ныне, глас 2: Днесь в храм прив́одится всенепор́очная Дева‚/во об́ителище Всецар́я Бога/и всея жизни нашея Пит́ателя;/днесь чистейшая Свят́ыня‚/яко трил́етствующая Юн́ица‚/во свят́ая святых вв́одится;/Той возопи́им, яко ангел:/радуйся, ед́ина в женах благослов́енная.  

В сей день во храм приводится всенепороч- ная Дева/для обитания Царя всех Бога/и всей жизни нашей Питателя;/в сей день чи– стейшая святыня, как трехлетняя Телица,/ во Святое Святых вводится. / Воскликнем Ей, как Ангел:/"Радуйся, единственная между женами благословенная!»

Слово Божие

Святое святых

И первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.  Евр. 9:1–7 (зач. 320)

Благая часть

В продолжение пути их пришел (Иисус) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё...

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!  А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 10:38–42; 11:27–28 (зач. 54)

Пасторское наставление

Тайна Богоматери

Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Мф. 7:17Лк. 6:44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо совечный и неизменный Образ благости превышнего Отца, предвеч ное, пресущее и преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную‚ – для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.

Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже воехотел облечь его смертью. Ведь зависть – родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим Богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождая нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только бьш бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает: бысть первый человек в душу живу, а второй Человек в дух животворящ (1Кор. 15:45).

Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть.

Таким образом, подобно тому, как этот исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной.

Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним ипостасно. Но соединение высочайшего естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно непорочная и пречистая.

Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын собезначальный, совечный всевышнему Отцу, соделывается Сыном человеческим, Сыном Приснодевы... Он один зачался не в беззакониях, и рождение Ето было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс. 50:7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение.

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не поколением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу блатовестившему: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева – Боголепная колесница Пренебесного Бога – должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался «сынами Божиими»: ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифз означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, обещающий и дарующий жизнь безсмертную верующим во Имя Его. И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт. 4:25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа – Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт. 4:26).

Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо, – чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Пречистая Дева, чтобы, таким образом, и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий. Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.

Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «Блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо, таким образом, и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с вечным и животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Григорий Палама

Внутренний храм

Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песни, – едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, доститши этого возраста, Она вступила действительно во Святая святых – не вещественное Святая святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: «Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога». Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: «Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и притотовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения».

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.

И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.

Вот о чем говорит нам праздник: О том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да – мы осквернены; да – наши умы отуманены; да – наши сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет – с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать – сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь – ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное пред стояние пред Богом, – то Святое Святых – с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца.

Митрополит Сурожский Антоний  


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle