Г.С. Битбунов

Источник

Успение Пресвятой БогородицыВознесение Господне

Приложение 2. Праздники, причисляемые Русской Православной Церковью к двунадесятым, в дохалкидонской и западной традициях

Вход Господень в Иерусалим

Анализ места праздника Входа Господня в Иерусалим в богослужении нехалкидонитов позволяет сказать, что, например, в армянской практике, которая во многом восходит к древней иерусалимской традиции, рассматриваемое празднество носит название «Воскресенье цветов» или «Благословенное воскресенье». Крайне интересен здесь диалог, происходящий между двумя священниками, один из которых находится внутри храма, а другой – снаружи, заимствованный из канона Великого Вторника и парафразирующий евангельскую притчу о десяти мудрых девах.

В коптском богослужении – так же, как и в эфиопском, главные особенности праздника составляют процессия с пальмовыми ветвями, в память о событии совершаемая перед Литургией, а также чин поминовения усопших после Литургии.

На латинском Западе предпасхальное воскресенье долгое время не связывалось с Входом Господним в Иерусалим. И только с конца VII – начала VIII вв. в богослужебных книгах римского обряда появляется заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм), а к X столетию окончательно утверждается традиция совершать в этот день торжественную процессию в память о прибытии Иисуса в Святой град119.

Надо заметить, что нынешнее чинопоследование рассматриваемое празднование обрело только во второй половине XX века – вследствие реформ, начатых II Ватиканским Собором. Современные римско-католические книги, развивая две темы – воспоминания Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых120, – предлагают на выбор три варианта празднования: процессия с последующим совершением мессы; месса, предваряемая торжественным входом в храм, без совершения процессии; месса без торжественного входа.

В амвросианском обряде одной из главных составляющих анализируемого праздника был первоначально обряд передачи Символа веры, позже перенесенный на день раньше.

В Галлии в IX столетии символико-аллегорические шествия с пальмовыми ветвями имели уже характер традиции, хотя начало празднования относится к самому концу VII века.

Центральном моментом в испано-мосарабской практике, где Вход Господень в Иерусалим именуется Dominica palmarum (Воскресенье пальм), достаточно долго были предкрещальные чины, поэтому праздник назывался еще и «Малой Пасхой». Напоминанием о них в современном богослужении служит молитва-увещевание Catholicam fidem (Католическую веру).

* * *

119

Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим //Православная энциклопедия. Том 10. – М.: Издательство «Церковно-научный центр Православная энциклопедия», 2005. – С. 49.

120

Кунцлер М. Литургия Церкви. Книга III. – М.: Христианская Россия, 2001. – С. 153.


Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание) / Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с.

Комментарии для сайта Cackle