Приложение 1. Святоотеческая экзегеза двунадесятых праздников
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Патристические Лекционарии, начиная с XI века, обычно приводят для чтения на службе Введения во храм одно (или оба) из двух слов свт. Георгия Никомидийского, которые кодифицируются во всех студийских Типиконах: «Хорошие оснований начатки – нынешнее торжество» и «Сияния Божественных торжеств».
Зачастую упоминается и произведение Германа I Константинопольского «Вот и снова другое торжество». Патриарх с большим воодушевлением передает слова старца Захарии, обращенные к Отроковице: «Вот я Тебя беру, как старческий жезл и опору природы, ослабленной падением; смотрю на Тебя, как на будущее укрепление ниспадших до смерти... Воссяди, Владычица; потому что пристойно Тебе, Царице и прославленной выше всех царств мира, восседать на такой высоте. Тебе – Престолу высшему херувимов, подобает в жилище освященное. Вот предлагаю Тебе, как Царице всех, по достоинству первое седалище; восстави и Ты низверженных»93.
Реже встречаются слова свт. Тарасия Константинопольского «Светло и чудесно нынешнее торжество» и Иоанна Гавра «Ныне словами».
* * *
Радость Богоотец Иоакима и Анны и первосвященника Захария при Введении во храм Приснодевы Марии (из слова св. Германа, Патриарха Константинопольского) // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Служба на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1907. – С. 27.