Г.С. Битбунов

Источник

Часть 2. Двунадесятые праздники в Русской Православной Церкви

Несмотря на то, что уже с IX столетия разные хронологические и территориальные месяцесловы обосновывают субординацию праздников, четкое выделение двенадцати из всех годовых празднований, уступающих по значимости только Пасхе («празднику праздников») и имеющих глубокое символическое значение, характерно исключительно для православной традиции.

Свое законченное выражение данное классификационное решение приобрело достаточно поздно – к XVI-XVII вв. С тех пор в состав двунадесятых праздников входят:

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября);

Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря);

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля);

Рождество Христово (25 декабря/7 января);

Сретение Господне (2/15 февраля);

Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января);

Преображение Господне (6/19 августа);

Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой);

Вознесение Господне (четверг шестой седмицы по Пасхе);

Пятидесятница (восьмое воскресенье по Пасхе, считая ее саму);

Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября);

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Существует по крайней мере двухчастная классификация двунадесятых праздников. По содержанию они делятся на Господские, которые посвящены событиям земной жизни Господа Иисуса Христа: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Воздвижение Креста Господня, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница20, и на Богородичные, которые прославляют события жизни Пресвятой Девы Марии: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы.

В связи с приведенным классификационным делением возникают отдельные споры – в частности, по поводу Сретения Господня (подробнее см. далее).

В настоящее время не вызывает споров подразделение двунадесятых праздников в зависимости от фиксации даты. Так, к непереходящим, которые празднуются в одно и то же время по юлианскому календарю, относятся Рождество Пресвятой Богородицы, Введение, Благовещение, Сретение Господне, Успение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воздвижение Креста Господня. Службы этим двунадесятым праздникам помещены в Минее. Переходящих же празднований, которые жестко привязаны к пасхальному циклу, три: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Последования указанных празднований содержатся в Постной Триоди и Цветной Триоди.

В заключение стоит добавить, что согласно классификации принятого ныне в Русской Православной Церкви Типикона двунадесятые праздники входят в разряд великих21. К ним присовокуплены еще пять празднований, «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу»22:

Обрезание Господне (1/14 января);

Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля);

День святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля);

Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября);

Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября)

что отмечено соответствующими знаками красного креста в красном круге. Однако надо оговориться: такое «знамение» из двунадесятых получают только непереходящие празднования.

Из предыдущих рассуждений становится понятным, что термин «двунадесятые праздники» установился достаточно поздно. И здесь весьма показателен следующий факт: на Руси в XVI-XVII столетиях в месячных и постных (триодных) Стихирарях появились особые разделы, содержащие песнопения тех или иных праздников. Позже была сформирована йотированная книга «Праздники», куда были включены певческие последования праздников из Стихирарей и которая до сих пор используется старообрядцами. Вплоть до XVII века наиболее важные праздничные дни церковного года называли Господскими праздниками, даже если они не были христологическими или триадологическими. Вероятно, это следует объяснить так: первоначально система праздничных дней понималась исключительно как последовательное воспоминание самых значительных событий домостроительства Божия.

Когда в число важнейших праздников были включены торжества в честь Пресвятой Богородицы, названный термин постепенно вытеснило сочетание «Господские и Богородичные праздники».

Конструкция «двунадесятые праздники», которая своей внутренней формой прозрачно свидетельствует о числе главных православных празднований, спорадически фиксируется в русских источниках со второй половины XVII столетия. При этом в известной книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви», которая издана в 1795 году, в соответствующей главе, где перечислено 16 самых значимых праздников (включая Пасху, Великие Четверг, Пятницу, Субботу), указанный термин отсутствует23. Таким образом, окончательное его закрепление можно отсчитывать только с XIX века.

* * *

20

См. подробнее: Лукашевич А.А. Господские праздники// Православная энциклопедия. Том 12. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 173–178.

21

Лукашевич А.А. Великий праздник // Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 463.

22

Типикон, сиесть Устав, глава 47 «О знамениях Владычних, и Богородичных праздников, и святых» – М.: Талан, 1997. – Л. 32. об.

23

См.: Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники// Православная энциклопедия. Том 14.-М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. – С. 268.


Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание) / Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с.

Комментарии для сайта Cackle