Глава I. Двунадесятые праздники (историко-литургический экскурс)
Часть 3. Двунадесятые праздники в православном богослужении
Современный богослужебный формуляр двунадесятых праздников, подробное описание которого не входит в задачи настоящего пособия, отличается большим разнообразием, величием и торжественностью.
Кроме того, все 12 празднований – за исключением Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, имеют по одному дню предпразднства, Рождество Христово располагает пятью, Богоявление – четырьмя, Пятидесятница предпразднства не предусматривают.
Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разным – от одного до восьми дней. Причиной такого неравномерного количества служит разное соотношение двунадесятых праздников с другими днями богослужения: то близость к другим праздникам, например, Рождество Пресвятой Богородицы находится рядом с праздником Воздвижения, то пост (Благовещение Пресвятой Богородицы).
Последний день попразднства называется отданием праздника24.
Очевидно, в великие праздники за богослужением пение преобладает над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы даже положением тела выражать радость.
И внешняя сторона богослужения достигает в эти дни полной торжественности – сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий. Храм облекается в светлые одежды, служба совершается при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники – облачение цвета золота (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого цвета (символ невинности и девственной чистоты). При этом на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляется облачение белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим допускается зеленый. В Пятидесятницу положен золотой цвет, а на вечерне – зеленый в цветах.
Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая в домах христиан славословия.
Следовательно, богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования (по крайней мере с III века) знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами сугубого величия и торжественности. Эта идея, в основном виде сформулированная в кодификациях IX века, приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где к XVII столетию в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. За ними в XIX веке окончательно закрепилось терминологическое обозначение «двунадесятые праздники». Они, характеризуясь рядом общих особенностей, в том числе и в богослужебном формуляре, с точки зрения основной тематики делятся на Господские и Богородичные, а с точки зрения дня празднования – на переходящие и непереходящие.
Последний принцип и стал ведущим при конкретном описании всех двунадесятых праздников в данной учебной книге.
* * *
См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по литургике. – М.: ООО «Самшитиздат», 2002. – С. 25–33; Шиманский Т.Н. Литургика. Таинства и обряды. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004 (www.portal-slovo.rn).