П.М. Сладкопевцев

День св. Пасхи

Источник

В порядке дней есть один день необыкновенный. Своим величием, своею важностью и продолжительностью он превосходит все прочие дни, превосходит столько же, сколько солнце превосходит своим светом все звезды. Его провидели духом веры ветхозаветные патриархи; о нем предрекли пророки; им утешались, о нем духовно веселились древние праведники. Это – день, в который теперь все радуется и торжествует – небо и земля, мир видимый и невидимый, ангелы и человеки. Это – день, о котором веселится своим Божественным веселием сам Господь, окруженный сонмом светоносных духов. День этот – день св. Пасхи.

День св. Пасхи есть день всемирного торжества воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Истинно велик и необычаен день сей!

Пророк Давид, оком веры провидя благодатные времена пришествия на землю Сына Божия, еще тогда веселился духовно о дне св. Пасхи и радостно взывал: сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс.117:24). «Вот день, который сотворил и устроил Господь, о котором Он проявил особенное свое Божественное смотрение: будем во время его радоваться и торжествовать»! Сей день, его же сотвори Господь. Ни о каком дне Слово Божие не говорит, что его сотвори Господь. Конечно, все от Бога произошло и все Им создано; но когда в Слове Божием говорится, что Бог действует, творит что, этим выражается нечто высшее, важнейшее. Говорится: в начале сотвори Бог небо и землю: здесь величайшее дело всемогущества Творца – сотворение из ничего мира. О первых днях творения св. Бытописатель замечает: и бысть вечер и бысть утро день первый... день вторый, и т. д.; но седьмый день он отличает от прочих дней: и благослови Бог день седьмый и освяти его. Бог представляется здесь действующим особенно, – и вот седьмый день поставлен незабвенным памятником всемогущества и славы Всевышняго, веселия Его о своем творении и вместе днем, священным для человека на все времена. Но о дне св. Пасхи говорится в Писании, что его сотвори Господь, этим выражается еще более важное, еще высшее, особеннейшее действие Божие – выражается величайшая тайна Божественного смотрения. В довременном, предвечном плане искупления человека Бог предопределил особенный день, когда должно было совершиться Божественное дело искупления, когда Единородный Сын Его, во днех плоти совершив спасение человека, истощенный крестными страданиями, изъязвленный, окровавленный и поруганный, войдет в славу свою, которую Он имел у Отца прежде сложения мира, и сей день для человека, для земли и неба, для всего мира составит празднество и обновления и спасения. День этот в определенное время и настал. Сын Божий, распятый и умерший на кресте за грехи людей, уже третий день во гробе. Двери гроба завалены камнем и запечатаны; у гроба – неотлучно стража. В первый день недели зело рано, когда была еще тьма, произошло у гроба сильное землетрясение, заблистал необыкновенный свет – и Христос Спаситель воскрес, как Победитель смерти и ада, как Жизнодавец, Начало иного вечного жития для искупленного и спасенного человека; – и началась в мире Его слава, которую Он имел от вечности у Бога Отца, Ему дана всякая власть на небе и на земле, пред Его именем преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних. И сей день действительно соделался днем обновления мира и спасения человека.

Велик и необычаен день св. Пасхи! Когда Господь определил сильною рукою своею и мышцею высокою вывести народ Израильский из Египта и освободить его от власти Фараона, то заповедал ему совершить в последний вечер пасху, дав для сего чрез Моисея необходимые указания. Израильтяне и совершили пасху, согласно повелению Господню: закололи единолетнего и непорочного агнца, помазали кровью его двери и пороги домов своих, чтобы Ангел-истребитель миновал их жилища, испекли агнца на огне и съели его с горькими травами, но съели не всего, а часть, – совершили таким образом пасху – и спаслись и от Ангела-истребителя и от Фараона и вошли в землю обетованную. Наша Пасха – не агнец животного царства, а Сам Христос Господь. Он есть истинный Агнец Божий, вземляй грехи мира, закланный прежде сложения мира и в последок дней во плоти принесший Себя на кресте в жертву Богу Отцу для спасения человека. Он – наша правда, избавление и освящение (1Кор.1:30). Не из Египта, но из мрачного ада вывел Он людей, не от Фараона, но от дьявола освободил нас, не от Ангела-истребителя избавил, но от правосудия Божия, разгневанного грехами нашими, и не часть только, но весь род человеческий спас от вечной смерти. Он – наш Спаситель и Вождь в землю обетованную – в небесное царство. Не в Пасху только закалаем мы Христа – сего Божественнаго Агнца, но во всякое время, когда только совершается Божественная Литургия; не прикасаемся только мы к Нему, не часть Его вкушаем, но принимаем Его в себя всецело, вкушаем Его пречистое Тело и пьем животворящую Кровь во оставление грехов наших и в жизнь вечную.

Велик день св. Пасхи! Моисей, законодатель Ветхого Завета, учреждая праздник Пасхи в память чудесного избавления народа израильского от рабства египетского, предписал совершать его во все времена, совершать непременно и со всею торжественностью. Законно вечно празднуйте его, заповедал он: и душа, нарушившая святость сего праздника, потребится от сонма сынов Израилевых (Исх.12,14,19). Законодатель Нового Завета – Христос никогда не предписывал верующим в Него праздновать новую Пасху, но предоставил это их усердию и любви. И вот уже при Апостолах Пасха – праздник, и Апостолы внушают верующим праздновать ее не в квасе ветхом, но в чистоте и истине (1Кор.5:8). Пасха еврейская, предписанная Моисеем по повелению Божию и утвержденная страхом казни смертной, нередко совершалась незаконно; не раз ее совершенно оставляли. Торжество Пасхи христианской совершалось всегда, и праздновалась она со всею торжественностью. Еще христиане не имеют храмов; еще гонимые язычниками, совершают Богослужение в потаенных местах: но воскресение Искупителя человеческого рода празднуется уже столь светло и продолжительно, что один из древних защитников христианства в слух язычников говорил: «ваши праздники, взятые все вместе, не могут сравняться продолжением своим с одною христианскою Пасхою»1. «Это оттого, – объясняет в 4-м веке св. Иоанн Златоуст, – что основанием первой (иудейской Пасхи) было благовременное освобождение народа Израильского от рабства египетского; а основание последней (христианской) есть благо вечное – освобождение всего рода человеческого от рабства греха и смерти». И до сих пор Пасха – величайший христианский праздник и торжествуется столь же светло и блистательно, как и в первые времена христианства. Евреи могли совершать свою Пасху только в своей земле и то в одном Иерусалиме, и не должны были праздновать ее в других местах, особенно в других странах, среди необрезанных и нечистых язычников (Втор.16:5, 6; Числ.9:2). Иначе, Господня Пасха осквернится, мясо пасхального агнца народ будет есть в нечистоте, и Господь не потерпит дня великого, как и новомесячий и суббот (Иез.4:13,14; Ис.1:14). Пасха христианская празднуется по всей земле, во всякой стране, на всяком месте, где только называется и славится имя Христа Спасителя.

Велик и необычаен день св. Пасхи! – Из всех событий земной жизни Господа воскресение Его из мертвых есть самое главное и самое важное. Оно – самое решительное доказательство Божественности распятого и умершего Христа; оно несокрушимая печать Его искупительного дела; оно печать и торжество нашей веры, нашей любви; оно, наконец, залог и основание и нашего воскресения. Воскресение Христа Спасителя есть решительнейшее и неопровержимейшее доказательство Его Божественности. – С самой первой минуты общественного служения своего спасению рода человеческого Христос Спаситель показывает, что Он не простой человек, а Лице высшее, Божественное. Он ведет самую чистую, безгрешную жизнь и предлагает самое возвышенное нравственное учение; являет Себя величайшим благодетелем, на каждом шагу, при всяком случае совершая чудесные действия: словом или прикосновением исцеляет болезни, которых не могло уврачевать никакое человеческое искусство, изгоняет бесов, воскрешает мертвых, уже подвергавшихся разложению и гниению. В то же время прямо и открыто Он объявляет о своем Божественном достоинстве: Он от Бога рожден и от Бога послан; Он сошел с неба и опять взойдет на небо; Бог есть Отец Его; Он и Отец одно; Он – свет миру, путь, истина и жизнь; Он воскрешает и живит; Он Господь и Судия мира. Он продолжает утверждать о своем Божественном достоинстве во время самого уничижения своего, на суде пред Каиафою и Пилатом; даже распятый на кресте среди двух разбойников говорит одному из них: «сегодня же будешь со Мною в раю». Простые души веруют в Него всем сердцем; люди же предубежденные, выросшие в ложных понятиях и предрассудках, не убеждаются в Его Божественности ни высочайшим учением Его, ни могущественным действием Его слова на сердца, ни самыми чудесами: учение Его о непостижимых тайнах объясняют сумасшествием, победоносное действие Его речи – невежеством слушателей, а чудеса производят от Веельзевула. Неверующие последующих веков также не находят в учении и чудесных действиях Христа Господа достаточно силы и убедительности в Его Божественном достоинстве: «высокие мысли, – говорят они, – чистые нравственные правила есть у писателей Ветхого Завета, встречаются и у философов и мыслителей других народов!.. Чудеса творили силою Божиею и ветхозаветные пророки, таинственное и чудесное есть и в иных религиях»!.. Перед воскресением же Иисуса Христа они останавливаются в недоумении. Где видано, когда было, чтобы умерший ожил, погребенный воскрес из гроба, – ожил и воскрес собственною силою и явился живым лицем в необыкновенном величии, в неземной славе?.. Но вот такое событие, событие дивное, поражающее, и произошло в Палестине, при правителе Понтии Пилате, в ту ночь, когда не оказалось во гробе распятого Иисуса Назарянина; такое изумляющее чудо и совершилось у гроба, в коем уже третий день лежало поруганное, изъязвленное тело Его!.. Иисус воскрес в небесном величии, в лучезарной славе, воскрес силою своего Божества! И как воскрес! Камень как был, – так и остался у дверей гроба; печать не нарушена; стражи от сильного землетрясения и необычайного света сделались как мертвые!.. Христос является ученикам – ученики узнают Его. Он – живой, Он – тот же Христос, каким Его видели и знали до распятия Его и воскресения, тот же полный любви и благости Учитель, с Коим обращались они прежде. Воскресший говорит, делает движения; тело Его – действительное тело, состоящее из плоти и костей; его можно осязать руками; оно носит еще на себе следы, оставшиеся от распятия; Господь вкушает пищу. Но в то же время вещество не удерживает Его – Он входит к ученикам дверем затворенным; Он является внезапно и неожиданно, внезапно же и неожиданно и скрывается; облако поднимает Его и Он в виду изумленных учеников возносится с телом на небо. Еще сильнее веруют в Него теперь ученики, веруют как в Мессию-Избавителя, как в Сына Божия, еще крепче предаются Ему, как Владыке и Господу: «Господь мой и Бог мой!» – говорит каждый из них с Фомою. Разбежавшиеся и оставившие своего Учителя в минуты Его страданий, потерявшие с распятием и смертью Его всякую надежду на спасение Израиля (Лк.24:21), они теперь являются смелыми свидетелями Его воскресения из мертвых, бесстрашно проповедуют о Нем, имя Распятого и Воскресшего возвещают по всей земле, до самых концов вселенной, – и вот уже осьмнадцать веков стоит на свете, как незыблемый столб, Христова церковь – общество верующих всякого пола и возраста, всех стран и народов: она утверждена на основании Апостол и Пророк, Сам Христос – краеугольный камень ее; в ней повсюду и везде – честный и животворящий Крест – орудие спасения, сила, прогоняющая врагов видимых и невидимых; в ней красуется хоругвь – знамя победы над смертью и адом; в ней непрерывно призывается и славится имя распятого и воскресшего Иисуса Назарянина. О! как велика слава Христа Спасителя! Светлее солнца она сияет во всем мире. По истине, великим чудесным воскресением своим из мертвых Христос, как говорит Апостол, открылся Сыном Божиим в силе (Рим.1:4). Не напрасно Сам Господь, когда Иудеи требовали от Него новых чудес в удостоверение, что Он есть Единородный Сын Божий, отвечал, что другого знамения не дастся им, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39, 40), т. е., воскресения Его. Не напрасно также, отходя на вольные страдания свои, Он изрек, что наступает час, когда Сын человеческий прославится (Ин.13:31). В воскресении своем Он подлинно прославился, прославился уже не как пророк, и не как Сын человеческий, но как Сын Божий, в Коем обитает вся полнота Божества (Рим.1:4). О! Понятно после сего недоумение ваше пред воскресением Христа Спасителя, неверующие! Вы видите всемирность христианства, зрите лучезарную славу Основателя его, распятого и умершего на кресте; вы чувствуете, что не можете отрицать воскресения Христа Спасителя, не можете не признать его действительности, – чувствуете, что все ваши попытки опровергнуть это необыкновенное событие, объяснить его естественным образом (напр., летаргическим сном, в коем будто бы находился Спаситель после распятия, обманом со стороны учеников, возбужденностью их воображения, их видениями) слабы и ничтожны. Напрасно также выставляете вы на вид возвращение к жизни бога Адониса и называете это событие воскресением Адониса, усиливаясь поставить его в параллель с воскресением Основателя христианства: Адонис, по мифологии древних греков, не воскрес собственною силою, а возвращен к жизни Зевсом и ожила только одна его тень!.. Да и какое благо доставил Адонис грекам? от какого бедствия их избавил? Торжествовали же греки возвращение его к жизни потому, что видели в этом событии оправдание и прославление невинности: Адонис был убит на охоте Марсом без особенной причины2!? Нет! Факт воскресения Христа Спасителя восстает пред вашими глазами во всей своей неотразимой действительности, во всей поражающей величественности. Один из остроумнейших критиков Евангельских сказаний3 должен был сознаться: «один из самых верных фактов всемирной истории – это тот, что Иисус Христос распятый явился своим ученикам во славе, как бы ни понимали этот факт и хотя бы вовсе его не понимали». Жалко ваше положение! Мысль о вечной непреложности и неизменяемости законов природы наложила покрывало на ваше умственное зрение, связала вашу волю: повергните ее с смирением, с сознанием своей недальнозоркости и немощи к подножию креста Христова – и узрите лучезарную славу Воскресшего, узрите Его Божественность, и вместе с нами торжествующими преславное восстание Его из гроба, падете и поклонитесь святому и живоносному Его воскресению.

Воскресение Христа Спасителя есть несокрушимая печать искупления, Им совершенного. Оно утвердило и запечатлело все Его искупительное дело, для которого Он сошел с неба на землю. Христос воскрес непреложно и несомненно, Бог Отец принял принесенную Им на кресте жертву за грехи людей, – и вот Правосудие бесконечное удовлетворено, лежавшее на нас проклятие снято, пролитая на кресте Божественная кровь Распятого избавила нас от вечного осуждения, мы освободились от власти диавола. Христос воскрес: – и мы воскресли с Ним – Он перевел нас от смерти к жизни и от земли на небо. Воскресший Христос – наша Пасха, наше избавление, наше оправдание и спасение. Христос предам за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, говорит Ап. Павел (Рим.4:25), Христос воскрес и всегда жив, чтобы ходатайствовать о нас Богу и совершать наше спасение: сила Его воскресения проявляется во всех верующих в Него. От Него истекает новая жизнь, обновляя и освящая всех, кто вступает в общение с Ним (Рим.5:10; Еф.2:5).

Воскресение Христа Спасителя есть торжество нашей веры. Христос воскрес: истинно и несомненно все, что предлагает нам Христова вера, что она говорит нам о Боге, о пришествии на землю Сына Божия и совершении Им спасения человеческого, о церкви, о благодати, таинствах, и пр. Христос воскрес: истинна и спасительна моя вера. Спаситель мой – Бог; воскресший Христос есть Сын Божий. Он всегда с нами по неложному своему обетованию (Мф.28:20). Он силен сохранить залог спасения моего (2Тим. 1:12). Он – Начальник и Совершитель нашей веры, непоколебимый, краеугольный камень своей церкви. Живой Христос – основание нашей твердой и радостной веры: мы в нем укоренены и утверждены, и укреплены в вере, преуспевая в ней с благодарением (Кол.2:7), О! Пусть враги христианства усиливаются поколебать мою веру – ничего не успеют: сама смерть и ад не одолели ее в лице Иисуса – Начальника и Совершителя веры. Пусть они восстают с своими сомнениями, возражениями и клеветами на Господа и на Христа его, пусть поносят нашу веру: мы не вступим с ними в напрасные пререкания и споры, мы скажем только: «умрите и воскресните, как умер и воскрес наш Спаситель, – и мы поверим вам».

Воскресение Христа Спасителя есть торжество добродетели. – Грешный мир не любит благочестия, не терпит добродетели: над добродетелью смеются; ее гонят и преследуют; подвергают ее оскорблению и поруганию. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени (Еф.11:86–38): вот история людей добродетельных, начертанная самим Словом Божиим! Терпеливо, с покорностью Премудрой и всеблагой воле Божией переносят люди Божии свои страдания; но иногда при виде торжествующего порока и из их уст вырывается невольный голос жалобы и печали: что яко путь нечестивых спеется, праведники же пожинаются яко класы?. Явился на земле величайший праведник – Христос: Он обнаружил в своей жизни полную безгрешность, проявил совершеннейшѵю святость. Он – живое воплощение всей полноты добродетели, высочайший образец и пример для всего, что нравственно, возвышенно, свято. И однако же, какую горькую чашу совершенно незаслуженного страдания испил Он! Какой праведник более Его терпел и мучился во всю жизнь до самой последней минуты! Оскорбления, клеветы, зависть, ненависть, злоба цреследуют Его на каждом шагу. Его речи и чудеса возбуждают сильнейшую ненависть, разразившуюся кровавым советом умертвить Его. Фарисеи и Саддукеи искажают Его учение, предлагая коварные вопросы, расставляя сети, называют его ядцей и пийцей, другом мытарей и грешников, посрамителем субботы; упрекают Его в сумасшествии, обвиняют в богохульстве. А страдания, начавшиеся Иудиным лобзанием? А Голгофа? О! на одной Голгофе в лице Божественного страдальца поруганы все добродетели. Поругана святая преданность воле Божией: упова на Бога, да избавить ныне Его. Поругана любовь к ближним: иныя спасе, Себе ли не может спасти. Поругано смирение; аще царь Изралев есть, да снидет ныне со креста. Поругана истинность и верность: помянухом, яко льстец оный рече. Но вот Христос воскрес – и открылось торжество добродетели. И какое торжество! Ему дано имя выше всякого имени; во всем мире от восток солнца и до запад славится Его пресвятое имя; хвалится Его крайнее снисхождение к грешному человеку; величается Его долготерпение в страданиях, Им перенесенных, Его крайнее истощание на кресте; торжествуется и Его воскресение из мертвых; души верующих предаются Ему, как Господу и Судии. А на небе? Там Сын человеческий за приятие смерти увенчанный славою и честью (Еф.2:9), сидит одесную Бога Отца: двадесять и четыре старца повергают венцы свои пред Ним – Агнцем закланным (Апок.4:10); сонмы Ангелов закрывают лица свои от неприступной славы Его Божества. О! успокойся, добродетельная душа, гонимая и оскорбляемая миролюбцами за свое благочестие, успокойся; Господь видит и знает тебя, как видит и знает всех своих рабов, – видит твои подвиги, знает твои страдания, твои томления; Он никогда не забывает труда любви, подъятого во имя Его (Еф.6:10). Он наградит тебя и прославит, как наградил и прославил Сына своего, уничижившего Себя до крестной смерти, воскресив Его из мертвых, превознесши выше всех небес и посадив одесную Себя на престоле славы своей. Утешься, благочестивая душа: и для тебя наступит торжество – торжество твоего благочестия, твоих добродетелей, наступит если не здесь – на земле, то наверно на небе, куда ты предназначена. Только ты продолжай идти тем же путем, каким шла доселе, путем благочестия и добродетели; мужайся и крепись на этом тернистом и скорбном пути, ведущем к Голгофе: с Голгофы он ведет к небесной славе.

Воскресение Христа Спасителя есть залог нашего бессмертия, основание нашего собственного воскресения. Для угнетенного всякого рода бедствиями рода человеческого ничего не может быть нужнее, как прозрение оком веры и упования в ту страну, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. И действительно, мысли и желания человеческие во все времена неслись в эту блаженную страну, устремлялись за пределы земной жизни – сей юдоли плача. Но гроб, мрачный гроб остановлял и поглощал в себе неземные желания духа человеческого, небесные его порывы и влечения; смерть покрывала страшным мраком загробную жизнь. И кто мог расторгнуть эту преграду? рассеять сей мрак? «Нет другой жизни за пределами гроба; человек умирает как животное; с смертью его все кончается: будем есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем!» – вот до какой безнадежности, до какого отчаяния доходили не только мудрецы языческие, но даже многие в народе Божием!.. Но воскрес Христос и осветил воскресением своим и мрачный гроб и темную область смерти: есть по ту сторону гроба другая жизнь, лучшая, высшая, жизнь духа! К ней устремляются теперь духовный очи верующих во Христа, к ней несутся высшие помыслы, благороднейшие желания, лучшие чаяния искупленной и спасенной Им души. И гроб стал источником радостной надежды; смерть теперь – провозвестница бессмертия. В своем бессмертии, в личном и вечном своем существовании по ту сторону гроба мы крепко уверены, и этой нашей уверенности не в силах поколебать никакие сомнения и возражения. Воскрес Христос, первенец из умерших: отверзлось небо и приняло Его, как Господа, как Царя славы; Он – победитель смерти; Он воскрешение и жизнь человечества, как Сам сказал: Аз есмь воскрешение и живот; Аз живу, и вы будете жить. Отверзется некогда, при смерти нашей, отверзется и для нас небо и примет наш дух – и начнется для него жизнь вечная, нескончаемая. Христос есть Глава верующихъ: если Глава воскресла, возможно ли, чтобы остались мертвыми прочие члены? – Воскрес Христос и с прославленным телом человеческим взошел на небо: воскреснем и мы, и гроб наш некогда опустеет, дух наш соединится с телом, в котором он обитал прежде; и какое будет это тело! Оно преобразится и изменится, будет сообразно телу славы Христа Спасителя (Фил.3:11), будет подобно Его прославленному телу. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие: так уверяет Апостол (1Кор.15:53). Он представляет и основание для такой уверенности. Если мы веруем что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с ним (1Сол.4:14). Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес (1Кор.15:12,13) О! смело и радостно можем мы с Апостолом Петром исповедать: благословен Бог, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах (1Петр.1:34)! и с Ап. Павлом торжественно воскликнуть: Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? – Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1Кор. 15:54, 55, 57)! –

Велик и необычаен день св. Пасхи! Велик он торжественностью Богослужения, необычаен радостью, наполняющею сердца христиан!

«Стану на страже с чудным Аввакумом, сказал дивный Богослов Григорий в ожидании светлого Христова воскресения, и посмотрю, что будет мне показано. «Стоял я, говорит он, и смотрел: и вот муж в образе светозарного Ангела со множеством воинств небесных восшел на облака, воздел руку к востоку и громким гласом воскликнул: ныне спасение миру! Христос воскрес из мертвых; отверзаются врата ада; истребляется смерть!.. Так вещал он, а другие воспели: слава в вышних Богу!» Подобно Аввакуму и Богослову Григорию становятся на страже и христиане в ожидании воскресения Христова.

Еще не угас дневной свет, а в храмах уже другой свет – свет горящих свечей и лампад. Он будет все разрастаться и усиливаться, озарит весь храм со всеми его частями и отделениями, осветит далекое пространство кругом храма и сольется с первыми лучами восходящего солнца. Началась единственная ночь – ночь священная и всепразднственная, провозвестница светоносного дня воскресения, ночь в которую возсиял из гроба безлетный Свет!.. Народ уже в храме: он собрался на бдение – собрался в бодрствовании духа и в благоговейном настроении провести время пред Пасхальным торжеством, – то время, когда Сын Божий почивал во гробе плотью, а духом был в аде, когда св. жены мироносицы шли ко гробу Спасителя с ароматами и Ангел слетал уже с неба, чтобы отвалить камень от гроба и возвестить им о воскресении Распятого. И вот одни слушают чтение Деяний св. Апостолов, другие сидят в глубоком безмолвии, полные благоговейных чувств и предвкушая уже радость воскресения. В первые времена христианства Пасхальное бдение совершалось с особенным торжеством. И в храмах и в домах зажигали свечи и лампады; город также освещался свечами и лампами, так что таинственная ночь, по словам Евсевия Кесарийского, была светлее самого ясного дня. Христиане оставались в храме и проводили время в псалмопении, в чтении Евангелия, в молитве, в слушании проповеди и крещении оглашенных. Пасхальную ночь древние христиане проводили в бдении и потому, что по словам блаж. Иеронима, ожидали второго пришествия Господня, которое, по преданию, должно последовать в самую полночь великого дня Пасхи. – Но вот уже полночь. Среди ночной тишины, на освещенной колокольне раздался удар колокола – первый Пасхальный благовест. И какой это радостный благовест! Быстро пронесся он по улицам и домам и разнес повсюду благую и радостную весть о светлом Христовом воскресении. Все встрепенулись. По освещенным улицам потянулись к храму оставшиеся в домах – потянулись и стар и млад. Храм уже переполнен народом. Все свечи, большие и малые, все лампады и паникадилы зажжены. Совершена полунощница с умилительным каноном Великой Субботы. В последний раз воздали поклонение Спасителю пред плащаницею; она отнесена в алтарь. Зазвонили во все колокола. В храме движение: подняли хоругви и образа. Вот раздалось: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех... и священнослужитель с крестом, свечей и кадилом, в сопровождении народа с зажженными свечами, выходит из храма, и шествие, при пении того же стиха и при колокольном звоне, направляется вокруг храма. Так шли некогда зело рано ко гробу Спасителя жены мироносицы, грустившие на пути о том, кто отвалит им камень от двери гроба. Шествие останавливается в притворе пред затворенными западными дверями храма, как бы у гроба Господня. В притворе и внутри храма – глубокая тишина. Священнослужитель кадит иконы и народ. Торжественная минута! Вот, устремив глаза на икону Воскресения Христова, священнослужитель, подобно Ангелу, возвестившему у гроба мироносицам о воскресении Господа, возгласил: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправь и сущим во гробех живот даровав!» – священный трепет объял молящихся, небесная радость почувствовалась в сердце, – и все замолились. Многократно раздается в притворе радостное: Христос воскресе из мертвых... Наконец служитель Господень движением кадильницы с фимиамом начертывает крест против затворенных дверей храма – они отверзаются подобно камню, отваленному Ангелом от двери гроба Господня – и торжествующий сонм входит в храм, как некогда мироносицы явились к Апостолам с вестью о воскресении Господа. Христос воскресе! оглашает храм служитель алтаря Господня. Воистину воскресе! отвечает ему гул тысячи голосов. И началась утреня – Пасхальная утреня!

Пасхальная утреня – как она торжественна! как радостна! как светла и блистательна! Раздается одно непрерывное, восхищающее душу, пение, оглашают храм одни торжественные победные песни возвышенного пасхального канона; слышится радость и радость – радость о воскресении Господа. Христос воскресе! Воистину воскресе! Пасха, Господня Пасха! Ныне открылась нам священная Пасха, Пасха новая, святая, Пасха красная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха, отверзающая райския двери, Пасха, освящающая всех верных! Торжествующая о воскресении своего Господа церковь призывает к радости и веселию небо и землю, мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, призывает самую неодушевленную тварь, призывает даже преисподнюю. Веселитесь достойно небеса! Радуйся земля! Светись, светись новый Иерусалим! Ибо на тебе возсияла Господня слава! Ликуй ныне и веселись Сион! Да празднует весь мир видимый и невидимый! Веселитесь, люди! Восстал Христос, вечное веселие! Да празднует и вся тварь восстание Христово! И торжествует воскресение Христа Избавителя небо и земля, мир видимый и невидимый. Ангелы на небе славят воскресение Господа, ликуют и веселятся. О! посмотрите теперь, в священный минуты торжества воскресения, на христианина, загляните в его душу, проникните в его сердце: там чудное состояние! Он весь объят благоговейным восторгом. Помыслы ума, движения чувства, влечения воли – все устремлено к Воскресшему; все существо его охвачено радостью и веселием, радостью неземною, веселием небесным. Сильно бьется его сердце: оно переполнено радостью и готово, кажется, вылететь из этой грубой оболочки и воспарить туда – в обители вечного Света, в царство незаходимого Солнца. На самом лице торжествующего христианина блистает восторг, в самых глазах его сияет радость. Да и как не радоваться, как не ликовать! Многократно выходит из алтаря священнослужитель и является среди торжествующих христиан с св. Крестом и пасхальною свечею, возглашая: Христос воскресе! и распространяя из кадильницы по всему храму благоухание фимиама. В образе Креста Господня верующий каждый раз зрит очами веры и любви Воскресшего, неоднократно являвшегося ученикам по воскресении, и радость его усугубляется. Возвышенна и торжественна песнь: «Плотию уснув!.. А Д а воскреснешь Бог, и расточатся врази Его»... песнь, которую церковь поет в конце утрени! Здесь одно ликование, одна радость, один восторг! Полнота радости не может удержаться в душе, радующееся сердце требует общения, ищет высказаться, – и вот в конце этой песни, когда церковь обращается к радующимся чадам своим с торжественным призывом: «Воскресенья день! друг друга обымем рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением!» – Чудное открывается зрелище! Священнослужители располагаются ни амвоне и солее, обратись лицом к народу и держа в руках – кто Евангелие, кто св. Крест, кто икону Воскресения. Христиане подходят к ним и, облобызав Евангелие, св. Крест и иконы, выслушивают их приветствие: Христос воскресе! и ответив: Воистину воскресе! – троекратно с ними лобызаются, и затем взаимно приветствуя друг друга теми же радостными словами, троекратно целуются. Несколько минут только и раздается: Христос воскресе! Воистину воскресе! только и слышатся святые лобзания! И как знаменательны, как трогательны эти приветствия и лобзания! Тут исчезло неравенство звания, состояния и положения в обществе, все друг другу братья о Христе, забыта вражда, умолкла ненависть! У всех одно чувство, одно настроение – глубокая, внутренняя радость о воскресшем Господе! О! взойди в эти священные минуты в наш храм кто бы ни был ты иноверующий, посмотри на наше торжество, на наше духовное ликование и веселие, взгляни на это обилие света и фимиама, на сияющие радостью лица христиан, послушай торжественных победных песней в честь и славу воскресшего Христа, и скажи: где, в какой другой религии совершается подобное торжество? где, и чтителями какого Божества ощущается радость, проникающая все существо человека, испытывается такой небесный восторг, когда человек забывает все земное и дольнее и воспаряет сердцем и душой в горния пространства – в обители вечного Света; такое духовное веселие, при котором сердце умиляется и настраивается так, что ради Воскресшего прощает врагу и искренно, братски обнимается с ним и лобызается?.. Радуешься ли так в свою Пасху ты, последователь Иудейской веры и Талмуда? Веселишься ли так в свой Байрам ты, чтитель Магомета? Ликуешь ли когда так и ты, поклонник Будды? Нет, нет! Вы радуетесь в наши празднества; но что это за радость! Ваша радость земная, чувственная, радость неполная; она не проникает всего вашего существа, не восторгает вашей души до забвения всего земного и дольнего. Нет. Только христианин в праздник светлого воскресения Христа Спасителя радуется истинно; только наша радость есть чистая и святая, радость глубокая и всеобъемлющая, радость премирная, небесная! Радостному настроению торжествующих христиан отвечает и Слово св. Иоанна Златоуста, произносимое священиослужителем в конце утрени: «Кто благочестив и боголюбив, насладись сим добрым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, войди в радость Господа своего. Ты изнемог от поста, приди и получишь ныне динарий. Ты трудился с первого часа, примешь сегодня справедливую плату... Ты вышел на работу в одиннадцатый час: не бойся. Владыка принимает и последнего, как первого; и последнего милует, и первому удовлетворяет; и дела приемлет, и намерение одобряет; и деяние чтит, и предложение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа своего. Богатые и бедные друг с другом ликуйте. Воздержные и ленивые, почтите день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза наполнена: все насладитесь; телец упитан: никто не выходи алчущим. Все насладитесь пиром Веры, все примите богатство благости. Никто не плачься на бедность: открылось общее царство. Никто не бойся смерти: освободила нас от ней Спасова смерть... Где твое, смерть, жало? где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты ниспровергся. Воскрес Христос – и пали демоны. Воскрес Христос – и радуются Ангелы. Воскрес Христос и ни одного мертвого во гробе!»

Часы состоят из пения одних тропарей в честь воскресения Христова, – не слышится уже чтения Псалтири – оно упраздняется на всю неделю Пасхи: сень Ветхозаветная не имеет уже места при лучезарном сиянии Новозаветной благодати!

Литургия совершается непосредственно за утреней и совершается так же торжественно, как утреня. Особенно восторженно на Литургии чтение Евангелия. В величайший христианский праздник предлагается возвышеннейшее Богословие о Воскресшем из Евангелия Иоанна Богослова. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Воскресший Христос есть Предвечное Слово, Единородный Сын Божий; Он Бог и Творец всего существующего; Он – Богочеловек и Спаситель человеческого рода. Высочайшее это Богословие восторгает дух горе, к небу, уносит его за пределы всего сотворенного, в царство славы Триипостасного Божества, и верующие слушают его в глубочайшем благоговении и с самым сосредоточенным вниманием. Удар в большой колокол возвещает наступление великих минут чтения Евангелия и во все время чтения происходит перебор или перезвон колоколов. Читается Евангелие по статьям и, где священнослужащих несколько, на разных языках, а дьяконы для чтения его располагаются «крестообразно главный на амвоне, второй – близ южных дверей, прочие по сторонам храма в знак того, что имя Христа Спасителя проповедано всем народам, и воскресение Его славится во всех странах, по всей земле. Торжественный трезвон возвещает окончание чтения Евангелия.

Вот кончилась и Литургия, Раздается звон колоколов. Сияющие от полноты радости христиане выходят из св. храма и несут с собой радость в свои домы. Но не один день веселятся духовно и ликуют они: радость о Воскресшем наполняет их сердца целую неделю! Целую седмицу торжествует церковь воскресение своего Господа. Целую седмицу совершается Богослужение столь же светло и торжественно, как и в первый день, и вся неделя единообразием службы сливается, можно сказать, в один торжественный день. Целую неделю в храмах и день и ночь отворены Царские двери в знак того, что воскресший Спаситель навсегда отверз для нас небо, заключенное нашими грехами; раздается звон колоколов в память победы, совершенной Воскресшим над смертью и адом; слышится радостное: Христос воскресе! Воистину воскресе! и переходят из рук в руки красные яйца – символ вечного веселия в невечернем дни царствия Христова. Христос воскресе! приветствует радующийся христианин усопших при посещении кладбища, в полной уверенности, что муж, брат, сын, покоящиеся мирным сном в утробе матери – земли, слышат его приветствие и отвечают на него в другом мире: Воистину воскресе!..

О, поистине, велик и необычаен день св. Пасхи! Сем нареченный и святый день, един суббот царь и Господь; он – праздников праздник и торжество всех христианских торжеств!

Велик и необычаен день св. Пасхи! – Для истинноверующих, просвещенными очами сердца прозирающих всю глубину и широту славы Божией, день св. Пасхи так велик и продолжителен, что не ограничивается временем торжества воскресения Христа Спасителя, совершаемого верующими в Него, чадами Его св. церкви, но обнимает собою все время существования на земле церкви Божией и всю вечность.

Обыкновенный день состоит из начала или утра, когда солнце восходит, из средины или полудня, когда, оно – в полном свете и блеске, и из конца или вечера, когда светило дневное скрывается на западе, когда свет и теплота его сокращаются и царство растений и животных снова погружается в дремоту и сон. А великий день светлого воскресения Христова не таков. Он имеет начало – утро, имеет и полдень; но вечера у него нет. Где же утро дня св. Пасхи? когда полдень? и почему у дня св. Пасхи нет вечера?

Начало дня св. Пасхи современно первобытным дням человеческого рода, современно нашим праотцам Адаму и Еве. Заря сего великого дня занялась еще в Эдеме, когда нашим согрешившим прародителям дано было первое благовестие о семени жены, долженствовавшем стереть главу змия – искусителя; и необыкновенный день, когда должно было совершиться это вожделенное событие, хотя в примраке, уже предносился их духовному оку. Заря необычайного дня разгоралась потом все сильнее и сильнее, изменяясь в ясное утро, а утро становилось светлее и светлее, приближаясь к полудню. Благовестие о Семени жены, изреченное Адаму и Еве, во все продолжение ветхозаветной церкви раскрывалось более и более чрез обетования, прообразы и пророчества, и по мере приближения к кончине лета предопределенного для явления на земле Искупителя человеческого рода, делалось яснее и яснее. И ветхозаветные мужи, спасавшиеся верою в грядущего Мессию, как мы спасаемся верою в Мессию пришедшего, чем далее, тем все яснее и яснее созерцали в духе веры и упования день избавления и. спасения человечества от греха и власти дьявола их необыкновенным Потомком, день победы и торжества Его над смертью и адом, день всемирной Его славы, т. е., великий день св. Пасхи. С верою приемлет Отец верующих обетование о Семени, о Котором благословятся все народы земные и очами веры провидит день исполнения сего обетования, – тот день, когда Мессия – Избавитель, умерши на кресте и воскресши, получил всякую власть на небе и па земле и когда Ему поклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, – провидит и радуется, как прямо говорит об этом Сам Спаситель: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой – день Моего уничижения и прославления, – и увидел и возрадовался (Иоан.8:56). Видел же он сей вожделенный день тогда, когда Исаака, сына своего, в течение трех дней приносимого в жертву в сердце намерением, наконец на жертвеннике, на дровах всесожжения, под жертвенным ножом лежащего, в притчи прият, по слову Апостола (Евр.11:19), т. е., получил живого в предзнаменование будущего воскресения из мертвых Христа Спасителя. Видят очами веры и упования этот великий день Исаак и Иаков, коим повторено было обетование о Семени, данное Богом Аврааму (Быт.26:4; 28:14), – Иаков даже сам пророчествует о необыкновенном своем Потомке и называет Его Чаянием народов (Быт.49:10); видят многие другие ветхозаветные праведники, пророки и цари (Мф.13:17; Лк.10:24), – видят в знаменательных прообразах и чрез ясные пророчества. Иосиф, проданный братьями и возвеличенный до степени первого лица при царе Египетском; младенец Моисей, спасенный дочерью Фараона; пасха и агнец пасхальный; чудесный исход Израильтян из Египта и потопление Фараона и его воинства в морской бездне; Иона, бывший во чреве китове три дня и три ночи; сын вдовицы Сарептской и сын Сунамитянки – оба умершие и воскресшие; три отрока, вверженные Навуходоносором в разженную печь и чудесно сохраненные: все эти лица и события указывают на страдания и искупительную смерть Мессии – Избавителя, преднаписуют Его тридневное пребывание во гробе, сошествие в ад, изведение Им душ из пропастей ада и торжество над смертью и князем тьмы. Пророки, предсказавшие события земной жизни Мессии – Богочеловека, говорят и об искупительной смерти Его, и о разрушении царства диавола и о славном Его воскресении, и чем ближе ко времени явления на земле Искупителя, тем яснее и яснее выражают свои пророчества. Иов, в своей жизни бывший прообразом Христа Спасителя, указывает на день воскресения Его из мертвых, когда в духе надежды восклицает: вем, яко присносущен, есть иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия! Царь и пророк Давид пред оком ума имел преднаписан день воскресения Христа Спасителя, когда от лица страждущего Искупителя восклицает: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление (Пс.15:10). Сколько раз не подвергал Ты Меня великим и лютым бедствиям, но опять оставил Меня в живых и из бездн земли опять извлек Меня (Пс.70:20), и прибавляет: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Пророк Исаия возвещает: Раб Мой (Мессия Искупитель) будет благо успешен, возвысится и вознесется и возвеселится (Пс.52:13). И возвратятся избавленные Господом и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их. они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся (Пс.51:11). Светись, светись, Иерусалим; ибо пришел твой свет, и слава Господня взошла над тобой. И приидут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобой сияниию... И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью... Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею (Пс.60:1.3.11.19). В то время, как Господь скрывается в недрах земли, пророк Софония увещевает надеяться на Его воскресение и ожидать, что Он соединит всех в одно духовное царство (3:8– 5). Пророк Осия провидит, что Мессия Избавитель сойдет в самый ад, восторжествует над ним и в третий день выведет из него томившиеся в нем души: от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? Ад! Где твоя победа? (Ос.13:14). Оживит (Искупитель) нас чрез два дня, в третий день восставишь нас, и мы будем жить пред лицем Его (Ос.6:2). Таким образом, утро дня св. Пасхи, начавшись зарею еще в раю, чрез ряд ветхозаветных прообразований и пророчеств, становилось для ока веры и упования ветхозаветных мужей яснее и яснее и постепенно приближалось к полудню.

Когда же полдень великого дня св. Пасхи? – Он начался с воскресением Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Христос воскрес – и свет воскресения Его облистал весь мир – небо, землю и преисподнюю, лучезарным сиянием Его озарилась церковь Божия. Открылось в церкви Божией новое небо – не ветхозаветное, примрачное, покрытое облаками, сквозь которые пробивались по временам светлые лучи веры, освещавшие и оживлявшие ветхозаветных праведников, но небо чистое, ясное и величественное. На этом небе во всем блеске и величии возсияло Солнце, видя которое на кресте служебное солнце устыдилось и усрамилось, скрыв лучи свои, Солнце, о коем говорит пророк: возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды (Мал.4:2); это Солнце правды – Христос воскресший, Бог наш. Он Сам теперь в духовном царстве своем и освещает, и согревает, и оживляет. На этом небе явились светлые звезды – богоглаголивые апостолы, богоносные пастыри, богомудрые учители. Свет истинного Боговедения распространился повсюду: младенцам о Христе открылись тайны, недоступные премудрым и разумным века сего и самым ветхозаветным праведникам; последний в Христовом царстве более знает о Боге и больших сподобляется даров духовных, чем величайший из ветхозаветных праведников. Повсюду разлилась духовная теплота и жизнь; Божественная любовь объемлет весь род человеческий; не страх и томление душевное, а радость, небесная радость о Воскресшем и спасении, Им совершенном, наполняет и проникает сердца верующих. В Христовой Церкви находятся вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию: Сам Христос Спаситель, Ходатай и Примиритель Бога и человеков, Его св. Евангелие, глаголы коего – дух и жизнь, Его пречистое Тело – источник жизни и бессмертия, Его животворящая Кровь, очищающая и спасающая, благодать св. Д уха, спасительные таинства, – и верующий очищается от скверн греховных, усовершается в добре и просветляется до такой степени, что по опытному уверению св. Макария Египетского, становится весь око, весь свет, весь радость, торжествует о Христе свою победу над смертью и адом и у дверей гроба, пред вратами вечности, поет в восторге сердца торжественные Пасхальные песни: Христос Воскресе из мертвых! воскресенья день! просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха! О Божественногоо, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! О Пасха велия и священнейшая Христе! подавай нам истье Тебе причащатися в невечернем дни царствуя Твоего4. Соединись, христианин, с церковью Христовою, соединись теснейшим союзом, держись за нее крепко; исполняй все ее учреждения и заповеди, – и ты пробудишься от сна греховного, освободишься от мрака неведения, озаришься светом Солнца духовного – Христа Спасителя, узришь чудные дела благости и любви Божией: свет Христов осветит пред тобой мрачную стезю земной жизни, осветит все пути ее, все твои входы и исходы, все твои мысли и действия, желания и поступки, особенно же осияет тебя при кончине твоей, когда на веки сомкнутся уста твои и свет потухнет в очах твоих, – когда ты пойдешь посреди сени смертней – мрачною юдолью перехода от здешней жизни туда – в горние обители, к Отцу светов.

Так, теперь средина, полдень, полный свет и сияние великого дня воскресения Христова, дня св. Пасхи. Где и когда конец сего нареченного и святого дня? Где запад этого пресветлого Солнца, просветившего и просвещающего своим светом весь мир? Долго ли живоносные лучи Его будут сиять и оживотворять новые создания благодатного царства, – доставлять им пути спасения и жизни? Дивны дела Божии! Сего конца великого дня, сего запада нет!... О трисиятельное Солнце, Христе Спасителю наш! Однажды склонился Ты за нас плотию на запад смерти; однажды нисшел Ты во гроб, сокрыв лучи Божества своего: и потом, преславно восстав из гроба, ктому уже не умираешь, и свет Божества Твоего уже не заходит и для любящих Тебя будет светить непрерывно не только до пределов времени, но во всю вечность!..

Поистине, Воскресший Христос есть незаходимое Солнце для душ верующих: однажды принес Он Себя за грехи мира в жертву Богу отцу и, воскресши из мертвых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает, Он пребывает во веки, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас к Богу. Придет время – настанет предел мира и самого времени: временное и земное прейдет, откроется одно небесное и вечное... Что же тогда? О! тогда настанет один непрерывный, вечный день царствия Христова – день Пасхи Господней, имеющий продолжаться всю вечность!.. И какими светлыми, какими яркими и великолепными чертами изображает нам Откровение сей невечерний день! Рай (Лк.23:43), новое небо, новая земля (Апок. 21:1), храм Святый Божий (Пс.27:2), град, которого строитель и художник Бог (Евр.11:10), дом Отца небесного (Ин.14:2), высоты Божии (Иов.25:2), гора святая, Божия (Пс.14:1) святый город Иерусалим, Иерусалим новый (Апок.21:2); вот какими именами Откровение называет то прекраснейшее место, в котором будут обитать в будущей жизни души, удостоившиеся царства небесного! В этом блаженнейшем жилище нет храма. Господь Бог Вседержитель храм его и Агнец (Апок.21:22); врата небесного жилища никогда не запираются; ночи там нет, и нет нужды ни в солнце, ни в луне – Господь Бог освещает его, Агнец – светильник его (–23:24); там присносущный свет Вседержителя, велелепная слава Триипостасного Божества. Там скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними (Апок.21:3), и во свете Его они будут царствовать вовеки (22:5). И как блаженны будут праведники! Тело их, скинув настоящую грубость и дебелость, будет изъято от всех недостатков, свободно от тяжких трудов и болезней, будет нетленно и бессмертно: и отрет Бог всякую слезу с очей их (Апок.21:4), они не будут ни алкать, ни жаждать (7:16), и смерти, столь страшной для нас, не будет уже (21:4). По душе они достигнут совершенного восстановления в себе образа Божия, будут подобны Богочеловеку (1Ин.3:2). Ум их озарится яснейшим светом Боговедения: они пoзнают Бога столько, сколько возможно для сотворенного существа, познают и все творение Божие, видимое и невидимое. Воля их будет совершенно свободна от грехов: в царстве света и славы нет места греху (1Кор.15:56); в него не войдет никакая скверна (Апок.21:27); там будет одна правда и истина, и праведники будут совершенно непорочны, чисты и святы, – будут облечены в белые ризы (6:11), в белый и чистый виссон (19:8). Они войдут в приятнейшее общение между собою, – и тогда ты, христианин, увидишься с теми, с коими был связан здесь на земле духовными узами любви, родства, дружбы, – увидишь Матерь Божию, честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, увидишь ангелов Божиих, св. праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, святителей. Особенно же праведники будут наслаждаться созерцанием Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а в Нем и чрез Него Бога Отца и Бога Духа святаго. Господь Бог будет для них всем: и светом, просвещающим их, и древом животным и хлебом небесным, питающим их, и источником воды животным, их напаяющим. И вот, среди сего велелепного света и славы Божества, среди славословий светоносныхъ духов, со страхом и трепетом взывающих: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет (Апок.4:8), и спасенные земнородные будут торжествовать спасение рода человеческого, совершенное Сыном Божиим на земле, во днех плоти. Христос Спаситель – на престоле с Богом Отцом и Святым Духом; Агнец Божий, от вечности закланный в совете Триипостасного Божества и во днех плоти принесший Себя в жертву за грехи людей, приял власть и силу, какую всегда имел на небе и на земле; Пасха наша – Христос, пожренная за наше оправдание и спасение, теперь в Божественной славе, в небесном величии: и понесутся к престолу Божию хвалебные гимны и торжественные песни земнородных: спасение Богу нашему, сидящему на престоле и Агнцу (Апок.7:10)! Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение (– 5, 12)! И повторять эти гимны и песни Ангелы, окружающие престол Вседержителя: Достоин, достоин, Аминь! Благословение, и слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь (7:12). И присоединит свой хвалебный голос к этим гимнам и песням и всякое создание, находящееся на небе и на земле и под землей, и все, что в них: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава, во веки веков (5:13). И какая радость, какой восторг, какое веселие будет наполнять души и сердца праведников! Радость неизглаголанная, восторг премирный, веселие непрерывное и неистощимое! И такое велелепное торжество будет продолжаться всю вечность!.. Сей нареченный и святый день! Вот истинная Пасха! Вот настоящий день Пасхи Господней, вечный, невечереющій день царствия Христова!..

По истине, велик и необычаен день св. Пасхи! По истине, это – день, его же сотвори Господь. Господь, Сам Господь сотворил его, исполнив от вечности предопределенную тайну творения и искупления человека и в кончину лета послав на землю Сына своего, Который пострадал на кресте за грехи людей, умер, силою своего Божества воскрес из мертвых и верующим в Него открыл двери рая и вечное блаженство. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас (Петр.1:3.4)! О! какими высокими именами украшают праздник св. Пасхи богомудрые отцы и учители Христовой церкви! Св. Григорий Богослов называет день Пасхи царем дней, праздником праздников, столько же превосходящим все праздники, сколько солнце превосходить звезды (Слово 19 на погреб, отца; Слово 42 на Пасху). По словам св. Иоанна Златоуста, день Пасхи – день вожделенный и спасительный, основание мира, случай нашего примирения, прекращение вражды, разрушение смерти и победа над дьяволом (Бесед. 85 о Пасхе). Св. Иоанн Дамаскин называет его праздников праздником и торжеством всех христианских торжеств, нареченным и святым днем, нарочитым днем воскресения Христова (в Каноне на Пасху).

Торжественна и весела, радостна и блистательна Пасха и в настоящей жизни! Сердце, переполненное благоговейными чувствованиями, проникнутое восторгом, не может изъяснить, не в силах выразить своей радости. Сколь же торжественнее и светлее, сколь радостнее и веселее Пасха в будущей жизни, в невечернем дни царствия Христова!... О! брат мой христианин, сонаследник небесного царства, соучастник будущего блаженства! Торжествуя Пасху Христову здесь на земле, устремляй очи ума и сердца твоего туда – к престолу Триипостного Божества, в горния селения славы Божией, туда, где ангелы и святые поют воскресение Христа Спасителя и хвалят вечную Пасху, всеми чувствами сердца, всеми силами и вожделениями воли порывайся удостоиться торжествовать Пасху в вечности. Со слезами радости и упования взывай к Спасителю: О Пасха велия и священнейшая Христе! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!

Но, слышишь ли, что вещает Спаситель: «у тебе сотворю пасху со ученики моими (Мф.26:18): у тебя, в твоей душе, в твоем сердце совершу пасху мою прежде, нежели удостою тебя приобщаться ея в царстве Отца моего на небе, – совершу пасху с учениками моими – с моими небесными благами и радостями». Так, христианин, в твоей душе должна быть прежде Пасха, в твоем сердце должен воскреснуть Христос Спаситель, чтобы потом ты мог участвовать в торжестве вечной Пасхи в горних селениях. Ветхозаветной пасхи не мог вкушать необрезанный (Исх.12:44): и христианской Пасхи не вкусит истинно, не приобщится ее достойно ни здесь на земле, ни там – на небе тот, кто не обрезан сердцем, кто предан страстям и порокам, у кого душа омрачена грехами. Напрасно такой христианин будет возглашать в день всемирного торжества воскресения Христова: Христос воскресе! «Так, скажет ему Господь: Я воскрес, но не в тебе; в твоем сердце Я мертв и доселе: камень ожесточения твоего подавляет Меня; стражи – злые навыки и страсти окружают и блюдут Меня». Напрасно он будет давать и принимать лобзания мира и любви: воскресший Спаситель и ему скажет: лобзанием ли предаешь Сына человеческого (Лк.22:48)? – О! брат мой христианин! Врата небесного царства навсегда отворены воскресшим Господом, райские двери навсегда отверсты; Спаситель простирает с креста пречистыя свои руки, призывая всех и каждого к Себе, готовый всех принять в свои отеческие объятья; развевается хоругвь Христова – знамя победы над грехом и диаволом. Возревнуй о распятом за тебя и воскресшем Спасителе, отзовись на кроткий и любвеобильный голос Его, устрой в душе твоей горницу велию и постлану – очисти душу свою от грехов покаянием, убери и укрась ее добрыми чувствами и добрыми делами, с верою и упованием припади к воскресшему Господу; со страхом и любовию приступи к Божественной Трапезе, соединись в пречистых, бессмертных и животворящих Тайнах с Господом, – и в тебе воскреснет Христос Спаситель, в тебе устроится вечеря Господня, в тебѣ откроется Пасха – священная, святая, таинственная, ты узришь очищенными и просветленными чувствами блистающаго светом воскресения Христа, еще здесь приобщишься Его царства, Его славы, и там – в блаженной вечности будешь допущен на вечерю Агнца, к торжеству и церкви первородных, и там – в горних селениях присносущного Света и Божественной славы вместе с ангелами и святыми будешь вечно торжествовать воскресение Христа Спасителя, будешь воспевать и хвалить Пасху вечную, будешь истее причащаться Ея во все бесконечное течение невечерняго дня царствия Христова!..

* * *

1

Тертуллиан.

2

По мифологии (учению о языческих богах), Адонис, сын кипрского царя – Канира, имел такую красоту, что привлек на себя внимание богини Венеры. Марс, бог охоты, сам искавший любви Венеры, из ревности, приняв вид дикого вепря, убил Адониса, когда он однажды охотился.

3

Фолькмар.

4

Пасхальные песни пел пред блаженною кончиною своею известный Саровский подвижник, старец Серафим.


Источник: День св. Пасхи / [Соч.] П. Сладкопевцова. - Псков: Тип. Б.М. Неймана, 1882. - 36 с.

Комментарии для сайта Cackle