П.В. Безобразов

Источник

Архимандриту Антонину от 15 сентября 1861 г.254

А пока кровь в вас цела и ала, примите к сведению еще три старинные свидетельства об употреблении счета годов от Рождества Христова с давних пор.

В панфекте монаха Герасима и игумена Новой обители на острове Хиос, писанном на пергамине in 80 в конце XII века и хранящемся в Святогробской библиотеке, помещена отдельная статья о счислении времени. Вот она:

Τὰ ἀπὸ κτίσεως κόσμου μέχρι τῆς δεῦρο.

Ἀπὸ Ἀδὰμ μέχρι τοῦ Νῶε ἔτη ͵βσμβ΄, καὶ ἀπὸ τοῦ Νῶε ἕως τοῦ Ἀβραὰμ ἔτη ͵αρο΄. Καὶ ἀπὸ Ἀβραὰμ ἕως Μωυσέως ἔτη υμδ΄. Καὶ ἀπὸ Μωυσέως ἕως Δαβὶδ ἔτη ͵φϙθ΄. Καὶ ἀπὸ Δαβὶδ ἕως τοῦ Χριστοῦ ἔτη ͵αμε΄. Καὶ ἀπὸ τῆς Χριστοῦ γεννήσεως μέχρι τῆς τῶν μάγων προσκυνήσεως ἐν τῇ Ναζαρὲτ οἰκίᾳ δύο ἔτη, καὶ ἐκ τῆς εἰς Αἴγυπτον ἀναχωρήσεως μέχρι τῆς τελευτῆς Ἡρώδου υἱοῦ Ἀντιπάτρου ἔτη τρία· παρῴκησαν γὰρ ἐν Αἰγύπτῳ ἐν Ἠλιουοπόλει τῇ κατὰ Μεμφὶν ἔτη τρία ὅ τε Ἰωσὴφ καὶ ἡ Μαρία σὺν τῷ Ἰησοῦ. Μετὰ δὲ τὴν ἐπάνοδον αὐτῶν τῆς οἰκήσεως αὐτῶν τῆς Γαλιλαίας μέχρι τῆς τελευτῆς τῆς Ἀρχελάου ἔτη ιθ΄, καὶ απὸ τῆς τελευτῆς Ἀρχελάου μέχρι τοῦ ἐν Ἰορδάνου τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν ὑπὸ Ἰωάννου βαπτίσματος ἔτη τρία· ὁμοῦ ἔτη τριάκοντα. Μετὰ δὲ τὸ βάπτισμα μέχρι τοῦ σωτηρίου πάθους ἔτη τρία. Καὶ απὸ τῆς ἀναλήψεως μέχρι τῆς λιθοβολίας τοῦ ἁγίου Στεφάνου ἔτη ἑπτά. Ἀπὸ δὲ τῆς μαρτυρίας τοῦ ἁγίου Στεφάνου μέχρι τοῦ φανέντος τῷ Παύλῳ φωτὸς μῆνες ἓξ...

Ἀπὸ κτίσεως κόσμου ἕως τῆς ἐνανθρωπήσεως τοῦ Χριστοῦ ἔτη ͵εφ΄, καὶ ἀπὸ τοῦ σωτηρίου πάθους τοῦ σωτῆρος ἡμῶν, ἐνανθρωπήσεώς τε καὶ ἀναλήψεως, ἕως τῆς εὑρέσεως τοῦ τιμίου σταυροῦ ἐπὶ Κωνσταντίνου μεγάλου βασιλέως καὶ Ἑλένης μητρὸς αὐτοῦ καὶ Ἀλεξάνδρου πατριάρχου καὶ Σιλβέστρου πάπα Ῥώμης, ἐν τῇ πρώτῃ συνόδῳ τῇ ἐν Νικαίᾳ, ἔτη τιη΄ καὶ ἐπέκεινα. Καὶ ἀπὸ τῆς α΄ συνόδου ἕως τῆς β΄ ἔτη νβ΄, καὶ ἀπὸ τῆς β΄ ἕως τῆς γ΄ ἔτη μδ΄, καὶ ἀπὸ τῆς γ΄ ἕως τῆς δ΄ ἔτη λ΄, καὶ ἀπὸ τῆς τετάρτης ἕως τῆς ε΄ ἔτη οζ΄, καὶ ἀπὸ τῆς ε΄ ἕως τῆς ς΄ ἔτη ρμβ΄, καὶ ἀπὸ τῆς ς΄ ἕως τῆς ζ΄ ἔτη ρκ΄, καὶ ἀπὸ τῆς ζ΄ ἕως τῆς νῦν ἰνδικτιῶνος ιε΄ ἔτη υζ΄, καὶ ἔτη ἀπὸ κτίσεως ͵ςχϙ΄.

Ἐκτίσθη ἡ μεγάλη πόλις αὕτη παρὰ Κωνσταντίνου τοῦ μεγάλου βασιλέως· ἐγένοντο δὲ τὰ ἐγκαίνια μηνὶ μαΐῳ ια΄, ἡμέρᾳ β΄, ἐν ἔτει ͵εψλθ΄, ἰνδικτιῶνι ιβ΄. Ἐθεματίσθη παρὰ Οὐάλεντος βασιλέως τοῦ ἀστρονόμου, τοῦ κρατήσαντος ἔτη ρϙς΄. Συνίστανται δὲ πάντα αὐτοῦ [τὰ] ἔτη ἕως Μιχαὴλ τοῦ Παφλαγόνος ͵ψπβ΄.

Ἐγεννήθη ὁ Κύριος ἡμῶν ἔτους κατὰ Ἀντιοχεῖς ἀπὸ κτίσεως κόσμου ͵ς΄· συνάγεται γὰρ ἀπὸ Ἀδὰμ ἕως Φαλὲκ ἔτη ͵γ΄, καὶ ἀπὸ Φαλὲκ ἕως μβ΄ ἔτους τῆς βασιλείας Αὐγούστου ἔτη ͵βϡξζ΄. Καὶ λοιπὸν συνεστράφη τοῖς ἀνθρώποις ἔτη λγ΄, ὡς γίνεσθαι ἀπὸ Ἀδὰμ ἕως τῆς Χριστοῦ γεννήσεως καὶ σταυρόσεως ἔτη ͵ς πλήρη. Ὁ γὰρ Φαλέκ, κατὰ τὴν προφητείαν Μωσέως, τὸ ἥμισυ λέγεται τοῦ χρόνου τῆς Χριστοῦ ἐπιφανείας· ὥσπερ γὰρ ἄνθρωπος τῇ ἕκτῃ ἡμέρᾳ πλασθεὶς παρὰ τοῦ Θεοῦ ὑπέπεσε τῇ ἁμαρτίᾳ, οὕτως καὶ τῇ ἕκτῃ ἡμέρᾳ τῇς ἕκτης χιλιάδος ἐπὶ τῆς γῆς ἦλθε καὶ ἔσωσεν αὐτόν· τοῦτο γὰρ δηλοῖ καὶ ἡ Θεία Γραφὴ λέγουσα· “ἡμέρα Κυρίου ὡς χίλια ἔτη”. ἅτινα καὶ Κλήμης καὶ Θεόφιλος καὶ Τιμόθεος οἱ θεοφιλέστατοι χρονογράφοι ἐξέθεντο ὁμοφωνήσαντες, ὅτι τῇ ͵ς χιλιάδι τῶν ἐνιαυτῶν ἐφάνη ὁ Κύριος, κατὰ τὸν ἀριθμὸν τῶν ς΄ ἡμερῶν τῆς πλάσεως τοῦ Ἀδάμ, ῥυσάμενος τὸ γένος τῶν ἀνθρώπων. Ἕτεροι δὲ φασίν, ὅτι τῷ ͵εφ΄ ἔτει ἦλθεν ὁ Κύριος, ἀλλ’ οὐ πολλοὶ συμφωνοῦσιν εἰς τοῦτο. Εἰς τὰ ͵ς΄ ἔτη πάντες οἱ ἀκριβεῖς συγγραφεῖς συμφωνοῦσι φανῆναι τὸν Κύριον· εἰ γὰρ διαφωνοῦσι περὶ τούτου τινές, ἀλλ’ ἡ προφητικὴ φωνὴ ἀληθεύει μᾶλλον, διδάσκουσα εἰς τὸ ͵ς ἔτος φανῆναι τὸν Κύριον. Ἀπὸ δὲ τῆς Χριστοῦ γεννήσεως ἕως τοῦ μεγάλου Κωνσταντίνου βασιλέως ἔτη σνθ΄. Γεννᾶται οὖν ὁ Ἀντίχριστος, κατὰ τὴν Ἀποκάλυψιν τοῦ θεολόγου Ἰωάννου, τῷ ͵ςφ΄ ἔτει, μετὰ ͵α ἔτη δηλονότι τῆς Χριστοῦ γεννήσεως, καὶ ἐν ἐσχάτοις καιροῖς ἀναδείκνυται καὶ λυμανεῖται τὸν κόσμον ἔτη τρία.

Замечательная статья по подробности и отличительной особенности счисления времени! Счет годов тут двойной, от Адама и от Христа, как в метеорском Апостоле Иоанна Кулика. Составитель его имел под руками: а) вернейшее летосчисление антиохийское (6000 лет до Рождества Христова), которого я держусь, b) счет хилиастов и с) счет 5000 лет до Рождества Христова. Второй счет вам приятен, как малина! А что вы скажете о 196 годах императора и астронома Валента, которыми попрекает нас иудейская синагога, говоря, что нововведение сего царя не ладит с седьминами Даниила? Подходили вы к этому камню претыкания? Если подходили, то помогите мне совладеть с ним.

А я ту калитку, через которую вы смотрите на метеорский Апостол, подрубаю с одного размаха вот этим силлогизмом.

«От Рождества Христова до кончины Павла по счету каллиграфа Кулика прошло 69 лет. А от кончины Павла до этого каллиграфа 1049 лет или 6609 от Адама. Следовательно, Кулик вел счет годов и от Рождества Христова и от Адама». Что касается до слов его μετὰ τὴν τοῦ ἁγίου εὐαγγελίου κτλ., то они дают знать, что Кулик кончил Апостол в ту минуту, когда диакон или иерей прочел Евангелие того дня во время обедни. Видно Кулик работал где-то очень близко к церкви. Приписок, подобных такой заметке его, я видал в рукописях не мало.

В конце Ватопедской рукописи на пергамине in 40 VIII века, содержащей Ἱστορίαν τῶν τριῶν παίδων, τοῦ προφήτου Δανιήλ, καὶ ὁράματα αὐτοῦ, καὶ Μακκαβαίων α΄, приписано рукой, вероятно, владельца ее: Μηνὶ Ἰουνίῳ α΄ ἰνδ. θ΄ ἡμέρᾳ ς΄ πρὶν ἀλεκτρυώνων ᾠδῶν ἐγένετο σισμὸς (sic) μέγας, καὶ τείχη πολλὰ τῆς πόλεως κατέπεσαν, καὶ ναοὶ διερράγησαν· ἐπεκράτησε δὲ ἡμέρας ὀκτώ, ἔτους δὲ τοῦ ͵ψοδ΄ (7074).

Угадайте, кто сделал эту приписку? Хилиаст, или ученый муж, которому известно было летосчисление Дионисия младшего, или Фетталийского епископа Августина?

N. B. У меня есть точный снимок с этой древнейшей рукописи, в которой ω писано так: ш.

В Метеоро-Стефановском монастыре хранятся три литургии: Василия, Златоустого и Преждеосвященных Даров, писанные строителем сего монастыря монахом Иоасафом Кантакузиным. В конце их поставлен им год ʹαυδʹ (1404).

Вы по какому-то чутью не доверяете хронологии так названного вами Газского Порфира. Это недоверие ваше напрягло мою память. Я припомнил, что в житии св. Порфирия, о котором я писал вам, счет годов веден не от Адама, но припомнил и то, что он не столько удивил меня, сколько затруднил мои хронологические соображения. Означенные тут годы как-то далеко, несколькими десятками, расходились с теми годами, в кои жили современники Порфирия, Златоуст и супруга царя Аркадия. Такое затруднение теперь заставляет и меня самого усомниться не в подлинности и не в стоимости Газского Порфира, а в моем понимании исходной точки его летосчисления. Может статься, оно ведено и не от Рождества Христова, а от какой-нибудь другой эпохи, но ближайшей к появлению Богочеловека на земле. Вот что значит писать по памяти о цифрах, числах, годах давно минувших! Беру назад свое поспешное уверение вас в том, в чем сам я не уверился бы, если бы получше и побольше подумал о том, что писал к вам. Извините торопливость мою. Со временем же я наведу справку о газском Порфире и либо разобью его вдребезги своим же молотом, либо сокрушу вашу ученую мечту о том, что апокалипсическая тысяча лет обратила внимание христианского человечества в XI веке на летосчисление от Рождества Христова. Сокрушить ее поможет мне и Дионисий младший.

Я сковал и сплел три колечка нескончаемой кольчуги. А вас прошу приплесть к ним другие три колечка. Пожалуйста, выпишете для меня из халкинских панегириков летосчисление селевкийской эры в житиях св. Спиридона и св. мучеников Гурия и Авива и в сказании о двукратном обретении главы Предтечи. А в обмен для соображений я посылаю вам образчик летосчисления от Александра Македонского.

В библиотеке Афонской Лавры находится замечательный Πηδάλιον in folio, писанный на пергамине в Х веке, если не ранее. Эта рукопись после оглавления начинается так:

† Κανόνες τῶν ἁγίων πατέρων τῶν ἐν Νικαίᾳ συνελθόντων ἔτους χλς΄ ἀπὸ Ἀλεξάνδρου, μηνὶ Δεσίῳ ἐννέα καὶ δεκάτῃ, πρὸ ιγ΄ καλανδίων Ἰουλίων.

Будьте добры, упомяните, при выписывании селевкийского счета, о величине панегириков и о том, на чем они писаны и когда.

Это письмо не кончено. Ожидайте продолжения его. А если будете отвечать мне, то надпишите на своем послании «В архиерейский дом в Одессе». Быть может, я скоро уеду в Петербург. Меня со всем моим грузом давно ждут там мои контр-адмиралы (а сами до сих пор не высылают мне денег на путевые издержки).

Пока простите и любите преданного вам старца.

* * *

254

Опускаем первую часть письма, напечатанную в Труд. Киевск. дух. акад. 1867 г., ч. IV, стр. 123–126. Прим. ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle