П.В. Безобразов

Источник

Гр. А. П. Толстому от 21 августа 1860 г.

Во время многолетнего пребывания на Востоке по делам службы я собрал очень много хрисовулов царей греческих, сербских, болгарских и молдаво-влахийских, много патриарших и митрополичьих грамот и разных актов, судебных, межевых и других, на языках греческом, латинском и славянском; кроме сего приобрел несколько древних греческих, славянских и армянских рукописей (некоторые из них никогда не были напечатаны), составил ученое описание синайских, сионских, афонских, метеорских и каирских рукописей и сделал многочисленные извлечения из деловых кодексов патриархов иерусалимских и александрийских и митрополитов ларисских в Фессалии. Почти все эти стяжания мои суть новые открытия в области человеческого ведения. Важность их для науки и церкви неоценима. Надобно напечатать их. Но один я не могу исполнить этого многотрудного дела, несмотря на то, что значительное число рукописных сборников моих уже приготовлено к печати. Мне нужны помощники, особенно греки, которые могли бы проворно и правильно перебелить некоторые рукописания мои и служить справщиками при печатании их. Для такой работы я избрал и подговорил двух греков, именно Амфилохия, иеродиакона Пантелеймоновского монастыря на Афоне, и Георгия Комиса, письмоводителя святогробского монастыря в Иерусалиме. Оба они весьма благонадежны и способны. Г. Комис даже замечателен по природному красноречию и отличному знанию эллинского языка, которое необходимо при ученой разработке рукописей и при восстановлении некоторых искаженных текстов. Итак, если высшему духовному начальству благоугодно оказать мне содействие при печатании всех вышеупомянутых сборников, то необходимо вызвать в Россию обоих этих греков и успособить как приезд, содержание и помещение их при мне, так и обратный отъезд их на Афон и в Иерусалим. А такая необходимость заставляет сделать предварительные постановления о них.

По моим соображениям, вследствие переговоров моих с ними, надлежит:

1) Назначить им деньги на проезд в Россию, иеродиакону Амфилохию 500 рублей, а Георгию Комису 700 рублей, и выслать эти суммы звонкой монетой в наше генеральное консульство в Константинополе для вручения им вместе с паспортами.

2) Определить им жалованье, как награду за труды и как средство к пристойному содержанию в России, первому 700 рублей, а второму 1000 рублей ежегодно с тем, чтобы они получали оное в начале каждой трети года через мое посредство (предполагается, что они будут трудиться под моим надзором не более двух лет).

3) По окончании занятий выдать им на обратный путь то же количество денег, какое назначено на проезд в Россию.

4) Дозволить Георгию Комису привезти с собой малолетнего брата, или родственника его, для обучения русскому языку с тем, чтобы он содержал его уже на свой счет.

5) Известить меня о состоявшихся постановлениях касательно вызова их в Россию и содержания, дабы я мог списаться с ними и предуведомить наше начальство об их готовности ехать в Россию; после чего останется только снабдить их паспортами и путевыми деньгами.

6) Дать им не наемное помещение при мне (а установление моего собственного местопребывания по определении нового круга моей деятельности, более обширного и потому более соответственного Божиим силам во мне, само собою предполагается).

Представив эти соображения и все это дело на благоусмотрение вашего сиятельства, питаю в себе надежду, что ученые приобретения мои на Востоке не будут обречены ни забвению, ни тлению, и призываю на вас Божие благословение.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle