П.В. Безобразов

Источник

Графу А. П. Толстому от 1 января 1859 г.

В первый день нового года, пожелав вам доброго здоровья и успеха в общеполезных делах ваших, извещаю вас, что в библиотеке афонского Иверского монастыря найдены мною (28 прошлого декабря) две беседы святейшего патриарха Фотия, говоренные им по случаю осады Константинополя россами, и усердно прошу вас передать это известие нашей академии наук, которая искала этих бесед даже в мадридской библиотеке и не нашла.

Они вместе с другими поучениями Фотия помещены в рукописи, содержащей многие творения сего знаменитого иерарха. Эта рукопись в лист стенографически писана на бумаге в 1628 году и принадлежала константинопольскому патриарху Дионисию, известному благодетелю афонских обителей. Мелкий почерк ее по виду походит на письмо персидское, но разборчив.

Я переписываю обе эти беседы и по возвращении в отечество напечатаю их вместе с русским переводом. А пока сообщаю вам два отрывка из них, дабы по ним вы могли судить о важности для нас этих рукописей во всей целости их и о силе красноречия святейшего патриарха, который видел наших предков, как грозную тучу.

Начало первой беседы.

Что сие? Что за язва столь ужасная? Что за гнев столь тяжкий? Откуда упал на нас этот северный и страшный перун? Как воспламенили мы эту зияющую молнию? Откуда хлынуло это варварское взволнованное грозное море, не колосья пшеницы исторгающее, не лозы виноградные искореняющее, а весь род наш губящее безжалостно? За что излито на нас столько зол? Ужели за грехи наши ниспосланы нам все эти бедствия? Увы! За грехи поражает нас меч обоюдуострый! Мы многократно были избавляемы от бед, но не благодарили, были спасаемы, но паки не радели, были хранимы, но не любили Хранившего, были утешаемы, но не утешали скорбящих; были в славе и не почитали других; были могущественны и многих обижали, презирали, а сами упитались, утолстели, расширились, и ежели, подобно древнему Иакову, не отпустили от себя Бога219, то подобно возлюбленному (народу израильскому) преступили заповеди Его. За это глас брани и сокрушение брани в земле нашей! За это Господь отверз тайник Свой и вынес сосуды гнева Своего. За это с севера устремился народ сей с тем, чтобы дойти до второго Иерусалима (Цареграда); за это он подвигнут с конца земли и несет с собой стрелы и копья. Он грозен и не милует. Глас его, как шум кипящего моря. Мы услышали крик его, увидели грозный лик его, и расслабели руки наши! Скорбь и болезни объяли нас, как родильницу. Не выходите за город и не отправляйтесь в путь. Там везде мечи!» и пр. и пр.

Во второй беседе вития описывает россов: «Таким образом мы сделались игралищем варварского племени. Ибо где Божий гнев, там и пожива; и кого кому он предает, от того тому и добыча в руки!.. Аще не Господь сохранит град, всуе труждаются стерегущии. Народ неславный, народ бесчисленный, народ состоящий из рабов, неизвестный и принявший название от нашей военной дружины, не имевший веса и ставший полновесным, некогда уничиженный и беднейший, а теперь превознесенный и богатый; народ, где-то вдали от нас живущий, варварский, переходящий с места на место, гордый оружием, никем не защищаемый, никому не подсудимый, без военной тактики, грозно, быстро, в мгновение ока, словно морская волна, нахлынул на пределы наши, и о горе! нет от него пощады ни человеку, ни скоту, ни старцам, ни младенцам» и пр. и пр.

Ежели нам приятны эти отрывки, то какое впечатление произведут в нас целые беседы такого витии, каков был Фотий?

Брань первобытных эллинов с троянами воспета была дивным певцом Омиром. Бранное движение первобытных россов к Цареграду извитийствовано было просвещенным проповедником Фотием. Правду поведал древний летописец наш, когда устами Гостомысла сказал, что земля наша обильна и богата, но порядка в ней нет. То же сказал и Фотий. Правда и то, что Олег (Аскольд) был у ворот Константинополя, ибо дружины его видел Фотий и говорил своим: «Не выходите за город, там везде мечи; там стоят россы и они грозны, не милуют!». В Цареграде первобытные предки наши получили народное название свое от телохранительной дружины греческих царей, прозываемой Βαράγγοι-Ρῶς = Варяги-Россы. Там крестилась их великая княгиня, мудрая Ольга. Оттуда они получили веру и ведение. Там начало их славы, не там ли и верх могущества их потомков и исходная точка наших будущих деяний всемирных?

Кстати сообщаю вашему сиятельству найденную мною в одной иверской рукописи заметку монаха Иеремии о нашествии казаков в предместия Константинополя. Этот монах был очевидным свидетелем их отваги.

«В 9-й день июля месяца 1623 года прибыли люди русского племени, называемые казаки, в ста моноксилах (лодках), числом 6.000, все руссы и, разъезжая по Босфору от устья его до Неохори и Иссосеени, грабили все окрестности с рассвета до полудня и зажгли домы в двух улицах. Посему-то турки в тот же год построили укрепления на восточной и западной стороне Босфора, близ устья его. Тогда святительствовал патриарх Кирилл (Лукарис), а царствовал султан Мурат, сын султана Ахмета. Тогда же янычары умертвили не только этого султана, но и визиря и янычар-агу и всех пашей и вельможей, а на престол возвели султана Мустафу безумного».

Это происшествие упомянуто в истории Оттоманского царства, написанной Гаммером, но без подробностей.

Все важные и маловажные события в человеческом роде совершаются по воле Вседержителя и попущением Его; и каждое из них заменяется новым событием, как каждая волна в океане сменяется новой волной. Образ мира сего проходит. Вечен один Бог, подающий бессмертие душам! Его благословение да почиет на вас!

* * *

219

Иаков после таинственной борьбы с Богом говорил Ему: не отпущу Тебе, доколе не благословиши мене. Прим. арх. Порф.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle