П.В. Безобразов

Источник

К. М. Базили от 28 марта 1853 г.

Спешу известить вас об окончании двух дел, о которых я писал к вам в 14-й день истекшего месяца.

Священник нуссежбинский, вразумленный арабами, принявшими по нечистым побуждениям английское вероисповедание и раскаивающимися в этом грехе своем, покинул своего покровителя епископа Гобу около 18-го дня сего месяца и обратился к древней доброте православия. Наши приняли его с любовью, и он теперь находится в своем селе. Этим поступком его здешние англичане огорчены и раздражены в высшей степени. Кто же виноват? Сами на себя накликали измену и бесчестие. Говорят, что они требуют с греческого монастыря по пяти пиастров за ежедневное содержание помянутого священника. Требование, свойственное торговцам верой и портером!

Спор сириан с армянами за комнату в ротонде Гроба Господня при моем христианском и дружеском посредстве между ними кончился миром. Армяне по-прежнему пустят сириан-поклонников в спорную комнату на всю Страстную неделю. А сирианского митрополита Абденура я уговорил непременно взять этот уголок на сказанное время и помириться с гайканским владыкой, что он и сделал, но, кажется, лицемерно.

Сущность сего дела состоит вот в чем.

После объяснения армян и сириан оказалось, что:

1) Спорная комната находится во втором ярусе ротонды Гроба Господня над сирианским приделом, в котором показывают гробы Иосифа и Никодима, прямо против алтаря коптов, пристроенного к западной стороне часовни Гроба Господня.

2) Вскоре после пожара и обновления храма иерусалимского, тогдашний митрополит сирианский уступил эту комнату армянам с тем условием, чтобы они пускали в нее поклонников сириан на Страстную неделю и Пасху; каковое условие доныне и было исполняемо свято.

3) Эта уступка сделана была потому, что помянутая комната по малочисленности сирианского клира, пребывающего в Иерусалиме, во весь круглый год, начиная с Пасхи, оставалась пустой, а армянским монахам, живущим в храме, она была пригодна.

4) Нынешнему митрополиту сирианскому вздумалось против прежнего обычая и уговора брать эту комнату у армян на весь великий пост и отдавать ее им после Пасхи до следующей четыредесятницы. Армяне же воспротивились этому.

5) Митрополит сирианский Абденур начал требовать комнаты на весь великий пост, потому что поклонникам его вероисповедания негде ночевать в храме, когда они того пожелают, и потому что армяне каким-то фирманом султанским обязаны защищать и покровительствовать сириан всевозможным образом.

Итак, очевидно, что митрополит Абденур не прав и прав; не прав, как нарушитель старого взаимного уговора; прав, как единоверец с армянами, которому эти обязаны оказывать всякое вспомоществование.

Очевидно и то, что здешние армяне пользуются правом сильного и хитрого. Поскольку же это право предосудительно, то всего бы лучше им поступать дружески с единоверцами сирианами и пускать их на весь великий пост в комнату, которая искони принадлежала сирианскому клиру и которая получена от него дружески. Видно армяне не охотники платить добром за добро. Сириане судебным образом не могут оттягать у армян своей комнаты, потому что эти имеют в руках своих какой-то судебный акт дружеской уступки оной.

Если бы я был посланником в Константинополе, то вступился бы за сириан в видах привлечения их на сторону России, но вступился бы не дипломатически, а христиански, советуя армянскому патриарху, пребывающему в Цареграде, ласкать сириан, как единоверцев, и напомнил бы ему притчу пророка Нафана, сказанную царю Давиду, похитившему у Урия жену его.

Два мужа беша во едином граде: един богат, а другой убог. И у богатаго стада бяху и буйволи мнози зело. У убогаго же ничтоже бе, но токмо агница едина мала. И прииде некто с пути к мужу богатому, и не восхоте взяти от стад своих на сотворение обеда путнику, пришедшему к нему, но взя агницу убогаго и уготова ее на обед. И разгневася Давид на мужа того и рече: жив Господь, яко повинен есть смерти муж сотворивый сие, и агницу возвратит седмерицею. И рече Нафан к Давиду: ты еси муж сотворивый сие.

Прошу вас исключить из долга, записываемого на мое имя, 1780 пиастров, кои я, по давнему письму вашему, на днях внес наместнику патриаршему. Итак, долг за вино очищен. Ибо вы получили за него 920 пиастров полуимпериалами о. Феофана, кои я возвратил ему, да я внес 1720 пр. Мелетию. Обе эти суммы составляют 2640 пиастров, ценность вина. Остальные же 60 п., внесенные мною сему же владыке вместе с 1720 п., причитаются в уплату долга за почтовые расходы, сделанные вами по надобностям вверенной мне миссии. Итак, кажется, все долги мои уплачены вам. Ибо в настоящем году вся переписка моя с вами отправляема была с австрийским пароходом и оплачена здесь на месте.

На днях я получил от пр. Мелетия 167 пиастров вследствие какого-то распоряжения вашего и берегу их в сундуке моем для обратной выдачи их вам.

Постройка нашего дома подвигается вперед. Последнее письмо ваше от 17 марта получено мною.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle