П.В. Безобразов

Источник

К. М. Базили от 14 марта 1853 г.

Друже! поскольку в Палестине люди и их понятия, обычаи, страсти, управление гражданское и церковное те же, что были и прежде, посему внешние происшествия, как естественные проявления внутренних начал жизни, здесь бывают одни и те же. Арабы, кочующие в околотке между Хевроном, Петрой, Акабой и Газой, давно воюют между собой и истребляют друг друга. Близ стен Иерусалима жители деревни Силоамской поныне дерутся на смерть с соседями и гибнут пятками. У этих вечно своевольных полудикарей вековечная брань из мести за пустяки. И вразумляющего и спасающего их нет! Турецкое правительство, как вы знаете, само бессильно и готовится к смерти.

В прошлом феврале православный священник из деревни Нуссежбина, что близ Набулуса, принял протестантство и укрывается от мести родственников своих и паствы своей у английского епископа Гобы, который между тем приготовляет его к священнослужению по чину английской церкви в Набулус для тамошних протестантских семейств из арабов. Говорят, что сей отступник поведения неодобрительного. Он озлобился на нашего патриарха за то, что этот не выслушал какого-то челобитья его. Греческий монастырь через посредство здешнего начальства требует у консула Финна помянутого священника для сдачи церковного имущества. Но Гоба не иначе решается представить его, как за поручительством паши в его неприкосновенности и свободе. Какое низвращение понятий и правил веровых и нравственных! Будь подлецом, мошенником, вором, убийцей, но объяви себя протестантом из-под подола черной рясы английского епископа; и тебя признают святым те, которые не веруют в святых, защитят мечом паши, несмотря на то, что тобою причинен соблазн и ущерб многим ближним, и даже поставят на степень проповедника слова Божия, которое, впрочем, заповедует: не убий, не прелюбы сотвори, не укради, не пожелай достояния ближнего твоего. А наши иерархи по великой лености своей, по глупой гордости своей и по жалкому ослеплению духовному, всегда, ныне и присно на привет православных арабов: δι’εὐχῶν, отвечают: Рух мингон132, распускают овец своих по захолустьям и дебрям и, когда волки похищают их, тогда требуют от слона на воеводстве своей овчарни и помета. До сих пор они не учредили училища в Лидде, до сих пор не назначили священника в деревню Олму, что у Фавора. Разумеется, что там и там появится протестантство. Что же? Не сражаясь будем считать, сколько нашего полку убыло, и будем доносить о том начальству, которое поставило нас, по-видимому, на страже православия, а само поныне не дает нам даже хлеба насущного.

В прошлую неделю православия (8 марта) в здешнем храме происходила, право, славная битва, сперва между сирианами и армянами, а потом между этими и единоверцами нашими. Поводом к ней послужило раздражение армян на сириан за то, что эти у тех по-прежнему потребовали одной комнаты своей в ротонде Гроба Господня, как своей давней собственности, которую они ежегодно уступали им по единоверию и дружбе на время, когда не бывает поклонников сириано-иаковитов, и обратно получали от них в дни прилива богомольцев до нынешнего года; армянам же ныне как-то не заблагорассудилось исполнить десятую заповедь, гласящую: не пожелай дома ближнего твоего. Когда началась драка между сими единоестественниками (монофизитами), православные оградили собой жен своих, стоявших подле Гроба Господня, и зевали на побоище. Но армяне, не разобрав, кто чей, ударили двух-трех из наших, оттого драка сделалась общей. Убитых не было, но прибитых много. Армянские монахи принимали кулачное участие в общей свалке. Один из них сверху сбросил скамью и стул на православных. Но, к счастью, они заметили это и расступились. Однако сброшенные вещи в одно мгновение были изломаны в куски, и этими обломками наши пошли колотить гайкан. Изуверство воспламенило даже монахинь греческих. Одна из них, с острова Тиноса, прекроткая и добрая, сняла с себя башмаки и ими щедро раздавала пощечины по армянским лицам. Наместник нашего патриарха ринулся в общую свалку, разнимал дерущихся и получил несколько толчков. Наконец, пришли турецкие солдаты с штыками и восстановили порядок. Грустно!

На другой день был у меня сирианский митрополит Абденур и рассказал, что он ежегодно после Пасхи отдавал армянам свою комнату в храме с ключами, дабы в ней спали их монахи (почивавшие прежде в приделе Обретения Креста), когда же приходили в Иерусалим сириане, брал ее назад, и что ныне армяне не захотели возвратить ее по-прежнему и подучили своих бойцов пощипать сириан, просил моего заступления перед патриархом армянским. Я во имя правды обещался ему сходить к гайканскому владыке и искусным образом поговорить с ним о выгодах единения племен, исповедующих монофизитство.

Из Константинополя турки пишут сюда, что наш патриарх прибудет в св. Град с чиновником Порты и нашим для исполнения последнего фирмана о св. местах.

Новый дом для нас строится понемножку. Он будет очень хорош внутри и снаружи, потому что сам я управляю работами по своим чертежам. Жалованье мое поныне удерживается синодом, неизвестно почему. Я не знаю, что делать, будучи стеснен в первых потребностях жизни. Наше министерство, по-видимому, приносит в жертву меня и всю миссию, вверенную моему управлению. Это изумляет меня, огорчает и раздражает. Подожду еще немного и потом… Бог покажет мне знамение будущей судьбы моей.

P. S. Сейчас получено известие, что саввинские монахи сегодня отправляются на Иордан крестить одного не ученого армянина133.

* * *

132

Т. е. пошел вон! Прим. арх. Порф. Араб. (сирийский диалект) روح من هون (букв. «иди отсюда»). Здесь определенная игра слов – греческое приветствие («Молитвами…») и ответное арабское грубое выражение рифмуются. В печатном издании ошибочно: «мингоп». – Примечание электронной редакции.

133

Он отправлен в Константинополь к патриарху иерусалимскому. Это замечено мною 3 августа сего же года. Прим. арх. Порф.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle