П.В. Безобразов

Источник

Игумену Хиландарского монастыря на Афоне от 8 апреля 1848 г.

Честнейшие настоятели священного ставропигиального и царского монастыря Хиландарского и все возлюбленные о Господе братие, боголюбезно обитающие в сем монастыре! С св. Сиона приветствую вас: здравствуйте, мир вам и спасение от Господа. Я получил честное писание ваше, отправленное ко мне в Иерусалим в 28-й день января настоящего года. На это писание ответствую вам, что в общей описи афонских монастырей я упомянул кратко и о вашей св. обители; но особенной и подробной записки о нуждах ее и о пособии ей не представлял начальству. Почему же? Потому что по причине болезни, постигшей меня в вашей обители, я не успел собрать точных и полных сведений о ней. Если вы желаете, чтобы я ходатайствовал в С.-Петербурге о богоспасаемом Хиландаре, то благоволите сообщить мне следующие сведения:

1. Уведомьте, сколько находится параклисов в самом монастыре, и как они называются? Когда и кем они устроены или обновлены?

2. Спишите точно все надписи, какие находятся в соборной церкви, в параклисах, в трапезе, на стенах, башнях и воротах монастырских.

3. Известите о числе келий, кои находятся на Карее и на всей земле вашего монастыря, и какой храм во имя какого святого устроен в каждой келье.

4. Присовокупите название церкви кладбищной. Нет ли в ней какой надписи?

5. Сообщите число метохов ваших в Румелии и Болгарии, помня слова Спасителя: имущему дано будет и преизбудет.

6. Известите, давно ли и почему оставили Хиландар сербы, и когда начали жить в нем болгары? Не бойтесь сообщить мне это известие. Ибо во имя Бога говорю вам, что в России вовсе не думают отнять у вас монастырь и передать его сербам.

7. Равным образом напишите, когда и кем сделаны новые пристройки в самом монастыре.

8. Присовокупите все, что вы знаете о развалинах монастыря св. Василия, находящихся на берегу моря.

9. Посмотрите, нет ли у вас грамоты вселенского патриарха, которою ваш монастырь наименован ставропигиальным, и сообщите ее мне в копии.

10. Перепишите всю грамоту русского царя Бориса Годунова, всю грамоту царицы Марфы об Архангельском монастыре и малый типик св. Саввы, хранящийся в Постнице на Карее, и выпишите из помянника имена царей сербских и русских и других князей, патриархов и архиеерев, которые благотворили Хиландару.

11. Уведомьте, не принадлежал ли вашему монастырю какой-либо скит на Афоне? Когда он был устроен и когда уничтожен?

12. Напишите, не было ли каких пожертвований от императриц Елисаветы Петровны и Екатерины Великой?

13. Известите, какого сербского царя знамя хранится в вашей обители?

14. Сообщите, есть ли у вас какое предание, письменное или устное, об иконе Богоматери Троеручицы. Откуда она появилась в вашем монастыре? Нет ли какой надписи на ней?

15. Наименуйте замечательные св. мощи, хранящиеся в вашей обители.

В Петербурге желают знать историю Хиландарского монастыря, и я должен написать ее, как написал в прошлом году историю Русской обители на Афоне. Для истории вашего монастыря собраны мною следующие рукописи:

1. Житие св. Саввы Сербского.

2. Исписание и указание жития, преданное св. Саввою.

3. Хрисовулы царей сербских:

а) Стефана Уроша: «В пространстве божественныя силы небеснаго разума» и пр. и пр.

б) Стефана краля, сына Уроша III.

в) Стефана царя 6893 год. июня инд. 8.

г) Стефана Уроша III (начала нет, пропало).

д) Ι̿ω Винтива, воеводы угровлахийского, 7042 года апреля 27 дня.

е) Ι̿ω Михны, воеводы угровлах., 7097.

ж) Копия с хрисовула царя Андроника 6800 года, мес. января.

з) Болгарского царя Константина Асеня.

и) Волка, сына севастократора Бранка, 6901 г., ноября 21 дня.

і) Иоанна Деспота Драгаша 6885 г.

к) Стефана Неманя (в монасех Симеона).

л) Стефана Уроша 6869 г.

м) Смиренного черноризца игумена Гервасия 6840 г.

н) Стефана Сильного 6853 г.

о) Его же 6857 г.

п) Практикон Текемины.

р) Письмо хиландарских монахов к русскому царю Иоанну Васильевичу Грозному.

с) Хрисовул царя Иоанна Грозного и выметки из других хрисовулов царей русских.

Кроме этих вышепоименованных дел у меня нет никаких других, а у вас, преподобнейшие отцы и братие мои, должно быть обретаются многие другие хрисовулы царей, князей, деспотов и деспотиц сербских и князей молдавских и валахских, и грамоты патриархов сербских и цареградских, и вакуфнаме султанов турецких, и практиконы, подобные практикону Текемины. Итак, благоволите переписать для меня все те дела, каких у меня нет, обозначив год, месяц и подпись царя или князя, или патриарха, или архиерея и пр. Переписку же поручите достопочтеннейшему и мудрословеснейшему о. Илариону, если он здравствует о Господе. (Желаю ему всякого благополучия и душевного спасения).

Отцы и братие! Не откажите в просьбе русскому архимандриту, который первый начал принимать болгар в Одесскую семинарию, и по ходатайству которого в прошлом году принято более 6 болгар в Киевскую семинарию. Пусть о. Иларион перепишет все, о чем прошу я вас в сем дружелюбном послании моем к вам. А вы доставьте тетрадь, составленную им или кем другим, в Константинополь в русскую почтовую контору, а оттуда мне перешлют ее в Иерусалим. За это я обещаю вам в монастырь 500 пиастров и столько же о. Илариону или кому другому за труды. Написав же историю Хиландарского монастыря, я пошлю ее в Петербург и буду ходатайствовать перед г. посланником нашим и перед св. синодом о том, чтобы вам позволено было ездить в Москву за сбором милостыни на основании хрисовулов царей российских и устроить там часовню для постоянного пребывания двух или трех монахов вашего монастыря. Будьте уверены, что я сдержу свое слово. Ежели по моему ходатайству другим оказываемы были милости, то окажут их и вам. Впрочем, все доброе зависит от воли Божией и от благонамеренного произвола человеческого.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle