П.В. Безобразов

Источник

А. С. Стурдзе от 22 июня 1847 г.

При чтении вашего письма от 12 июня радовалась душа моя, и радость ее увеличивалась по мере прилива приятных известий от вас. Вы починили свое здоровье: радуюсь. Вы молите Солнце правды, да рассеет оно мраки мои: радуюсь. Вы желаете, чтобы меня послали туда, где св. апостол Павел возвестил живого Бога ареопагу: радуюсь. Но этому не бывать, ибо уже явственно Дух глаголет о шествии моем на Сион. А известия о распространении вашего перевода на Востоке, о славянском лепетании на острове Халки и о начале вспомоществования Сайданайской обители привели меня в восторг. Господи! сколько добра сеется там, где прежде росли терния и волчцы! Да будет благословенно имя Твое отныне и до века! Люблю я общеполезную деятельность и понимаю веру так, как некто определил ее: Religion est la force et l’action aussi61. Прилагаю при сем краткую записку о Сайданае. На этот напев мой напишите свой подобен с добавкою высоких тонов. От о. Михаила я получил покаянное вельми дружеское письмо. Господь переплавляет его душу в горниле страданий и уготовляет – гадаю – для обширнейшего служения в церкви во время еще не близкое. Наставник мой и благовестник Евангелия, о. архимандрит Макарий внезапно преставился в небесный Сион! Молюсь Обладающему живыми и мертвыми, да упокоит его душу в селениях праведных. Но что реку вам о нем? Моей душе он всегда присущ, как наставник, из уст которого лились сладчайшие речи и в семинарии и в келье, куда он, бывало, призывал меня, юного богослова, для научения, обличения, утверждения в благонравии и для принятия повеления произносить его собственные проповеди в церквах вместо его самого по причине крайней слабости его голоса. Но вечное место в душе моей он имеет наипаче потому, что духовная жизнь его при поучениях удерживала меня еще 19-летнего на путях Господних. Правду говорю, исполненный благодарения Богу, даровавшему мне такого наставника в юности моей. Когда он послал меня на подвиг учительства в город Макарьев, тогда я любил только молиться, читать его проповеди и богословские уроки и подражать его святому житию. Это было в 1824–1825 г. Согретый его духовным светом и теплотой, я поступил в С.-Петербургскую академию в августе 1825 года. По прошествии двух лет в прилежном учении Господь сподобил меня опять узреть светлое лице незабвенного о. Макария в доме митроп. Филарета (1827 г.) и насладиться его поучением и веянием благодати Божией от его души лучезарной. С тех пор я не видал его и только слышал с радостью сына церкви православной об апостольских подвигах его в хладных пределах возлюбленного отечества нашего. Славлю и величаю благодать Божию, которая осязательно для меня проявилась в скудельном сосуде его; лобызаю жезл и палицу моего наставника, ибо та мя настависта; чту благовестнический посох его; пою песнь упования и бессмертия на могиле человека Божия. Он не умер, он жив во Господе, во мне и во многих, которых он просветил св. крещением, благоглаголивым учением и житием добродетельным. О. арх. Макарий, сколько помню, родился в смоленской епархии и при крещении получил имя Михаила, а от отца наследовал прозвание Глухарев. (Но этот Глухарев многим дал слышание истины Божией). Благочестивые родители взлелеяли его юность. Душа его расцвела под сенью алтарей Господних и в духовных питомниках в Смоленске и Петрополе. По окончании так называемого второго курса С.-Петербургской академии и по принятии ангельского образа он подвизался на поприще учительства и инспекторства в Екатеринославской семинарии и оттуда переведен был ректором в Костромскую семинарию (в 1821 году, если не изменяет мне память). Здесь, по слову Господню, он творил и учил до конца 1824 года. Потом сей преподобный муж покоился в разных обителях российских (в Киеве, в Саровской пустыни) тем покоем, во время которого дух его весь погружен был в Боге и от Бога приял повеление идти на проповедь к языку, седящему во тьме и сени смертней, и крестить его во имя Отца и Сына и Св. Духа. Благовестнические подвиги его вам известны. С о. Макарием, историком церковным, я знаком и люблю его. Благодарю вас за присылку сказания об амидийском епископе. Здесь уже все известно о нем; а в проезде через Москву я буду иметь утешение поведать митр. Филарету о присоединении его к лику православных святителей. Поручаю себя вашей любви.

P. S. Граф Протасов уже возвратился из Москвы. Преосвященный Иннокентий на днях прибыл в Петрополь.

* * *

61

Религия – сила и также действие. Ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle