П.В. Безобразов

Источник

Официальные документы о предположении назначить для пребывания в Иерусалиме православного архимандрита из Россиян1

Преосвященный Воронежский уведомляет, что приходящие в Воронеж, по возвращении из Иерусалима, поклонники Гробу Господню все вообще, с чувством соболезнования, повествуют о бедственном положении, в каком находится сия святыня и вместе о затруднениях, с какими сопряжено пребывание в Иерусалиме соотечественников наших, не имеющих там никакого постоянного пристанища. К устранению сего последнего неудобства преосвященный полагает всего приличнее учредить в Иерусалиме для российских поклонников странноприимный дом, в котором вместе с тем через российского же священнослужителя могло бы быть для них совершаемо и богослужение на природном языке. Состоящий за обер-прокурорским столом в Св. Синоде камергер Муравьёв, которому известна местность Иерусалима, изъясняет, что весьма удобен был бы для сей цели находящейся в двух вёрстах от Иерусалима Крестный монастырь, принадлежавший прежде грузинам, а ныне почти стоящий впусте, имея только одного греческого игумена с несколькими простыми монахами. По соображению изъясняемой преосвященным Воронежским потребности с пользой, какой вообще можно ожидать для православной церкви от учреждения в Палестине подобного заведения, если бы, по сношению с Блаженнейшим Иерусалимским патриархом, последовало с его стороны согласие на предоставление вышеозначенного Крестного монастыря для предполагаемой цели, представляется возможным учредить в оном пребывание православного архимандрита из Россиян с двумя или тремя монашествующими, с возложением на них обязанности отправлять богослужение для приходящих в Иерусалим российских поклонников. Архимандрит сей, равно как и прочие монашествующие, могли бы по истечении нескольких лет заменяться вновь назначаемыми из России, а для причётнических должностей можно было бы приготовлять людей из тамошних жителей, и таким образом в сем истинном средоточии христианского мира распространялось бы знание нашего языка. С другой стороны представилась бы возможность положить при монастыре основание училищу, в котором дети, кроме Закона Божия православного исповедания, а также греческого и русского языков, приобретали бы и другие первоначальные сведения в арифметике, истории и географии. Кроме отправления богослужения архимандрит мог бы быть употребляем для передачи приношений, доставляемых из России в пользу Гроба Господня, которые могли бы быть обращаемы и в пособие приходящим туда российским поклонникам, для чего можно бы сделать распоряжения, чтобы приношения сии впредь и собираемы были бы для сей двоякой цели. Самый монастырь мог бы быть назначен общим пристанищем для соотечественников наших, приходящих в те места, и для того можно бы устроить в оном приличные помещения на счёт тех же приношений. Считаю долгом таковые соображения повергнуть на Высочайшее благоусмотрение Вашего Императорского Величества.

Обер-Прокурор Граф Протасов.

Доложено Его Императорскому Величеству в СПБурге 1 марта 1841 г. Высочайше повелено получить от Вице-Канцлера подробное сведение о происходящей по сему предмету переписке с нашей миссией в Константинополе.

* * *

1

Дело Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода № 28809.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle