Пророк Даниил и три отрока
I
Навуходоносор, царь Халдейский, увел из Иудеи много знатных и даровитых иудеев с детьми их. В Вавилоне он велел выбрать из юношей иудейских наиболее способных, красивых и здоровых телом, и учить их халдейскому языку, чтобы они были годны для придворной службы.
Выбрали четырех отроков: Даниила и товарищей его – Ананию, Азарию и Мисаила. И стали учить их всей книжной премудрости халдейской.
Царь велел посылать этим юношам кушанья с царского стола. Но они боялись оскверниться халдейскими кушаньями и просили своего начальника и воспитателя, чтоб он давал им только овощи и воду. Начальник сказал им:
– Я за вас отвечаю головою... Сам царь назначил вам пищу. Вдруг он увидит, что вы похудели!
Тогда Даниил сказал ему:
– Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней.
Он согласился и вот, через десять дней, оказалось, что иудейские юноши, питавшиеся только овощами и пившие одну воду, были на вид полнее и красивее сверстников, получавших царские кушанья.
Когда окончился срок учения отроков, царь Навуходоносор сам испытал их. И нашел, что всех способнее и умнее были четверо: Даниил и друзья его – Анания, Азария и Мисаил.
Их и оставил Навуходоносор при себе: они служили ему и давали свои мудрые ответы и советы.
II
Однажды Навуходоносору царю приснился необыкновенный сон. Встревожился дух царя, и лишился царь покоя. И велел позвать знаменитых чародеев и гадателей, знахарей и мудрецов. Они пришли и стали перед ним. И сказал он им:
– Сон приснился мне. Возмутился дух мой, лишился я сна и покоя: желаю я знать свое сновидение.
И сказали ему мудрецы:
– Вовеки живи, царь! Скажи нам сон твой, и мы объясним, что он значит.
Но царь сказал на это:
– У меня слов нет пересказать этот сон: слово отступило от меня.
И грозил им смертью, если не скажут ему сна.
Они же сказали ему:
– Ни один царь не требовал этого от мудрецов своих. И нет на земле мудреца, который открыл бы царю эту тайну. Только Бог может делать это.
Тогда разгневался Навуходоносор на мудрецов и велел предать смерти не только их, но и всех мудрецов в Вавилоне.
И вот, начался в Вавилоне розыск мудрецов. Стали искать и Даниила с товарищами, ибо они считались мудрецами.
Тогда вошел Даниил к царю и просил его дать ему время, и он поведает царю сон его. Царь согласился.
И стал Даниил с товарищами своими горячо молиться Богу своему, Богу небесному. И открыл Бог Даниилу тайну в ночном видении.
III
И сказали Навуходоносору, что Даниил, пленник иудейский, может открыть ему тайну сновидения. Навуходоносор позвал Даниила. И сказал ему Даниил:
– Не могут ни мудрецы, ни гадатели открыть тебе тайну твою. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны. Он открыл царю во сне то, что будет в последние дни. Ты, царь, на ложе твоем, думал о том, что будет после тебя, в грядущее время. И Бог, открывающий тайны, открыл тебе, что будет.
И стал Даниил рассказывать царю сон его, и начал так:
– Тебе, царь, было такое сновидение. Вот, пред тобою огромный истукан; в необычайном блеске стоит он пред тобою, и вид его страшен.
Голова у истукана золотая; грудь и руки – серебряные; чрево и бедра – медные; голени – железные; а ступни ног и пальцы на них, частью из глины, частью из железа.
Ты смотрел на истукана... Как вдруг, от некоей горы оторвался, не руками отсеченный, камень. И ударил камень по истукану, по глиняно-железным ногам его, и раздробил их. А потом все разрушилось и стерлось в прах: и железо, и глина, и медь, и серебро, и золото. Все сделалось, как пыль на гумне в летнюю пору. Налетел ветер, унес этот прах, и следа не осталось от истукана.
А камень, поразивший истукана, сделался великой горой и наполнил собой всю землю.
Таков был сон Навуходоносора. Даниил поведал царю и значение сна, и сказал.
– Ты, царь, царствуешь над царями. Тебе Бог небесный дал царство, и власть, и силу, и славу. Твое царство – золотое. Ты – золотая голова.
После тебя возникнет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное. А четвертое царство будет крепко, как железо, и все будет сокрушать и раздроблять, но не твердо будет оно стоять, ибо смешана в нем будет крепость железа и хрупкость глины.
И вот, воздвигнет Господь над этими царствами царство новое. И будет оно стоять вечно, ибо не человеческие руки оторвали от горы тот Великий Камень. Великий Бог дал царю знать, что будет впоследствии. Верен сон и истинно его толкование.
Тогда Навуходоносор пал на лицо свое и преклонился пред Даниилом, и воскликнул:
– Поистине, Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны.
Тогда возвысил царь Даниила и поставил его над всей областью Вавилона. Но Даниил захотел остаться при дворе царском. Начальниками же над областью Вавилона поставил Ананию, Азарию и Мисаила.
IV
Царь Навуходоносор сделал однажды великий праздник в своем царстве в честь золотого истукана.
На широком поле поставлен был золотой истукан. И из всех городов и областей собрались начальники, и судьи, и воеводы, и мудрецы на праздник открытия истукана. Царский глашатай громко возвестил всему собранию царскую волю:
«Объявляется вам, народы, племена и наречия. Как только вы услышите звук музыкального хора из труб, свирелей, гуслей, арф и органов, падите ниц и поклонитесь золотому истукану. А кто не падет и не поклонится, того ввергнут в печь раскаленную».
Все повиновались царскому повелению, и, как только заиграла музыка, пали и поклонились истукану.
Но вот, приступили к царю халдеи и сказали:
– Ты, царь, повелел, чтобы все поклонились золотому истукану. Но вот, есть мужи иудейские, трое, которых ты поставил над областью Вавилона: они золотому истукану не поклонились и богам твоим не служат.
Навуходоносор разгневался, призвал Ананию, Азарию и Мисаила, и сказал им:
– С умыслом ли вы не служите богам моим и золотому истукану не поклонились?
И отвечали мужи иудейские царю так:
– Бог наш, Которому мы служим, всемогущ, и избавит нас от печи раскаленной. А твоим богам мы служить не будем и золотому истукану не поклонимся.
Навуходоносор от этих слов пришел в ярость и изменился в лице. И велел разжечь печь в семь раз сильнее обыкновенного, и ввергнуть в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Воины схватили их, связали и бросили их в печь в тех одеждах, в которых они были.
Но Бог избавил от смерти своих верных рабов, и огонь не имел над ними силы. Они были невредимы среди пламени.
Ангел Божий сошел в печь и выбросил из нее пламень, и сделалось внутри печи свежо и прохладно, как бы, от влажного ветра.
Тогда запели мужи иудейские, как бы, едиными устами хвалебную песнь Господу.
Навуходоносор царь услышал пение их и изумился. Увидев же поющих, поспешно встал и сказал своим вельможам:
– Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Как же теперь я вижу четырех мужей, не связанных, ходящих среди огня; и вид четвертого подобен Сыну Божию?
И, подойдя к печи, сказал Навуходоносор мужам тем:
– Рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите.
Они вышли из печи и подошли к царю. И все увидели, что огонь не коснулся их – что даже волосы на голове их не опалены и одежды не изменились.
Тогда Навуходоносор сказал:
– Благословен Бог Анании, Азарии и Мисаила. Он послал Ангела и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него.
И издал Навуходоносор указ, и повелел казнить всякого, кто скажет хулу на Бога иудейского, ибо царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды.