преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Нравственно-аскетические труды
- Поучения 0
Сборники
Аудиокниги
преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Нравственно-аскетические труды
Сборники
Аудиокниги
Священнослужитель Константинопольской Православной Церкви, афонский старец, прозорливец.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит (мирское имя: Евангелос Баирактарис) родился на территории Греции, в провинции Эвиа, близ Аливери, 7 февраля 1906 года.
Родители Евангелоса были простыми крестьянами, бедными, но благочестивыми. С раннего детства они приучали его к вере.
Они, конечно, желали для сына и хорошего светского образования. Однако, в связи с недостаточностью средств, не могли обеспечить ему полноценное обучение. В результате всё его пребывание в школе ограничилось двумя классами.
С детства Евангелос приучался к труду: хлопотал по хозяйству, пас скот, трудился в огороде. В возрасте 8 лет начал работать на шахте, а спустя некоторое время встал за торговый прилавок.
В юности он ознакомился с житием святого Божьего угодника Иоанна Кущника. Евангелос был до того тронут этим проникновенным повествованием, что и сам решил посвятить себя Богу и отправиться на Афон. Он предпринял несколько попыток вступить в новую жизнь, но всякий раз ему препятствовали какие-то обстоятельства.
Святой Горы он смог достичь лишь в возрасте 14 (или 15 лет).
Когда Евангелос плыл на корабле в сторону Афона, он познакомился с опытным подвижником, иеромонахом Пантелеимоном. Тот, узнав о желании юноши, согласился принять его под свое духовное окормление. Он же помог ему с устройством на Святой Горе: в силу юношеского возраста Евангелосу могли отказать в его просьбе; чтобы этого избежать отец Пантелеимон выдал его за своего племянника.
Пантелеимон дал Евангелосу приют в своей келье на Кавсокаливии, где уже подвизался его брат, отец Иоанникий. Таким образом, по Промыслу Божьему, юный Евангелос обрёл сразу двух духовных наставников.
Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину.
С благословения отцов и по мере своих собственных сил, подвижник шаг за шагом старался усугублять свои подвиги: много молился; спал мало, причём ложем ему служил твёрдый пол; зимой и летом ходил босиком. Исполняя послушание, колол дрова, занимался резьбой по дереву, носил землю для огородов, собирал улиток.
Пройдя испытание трудностями и искушениями, окрепнув духовно, Евангелос был пострижен в монашество с именем Никита.
Приняв монашеский постриг, Никита стал служить Богу с ещё большей ревностью и самоотдачей. Он неоднократно испытывал радость живого ощущения Божественного присутствия. Он, казалось, уже и не мог представить себе жизнь вне подвижничества на Святой Горе.
Между тем, хождение босиком в зимний период, сон при открытом окне на холодном полу привели к воспалению лёгких. В свою очередь это заболевание перешло в плеврит. Принимая во внимание серьёзность болезни, старцы повелели ему оставить Афон и отправиться на лечение. Как ни тяжело ему было расстаться с Афоном, он подчинился их воле и перебрался на материк.
Пройдя курс необходимых оздоровительных процедур, Никита вернулся, но вскоре болезнь вновь дала о себе знать. Сознавая, что Афонский климат плохо сказывается на его неокрепшем здоровье, и что усугубление болезни может закончиться скорой смертью, старцы вновь благословили его покинуть Святую Гору, но на этот раз не благословили вернуться.
В возрасте 19 лет Никита оставил полюбившуюся ему землю и переселился в обитель святого Харалампия, располагавшуюся недалеко от его родного села. Здесь он продолжил жить строгой аскетической жизнью, однако пошатнувшееся здоровье не позволяло ему в полной мере практиковать правило особо строгого поста.
Как-то раз монастырь, где подвизался Никита, посетил архиепископ Порфирий, глава Синайской Церкви. Оценив опыт и духовную расположенность молодого монаха, он возвёл его в сан иеродиакона, а на следующий день рукоположил во священника. Причём, Никита получил и новое имя: Порфирий. Это произошло в 1927 году. Отцу Порфирию шёл тогда всего 22-й год.
Прошло немного времени и Каристский митрополит Пантелеимон, несмотря на молодость иеромонаха Порфирия, определил его, как достойного, на должность монастырского духовника. Это ответственное послушание он исполнял в обители святого Харалампия вплоть до 1940 года.
Весь этот период отец Порфирий принимал множество посетителей со всех окрестностей. Кто-то искал у него наставлений, кто-то нуждался в его молитвах и утешении, кто-то испрашивал благословения на добрые дела.
На этой должности отец Порфирий проявил себя с положительной стороны, как добрый и любящий пастырь, заботливый отец, и в 1938 году его удостоили звания архимандрита.
Во время войны отец Порфирий исполнял послушание при Афинском больничном храме (во имя) преподобного Герасима. Получая более чем скромное жалование, он с радостью делился им со своими родственниками, которые не имели возможности заработка и, таким образом, зависели от него.
Со временем архимандрит Порфирий организовал куриный двор, вязальную мастерскую; стал изготавливать ладан.
Видя, насколько благочестивым пастырем является отец Порфирий, к нему всё чаще стали обращаться и врачи. Иногда они просили молитв за тяжёлых и безнадежных больных. Рассказывают, что порой преподобный Порфирий устанавливал диагноз больного (конечно, не без содействия благодати), а в некоторых случаях проявлял дар исцелений.
В 1984 году до старца Порфирия дошла весть о том, что келья святого Георгия, где он начинал путь послушника на Афоне, опустела, так как последний её обитатель переселился в монастырь. Продолжая хранить в своём сердце любовь к Святой Горе, вскоре он отправился на Афон. Прибыв на место и встретившись с руководством Великой Лавры, которой принадлежала освободившаяся келья, он попросил, чтобы если возможно, ту келью предоставили ему.
Получив соответствующее просьбе благословение, он разместил там двух учеников, пообещав, что и сам поселится в ней после того, как количество учеников достигнет пяти. В 1991 году, как и обещал, отец Порфирий перебрался жить в келью.
Незадолго до смерти он пожелал приготовить недалеко от кельи место для своего будущего погребения, что и было исполнено. Затем он составил прощальное письмо, изложив там свои наставления и прося по-христиански простить его, грешного.
В последние часы жизни отец Порфирий исповедался, после чего братия, ученики старца, приступили к чтению канона на исход души.
2 декабря 1991 года старец Порфирий Кавсокаливит, истинный воин Христов, мирно почил о Господе. 3 декабря его тело было с благоговением предано Афонской земле.
Апоcтольскою рeвностию жительствуя / и Христово имя непрестанно призывая, всем любовь Божию проповедуя,/ выну в той пребывaл еси, многия дyши исцеляя и ко воскресшему Господу приводя.Темже, наследовавый селения святых, / потщися и настaви нaс, да приидем и мы во объятия Божия,/ рaдостно вопиюще ти: / рaдуйся, преподобне отче Порфирие.
Радуйся, Афона смиренное овча, / Порфирие, Любве проповедниче, /монахов славо, святых удобрение. Овому бо Духом дадеся слово премудрости,/ другому же слово разума и действия сил, тебе же купно вся открышася, /
яко таиннику Божия благодати.