Слово о пользе благочестия1

Источник

«Телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1Тим. 4, 8).

Разсуждающему о приходе Вашего Императорскаго Величества в обитсль сию, не трудно найти движущую причину онаго, что, единым побуждаемы благочестием и усердною к Богу и угодникам Его воспаляемы верою, сей труд принять благоволили, в сокровенности души своей, поя оный Давидов стих: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» (Псал. 138, 17). Признаем мы не малое в предприятии сем Твое снисхождение, но и исповедуем, что снисхождением сим Величество Твое более возносится и прославляется. Подражаешь Ты, Великая Монархиня, в деле сем, как и во всем прочем, высочайшим и благочестивым предкам своим, которые по себе сумнение оставили, благочестием ли более, или мужеством, мужеством ли более вне отечества, или мудрым внутр отечества правлением, безсмертную себе приобрели память. Их в поле мужество не мешало им дома мудрое и смотрительное иметь правление, а и то и другое – не препятствовало им и благочестия дело отправлять со всяким благоговением. Все они сие место своими священными стопами освятили. Да умолчу дальнейших Вашего Величества предшественников (сие бо многаго требует труда), довольно напомнить, что Великий, безсмертно жить достойный, Петр, дражайший Вашего Величества дед, особенный был места сего покровитель. Преславныя монархини Анна и Елисавета, любезнейшия Вашего Величества тетки, рачительнейшия были обители сея украсительницы, которыя изобильно источником щедрот своих струю Радонежскую напояли. Которых благочестию ревнуя и Ваше Императорское Величество, Монаршим своим посещением лавру сию, се уже второе, удостоить благоизволили: за что да посетит Тя Восток с высоты.

А мы, слушатели, имея Монархиню нам пример благочестия, краткую беседу предложим: «сколько всякому человеку приносит пользы, ежели он будет не лениво упражняться в благочестивом деле богопочитания?» которое слово высочайшим своим, Благочестивейшая Государыня, дозволением подтвердить всесмиренно молю.

Благочестие требует, не токмо чтобы истинное о Боге иметь познание, но чтобы и нелицемерное и боголепное воздавать Ему почтение, любя Его всем сердцем, как благоутробнейшаго Отца; боясь, как строгаго и пороками гнушающагося Судии и, всю надежду во всем на Него возлагая, как на попечительнаго Промыслителя. Почему никакого нет сомнения, что ни благодать Божию получить, ни помощи Его ожидать, ни царствия небеснаго надеяться – без благочестия не возможно: «нечестивии бо не узрят славы Господни», – поет Пророк (Ис. 26, 10). Оставивши убо сие, как само чрез себя очень ясное и всем известное, более к тому речь нашу склоним, что ниже до сея жизни надлежащия дела, без благочестия, могут люди проходить благополучно и с успехом.

Все, вообще, дела разделены быть могут на «общенародныя, духовныя и гражданския». Разсмотрим же, во-первых, общенародныя, Общенародныя дела суть следующия: например, землю орать, продать, купить, нанять, работать, помочь, одолжить и прочия. Для совершеннаго сих дел исправления надобна охота безпринужденная, верность нелицемерная, искренность открытая, труд и прилежание: надобно, чтобы не было праздности, пьянства, хитрости, обмана, нерадения. Но не имеющий в сердце страха Божия, человек оныя дела благополучно и совестно совершить, не может. Он будет в орании ленив, или излишне и язычески заботлив, в продаже лукав, в купле не осмотрителен, или безразсудно щедр, в наеме обидлив, в работе нерадив, в вспомогательстве бедности другаго жесток и не сожалителен, в одолжении другаго скуп, и к нуждам его нечувствителен; и для сего мы тому, кто нас обижает, или помочь в бедности нашей нам отказывается, или работает нерадиво, или поступает лукаво, обыкли говорить: «что ты Бога не боишься». Чем даем знать, что ежели бы он боялся Бога, таким бы беззаконным образом с нами не поступал: понеже обманы, обиды, несогласия, праздность, пьянство, и прочия безчиния наипаче от неимения страха Божия происходят. Благочестивый, напротив, и Бога боящийся человек, в земледельчестве будет прилежен, но без заботливости языческой, то есть, более на промысл Божий полагаясь, в продаже справедлив без хитрости, в купле разсмотрителен, не имея худаго расточительнаго нрава, в наеме не обидлив, к бедности другаго сожалителен и щедр, ко вспомогательству другому в нуждах скор и милосерд, благочестивый бо муж милует и скоты своя, к делу охотен без принуждения, верен без лицемерия, искренен без закрытия, прилежен и снискателен своего добра без зависти. Почему удивительно ли, что усердный к Богу человек будет благополучен; а Бога не боящийся – несчастлив; тот во всех своих предприятиях благопоспешен, сей ни в чем неудачлив; тот всем любезен и приятен, сего все отвращаются и гнушаются? Удивительно ли, что благочестивый человек всем изобилует, всем доволен, да еще весь день милует и в заим дает; а не держащийся благочестия человек – во всем скуден, недостаточен, и принужден бывает часто просить насущнаго хлеба? «Клятва бо Господня в домех нечестивых, дворы же праведных благословляются» (Прит. 3, 33); «имение поспешаемо с беззаконием, умалено бывает, собираяй же себе с благочестием изобильствовати будет; праведный щедрит и дает» (Прит. 13:11), пишет мудростию славный Соломон. А святый Давид, сию истину самим собою дознав, вопиет: «Юнейший бех, ибо состарехся: но не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы», и далее припевает: «богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Псал. 36:25, 33:11). Таковых нам богопочитателей Божие слово представляет в пример Авраама, Исаака, Иакова, Иова, которых столь благословил Бог всяким богатством, что они для множества скота своего принуждены были свои жилища с одних мест переносить на другия. А чтобы мы сие праведных праведное обогащение какому не причли случаю, в том нас Священное Писание предостерегает, которое, именно, и телесное всякое довольство сказует быть благословением Божиим, и награждением за соблюдение святаго закона Его. "Аще, – глаголет Господь Бог, – в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя и древеса сельная отдадят плод свой: и постигнет вам млачение [жит], обрание вина, и обрание вина постигнет сеятву, и снесте хлеб ваш в сытость» (Лев. 26, 3–5).

Правда, что и нечестивые некогда богатеют, и восприемлют благая в животе своем; но лучше малое праведнику паче грешных богатства многа. Не тот богат, кто много имеет; но кто малым доволен: тот богат, что и с нищетою дружно живет. Когда нищета соединена с безопасностию и спокойствием, то она должна быть почитаема выше богатства, смущаемаго безпокойством и ежечасным страхом. Неправедные иногда, нередко, бывают и одарены богатством, но безпокойным, наичастее же скудость всякую претерпевают: напротив, благочестивые редко скудостию страждут; а хотя иногда, по неизвестным нам Божиим судьбам, нищетою и искушаются, но между тем утешаются и довольствуются тишиною спокойнаго духа. И так видим, что благочестие, полезное на все, полезно во всяких и общенародных делах. Разсмотрим же и духовныя дела.

Духовныя дела суть: учить, проповедывать слово, заблуждающих обращать, немощных подкреплять, утешать унывающих, быть житием примером другим, со страхом и благоговением божественную отправлять службу, и дело Божие творить не с небрежением. Но как бы все сие без благочестиваго и благобоязливаго духа благополучно возможно было совершить, то и понять не можно. Без благочестия учение будет недействительно, проповедь безполезна, Божия дела служение соблазнительно, вместо наставника бывает развратник, вместо пастыря наемник, вместо светила церковнаго становится вождем слепым, Когда духовенство истинным благочестием украшает себя; когда мы в лучшем и церковь видим состоянии, тогда церковный пастырь водит овец, куда хочет, и овцы за ним с охотою всюду следуют; и так исполняют закон Христов. Ежели сожалеть можем, что некоторые пастыри учением не довольно просвещены: кольми паче жалеть надобно, ежели иные и к Богу малоусердны, и их жестокую душу страх Божий не весьма пронзает. Благочестивый пастырь и без дальняго учения примером воспользует, а ученый, но без благочестия, ни мало, или что учением созиждет, то худым своим житием разорит. Да еще Бог и запрещает таковым в свои уста Свое пречистое слово принимать. «Грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши закон Мой усты твоими» нечестивыми? «ты же возненавидел еси наказание», и прочая (Псал. 49, 16–17). Израильтяне, хотя имели в Вавилоне гусли и органы, однако не дерзали на оных играть для того только, что в чужой были земле; кольми паче пастырю непристойно воспевать посреди церкви Божие слово, когда орган языка его не согласен с гуслями добродетелей души его. Примеры имеем довольные. Многие были, по мнению мира сего, неученые, но просияли великими церковными светилами. Блаженный Августин, услышавши, что египетский Антоний, будучи простой, но житием столь прославился, что славы его вся Африка не вмещала, да еще от Бога сподобился и чудотворения силы. Услышав сие Августин и разсудивши самого себя, как человека преученаго, но житием тогда еще недостаточнаго, возопил: «Востают де неученые и небо похищают, а мы с своим учением до ада ниспадаем». А для чего? – для того, что хотя учения много, да совести мало. Почему также многие были, по мнению мирскому, а не Божьему, преученые; но жизнь свою скончали к великому Церкви соблазну. Хотя, впрочем, то не сомнительно, что ничто не может быть драгоценнее, ничто любезнее, ничто пристойнее, как пастырь, в котором учение с благочестием соединено есть: «иже бо сотворит и научит, той велий наречется в царствии небеснем» (Матф. 5, 19). Вот, видим и в духовных делах благочестия превелию пользу! Но посмотрим и на гражданския дела.

Дела гражданския суть: судить, защищать неповиннаго, повиннаго осуждать, править другими, разбирая всякия дела ко всякому удовольствию, и во всем крепко наблюдая правду, стараться о всяком благополучии. Но не знаю, как может все сие, без обиды другаго, исполнить, который имеет душу благочестием и страхом Божиим необузданную. Его очи серебром скоро ослепятся, чтобы не видеть правду; его сердце златом отягчится, чтобы нечувствительным быть к просьбе неповиннаго; его руки с трудностию удержатся от похищения чужаго добра. Напротив, сколько бы кто много к неправде ни склонен был: но когда на мысль приведет онаго нелицеприятнаго Судию Бога, Который строгий есть нарушенной правды отмститель, содрогнется, и в некоторое придет чувствие. И для того Евангелие онаго судию, который бедныя вдовицы прошение мало слушал, называет «Бога не боящимся».

А наипаче благочестие и страх Божий, превосходную силу и премногую пользу имеет во многотрудном и великом государственном правлении; где надобно сто очей к усмотрению всякаго дела обстоятельств, сто ушей к выслушанию просьбы всякаго; где тысяча неудоборешимых узлов, тьмы едва преодолимых трудностей. Как же все сие решить? Как все оные труды, без отягчения, снести, без особенной Божией помощи, и ежели Он Сам невидимо не подкрепляет и не умудряет? – никак невозможно. Но сия милостивая Царя царствующих и верховнаго света Правителя помощь благочестием, страхом, любовию и особенным к Нему усердием снискивается. А без того все дела и правительство к своему падению клониться будут и цвет государства скоро увядает. Соломон, когда с благочестием почитал Бога, все дела его текли по его желанию, но как только совратился с сего святаго пути, то тотчас царство его к падению клониться начало. "Понеже, – сказал ему Бог, – не сохранил еси заповедей Моих, яже заповедах тебе, раздирая раздеру царство твое из рук твоих» (3Цар. 11, 11). И для того некоторый языческий философ написал, что верховному начальнику должно быть богобоящемуся: понеже тогда его подданные боятся, когда видят его самого боящимся Бога.

Я сюда отношу и военныя дела, которых окончание чем опаснее и безызвестнее, тем более должно к Богу прибегать, и никакого действия не начинать, не истребовав Его святой помощи. Ненадежно там уповать на мечи, луки и стрелы, но на единаго Господа Саваофа, Бога ополчения Израилева. «Не спасается Царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своея» (Псал. 32, 16). «Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских» Вышний «благоволит: благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его» (Псал. 146, 10–11). Есть страшен тот воин, котораго десницу вооружает Господь. Почему и благопоспешество браней зависит от благочестия, которое Божию помощь на свою страну привлекает.

Знать, что довольно силу благочестия знали и самые язычники; как-то: преславный Кир, Великий Александр, Сципион, Юлий, Помпей и прочие, которые, хотя знатнейшие были в свете герои: однако, не вступали в брань, не призвав на помощь мнимых своих богов; и по победе не начинали торжества, как токмо с благодарения тем же своим мнимым богам.

Но нам, вместо всех их, довольно напомнить нынешняго века преславнаго героя, Великаго Петра, отца нашего отечества, которому разные походы, жестокия брани, многотрудныя и неисчислимыя государственныя дела не токмо не воспрепятствовали благочестия дело отправлять со всяким благоговением, так что иногда он сам, своею Монаршею особою, не стыдился чтением и пением церковь Божию увеселять; но и великое тщание прилагал завести учения везде, наиболее к утверждению и распространению благочестия, которое его пресправедливое тщание Господь Бог и успехом желаемым благословил.

Такой дивной по благочестию ревности живою подражательницею есть наша благочестивейшая Государыня Императрица Екатерина Алексеевна, Самодержица Всероссийская, которая усердность свою к Богу и ревность по истинной вере всему свету преясно доказала своим преславным восшествием на всероссийский престол. Не чести желание, ниже сокровища злата и сребра возбудили дух ея на оное пречудное предприятие, как токмо, чтобы Церковь избавить от угрожаемых ей зол и любезному отечеству спокойство и благополучие даровать.

А сему благочестию, от младых ногтей, не токмо неусыпным попечением матерним, но и своим высоким примером научает любезнейшаго сына своего, Государя Наследника, Павла Петровича, вожделеннейшую всероссийскую надежду. Господь Вседержитель, седяй на херувимех, неугасаемым к Себе любви огнем возжег Твое благочестивейшая Монархиня, сердце, который огнь чтобы в душе ея пылал, всеусердно молим мы со всею Церковию Тебе, Господи Боже духов и всякия плоти! Аминь.

* * *

1

Сказано при Высочайшем Ея Императорскаго Величества присутствии, в Святотроицкой Сергиевой лавре, в храме Святыя Троицы, 1763 года. Мая 19 дня.


Источник: Полное собрание сочинений Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Том I. - СПб.: Издательство П. П. Сойкина, (1913). - С. 25-31.

Комментарии для сайта Cackle