Азбука веры Православная библиотека митрополит Платон (Городецкий) Шестое пастырское послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову

Шестое пастырское послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову

Источник

Возлюбленные мои братия и чада о Господе, православные эсты и латыши прибалтийского края! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим.1:7).

Объяснив вам в предыдущем послании, что наша русская Церковь приняла от востока при князе Владимире истинную, древле-отеческую и благодатную веру Христову, я намерен теперь показать вам, братья, что эта вера, по благости Божьей, во все последующие века сохранялась в нашем отечестве неизменно – во всей целости. Для доказательства сей истины я мог бы проследить с вами ученье нашей Церкви из века в век, и вы увидели бы, что оно в каждом веке было одно и тоже и ни в чём не разнилось от учения древней православной Церкви Христовой. Но такое наследование потребует много времени и может быть утомительно для вас. Поэтому я, не вдаваясь в оное, представлю в подтверждение рассматриваемой истины другие, более краткие и понятные для вас доказательства.

И прежде всего скажу вам, возлюбленные, что наша Церковь в первые веки её существования не могла повредить, или в чём-либо изменить принятого ею с востока учения. Почему? Потому, что она, как я сказал в четвертом послании моём к вам, с самого основания и в продолжении шести сот лет находилась под верховным надзором святейших константинопольских патриархов, которые отечески пеклись, чтобы эта юная дщерь их паствы находилась в совершенном единомыслии с материю её – восточною Церковью, и как можно более утвердилась в правоверии. Для этого они до половины XV века1, в продолжении 450 лет сами назначали ей главных правителей – митрополитов, а нередко и епископов, и преимущественно присылали их из Греции. Все пастыри, присылаемые ими в Россию, за исключением одного митрополита Исидора, принявшего унию с Римом и поэтому отвергнутого русскою Церковью, были люди благочестивые и преданные православию, а многие даже и святые. Таковы были: Михаил, 1-й митрополит русский, о котором я упомянул в предыдущем послании моём, и преемники его по кафедре: Константин 1-й, Феогност, Киприан, Фотий и блаженный Иоанн 2-й, заслуживший от современников название «доброго и пророка Христова»2; а также епископы: Иоаким новгородский, Феодор суздальский, Леонтий ростовский и блаженный Ефрем переславский, удостоившийся за добродетели свои ещё при жизни получить от Бога дар чудотворений3. Кроме этих святителей, во время управления константинопольских патриархов русскою Церковью, было много добрых пастырей и из русских уроженцев, которые также отличались любовью к православной вере и святостью жизни4. Можно ли думать, чтобы такие пастыри и ревнители благочестия решились в чём-либо изменить св. веру, или дозволили это другими? Они призваны были не растлевать её в нашем отечестве, а насаждать и утверждать в том виде, в каком она процветала на востоке. Об этом они действительно и заботились. Доказательством сего служит: памятники их попечения о благоустройстве нашей Церкви и предохранения её от лжеучений; а также прославление их от Господа, доказываемое нетлением мощей их и совершающимися от них чудотворениями, и свидетельство летописца, что во время их жизни православная вера «сияла в России как солнце»5. Благодарение Богу, наша русская Церковь сияла правоверием не только тогда, как находилась под надзором цареградских патриархов и управлялась назначенными от них иерархами; но блистала им и в последующие века, когда кормило её перешло в руки собственно русских архипастырей и все они избирались исключительно из природно-русского духовенства. На это есть много доказательств; прежде нежели я представлю вам их, позвольте, возлюбленные, обратить внимание ваше на то, как русские пастыри и государи ревновали в прошедших веках о православной вере и старались охранить ее от лжеучений. Я считаю полезным обратить ваше внимание на это потому, что святая ревность главных представителей и державных покровителей нашей Церкви о сохранении в ней православия во всей чистоте может быть поучительна для вас и служить ручательством за то, что православная вера в нашем отечестве не могла повредиться в прошедшие веки. Впрочем, я не буду теперь подробно излагать всего, что русские пастыри и государи сделали в минувшие веки для пользы православной веры в нашем отечестве (ибо для этого надлежало бы написать целую книгу); а только приведу некоторые действия их, из которых вы увидите, – как они заботились о православии и как тщательно охраняли его от иноверия и раскола.

Как цареградские патриархи, во время управления русскою Церковью, обязывали её митрополитов и епископов в настольных или ставленных грамотах: «ничтоже иного мудрствовать, или творить, в пределах своей епархии, кроме правил св. Апостол и отец вселенских»6, так и русские иерархи, в подобных грамотах, внушали подчинённым священнослужителям, а через них и всем православным, чтобы они в точности держались учения св. Апостол и отец; почему русский народ, как увидим ниже, очень предан был древле-отеческой вере. А в XVI столетии, когда произведенная Лютером реформа латинской Церкви открыла в Европе широкую дверь вольномыслию и разным лжеучениям, русские пастыри попечение свое о предохранении православной веры от повреждения суемудрием простерли до того, что прекратили в церквях произношение проповедей собственного сочинения, дабы чрез них не произошло каких-нибудь разномыслий и погрешностей в вере7, и ограничивались поучениями древних св. отцов, так как в них излагается несомненно чистое христианское учение. Те же пастыри строго наблюдали, чтобы не только в учении веры, но даже в обрядах и обычаях принятых от восточной Церкви, не было никакого изменения. Поэтому, когда появлялись какие-нибудь лжеучения или замечались отступления от церковных правил и возникали недоумения о чём-нибудь касающемся Церкви и богослужения; то русские иерархи тотчас составляли соборы8, осуждали на них неправые мнения и строго наказывали лжеучителей, а возникшие недоумения, как бы они маловажны ни были, старались разрешать на основании слова Божия и отеческих преданий. Так, например, считали нужным достоверно знать и рассуждали на соборах о том: как должно ходить при освящении церквей – по течению солнца, или против оного? Как нужно слагать персты для крестного знамения? Сколько просфор употреблять при литургии?9 и т.п. Патриарх Филарет, как я заметил в четвертом послании моём, даже одного слова «и огнем», неправильно внесённого кем-то в молитву при освящении воды, не решился исключить из сей молитвы сам собою, без сношения с восточными патриархами; а другой патриарх Никон, как скоро узнал, что в славянских богослужебных книгах есть некоторые разности от греческих, немедленно снесся о них с теми же восточными патриархами и по совету их исправил замеченные в книгах ошибки. Так русские иерархи заботились в минувшие веки, чтобы в нашей Церкви ни в чём, относительно веры и обрядов церковных, не было никаких погрешностей, и во всём соблюдалось совершенное согласие с православною восточною Церковью.

Об этом пеклись и русские государи. Это видно из того, что они всегда принимали живое участие в церковных делах, созывали по предмету их соборы и нередко сами присутствовали на оных вместе с архипастырями10. Питая глубокое уважение к православной вере, они желали, чтобы не только церковные постановления, но и гражданские законоположения, сообразны были с главными её основаниями – с словом Божиим и учением отцов Церкви. Так царь Иоанн Васильевич IV, созвав в 1551 году собор, называемый стоглавым и предложив на рассмотрение его свой судебник, внушал духовным властям, чтобы они «рассудили, уложили и утвердили о всяких нуждах по правилами св. Апостол и св. отец»11. – Другой царь, Алексей Михайлович, в составлении уложения его также руководствовался правилами св. Апостол и отцов, как это замечено в начале сей книги. Но в особенности попечение русских государей о сохранении православной веры в нашем отечестве во всей целости и чистоте видно из того, как они, вместе с русскими иерархами, старались предохранить наших предков от иноверия и раскола. Вот нисколько этому примеров.

1) Римский папа, с самого основания русской Церкви, старался поработить её своей власти и внести в неё плевелы своего учения. Для этого он не раз предлагал русским князьям и архипастырям соединиться в вероисповедание с Римом; но без успеха, потому что ни те, ни другие не хотели подчиниться ему, а иные ещё обличали его заблуждения12. Потом он вооружал на Россию шведов и лифляндских рыцарей, дабы их оружием покорить себе русских; но также безуспешно, потому что благоверные князья Александр Невский и Довмонт псковский мужественно отражали поборников панских13. Затем он надеялся достигнуть своей цели тогда, как по тайному влиянию его сделался русским митрополитом грек Исидор, который воспитан был у латинян и согласился на флорентинском соборе соединить русскую Церковь с римскою; но когда сей отступник от православия возвратился в Москву: то русские епископы отвергли определение помянутого собора, а великий князь Василий Васильевич тёмный заключил Исидора под стражу и, может быть, поступил бы с ним ещё хуже, если бы он не убежали из России14. После того папа употреблял разные средства подчинить себе нашу Церковь: устроил брак в. князя Иоанна Васильевича III с греческою царевною Софиею, полагая, что она склонит супруга своего принять унию, в которой сама была воспитана в Риме; обещал сыну его Василию Иоанновичу царский сан, а русскому митрополиту патриаршеское достоинство, если они соединятся с римскою Церковью; помогал царю Иоанну Васильевичу грозному заключить мир с польским королём Баторием в той надежде, что он в благодарность за такое одолжение согласится на унию с Римом; но всё это не имело успеха, благодаря непреоборимой твердости в православии русских государей н архипастырей15. Наконец папа, через верных слуг своих иезуитов и поляков, возвёл на русской престол самозванца, под именем убиенного Дмитрия царевича, предварительно обязав его обратить всю Россию в латинство16; а когда этот самозванец был убит, не исполнив сего обязательства: то те же папские слуги возвели было на царство русское польского королевича Владислава с тем намерением, чтобы чрез него ввести в Россию унию и подчинить нашу Церковь папе. Но против этого сильно восстали мужественный патриарх Гермоген и другие иерархи русские, а также св. обитель преподобного Сергия. Они рассылали по России грамоты, убедительно призывая всех к защите веры и отечества, и, при помощи Божией, успели охранить эту русскую святыню от посягательства папы и его клевретов: поляки были изгнаны из России и на царский престол её возведен был юный князь Михаил Фёдорович Романов, родоначальник ныне царствующей у нас фамилии; а вместе с ним водворились в нашем отечестве тишина и безопасность для православной Церкви17.

2) Лютеранское, реформатское и социнианское учения, с самого появления их в XVI веке по Р. X., проникали в наше отечество через Литву и Польшу; но распространение их между православными строго преследовалось русскими государями и архипастырями. Так в 1553 году явился в Москве литовский аптекарь Матвей Башкин, который начал было распространять смесь помянутых учений; но был наказан со своими единомышленниками по суду духовного собора и гражданской власти18. Правда, русские государи, вызывая немцев в Москву, как хороших воинов, художников и торговых людей, терпели их вероисповедание и поэтому дозволяли им строить кирки в известных местах; но с тем вместе не одобряли их учения и при удобных случаях обличали оное. Доказательством сего могут служить замечательные разговоры царя Иоанна Васильевича грозного с лютеранскими и подобными им пасторами. Беседуя с пастором Богемских братьев19 Рокитою, бывшим в Москве в 1570 году при польском посланнике, царь Иоанн Васильевич сказал ему: «вы хвалитесь вашею евангелическою верою: но так враждуете и не согласны между собою, что новым учением испепелили почти всю Европу... Вы приписываете оправдание одной вере: но Господь будет судить живых и мертвых по делам каждого. Если одна вера доставляет спасение: для чего же суд? Для чего в новом завете так часто одобряется важность добрых дел? Все эти отступники от древней Церкви ни от кого не прияли власти учить и до сих пор не прославились никакими знамениями, как бы надлежало по слову Спасителя (Мк.16:17, 18). Вы живёте как свиньи, откармливаемые в пост: отвергаете различие пищи, отвергаете пост, который, однако, служит к укреплению души и тела, отвергаете по одной ненависти к Церкви Христовой несмотря на то, что Господь заповедал нам бдеть и воздерживаться (Мк.2:20, 13:33–37). Вы ненавистны святым на небе; так как враждуете против них, порицаете и браните их, разрушаете храмы и алтари их, хотя они, обитая в вечном небесном свете, могли бы умолить за вас Бога и быть с поспешниками вашими; даже и тогда, как жили они в смертной жизни. Бог столько возвысил и почтил их, что по их молитве изгоняли бесов и воскрешали мертвых». А в разговоре с пастором Бокгорном тот же царь говорил, что «учение Лютера было бы близко к истине и можно бы терпеть его, если бы Лютер, нападая с неуместным жаром на папу, не нарушил древнего церковного порядка, и своего знания св. Писания не очернил низким отступничеством, свержением монашеской одежды и женитьбою на беглой монашенке»20. Другой царь, Михаил Фёдорович, узнав, что «православные христиане, живя у немцев впадают в предрассудки, нарушение веры н разные низости, живые принуждены бывают есть мясо в Четыредесятницу и другие посты, а к умирающим не бывает свободного доступа духовному отцу», издал повеление, «чтобы все православные оставили дома некрещенных чужестранцев (так в России называли в старину немцев – лютеран), и вперед не были бы у них, дабы не осквернялись души христианские н не умирали без духовных отцов»21. Вскоре за сим, по распоряжению того же царя и патриарха Иосифа, происходило прение с лютеранами, на котором защитники православия говорили лютеранским пасторам: «если у вас нет ни Церкви (разумеется в том виде, в каком она должна быть по установлению Апостолов и св. отцов), ни поклонения св. иконам с крестным знамением, ни верховного святителя... ни святой литургии..., то откуда же быть у вас постановлению в священный чин? Вы в прошлом году писали к нам, что вы сами составили себе веру, а папу и веру его браните. Следуя св. отцам, мы знаем, что римский папа и римляне еретики н уклонились от греческой веры еще при короле Карле. Но, сличая с ними вашу худую веру и отличая греческую, находим, что у них лучше, чем у вас... У них папа поставляет кардиналов, архиепископов и проч.: а вам как освящать других или крестить, когда вы сами никем не освящены?22 При императоре Петре I, который очень расположен был к иностранцам, помогавшим ему в преобразовании и просвещении России, число немцев – лютеран увеличилось в нашем отечестве и они начали было распространять своё учение в народе; но ревностные пастыри русской Церкви частью обличением протестантских заблуждений23, частью строгим осуждением впавших в оная, частью же убеждением Императора, чтобы он дорожил русским православием и не был доверчив к лютеранству, положили преграду этому злу. В Москве, оставшейся по смерти последнего патриарха Адриана без главного пастыря, образовалась было секта исступленных кальвинистов – реформатов, которая довольно успешно распространялась между стрельцами и мастеровыми; а один член её – цирюльник Фома Иванов дошёл до такой дерзости, что осмелился публично поносить образ святителя Алексея чудотворца. Но когда узнал об этом митрополит Стефан Яворский, бывший тогда местоблюстителем патриаршего престола; то он тотчас приказал произвести строгое следствие касательно помянутой секты, осудили её на соборе в 1714 году н предал главных членов её гражданскому суду, а суд приговорил Фому к смертной казни. Петр великий любил просвещенных иностранцев; но он не любил вольномыслия и смут в православной Церкви. Когда он узнал, что русский боярин Татищев, бывшей за границей, превратно толкует св. Писание; то наказал его за это палкой из своих рук, приговаривая: «не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубного благоустройству; не для того я старался тебя выучить, чтобы ты был врагом Церкви»24. Так русские цари ревновали об охранении православной веры от растления суемудрия иноверцев!

3) Не потворствовали они и расколу, появившемуся в России по случаю того исправления богослужебных книг при патриархе Никоне о котором я упомянул в четвёртом послании моём. На этот раскол, с самого появления его, русские цари и архипастыри обратили полное внимание, и всемерно старались уничтожить, или, по крайней мере, ослабить и обуздать его, дабы он менее вредил православной Церкви. Для этого духовные пастыри составляли соборы, па коих рассматривались и осуждались не правые раскольнические мнения, писали увещания раскольникам и обличали их заблуждения; входили в личные с ними рассуждения о вере, дабы лучше убедить сих невежд в погрешности их толков; а тех, которые по упорству и ожесточению не внимали их гласу, подвергали по священными правилам духовному наказанию и отлучали от Церкви25.

Русские государи, со своей стороны, сначала хотели образумить раскольников кроткими увещаниями; но когда эти изуверы не только не оказали им должного послушания, но ещё дерзнули явно сопротивляться им и даже бунтовали против них: то они вынуждены были употребить против сих буйных людей строгие меры26. Главные коноводы их: протопоп Аввакум, поп Лазарь, чернец Епифаний и диакон Фёдор сожжены в 1681 году по определению гражданского суда; расстриженный поп Никита Пустосвят и покровительствовавший расколу князь Хованский казнены в 1682 году; сообщники их разосланы в монастыри под строгий надзор и эпитимии27. Такое грозное правосудие смирило нисколько раскольников; но не образумило и не укротило их совершенно. Многие из них, скрываясь от правительства, уходили в глухие места и там, обольщая простодушных крестьян, распространяли между ними свои заблуждения, разврат и непокорность начальству; другие, забыв любовь к отечеству и присягу в верности Царю, бежали заграницу, именно – в Лифляндию, на берега Пейпуса, и в бывший польский край (нынешнюю черниговскую губернию); а иные уходили даже к татарами в Крым и к горцами на Кавказ, и оттуда делали разбойнические набеги на Россию. Были и такие, которые дошли до такого безумия, что внушали своим последователям самоубийство, сжигали и морили их голодом, давая этому вид мученичества за веру. Поэтому правительство, для обуздания таких изуверов, не рази вынуждаемо было употреблять против них военную силу и подвергало их тяжким наказаниям; притоми запрещало им удаляться с места их жительства, облагало их двойною податью и лишало некоторых гражданских прав28. Впоследствии раскольники перестали буйствовать и некоторые из них, более просвещённые п добросовестные, сами стали чувствовать то ослепление и ту пагубу, в которых они находятся. Вот что писали в 1745 году один стародубский раскольник диаконского толка: «кто воздвигнет нас, поверженных на землю, или утешит сидящих во тьме печали? Нет никого, кто бы поднял нас; нет никого, кто бы руководил нами; нет, между нами, такого, кто бы заботился об общей пользе. Стадо наше покрыто разными ранами, изнурено междоусобною войною... Возникали, между нами, проповедники трисущной Троицы и многобожия; возникали самосожигатели; появлялись учившие убивать себя голодом; восставали хулители креста; являлись священствующее без священства... Нерадение наше лишает нас священства и Таин. Народ наши не знает цены семи таинствам и священство не ставит выше торгов и земледелия.... Дивлюсь и ужасаюсь, как другие (в древности), находясь в муках и отягченные страданиями, не оставляли приносить бескровную жертву (на прим, мученики Лукиан); а мы в полном здоровье, нас не тревожит ни малейшая боль, и – мы оставляем все это! Что скажем о нашем нерадении?» – Другие же раскольники ещё прежде того рассуждали между собою так: «без таинств нельзя спастись; без священника нельзя совершать таинств; священникам нельзя быть без епископа», и поэтому желали иметь у себя архипастыря29. Когда такие мысли и чувствования стали проникать в среду раскольников; то правительство наше смягчило свою строгость в отношении к сим заблудшим, а духовные пастыри усилили свои увещания им в духе кротости и том чаянии: не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2Тим.2:25). И такие увещания не остались безуспешными: ибо многие раскольники, внимая оным, пожелали присоединиться к св. Церкви с тем условием, чтобы им дозволено было держаться старых, по их мнению, и любимых ими обрядов. Это им дозволено; и таким образом во многих местах образовались из них так называемые единоверческие церкви, которые только тем отличаются от древле-православных, что в них совершается богослужение по старопечатным книгами30.

Так русские государи и архипастыри действовали в минувшие веки относительно иноверия и раскола, ревнуя сохранить православную веру в нашем отечестве во всей чистоте её. Что же из этого надлежит заключить? Очевидно – то, что русская Церковь, при таком попечении их о православии, ни в чём не могла отступить от православного учения. И действительно в минувшие веки, как и всегда, она была вполне правоверна. Об этом свидетельствуют не только догматы её, которые поистине были тогда те же самые, что и в православной восточной Церкви, – не только духовный союз её с этою Церковью, которого не могло быть, если бы она в чём-либо отступила от православного учения, – и не только наши летописцы, у коих и намёка нет на то, чтобы она в каком-нибудь пункте изменила это учение; но об этом свидетельствуют и иностранные писатели – иноверцы, в которых нельзя предполагать пристрастия к русским. Послушайте, что говорят они о правоверии наших предков в минувшие веки. «По отправлении послов для узнания, какая вера в Мире основывается на самых лучших началах, великий князь русский Владимир, говорит польский историк Сарницкий, «принял учение христианское и обряды и обычаи Церкви константинопольской, – в каковом исповедании и доселе русский народ стоит твердо»31. – «С того времени», т. е. со времени принятия православной веры князем Владимиром, говорит другой польский историк Стрыйковский, все русские народы белой и черной, восточной, северной и южной России, пребывают твёрдо и непоколебимо в вере христианской по обрядам и обычаям греческим»32. – «Русские», пишет латинский епископ Павел Иовий, знаменитый историк XVI века, «с непоколебимою твердостью сохраняют и по ныне учение и обряды, принятые ими от греческих наставников»33. – «Нельзя не удивляться», говорит другой иностранный писатель Кобенцль, «усердию и ревности, с которыми русский народ сохранил это учение до сего времени»34. Тоже подтверждают и многие другие иностранцы35; а иные ещё свидетельствуют, что наши предки в минувшие веки с непоколебимою твердостью в вере соединяли великое благочестие. Вот что, между прочим, писал о них латинян Фабр в 1525 году: «каждый из русских», говорить он, «коль скоро вступает в зрелый возраст и становится способным сознавать с сокрушением, что он грешен, немедленно идёт и падает к стопам священника, с плачем или воздыханием исповедует ему грехи по порядку, сколько может припомнить... Между ними есть такие, которые во время поста не едят ничего, тем менее рыбы; а иные в постные дни не пьют ни вина, ни чего-либо подобного. Услышав это, мы были так поражены, что как бы потерялись: так нечестива показалась нам жизнь наша в сравнении с этими христианами... Они проходят и другая степени покаяния для умилостивления Бога. Такова особенно молитва. Они совершают её так часто, что не скоро найдёшь равных им. С каждым рассветом дня каждый из них повергается в прах и изливает продолжительные молитвы»36. А другой иностранец прибавляет к этому: «русские с такою набожностью поражают грудь свою (во время молитвы), что возбуждают сострадание в предстоящем... Если чело справедливо называется дверью души, то не знаю, где найдутся ещё люди, которые бы благоговейнее чтили Бога»37.

Имея в виду такие отзывы иноверных писателей о твердости в вере и благочестии наших предков, каждый беспристрастный и рассудительный человек должен согласиться, что наша русская Церковь в минувшие веки ни в чём не могла изменить православной веры и исповедовала её так, как приняла с востока. Но для большего убеждения вашего в православии нашей Церкви, я представлю вам, братья, ещё такое доказательство её правоверия в минувшие веки, которое важнее всех человеческих отзывов, именно – свидетельство Божие. Да, сам Бог свидетельствует, что наша св. Церковь содержала досель истинную, угодную Ему и спасительную веру. Это видно из того, что Он изливал на неё в минувшие веки благодать свою, содействовал её чадам достигать великой святости и совершал в ней разные чудотворения, чего, очевидно, не могло быть, если бы православная вера не была истинная и богоугодная. Посмотрите на окружающих вас иноверцев: есть ли у них святые люди, бывают ли чудеса? Не видно ни того, ни другого. Между тем в нашей Церкви много было великих праведников, коих святость Господь ознаменовал нетлением мощей их и разными чудотворениями. Не было века, в который бы они не являлись; нет страны, в которой бы их не было, нет сословия, возраста и пола, в котором бы не оказалось их38. В числе их есть духовные и миряне, князи и простолюдины, господа и слуги; есть учёные и неграмотные, купцы и художники, воины п подобные вам земледельцы; есть мужи и жены, юноши и девы, старцы и младенцы. Короче, православная вера, будучи посеяна на доброй земле нашего отечества, всецело освятила её, и, так сказать, из всех частей и слоёв её извлекает и приносит обильный плод Богу (Лк.8:15; Рим.7:4). – А сколько Бог чудодействовал в нашем отечестве в минувшие веки! Описать все чудеса Его не достанет ни времени, ни силы. Довольно сказать, что ими наполнены наши летописи, жития угодников Божиих и вся земля русская. Если вы хотите удостовериться в этом; прочтите сии летописи и жития, или пойдите в любой русский город и монастырь, в котором почивают угодники Божии, и спросите: почему они благоговейно чтутся? Вы услышите, что по усердной молитве при их раках совершилось много чудных исцелений и других необыкновенных действий, которые невольно возбуждают благоговение к ним. Если же вам не хочется далеко ходить; то возьмите наши святцы и рассмотрите их. Вы увидите, что в них, почти на каждой странице, говорится о каком-нибудь русском чудотворце. Поэтому судите, сколько было чудес в нашем отечестве! поскольку же чудеса, как я заметил вам ещё в первом послании моём, может творить только Бог един, притом по мере нашей веры (Пс.71:18; Мф.13:58, 17:19, 20): то для всякого должно быть очевидно, что православная вера, которую исповедовали наши предки и при посредстве коей многие из них благо угодили Господу, а Бог творил дивные дела в нашем отечестве, была вера истинная и богоугодная, благодатная и спасительная.

Но такую веру и мы исповедуем, возлюбленные: ибо вера, принятая нами от предков, как я объясню вам в следующей беседе, ни в чём не изменилась ныне и остаётся такою же благодатною и спасительною, какою была прежде. Итак, возблагодарим Господа Бога за то, что Он по благости своей призвал нас к этой св. вере, и будем, по примеру благочестивых наших предков, хранить её твёрдо и непоколебимо, как драгоценное сокровище. Праведный верою жив будет, говорить Бог через Пророка; а если кто поколеблется в ней, не благоволит к тому душа Моя (Аввак.2:4). Не любит Господь и того, кто равнодушен к св. вере: ты ни холоден, ни горяч, говорит Он в откровении ангелу – предстоятелю лаодикийской Церкви; о если бы ты был холоден, или горяч! Но поскольку ты тепл, а не горяч и не холоден; то извергну тебя из уст Моих (Апок.3:14–16). Поэтому старайтесь, братья, усиливать в себе любовь к вере православной и ревнуйте о ней ревностью Божией: ибо хорошо ревновать в добром, говорит Апостол (Гал.4:18); а тех недобрых людей, которые хотят охладить вас к этой св. вере, и посему хулят её, не слушайте п удаляйтесь: ибо они, скажу словами того же Апостола, ревнуют по вас нечисто, но хотят отлучить вас от нашей Церкви для того, чтобы вы ревновали по них, не для вашей духовной пользы, а для их земных выгод (Гал.4:17). Внушая вам это по долгу пастырскому и радея о спасении вашем, преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иucуса Христа и молю Его, да даст Он вам по богатству славы своей, крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, дабы вы, – будучи укоренены и утверждены в Нем, и укреплены в вере, как вы научены, и преуспевая в ней с благодарением, – могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову и исполниться всею полнотою Божией. А Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, – Тому слава в Церкви во Христе Иucусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф.3:14–21; Кол.2:7).

Платон архиепископ рижский

* * *

1

Исидор, последний русский митрополит из греков, прибыл в Москву в 1437 году.

2

См. истор. Русск. Церкви, епископа Филарета, пер. 1, стр. 205 (изд. 1848 года).

3

Там же, стр. 206–208.

4

Из числа их, с Х до половины XV века более тридцати прославлены Богом и признаны святыми. См. словарь русск. святых.

5

Никон. летоп. ч. I стр. 105.

6

См. акты истор. Т. I, №7, 18, 234 и др.

7

Истор. русск. Церкви еписк. Филарета, пер. III, стр. 137.

8

О бывших в России соборах см. начертание церк. истории, арх. Иннокентия, 2 отдел., а также истор. русск. Церкви, еписк. Филарета, пер. III, стр. 28, в примечании.

9

Истор. русск. Церкви еписк. Филарета, пер. III, стр. 174–196, и пер. IV, стр. 175–192.

10

Поэтому соборные определения рассылались иногда в виде царских указов (см. акт. истор. Т. I. 1504г.).

11

См. введение стоглава.

12

См. Истор. русск. Церкви еп. Филарета, пер. 1, стр. 85–90.

13

Там же, пер. 2, стр. 62 и 63.

14

Там же, пер. 3, стр. 88–93.

15

См. Истор. русск. церкви, еп. Филарета, пер. 3, стр. 96–100.

16

Там же, пер. 4, стр. 118–133.

17

Истор. Русск. Церкви, еп. Филарета, пер. 4. Стр. 19–26.

18

Истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. 3, стр. 117–121.

19

Богемские или Моравские братья суть последователи Иоанна Гусса (или Гуся), предшествовавшего Лютеру в реформации латинской Церкви. Они соединялись в учении с лютеранами и реформаторами: ныне более известны под именем гернгутеров.

20

Истор. русск. церкви, еп. Филарета, пер. 3, стр. 123–125.

21

Там же, пер. 4, стр. 143 и 144, в примечании.

22

Истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. 4, стр. 143–145.

23

В это время, по внушению новгородского митрополита Иова, учёные греки Лихуды составили «показание и обличение ересей Лютера и Кальвина», а митрополит Стефан Яворский написал знаменитое сочинение «камень веры», в котором подробно рассматриваются и обличаются протестантские заблуждения.

24

Там же, пер. 5, стр. 72.

25

См. истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. IV, стр. 187–190, 205–210, 229–232. Пер. V, стр. 134–146.

26

Там же, пер. IV, стр. 195–211.

27

Там же, пер. IV, ст, 204–211.

28

Истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. IV стр. 216–219. Пер. V, стр. 121, 131–133.

29

Истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. V, стр. 152 и 153.

30

Истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. V, стр. 155–157.

31

Sarnic. Annal. Poion. Lib. VI, cap. 2 In. Glug. His. Polon. II, pag. 1043. Lips 1712.

32

Stryikow Kronic. Polsk. Lib IV, pag. 132, Warszawa, 1776.

33

Pavli Iovii de legat. Basilii Magni Princip. Moscovit. Ad Clementem VII, см. в библиотеке иностр. Писателей о России, стр. 41. СПб. 1836.

34

Johann Cobencell. De legat. Ad Moskovitas, см. в журнале «министерст. Народ. Просвещ.» ч. 35, стр. 130.

35

См. «Труды» жиев. Дух. Академии, лив. 1864г. Стр. 4 и 5, в примечании.

36

Johanni Fabri: Moscovitarum religio Ferdinando Hiapan. Pricipi, ed. Stars.

37

Oderbornii vita Johann. Basilidis, pag. 38.

38

См. истор. словарь о русских святых.


Источник: Шестое пастырское послание преосвященного Платона, архиепископа Рижского и Митавского, к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову. - [Санкт-Петербург], ценз. 1866. - 15 с.

Комментарии для сайта Cackle