Источник

Слово в неделю Ваий. Святого Епифания, епископа Кипрского

Радуйся зело, дщи Сионя! утешайся, красуйся и веселись, вся Церковь Божия! Вот, Царь твой опять приходит к тебе! вот, Жених твой грядет к тебе, седя на жребяти, как на престоле! Изыдем во сретение Ему, поспешим узреть славу Его, поспешим с радостью почтить вход Его. Паки спасение миру, паки Бог грядет на крест; паки Царь Сиона, Чаяние языков, идет в Сион; паки даруется спасение миру, паки ниспосылается свет, паки рассеивается заблуждение, паки процветает истина; паки ликует Церковь, паки вдовствует синагога, паки посрамляются демоны, паки разрешается проклятие, паки мятутся евреи, паки сокрушается дракон, паки народы радуются, паки Сион красуется. Христос грядет, седя на жребяти, как на престоле. Веселитесь, небеса; песнословьте, Ангелы; радуйтесь, горы; взыграйте, холмы; восплещите, реки. Живущие в Сионе, ликуйте! Церкви, радуйтесь! Священники, пойте хвалебные песни! Пророки, предъидите! Ученики, проповедуйте! люди, исходите в сретение! старцы стекайтесь! матери, ликуйте; ссущие, младенцы пойте! юноши, восклицайте! народы, соединитесь!

Вся тварь, все естество, всякое состояние, всякое дыхание, вся земля, всякий чин, всякий возраст, всякое начальство, всякое царство – все встретим Царя царей, достойно Царя; поклонимся Господу господей, достойно Господа; воспоем Богу богов, достойно Бога; будем ликовать Жениху нетления, достойно Божественного Жениха; в веселии возжем светлые светильники; изменим одежды душ достойно Бога; исправим пути жизни; отверзем Царю входы душ; изнесем ветви победы Победителю смерти, богоприлично потрясая масличными ветвями. Ветви от Марии: воспоем Богу Ангелов песнопения Ангелов; возвысим боголепно голос свой с младенцами. Народы! воскликнем с народом песнь народа: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам – явился нам, сидящим во тьме и тени смертной; явился – падших восстание; явился – плененных освобождение; явился – слепых прозрение; явился – плачущих утешение; явился – труждающихся успокоение; явился – труждающихся успокоение; явился – жаждущих напоение; явился – угнетенных отмщение; явился – погибших избавление; явился – отчаянных утешение; явился – разделенных соединение; явился – больных исцеление; явился – обуреваемых тишина. Посему и мы, народы, с народом воскликнем ныне Христу, говоря: Осанна, то есть, спаси нас, в вышних, Боже!

О, новое, неслыханное событие и чудо! Христос вчера воздвиг из мертвых Лазаря, а ныне Сам грядет на смерть. Вчера Он, как Жизнь, даровал жизнь другому, а ныне Живодавец Сам идет принять смерть. Вчера Он разрешил погребальные пелены Лазаря, а ныне Сам добровольно идет, чтобы быть связанным погребальными же пеленами. Вчера Он извел человека из тьмы; а ныне Сам идет, дабы ради человека быть положенным во мрак и в тень смерти. Вчера, прежде шести дней Пасхи, Он тридневный шел, чтобы оживотворить четверодневного, и возвратить двум сестрам одного брата; а ныне Сам идет на крест. Но Марии Христос даровал четверодневно лежавшего во гробе, а Церкви – Себя тридневного. Там удивляется одна Вифания, здесь празднует вся Церковь: Она празднует праздников праздник, имея среди себя Царя бесплотных духов, как своего Жениха и вместе своего Царя. Она совершает сие празднество, как плодоносная масличная ветвь в дому Божием, многолиственная и тенистая; совершает празднество, как весенняя лилия, процветающая в раю. В ней Христос, как истинно цветущий крин, не судит, но спасает мир; в ней Христос, как истинная фиалка, врачует немощи болящих; в ней Он, как виноградная лоза, по слову Его: Аз есмь лоза истинная (Ин. 15:1); в ней Он, как маслина, милостью умащающая уповающих на Него; в ней Он, как предвечная ветвь, произросшая из корня Иесеева невозделанно и без семени человеческого; в ней Он, как неиссякаемый источник; в ней не Фисон, Геон, Тигр и Евфрат; но Матфей, Марк, Лука и Иоанн напаяют рай Церкви Христовой.

Здесь мы, новый народ, подобный плодовитой масличной ветви, все ныне, с масличными ветвями в руках, молимся милосердому Христу. Насажденные в дому Божием, подобно весенним растениям, процветая во дворах Его, совершаем празднество, видя, что зима закона прошла. Празднуй, Церковь Христова, ликуя не образно и телесно, но духовно. Торжествуй сие празднество, видя падение идолов и восстание Церквей. Ибо теперь я могу воззвать к тебе священным и возвышенным гласом Павла: древнее прошло, теперь все новое (2Кор. 5:17), и, сверх того, удивительное. Посему радуйся во Господе; радуйся, новый народ Христов. Радуйся, Церковь Христова; возвеселись и возрадуйся, дщерь Божия: ибо вся слава, внутренняя и внешняя, принадлежит тебе, как дщери Царя Христа. Ты уже не – вдовица, но красующая Невеста Божия. Ты уже стоишь не ошуюю Бога за идолопоклонство, но одесную Его, украшенная Боговедением. Ты уже не – рабской крови, но запечатлена Кровью Божественною.

Зрите благодать дня! Зрите светлость празднества! Посему радуйся и веселись, дщерь Сиона; утешайся и красуйся, вся Церковь Божия. Возведи окрест очи твои, и виждь собраная чада твоя (Ис. 60:4), некогда рассеянные чада язычества. Посмотри на благознаменитость празднества; посмотри на согласное пение народа; посмотри, как все языки соединились для хваления в один язык, и все уста слились как бы в одни уста. Посмотри, как народы, некогда зверские, при твоем руководстве, стали кроткими овцами. Внимай восклицаниям празднующих народов, коими они подражают бесплотным Ангелам; внимай согласному пению и лику бесплотных; посмотри на стояния и чин Ангелов. Слышу песнопения, подобные песнопениям Ангелов; вижу как юных агнцев, детей, взывающих Христу: осанна в вышних, благословен грядый! Вместе с ними, с радостным рукоплесканием, воскликни и ты, светлым и торжественным гласом, возвещая сим и светлость празднества, и свою благодарность: се аз, и дети, яже ми даде Бог (Пс. 8:18), – мне некогда бездетной, и укоряемой за бесплодие. Благословен грядый, но грядый во имя Господа, Бог Господь, и явися нам. Грядет ничем Невместимый; грядет никем Неудержимый. Благословен Грядущий и не оставляющий небес; да будет благословен Он Сам в Себе, и паки (благословен), как грядущий во славе Божественной; благословен видимо грядущий ко мне на жребяти, как на Херувиме.

Внимай теперь, что вещает Евангелист, священный провозгласитель Праздника. Когда приблизился Господь к Виффагии и Вифании, при горе называемой Масличною, Он послал двух учеников Своих, сказав: „подите в противолежащее селение; вшедши в него, найдете ослицу привязанную и осленка; отвязав приведите их ко Мне». И сделали ученики, как повелел им Иисус, и положили на осленка одежды свои, и сел Иисус. Когда же Он приблизился, и стал спускаться с горы Масличной, многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветви и вышли на встречу Иисусу, и предшествующие и сопровождающие восклицали: осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне (Матф. 21:1–9; Mapк. 11:1–10; Лук. 19:29–44; Ин. 12:12–15). Таково торжественное происхождение настоящего праздника! Таков некогда бывший и ныне воспоминаемый вход в Сион Царя царствующих! Таково светлое и всенародное вшествие Творца всяческих, совершившееся в настоящий день! Посему, братия, как некогда народ пришедший на праздник, изыдем ныне во сретение Ему все: мир видимый и невидимый, предшествующие по времени Пророки и Учители, и следующие за жребятем, согласно верующие во Бога. Ныне все небесное с земным и преисподним да славословит; все уста, и всякое дыхание да отверзаются для прославления Божия. Херувимы да восклицают: „Свят, Свят, Свят, Трисвятый Господь воинств, полны небеса и земля славы Его“. Серафимы да славословят; Пророки да проповедуют. Один пусть скажет: да возвеселятся небеса, и радуется земля (Пс. 95:11); другой: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля (Захар. 9:9); иной, взирая на Царя Христа, да восклицает: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29); а иной да проповедует о Господе нашем: сей Бог наш, не вменится ин к Нему (Варух. 3:36); иной же: и Муж и вместе Бог; Восток имя Ему (Захар. 6:12). И Давид, взирая на Христа, Который имел произойти от Него по плоти, да скажет: Бог Господь, и явися нам (Пс. 117:27). И в другом месте, преклоняя колена, опять да возгласит Христу: вся земля да поклонится Тебе (Пс. 65:4); и опять да увещавает народ, говоря: составите праздник во учащающих до рог олтаревых (Псал. 117:27).

Так праздновалось и прежде вшествие Господа на жребяти в Сион! Везде слышались согласные пения народов; везде лики Отцев, собрания Святых, духи Пророков, отроки Евреев, младенцы матерей, множество Ангелов. Одни распростирали свои руки; другие держали пальмовые ветви; иные следовали сзади, иные резали ветви, иные сплетали масличные леторасли; одни отвязывали жребя, другие постилали одежды; одни отворяли врата, другие очищали пути; одни уготовляли жребя, другие возвещали победу; иные потрясали ветвями, иные же говорили младенцам: „Хвалите, отроки. Господа»; и дети отвечали: Осанна благословен грядый во имя Господне!

Вот – новое, неслыханное событие и чудо в сем празднике! Дети исповедуют Христа Богом: а Священники поносят Его. Ссущии младенцы покланяются, а Учители совершают нечестие. Дети восклицают: осанна; а отцы их вопиют: да распнется. Те идут ко Христу с пальмовыми ветвями, а сии выходят против Него со злобою. Те режут ветви, а сии приготовляют древо крестное. Дети постилают одежды свои Христу; а воины делят одежды Христовы. Дети возносят Христа на жребя; а старцы возносят Христа на крест. Дети припадали к ногам Христа, а сии пригвоздили ноги Христовы. Дети приносят славу Христу, а сии подносят Ему оцет; те – честь, а сии – желчь. Дети потрясают пальмовыми ветвями, а сии копьем прободают Его. Дети прославляют Христа, сидящего на жребяти; а сии продают Его. Позна вол стяжавшаго и (Ис. 1:3), Рожденного в яслях, и новый языческий народ покорился Господу своему; один Израиль не узнал Христа Бога своего. Племена, некогда языческие, соделались племенем Божиим: бывшие без закона подчинились закону; а те, кои были под законом, явились нарушителями закона. Пусть так: ты не чтил Пророков, избил Священников, превратил Писание, нарушил Завет, перепилил Праведных, уничижил Моисея, закалал в жертву сынов, осквернил храм, преслушал повеления Божии, не веровал во Христа, поносил Божественные чудеса, не верил чуду над Лазарем, не верил слепым, получившим прозрение. Но что ты скажешь о сих детях? какое заключение сделаешь о песнословиях ссущих младенцев? Скажи мне: кто просветил их? кто научил? Или кто возбудил? Кто умудрил? кто неожиданно дал слово неискусным в слове, если не Христос, предвечное Слово? Ныне дети и младенцы, держась одною рукою сосцев, другою потрясают пальмовыми ветвями Христу и воспевают Ангельское славословие. Неискуссная в слове природа вдруг делается способною беседовать о Боге, вдруг приносит Богу, как дар, пророческое слово – песнь бесплотных, и восклицает: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам.

При сем и я, со своей стороны, по долгу, возлагаемому на меня благодарностью и праздником, дерзаю вопросить священных сих отроков: что вещаете вы, отроки Божии, отроки поющие славословие? Кто дал нам подобную способность воспевать славословие Херувимское? Как случилось, что вы, видя Христа, сидящего на жребяти, что свойственно человеку, восклицаете Ему: Осанна в вышних, – что прилично только Богу? Так, – отвечают нам Боговитийственные отроки, – хотя Христос восседит на чувственном жребяти: но Он никогда не удаляется от недр Отца; и хотя Он сидит на молодом осле, но не оставляет и Херувимского престола; напротив, как долу с плотью Он присущ смертным: так точно горе Он с Отцем, как неложный и истинный Бог, Владыка мира и народов, истинный Бог и Владыка и Насадитель, Путеводитель и Спаситель всех. Он входит в дольний Иерусалим, не удаляясь от горнего; Он – Творец веков, от веков и во веки; Он распростер небо, Он ходит по морю, как по суше; Он обвил море туманом, как пеленами; Он положил людям границы; Он указал морям пределы; Он расширил землю, ни на чем не утвердив ее; Он премудро положил меру смешению стихий; Он одел красотою растения; Он простер небо, как одежду, и украсил его яркими светилами. Его боятся Херувимы и трепещут Серафимы; Его воспевает солнце, Его прославляет луна, Его хвалят звезды, Ему служат источники, Его страшатся бездны, Его боится преисподняя, Ему покорны киты, пред Ним трепещут драконы, Ему служат дожди, пред Ним благоговеют ветры. Он создал естество вещей, распределил творения и устроил порядок, Он – Творец всего горнего и дольнего, Бог Господь нам. Ему слава и держава во веки веков. Аминь159.

* * *

159

Biblioth. рatr. Concionator. Рarisiis. 1662 ann. tom. III. p. р. 386–388; „Xpиcт. Чтен.“ 1838 г., I ч., 258–272 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle