Источник

Уединение пустыни

Приняв крещение от Иоанна, исполненный Духа Святого, «Иисус возведен был Духом в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему». В эти сорок дней и сорок ночей Он ничего не вкушал, напоследок взалкал. Эта немощь человеческого тела дала повод к первому искушению от диавола, за которым следовали другие сильнейшие. «И окончив все искушения, диавол, побежденный силою слова Господня, отошел от Него до времени». (Mф. 4:1) – (Mф. 4:11), (Mк. 1:12) – (Mк. 1:13), (Лк. 4:1) – (Лк. 4:13).

Пребывание в пустыне, сорокадневный пост, отражение искушений от диавола, служение Ангелов представляются в Евангелии обстоятельствами подготовительными к всемирной евангельской проповеди и к совершению нашего искупления. Так и всемогущий Господь должен был среди пустынного уединения вооружиться силою для борьбы с врагами нашего спасения, для поднятия бремени наших грехов, для просвещения душ наших, для умилостивления к нам Отца Небесного, для дарования нам Святого Животворящего Духа.

Уединение пустыни является поприщем для собрания и укрепления сил духа. Для совершения духовных подвигов нужно большее или меньшее число дней и даже годов пробыть вне молвы житейской, наедине с Богом, чтобы беспрепятственно к Нему единому устремлять свои духовные очи, научиться от Него единого ждать помощи и вразумления, вытерпеть страхи и искушения, закалить свою волю в служении, на которое зовет десница Вышнего. Этот путь для воспитания духа человеческого, предуказанный в жизни пророков Илии и Иоанна Крестителя, освященный Господом Спасителем, сделался обычным для тех Божьих избранников, которым предстоят в жизни особые великие подвиги и служения чрезвычайные. Апостол Павел, приняв крещение в Дамаске, на три года удаляется в Аравию: здесь воспринятая им благодать Божия, среди пустынного уединения, преображает его из бывшего ревнителя буквы закона в провозвестника истины Христовой, и засим уже он призывается на свой великий труд учителя языков. Пример пустынножительства дан многими святыми подвижниками церкви в Египте, Сирии, Палестине, на горе Афон. Великие учители и святители вселенной Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст жили и подвизались в пустынях прежде, чем вышли на поприще общественного служения и явили миру свет своего ума и непреклонную в добре волю. Существует целая литература аскетическая, в которой подробно выяснены все способы той непрерывной, невидимой брани, которую ведут избранники Божии с врагами спасения – миром, с искушениями плоти и исконным врагом диаволом, – и те степени, по которым восходят они к духовному совершенству. Такой пример воспитания и утверждения духовного явили нам великие наши подвижники Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие.

И возвратился Иисус в силе Духа, так заключает Евангелие свое повествование о пустынном уединении Спасителя, в Галилею и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране (Лк. 1:14). На пути к Галилее Господь посетил Иоанна.

Уединение пустыни. Художник Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Картина находится в Третьяковской галерее.


Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины / [П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - [4], 35 с., 51 л. ил., карт.

Комментарии для сайта Cackle