Источник

Пресвятая Троица

В первой главе первой священной книги «Бытия» уже есть учение о величайшей из тайн христианской веры – тайне Пресвятой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем Господь Бог мог так говорить? Великая тайна Пресвятой Троицы отобразилась в явлении Аврааму Бога в виде трех странников, посему и принято это явление изображать на святых Её иконах.

Чем более открывалось учение Веры ветхозаветным людям, тем более приоткрывалась и эта великая тайна. Пророк Давид говорит: «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его все воинство (звезды)» (Пс. 32:6). Пророк Исайя слышит песнь Серафимов вокруг престола Господня: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3).

Пророк Даниил изображает одно из бывших ему откровений: «Видел я, что поставлены были престолы, и воссел Beтхий днями (т. е. превечный Бог). Одеяние на нём было белое, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна, престол Его, как пламя огня, колеса Его -пылающий огонь» (Дан. 7:9). «Тысячи тысяч (ангелов) служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10). И вот, он далее видит: «с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13), «и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).

При этих столь ясных и определенных указаниях на тайну Пресвятой Троицы в Ветхом Завете, евреям однако же усиленно внушалось: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). «ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты», поёт Псалмопевец (Пс. 85:10).

В возможной для нас ясности и полноте тайна Пресвятой Троицы возвещена Господом Спасителем нашим Иисусом Христом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Mф. 28:19), сказал Он апостолам, посылая их на проповедь.

Из событий новозаветных в отношении к явлению Пресвятой Троицы в особенности знаменательны: крещение Господне, посему и именуемое Богоявлением, и сошествие Святого Духа на апостолов, церковное празднование которого называется праздником Пресвятой Троицы.

Тайна Пресвятой Троицы предносилась и гениальным умам древних философов, которые к идее о Боге, Верховном начале всего, присоединяли мысль о Верховном Разуме, как посреднике между Богом и миром, и называли его «Логос». Слово это греческое и значит: разум, слово. Евангелист Иоанн, как бы в ответ на эти гадания философов, возвещает: «В начале (то есть прежде всего существующего) было Слово, и Слово было к Богу, и Бог было Слово» (Ин. 1:1).

Искусство человеческое со своей стороны стремится, насколько возможно, обнять и запечатлеть в образе великое откровение о Пресвятой Троице, и наибольший в этом отношении успех принадлежит Русской школе. В выдающихся по своей композиции образцах художников Маркова и Крамского соединяются богооткровенные образы этой высочайшей Тайны. Бог отец в виде старца – Beтхого днями – с распростертыми над всею вселенною для благословения руками, Бог Сын, сын в недрах Отчих, низводит от Отца благословение на человеков, примиренных Им с Божией правдою, с книгою Жизни (живота) для просвещения всех и священно-таинственным в ней словом «Логос», и Бог Дух Святой, иже от Отца исходит и дарует всем благодать возрождения и спасения.

Пресвятая Троица. Роспись плафона главного купола храма Христа Спасителя в Москве была выполнена осенью 1865 года по композициям преподавателя Академии художеств Алексея Тарасовича Маркова (1802–1878) исполнителями росписи воспитанниками Академии Иваном Николаевичем Крамским (1837–1887), Николаем Андреевичем Кошелевым (1840–1918) и Карлом Богдановичем Венигом (1830–1908).


Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины / [П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - [4], 35 с., 51 л. ил., карт.

Комментарии для сайта Cackle