Псалом 43
1. В конец. Сынам Кореевым519. В научение520.
Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое Ты сделал во дни их, во дни древние.
Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил: поразил народы и изгнал их.
Ибо они не мечом своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и светлое лице Твое521, ибо Ты благоволил к ним.
Ты Сам Царь мой и Бог мой, дарующий522 спасение Иакову.
Тобою поразим523 врагов наших и именем Твоим уничтожим восстающих на нас.
Ибо не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет меня.
Ибо Ты спас нас от притеснителей наших и ненавидящих нас посрамил.
О Боге будем хвалиться всякий день и имя Твое будем исповедовать во век.
Но ныне Ты отринул и посрамил нас и не выходишь, Боже, с силами нашими.
Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе:
Ты отдал нас, как овец, на съедение и между язычниками рассеял нас.
Отдал народ Свой даром, и не было множества (народа) при (радостных) восклицаниях524 наших525.
Ты отдал нас в поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас.
Сделал нас притчею у язычников, кивают на нас526 головою народы.
Во весь день посрамление меня – предо мною527, и стыд лица моего покрыл меня
От голоса обидчика и клеветника, от лица врага и гонителя.
Все сие постигло нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили528 завета Твоего,
И не отступило назад сердце наше, хотя Ты уклонил стези наши от пути Твоего529:
Ибо смирил нас на месте озлобления, и покрыла нас тень смертная.
Если бы мы забыли имя Бога нашего и если бы простерли руки наши к богу чужому,
То не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
Но Тебя ради нас умерщвляют каждый день, считают за овец закалаемых530.
Восстань, почему спишь531, Господи? Восстань и не отринь до конца.
Почему Ты отвращаешь лице Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу?
Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле.
Восстань, Господи! Помоги нам и избавь нас ради имени Твоего!
* * *
Слав. сынов Кореовых. Так как здесь в слав. пер. нет слова Давиду (хотя во мн. греч. спп. – 21, 140, 194, 208 компл. и альд. – есть), то слав. переводчики (здесь и в 47, 1, [прим. 572]) признали псалмопевцами сынов Кореевых, как и в синод. пер., и у совр. гебраистов. По-греч. (как и в 41, 1) τοῖς υίοῖς Κορέ; и по пониманию свт. Иоанна Златоуста, бл. Феодорита, Зигабена, псалом составлен Давидом и передан сынам Корея для песнопения, как Пс. 41. Мы следуем греч. надписанию.
Совершили это. Просвещение лица, т. е. милостивое обращение Бога и Его близость к народу (Злат. и Феодорит).
Греч. κερατιοῦμεν – слав. избодем роги; пользуемся эвфемизмом рус. литературной речи.
Греч. ἀλαλάγμασιν|.Η'τιν [ват., син., алекс.] – воинский победный крик (Нав. 6:19), т. е. нас осталось мало, когда одерживали победу и издавали радостные восклицания. [У Ральфса ἀλλάγμασιν – вознаграждения, по немногим греч. спп. и древним переводам, соответствующих масор. т.]
Слав. наших соответствует ἡμῶν – син., алекс., туриц., Анфим и др.; а в греч. церк. Псалт. и у отцов Церкви – свтт. Кирилла Александрийского, Афанасия, Зигабена – читалось αὐτῶν и понималось: враги были малочисленны, и все-таки побеждали нас и издавали победные звуки; у бл. Иеронима eorum, в евр. т. их.
Слав. покиванию соответствует κίνησιν; неизвестно, почему сохранилась в слав. очень старая и ныне совершенно непонятная форма (как будто вин. пад. от сущ. покивания), естественнее бы: в покивание. Уклоняемся от буквы по переводу преосв. Порфирия.
Т. е. ежедневно и целодневно вижу и слышу издевательства. Псалмопевец, очевидно (по 18–21 стт.), излагает чувства и страдания не свои только, а всего еврейского народа.
Слав. не неправдовахом, букв. не солгали перед заветом.
Т. е. по-видимому лишил нас Своего благоволения и обычного в Твоем пути милосердия к нам. Чрезмерными страданиями Ты как бы сокрыл от нас путь Твоего милосердия и любви к людям (20 ст.). Бл. Феодорит, свтт. Афанасий, Иоанн Златоуст и Зигабен разумеют лишение возможности посещать храм и видят пророчество о Маккавейской эпохе.
Слав. овцы заколения, т. е. назначаемых на заклание (ср. 12 ст.).
"Сном называет пророк долготерпение: как спящий не чувствует того, что делается, так долготерпеливый переносит, когда над ним смеются и ругаются. Восстанием же именует возбуждение себя к отмщению» (Феодорит).