Патриарх Тихон

Источник

Промыслом Божиим, 21 ноября 1917 г., в Русской Православной Церкви восстановлено патриаршество, отмененное Петром Великим слишком двести лет тому назад. Долго и томительно ждали этого радостного дня целые поколения искренних православных русских людей и наконец, дождались его в пылу войны и междоусобной брани. Призирая на скорбную Русскую землю Своим всевидящим оком, Господь послал нам великого господина, отца и молитвенника, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Святейший Тихон родился в 1866 г. в Псковской епархии. Первоначальное образование он получил в Торопецком духовном училище и Псковской духовной семинарии, по окончании которой, как лучший воспитанник, послан был на казенный счет в Петроградскую духовную академию. Здесь веселый и общительный студент Василий Иванович Беллавин (мирское имя Патриарха) был любимец курса. По окончании в 1888 г. Академии, одним из первых студентов, он был определен в родную ему Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. Это был наставник, умевший не строгостью, а любовью и глубоко интересным преподаванием заставить всех любить и знать преподаваемые им предметы.

В 1891 г., Василий Иванович принял монашеское пострижение с именем Тихона. Все присутствовавшие, при совершении этого глубоко трогательного чина, были поражены той глубокой одушевленностью и какой-то особой проникновенностью, с какой произносил обеты постригаемый. В 1892 г. семинария рассталась с любимым наставником, переведенным инспектором Холмской духовной семинарии. В том же году, иеромонах Тихон был назначен ректором сначала Казанской, а затем, опять Холмской семинарии.

19 октября 1897 г. архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, а уже в 1898 г. назначен в Америку епископом Алеутским, где провел 8 лет и стяжал общую любовь своим архипастырским любовным ко всем отношением. В Ярославле, куда архиепископ Тихон был переведен в 1897 г. из Америки, он также оставил по себе редкую память. Здесь, он святительствовал 7 лет и старожилы сравнивали его со «святым» Дмитрием (Муретовым). Когда в 1913 году архиепископ Тихон, против своего желания, был переведен в Вильну архиепископом Литовским, его провожали с непритворными слезами, избрав его почетным гражданином г. Ярославля, каковая честь редко выпадала на долю наших святителей. На прощанье архиепископ Тихон раздал все, что имел, в разные благотворительные учреждения. Отзывчивый и любвеобильный, архиепископ Тихон и в Вильне за короткое пребывание успел стяжать себе любовь. В 1916 г., он был в действующей армии и объехал передовые позиции многих полков, благословляя воинов иногда под градом пуль.

Высокопреосвященный Тихон неоднократно был вызываем к присутствию в Св.Синоде и при том, разными обер-прокурорами, так как все они одинаково воздавали дань уважения его широким и глубоким познаниям, его архипастырской опытности, отзывчивости и особенно его высокому христианскому настроению, и никем непререкаемой чистоте и высоте его архипастырского служения.

Когда в мае 1917 г., происходили первые выборы Петроградского митрополита, архиепископ Тихон был одним из первых кандидатов. Вскоре, затем, он избран был архиепископом Московским, а когда 15 августа 1917 г. открылся Священный Собор Всероссий – занял кресло его председателя. Однако Провидение готовило ему еще больший подвиг, особенно тягостный и даже опасный в наши смутные дни.

В октябре 1917 г. на Священном Соборе было, наконец, решено восстановить в России патриаршество, прекратившееся 16 октября 1700 г. со смертью патриарха. Адриана. 30 и 31 октября, закрытым голосованием, были намечены кандидаты, причем замечательно, что митрополит Тихон только в третий раз получил необходимое для участия в выборах число голосов. Вероятно, это нужно было для того, чтобы все потом ясно видели, что не люди, а Сам Бог избрал его быть Русским патриархом.

15-го ноября, в храме Христа Спасителя, множеством архиереев и духовенства была отслужена торжественная литургия в присутствии членов Собора. По окончании часов, покойный митрополит Владимир, в присутствии выборных свидетелей, с особыми церемониями написал имена трех избранных кандидатов на патриаршество, – Антония, архиепископа Харьковского; Арсения, архиепископа Новгородского и Тихона, митрополита Московского, – на разных листках бумаги, свернул каждый жребий в трубочку, сложил поперек, надел на каждый из них резиновое кольцо, вложил в особый ковчежец, закрыл его, обвязал тесьмой, концы которой запечатал сургучной печатью, встряхнул ковчежец, вынес его из алтаря и положил на особо уготованном столике пред местной иконой Божией Матери. На том же столике была положена и нарочно, принесенная во время литургии из Успенского Собора, чудотворная Владимирская икона Божией Матери, пред которой молились и были избираемы другие Русские патриархи.

По окончании литургии был совершен торжественный молебен, по нарочито составленному чину, Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителям московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, после которого митрополит Владимир взошел на солею, взял ковчежец и изнес его на амвон посредине храма. Приподняв его, в виду всех присутствовавших, он сотрясал его, причем всем было хорошо видно, что печать и тесьма целы. Тогда на тот же амвон взошли представители Собора, митрополит Владимир разрезал ножницами тесьму, открыл ковчежец и благословил иеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексия на вынутие жребия с именем избранного, по указанию Божию, в великий сан патриарха Всероссийского. Старец-затворник трижды осенил себя крестным знамением и с благоговением вынул один жребий. Взяв его, митрополит Владимир развернул и громко огласил имя избраннаго в патриархи, – митрополита Московского Тихона. Тогда весь Священный Собор и все присутствующие в храме троекратно воспели в честь новоизбранного Патриарха «Аксиос» и «Тебе Бога хвалим». За этим, последовало освидетельствование двух других жребиев и торжественное посольство к митрополиту Тихону с объявлением об избрании.

В это утро, митрополит Тихон совершал литургию в Крестовой церкви своего Троицкого подворья, а два других кандидата, – в церквах обоих подворий. По прибытии посольства, состоявшего из старейших иерархов и выдающихся членов Собора, митрополит Тихон встретил его в Крестовой Церкви, облаченный в мантию, малый омофор и митру. Совершив краткое молебствие, он вышел на амвон и стал лицом к народу. Тогда митрополит Владимир, приступив к нему, торжественно благовестил ему об избрании, говоря: «Преосвященнейший Митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон ответил: «понеже Священный и Великий Собор судил мене, недостойного, быти в таковом служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». После этого, раздалось многолетие и новонареченный Патриарх произнес свое первое слово, полное смирения и самоотверженной готовности послужить Богу в Русской Православной Церкви в новом великом и ответственном сане патриарха, особенно тяжком в современной действительности. Затем последовали приветствия митрополиту Тихону со стороны посольства, по окончании которых он благословил народ и удалился в свои покои. В тот же день состоялось торжественное поздравление митрополита Тихона всем Собором и поклонение его Владимирской иконе Божией матери в Храме Христа Спасителя, а 7 ноября, он отбыл в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы в уединении приготовиться к торжеству возведения на патриарший престол (интронизация), которое и состоялось 21 ноября в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе.

В этот день с раннего утра, огромные толпы народа сошлись ко Кремлю. К 9 часам утра, члены Собора, во главе с епископами, собрались в Мироваренной Палате, а члены Св. Синода, – в храме 12 Апостолов, куда ожидался и новонареченный Патриарх. В храме было холодно, потому что западная стена его была избита большим снарядом во время взятия Москвы большевиками. На противоположной стене его стояло Распятие Господа Иисуса Христа с оторванными снарядом руками и вид его навевал скорбные чувства…

В 9 часов, наконец, прибыл митрополит Тихон и после приветствий, торжественно направился в Успенский Собор. Впереди шли певчие, затем члены Собора, миряне и духовные, а за ними смиренно, с опущенным взором, шел он сам. Войдя в Собор, митрополит Тихон стал на свое святительское место посредине храма и начал облачаться в великолепные архиерейские одежды. Благоговеннейше сослужащих ему, стройное задушевное пение синодального хора и вся красота служения, так возвышали и умиляли молящихся, что они невольно чувствовали духовный восторг. Литургия шла обычным порядком до «малого выхода» и присутствовавшие спокойно ждали интронизации. Наконец, при пении «Приидите, поклонимся» вся церковь, как один человек, выразили чувства свои в мощных звуках этой торжественной песни. Митрополит Тихон, поддерживаемый священнослужителями, вошел в алтарь и встал на Горнее место. В это время, как на Пасху, народ стоял с зажженными свечами, ибо совершалось великое таинственное дело, – посвящение Патриарха. Наступила самая важная минута… Два митрополита, – Владимир Киевский и Платон Кавказский, – взяли митрополита Тихона под руки и три раза посадили его на патриаршее место со словами: «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Св. Духа, аминь», а затем, старейший митрополит Владимир прочел над Патриархом особую молитву, читаемую на настолование Патриарха и громко произнес, – «аксиос».

Так долго лелеянная мечта Православной Русской Церкви осуществилась. Выборы и посвящение Патриарха совершились. В дни мрака и печали, среди бурь и грозных туч заблестело солнышко, – появился Отец отцов. Оставалось только радоваться и действительно, священнослужители, хор и весь народ, полным голосом, не скрывая радости, громко возгласили в ответ митрополиту: «аксиос, аксиос, аксиос». Архиепископ Новгородский Арсений, став перед престолом, тотчас произнес великую ектению, а митрополиты, с помощью дьяконов, облачили Патриарха в древние патриаршие одежды его великих и святых предшественников, сняв с него все архиерейское.

Когда кончилась литургия, Святейший Тихон отошел на патриаршее место и переменил свое облачение на мантию и белый патриарший клобук патр. Никона, надел две панагии и крест. Затем, он вышел к народу, остановился на амвоне и тогда, во всем величии и красоте своей, явился всем Святейший Патриарх…

Митрополит Владимир с трогательной речью вручил ему посох св. митрополита Петра, как знак святительской власти Патриарха Тихона над всей Русской Православной Церковью. Со своей стороны, поблагодарив за приветствия и поздравление, Патриарх благословил всех и направился к выходу для совершения крестного хода вокруг Успенского Собора. Народ, тысячами невидимых нитей притягиваемый к Патриарху, тесным кольцом окружал его, стараясь приблизиться к нему, прикоснуться к одежде его, заглянуть ему в лицо. И чувствовалась общая радость, радость пасхальная, трудно передаваемая. Из среды народа слышались восклицания: «Отец наш, заступник наш, помолись за нас».

Выслушав краткое молебствие после крестного хода в Успенском Соборе, Патриарх объехал в карете Священный Кремль, окропляя стены его св. водой и затем, отправился к себе на Троицкое подворье.

Так совершилось событие, имеющее в русской церковной и государственной жизни, величайшую важность. Целые два столетия у Русской Церкви не было одного общего Архипастыря, не было единой живой души, которая болела бы общими скорбями и радовалась общей радостью. Не было единой священной власти, которая объединяла бы в живом лице всех архиереев, все духовенство и всех верующих православных мирян. Недоставало живого молитвенника пред Богом за всю Русскую Церковь, недоставало духовника, который взял бы на свою совесть все ее многочисленные согрешения. Да и верующим не за кого было помолиться, не на кого было и понадеяться. Все расплывалось в туманное пятно целого ряда церковно-государственных коллегиальных учреждений…

Теперь у нас есть Патриарх, и русскому сердцу стало теплей и спокойней. Мы глубоко верим, что благодать свыше, высокие дарования и горение духа нашего Отца и Архипастыря возбудят в нас наши дремлющие духовные силы и станут мощными руководителями Православной Великой России в трудном деле возрождения ее религиозно-нравственной жизни.

Член Священного Собора.

Православной Российской Церкви,

профессор П.В. Верховской


Источник: Патриарх Тихон / Проф. П.В. Верховской. - Изд. "Новая Россия" - [Ростов-на-Дону]: Тип. "Центросоюз", 1919. - 11 с. (Вожди и герои России).

Комментарии для сайта Cackle