Источник

Вифезда

Вифезда (Βηθεσδά – на халдейском или арамейском בֵּית־חַסְדָּא = дом милосердия; Bethsaïda; Виѳезда; Bethesda): Ин.5:2. – Это купальня, или бассейн, водоем в Иерусалиме, у так называемых овечьих ворот, имевший пять крытых галерей для больных, в котором некогда ангел по временам возмущал воду, и первый, входивший в нее по возмущении, получал исцеление. Но о местоположении этой купальни мнения несогласны. Предание полагает, что этот бассейн или водоем находился внизу северо-восточной стены Храма, у овечьих ворот (Неем.8:1, 32), где теперь лежит глубокий ров, почитаемый доселе природными жителями за пруд Вифезда, и называемый у них Биркет Израиль. На этом месте путешественники находят и теперь развалины пруда и глубокий ров, поросший травой. Но другие, как Робинсон, полагают его на юго-восточной стороне города, в долине Кедронской, недалеко от Силоамского источника, где так называемый теперь источник Девы, принимаемый ими за одно с водоемом царским Неемии (Неем.2:14) и прудом Соломоновым у Флавия (о Войн. Иуд. V. 4, 2). В подтверждение последнего мнения приводят то, что в этом источнике доселе в неопределенное время от неизвестных причин бывает повышение и понижение воды (Herz. 2. p. 117–118). Но такое мнение может нравиться только тем, кои не любят чудесного. Местоположение этого источника не соответствует евангельскому повествованию. Источник этот находится в тесном месте, идет во мрак канала, и трудно отыскать здесь пять притворов. Избегая чудесности, иные ныне хотят даже заподозрить подлинность и неповрежденность самого текста о чудесности и целительности Вифезды (Ин.5:4), или, по крайней мере, чудесную целебность ее объяснить натуральным образом – то грунтом земли и подобием теплиц, то кровью омывавшихся здесь жертвенных животных. Но без этого терялась бы связь речи и вся история об этом не имела бы своего значения. Что касается до объяснения естественным образом чудесной целительности Вифезды, то принимать это значило бы произвольно уклоняться от прямого и ясного сказания евангельского. «Болезни ожидавших здесь возмущения воды были такого рода, что к излечению их недостаточны все известные врачующие силы природы. Можно ли и подумать, чтобы слепой, хромой, или сухой получали исцеление от одного минутного погружения в воду, смешанную с кровью животных?.. Или чтобы какие-либо теплицы или воды могли вливать жизнь в иссохшие члены тела, или возвратить зрение слепому, или совершенно исправить хромого, и одинаково быть целительными для всяких недугов, при одном мгновенном в них погружении?.. И что значит, что не каждый входивший в купальню по возмущении воды получал исцеление, а только первый?.. Все это показывает, что купальня Вифезда отлична была от всех целебных вод природы. В нее сходил ангел и возмущал воду; небесная сила изливалась в земной источник». Ныне здесь один высохший глубокий ров, поросший на дне травой и кустарником. Воскр. чт. 1839 г. № 4. стр. 32–34. Zell. 1. р. 159.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle