Источник

Аврам и Авраам

Аврам и Авраам (אַבְרָם = отец высоты, высокий отец; אַבְרָהָם = отец множества, или отец многих народов; Αβράμ, Αβραάμ; Abram, Abraham; А҆вра́мъ, Авраа́мъ): Быт.11:26–31, 12:1... 18:1... 14:12... Быт.15, 16, 17, 18, 19:27–29, Быт.20–25. Исх.3:6, 15–16. Нав.24:2–3. 1Пар.1:27. 1Цар.13:23. Неем.9:7. Сир.44:19–22. 3Ездр.3:13–14. – Μф.1:1–2, 17, 8:11. Лк.1:73, 3:8, 34, 16:22–31. Ин.8:33, 37, 39–40, 52–53, 56–58. Деян.7:1, 16. Иак.2:21–23. 1Пет.3:6. Рим.4. Гал.3. Евр.6:13, 7:1–9, 11:8–19. и др. – Младший сын Фарры, десятого патриарха по прямой линии от Сима, сына Ноева, после потопа, брат Аррана и Нахора. Родился по греч. счисл. в 3394 году, а по евр. в 2008 году от сотворения мира, почти за 2000 лет (в 1992 г.) до Р. Хр. Родина его – Ур Халдейский, в Мессопотамии, между реками Тигром и Евфратом. Церковь и вера находились тогда в великой опасности со стороны распространяющегося идолопоклонства. Самого Фарру И. Нав. причисляет к идолопоклонникам (Нав.24:2). И вот, чтобы сохранить веру между людьми, Бог избрал для сего Авраама (Быт.12:1–3, 18–19. 3Ездр.3:12–15. Сн. Исх.19:6. Втор.7:6, 14:2, 26, – 18 – 19). Аврааму было 75 лет, когда Господь явился ему и повелел оставить свой род, землю и отечество, и идти в землю, которую Он ему покажет, обещая произвести от него великий народ, и благословить его и возвеличить имя его, и в нем благословить все племена земные (Быт.12:1–3). Авраам с верой и покорностью принял повеление Божие, и вышел из Ура Халдейского с женой своей Саррой, и отцом своим Фаррой и племянником Лотом, и остановившись на время в Харране, где отец его скончался и он похоронил его здесь, продолжал потом путь свой один с семейством своим и Лотом (Быт.12:4–5). Прибыв в землю Ханаанскую, он прошел ее до Сихема, до дубравы Море, и Господь явился ему здесь и сказал: «Потомству твоему Я отдам землю эту». Авраам поставил здесь жертвенник Господу, и потом, прошед эту землю во всю длину ее к полудню и, поставив шатер свой между Вефилем и Гаем, создал другой жертвенник, призвав имя Господа, явившегося ему (Быт.12:4–9). Отселе вся последующая жизнь Авраама протекала в странствовании по разным местам (Деян.7:б), среди многоразличных испытаний, представляя нам образец весьма многих и самых поучительных добродетелей, как наприм. человеколюбия, кротости, правоты, терпения, миролюбия, великодушия, бескорыстия, гостеприимства, и особенно – благочестия, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним, совершеннейшей покорности Ему и всецелой преданности в волю Его. Во время голода он должен был на время удалиться в Египет, и это было не без испытания для Авраама (Быт.12:10–20). Возвратившись оттуда и живши сначала вместе с Лотом, он для избежания раздора между людьми должен был разделиться с ним (Быт.13). Но это не ослабило родственной любви его к племяннику. Это вскоре доказал он своей победой над соединенными неприятелями и избавлением Лота вместе с другими пленниками из плена, украсив торжество сие высоким своим благочестием и бескорыстием (Быт.14). Великим испытанием для Авраама было его бездетство. Господь, неоднократно повторяя ему свое обетование о многочисленном от него потомстве (Быт.13:16), снова явившись, особен. образ. повторил ему об этом, предсказав и судьбу его потомства (Быт.15). После сего Авраам имел уже сына от Агари, Измаила, по убеждениям Сарры (Быт.16); но Господь возвестил ему, что важнейшее обетование о потомстве относится к нему и Сарре вместе, и в ознаменование сего назвал Аврама Авраамом и Сару Саррой, при этом вступил в завет с Авраамом, обещая преимущественно быть его Богом и Богом его потомства и видимым знамением завета постановив обрезание, и предрек самое имя будущему сыну – Исаак (Быт.17:1–21). Вскоре после сего Господь явился Аврааму в лице трех странников, у дубравы Мамрийской, подтвердил ему скорое исполнение своего обетования (Быт.18:1–15), и в это время открыл Аврааму о страшной судьбе Содома и Гоморры за беззакония их жителей. Авраам ходатайствовал за грешников именем праведных, и ходатайство его не осталось напрасным; Лот спасен был от погибели (Быт.18:16–33, 19:1–29). После сего Авраам, поднявшись оттуда к югу, поселился между Кадесом и Суром и был на время в Гераре, но опять не без искушения, которое, впрочем, Господь обратил к славе его (Быт.20). Наконец, Авраам и Сарра имели сына обетования, Исаака (Быт.21:1–8); и вскоре Агарь была отпущена из дома Авраама вместе с сыном своим Измаилом, причем Господь подтвердил Аврааму, что Исааку принадлежит обетование благословения, но что и от Измаила он произведет великий народ (Быт.21:9–21). Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было видимо для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал союза с Авраамом. Но Авраам и после этого жил как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища (Быт.21:22–34). Последним и величайшим испытанием для Авраама было повеление Божие принести в жертву Ему единственного сына своего Исаака. Но Авраам столько имел веры и преданности Богу, что готов уже был совершить жертвоприношение, как Господь удержал его, возвращая ему жизнь сына его. В этом чудном событии открываются, как со стороны Авраама – величайшая вера (Евр.11:17–19), так и со стороны Бога – высочайшие таинства. В сие-то время Авраам видел день Искупителя (Ин.8:56), и заслужил наименование отца верующих; и здесь-то Господь излил на Авраама все свои благословения. «Мною клянусь, – сказал Он ему, – что так как ты не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесныя, и овладеет семя твое городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22:1–18). Спустя лет 11 или 12 после сего, скончалась Сарра, и погребена в пещере Махпельской против Мамре, что ныне Хеврон (Быт. 23). Чрез три года по смерти ее, Авраам обязал клятвой раба своего, Елиезера, избрать невесту для Исаака, сына своего, и, по устроению Божию, невестой его была Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахора, брата Авраамова (Быт.24). После сего Авраам вступил в новое супружество с Хеттурой и имел от нее шесть сынов. Наконец, прожив всего 175 лет, скончался и похоронен сыновьями своими, Исааком и Измаилом, близ дуба Мамре, в той же пещере, где похоронена Сарра (Быт.25:1–10). – Авраам был одним из величайших мужей Ветхозаветной Церкви. Вся древность, весь Восток, наполнены воспоминаниями о нем. Для иудея и магометанина, также как и для христианина, он есть отец верующих (Сн. Рим.4:11–12, 16). Ни о ком другом не распространялась такая слава между разными народами, как об Арааме (Сн. Сир.44:19–28). Он был другом Божиим (2Пар.20:7. Ис.4:8. Иак.2:28), и сам Бог по преимуществу называет Себя его Богом (Быт.17:7, 26:24, 28:13). От Авраама, как от своего родоначальника, ведет начало свое народ иудейский (Сн. Ин.8:33, 37, 39). Аврааму и его потомству даны Богом обетования о Спасителе (Лк.1:54–55, 73). В роде и потомстве Авраама сохранялась истинная вера на земле (Евр.11. сн. Рим.9:4–5). От него сам Христос по плоти (Мф.1:1. Рим.9:5). И все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама (Рим.9:7–8. Гал.3:7, 26–29). И касательно будущей судьбы нашей только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения (Мф.8:11. Лк.16:22. Гал.3:9, 29). См. Библ. Ист. Филар., Ист. В. 3. Богосл., Слов. Яцк. и Благов., Zell. 1. р. 19–22.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle