Источник

Египет, Египтяне, Египетский

Египет, Египтяне, Египетский (מִצְרַיִם, מָּצוֹר – от מָצַר = замкнутое, стесненное, огражденное место, или область, или земля; Αἴγυπτος; Aegyptus; Еги́петъ; L: Mizraim, Egypten): Быт.12:10, 14, 13:10, 16:1, 21:21, 37:25, 39:1, 45:4, 8–9, 46:3–6, 34, 47:6... 27–31, 50:22–26. Кн. Исх. и др. Нав.2:10, Суд.10:11. 1Цар.2:27, 4:8, 6:6, 8:8, 10:18, 12:8, 15:2, 27:8, 30:11. 2Цар.8:7, 7:6, 23, 23:21. 3Цар.З:1, 4:21, 8:9, 16, 65, 9, 16, 10:28, 11:17, 18, 40. 12:2. 4Цар.7:6, 17:4, 7:36, 18:21, 19:24, 21:15, 23:29, 34, 24:7, 25:26. 2Пар.1:16, 5:10, 6:5, 7:8, 9:26, 10:2, 12:2, 20:10, 26:8, 35:20, 36:3–4, 1Ездр,9:1. Неем.9:9. 2Ездр,1:25, 8:66, Иудифь.1:9, 5:11–12, Есф.4:17. – Пс.67:32, 86:4, 104:23, 38, 105:7, 134:8–9. – Ис.11:11, 16, 19:1, 3–4, 12–17, 18–25, 20:3–6, 30:2, 3, 7, 31:1, 3, 43:3. Иер.2:18, 36, 9:26, 25:19, 26:27–23, 37:5–7, 41:17, 42:14–19, 43:2, 7, 11–13, 44, 1... 46:2, 8, 11, 14. Иез.16:26, 17:15. 20:6–10, 23:3, 27:7, 29:2–3, 6, 9–14, 19–20, 30:4–26, 32:2... Ос.9:3, 6, 12:1, 9, 13. Ам.4:10. Наум.3:8–9. Зах.10:10–11. – 1Макк.1:16–20, 2:53, 10:51, 57, 11:1, 8, 13. 2Макк.1:1, 4:21, 5:1, 11. 3Макк.1:1, 2:19, 3:9, 6:3, 7:1. 3Ездр.3:17, 15:10–12, 16:1 и др. – Земля, лежащая в северо-восточной части Африки. Она граничит с востока – с каменистой Аравией и Аравийским заливом, с юга – с Эфиопией и Нубией, с запада – с песчаной возвышенностью Сахары и пустынями Ливии вообще, с севера – со Средиземным морфем.

Название ее. Египет носит разные названия. Таковы: 1) Еврейское Мицраим (מִצְרַיִם,מִצְרָיְמָה ). Так называется она по имени сына Хамова, Мицраима, и его потомков – самых древних обитателей страны этой (Быт.10:6, 12:10, 14). В Св. Писании имя это постоянно означает Египет. В коренных буквах своих оно удерживается и в арабском Меср или Маср, и в греческом Μέστρη или Μεστράια (Флав. Древн. 1. 6, 2). От корня мацар (מָצַר), мецар и двойственное мицраим значит ограждение, стеснение, замыкание, осада, ограничение, отсюда – замкнутое, стесненное, огражденное, укрепленное место, земля, город, область, страна. Двойственное Мицраим означает двоякий Египет, т. е. верхний и нижний, – 2) Земля Хамова (Пс.105:22, 104:23, 27). Так называется она по имени Хама, который, как отец Мицраима, почитается родоначальником жителей египетских. Хам с еврейского значит жаркий, горячий, и соответствует греческому названию южных обитателей Египта – эфиопов Αἰθόψ, Ἀιθίοψ). – 3) Отечественное, туземное название Египта «Кефме» или «Хемф» значит черный. Такое название Египта происходит не от цвета кожи жителей, кои имеют коричневый цвет кожи, а от черной наносной земли, которая отличает Нилом покрываемый земли от ослепительно светлых песчаных степей окружающих его пустынь. – 4) Обыкновенное название Египта греческое Αἴγυπτος с древних времен употребляемое у греков и римлян. Но происхождение и значение его неизвестно. Иные производят его от семитического (גּוּף) = замкнуть, окружать, запирать; другие – от санскритского agupta = огражденный, оберегаемый, охраняемый, безопасный; еще иные – от египетского священного имени Мемфиса: H-а́-ke-Ptah, город почитания Фта; еще иные – от финикийского названия нижней части Египта, и особенно Дельты: Akap, Ekapt, это значит извилистая страна. По другие полагают, что так как имя Египет употребительно только у греков и римлян и от них перешло в европейские языки, то происхождение и значение его должно быть греческое. Может быть, оно происходит от имени известного в греческой мифологии «Египта», сына Бела, близнеца Данаева, который по греческой мифологии занял эту землю и оставил ей свое имя. У Гомера именем Египта называется и река Нил и земля египетская: может быть, от реки «Египтос» название это распространено и на всю страну; но значение названия все остается неизвестным. – 5) Турецкие названия «Гипт (Gypt), Кабит, Кепт (Kept)», очевидно, удерживают коренные буквы или звуки греческого названия. Zell. 1. p. 259. Herz. 1. p. 138. Ар. Хрис. Рел. др. мира, Т. 2, стр. 1–2.

Источники. Сведения о древнем Египте почерпаются из Геродота, Диодора Сицилийского, Александрийского ученого Эратостена (род. в 276 г. до Р. Хр.) и из сохранившихся отрывков истории Египта, составленной на греческом языке египетским жрецом Манефоном, жившим в третьем веке до Р. Хр. Извлечения из него представляют: Флавий, Юлий Африканский и Евсевий. Но они представляют неполную историю, и исполнены противоречий. Обильный материал истории Египта представляют иероглифические надписи на его памятниках, на которые учеными ныне обращено особенное внимание. По разбору этих иероглифов наиболее важны труды француза Шампольона и немцев Лепсиуса и Бунзена. Обо всех этих и разных других источниках сведений о Египте, особенно касательно его вероучения, см. Арх. Хрис. Религ. др. мира, Т. 2. 1875 г. стр. 19–32. Самыми же верными из всех известий, какие только имеем мы о Египте, служат указания св. книг В. Завета. Хотя они не представляют нам полной истории Египта, но, верно представляя отдельные некоторые факты, разливают свет и на другие. Но и при таких данных только с 8-го века до Р. Хр. можно вести историю Египта; относительно же отдаленных событий историки принуждены ограничиваться более только отдельными некоторыми сказаниями и общей характеристикой состояния цивилизации страны этой. Илов. рук. ко Всеоб. Ист. Ч. 1. Изд. 3. 1869 г. стр. 30. Шлосс. Всем. Ист. 1868 г. Т. 1. стр. 33.

Разделение. Первоначально жители Египта делили страну свою на две главные части, по течению Нила, на верхний и нижний Египет. Первый, расположенный южнее, имел столицей Фивы; а последний, и с главным городом Мемфисом, завимал северную, большую часть страны. Но впоследствии греки (Страбон и Птоломей), и потом римляне, стали разделять его на три части, на верхний, средний и нижний. Верхний или южный, по имени своей столицы, назывался также Фиваидой. В нем, южнее прочих городов, лежал на острове Нила город Филе, и недалеко от него, также на острове, город Елефантина. Близ этих городов находятся так называемые Нильские водопады, или, вернее, пороги. Ниже них лежал город Сиене (Иез.29:10). Из остальных городов всех знаменитее были Фивы, в евр. Но, Но – Аммон (Иер.46:25. Иез.30:14–15. Наум.3:8–10), построенные на обоих берегах Нила. Развалины их, также как и выше названных городов, существуют и доселе, со многими замечательными остатками и памятниками. К северу от Фив, на берегу Нила, находятся развалины города Тентиры, в котором в новейшее время было найдено изображение зодиакального круга египтян. В среднем Египте особенно замечательна большая круглая весьма плодородная равнина эль-Фаюм (к древности Арсиноэ), лежащая в западной горной цепи и замкнутая со всех сторон горами и пустыней. Ее соединяет с Нилом и оплодотворяет водами его большой канал, называемый каналом Иосифа. Канал этот ведет к так называемому Меридову озеру. На краю Фаюмской равнины к юго-востоку находятся громадные массы камня и мусора, считаемые за остатки древнего лабиринта, состоявшего, как говорят, из соединения двенадцати дворцов и заключающего в себе 3,000 комнат. Мемфис, столица среднего Египта, в евр. Ноф (Ис.19:13. Иер.2:16, 44:1, 46:14, 19), лежал к югу от нынешнего Каира, в 45 римск. мил. от Дельты. Он когда-то был также велик, как Фивы. Великолепнейшим зданием его был храм Фты. Но от этого города не осталось такого множества памятников, как от Фив; они занесены илом и песком. Близ Мемфиса лежало Хароново озеро, где перевозчик Харон переправлял на другой берег усопших. Близ него, к западу от него и Нила, находятся величайшие из египетских пирамид, обнесенные бесчисленными кладбищами, и называемые по имени своих строителей, пирамидами Хеопса, Хефрена и Микерина. Недалеко от них находится высеченная в скале статуя сфинкса в 117 парижских футов длины, и теперь по шею засыпанная песком. Столицей нижнего или северного Египта, называемого по своей треугольной форме Дельтой, был Илиополь (город солнца), называемый так потому, что посвящен богу солнца, и заключал самый знаменитейший из храмов, посвященных сему божеству. Египетское имя этого города было Он (Быт.41:45. Иез.30:17). Подобно Фивам и Мемфису, он был знаменит жреческим училищем и считался как бы университетом Египта. При устьях двух крайних из семи рукавов Нила стояли два больших города: Пелузиум на востоке и Канопус на западе. Важнейшим из нижнеегипетских городов, после Илиополя, был Саис, лежавший внутри Дельты, и также славившийся своей жреческой Академией. В этом-то городе Амазис, один из последних царей Египта, поставил высеченный из цельной скалы небольшой храм, перевозка которого с острова Елефантины, где он был изготовлен, до Саиса потребовала трехлетнего труда трем тысячам человек. Он имел 34 фута длины, 241/2 ширины и 12 высоты. Из других городов нижнего Египта у пророков упоминаются: крепость Син, Бубаста, Тафнис, Мигдол, Патрос, Цоан или Танис (Иез.29:10, 14, 30:14–18. Ис.19:11, 13, 30:4. Иер.2:16, 44:1, 46:14). Александрия, самый знаменитый из всех городов нижнего Египта, была построена Александром Великим уже чрез несколько столетий после падения независимости Египта. Шлосс. Всеоб. Ист. Т. 1. 1868 г. стр. 30–33. Сн. Землеоп. др. света Брута, изд. 2. 1837 г. Ч. 1. стр. 204–215.

Физическое состояние страны и ее произведения и богатство. Египет есть страна самая плодородная, богатая и населенная. Климат в Египте теплый, благорастворенный, ровный и здоровый. Зима здесь совсем неизвестна. Летний зной умеряется северо-западными ветрами. Дожди бывают только в нижнем Египте; в верхнем их совсем не бывает, и след., растительность зависит здесь не от дождей (Втор.11:10). В южном Египте одно только время года – это вечно знойное и сухое лето; а в среднем и нижнем или северном бывает и прохладное и жаркое время. Первое – с октября до мая; в это время часто бывают дожди, и это есть самое приятнейшее время года, равняющееся прекраснейшим весенним дням нашего умеренного климата. Последнее обнимает месяцы с мая до октября. В это время от знойного солнца увядает вся почти зелень, и только ночная роса освежает еще растения. Господствующее ветры в стране – это северные. Жары бывают особенно нестерпимы, когда дует вредный для людей и для животных южный ветер, называемый Хамзин (что значит 50, потому что он почти всегда бывает в течение 50-ти дней, в апреле, мае и июне); к счастью, он никогда не продолжается долее трех дней, главнейшая и и знаменитейшая река, особенно способствующая обогащению Египта, есть Нил. В Св. Писании она постоянно почти встречается под именем Иеор (יְאֹר). Получая начало свое из болот Абиссинского плоскогорья и протекая чрез всю длину страны, разделяя так. обр. ее на две части, он каждый год разливается в августе и сентябре и покрывает всю долину, удобряя ее черным или грязным своим илом, и наконец, разделясь на многие рукава, изливается в Средиземное море. Кроме Нила вся северная страна Египта омывается водами Средиземного моря, восточная – Чермного; и сверх того в древности множество было водопроводов, каналов, озер и бассейнов для сохранения воды и орошения земель. Из озер известны озеро Мензалех и Меридово озеро – в среднем Египте; из каналов самый большой – Иосифов (Бахр султана Юсуф), который, начинаясь у пределов Фиваиды, в некотором расстоянии от Нила по западной стороне его проведен был чрез весь средний и нижний Египет; Траянов канал проходил на восток от нынешнего Каира, и чрез Горькое озеро достигал Аравийского залива, где назывался Птоломеевым, и др. Все это при теплом, благоприятном, ровном и здоровом климате, делало страну весьма богатой и плодородной. Главное богатство страны составляют внутренние ее произведения. Равнина Дельты и долина верхнего Египта окружены горами и пустынями. Горы доставляют гранит, известняк, базальт, порфир и песчаник. Отсюда в древности устроялись обелиски, сфинксы, храмы, дворцы, пирамиды, катакомбы, саркофаги, статуи, колонны и пр. Море, омывающее северные берега Египта, большие озера, как напр. Мензале, и воды самого Нила в изобилии доставляли рыбу жителям (сн. Ис.19:8, 10. Числ.11:5. Иез.29:4–5). Кроме того, озера, берега Нила, разные каналы и оазисы во многих местах покрыты тростником, и в особенности в древности известен был папирус, из которого выделывали бумагу и который употребляли и на разные другие изделия. Удобренные нильским илом и хорошо возделанные поля обильно производили разные хлебные произрастания: бобы, рис, пшеницу, ячмень, просо, льняное семя, и пр. Огородные растения: дыни, огурцы, и пр. были во всем изобилии (Числ.11:5). Лесов там нет; но финиковые пальмы во многих местах составляли целые рощи, и своими плодами и самым деревом и листьями доставляли жителям бесчисленные выгоды. Кроме того, во множестве росли акации, тутовые деревья, хлопчатник, сахарный тростник, сикоморы, индиго и другие плантации. Земля изобиловала и другими видами растительности, и лугами, и полями, и садами; и потому Св. Писание, изображая особенную красоту и превосходство окрестности Иорданской до истребления городов Содома и Гоморры, сравнивает ее с землей Египетской. «Вся она, сказано, орошалась водою, и была как сад Господень, как земля Египетская» (Быт.13:10). Во времена Иосифа, когда голод распространялся по земле Ханаанской и другим землям, земля египетская не только щедро наделяла всем своих жителей, но питала и окрестные земли. Во время странствования по пустыне евреи с восторгом вспоминали об изобилии и довольстве в снедных вещах в Египте. Кроме плодородия земли и богатства растительности, которыми особенно отличаются Нильская долина и Дельта, Египет богат и рогатым скотом. Стада овец, коров и козлов многочисленны и ныне, как и в древности. Были в древности быки и буйволы прекрасной породы, как то можно видеть на древних памятниках. В книге Бытия упоминается об ослах и верблюдах, которые употреблялись для езды и перевозки тяжестей (Быт.12:16, 45:23). Египетские ослы отличаются особенной крепостью и живостью. В водах Нила прежде водились гиппопотамы или бегемоты, которые ныне редко встречаются (Иов.40:10–19). Крокодилов доселе множество. Диких зверей и хищных птиц множество; домашних птиц также много: индеек, гусей, уток, кур и особенно много голубей; множество также диких гусей, уток, перепелок и других пернатых. Евреи, живши в Египте, в изобилии пользовались мясной пищею; котлы были у них с разными мясами (Исх.16:3. Числ.11:4). Египет славился также в древности лошадьми и колесницами. Из Египта коней приводили к Соломону (3Цар.10:28. 2Пар.1:16, 9:28). Оттуда же доставляемы были Соломону колесницы (3Цар.10:29. 2Пар.1:16). Когда, по выходе евреев из Египта, египтяне раскаялись что отпустили их, и хотели снова возвратить их себе, тогда фараон двинул с собой шестьсот отборных колесниц со множеством избранных военачальников и всадников (Исх.14, 15). И пророк Исаия свидетельствует о множестве у них колесниц, коней и всадников (Ис.31:1). Богатству Египта издревле много благоприятствовало географическое его положение. Средиземное море поставляло его в близкие отношения с прибрежными странами южной Европы и Азии; Чермное море – с прибрежьями Западной Аравии; Нил – с внутренними областями Африки. Столь выгодное географическое положение, естественно, должно было вызывать обширную торговлю. И действительно, торговля их, несмотря на отвращение их к мореплаванию, была значительна. Торговлю производили они и водой – по Нилу и разным каналам, и сухим путем посредством караванов, издревле ходивших в Египет из разных стран востока: из Аравии, Палестины, Сирии и Азии, и из Египта обратно на восток. На некоторые следы этой торговли в самые древние времена указывает нам само Св. Писание. См. напр. Быт.37:25, 28. О морской торговле можно заключать и из того, что финикияне издревле имели свои колонии по северному берегу Африки, и корабли финикийские обходили и берега африканские. Торговля должна была возрастать, когда с течением времени цари египетские стали распространять свою власть и в Европе, и в Азии. Так при Сезострисе был флот на Чермном море. Так при Псамметихе дозволено было грекам ездить в Египет для торговли. Фараон Нехало и Амазиз покровительствовали торговле. После, во времена Птоломеев, торговля процветала. В северных странах Египта Пелузий, Ринокорура, Александрия, и другие, были знаменитыми торговыми городами. Фабрики льняных и бумажных тканей достигли вышей степени совершенства. Египет славился полотнами (Ис.19:1, 9. Иез.27:7) и разноцветными тканями (Притч.7:16). Внутренняя торговля во все времена была довольно оживленная. Этому особенно благоприятствовал Нил с его различными и многочисленными каналами. Если с течением времени богатство Египта стало упадать, то это не от климатических и физических причин, а более от нравственных и политических и от внешнего угнетения и рабства. Если иные ветви Нила пересохли, иные каналы, пруды и озера занесены песками, тростники и другие водяные растения в иных местах исчезли, земля Гошен, некогда лучшая из земель Египта, превращена в песчаную пустыню, то все это произошло вследствие тех великих превращений, о которых предсказывали пророки (Сн. Ис.19:1–15. Иез.30:31). Herz. 1. р. 139–142. Библ. Слов. Верх. Т. 1. стр. 596–602. Путеш. Нор. по Егип. и Нуб. Изд. 2. 1853 г. Ч. 1. гл. ХVIII и XIX. Zell. 1. р. 259–260.

Общественное устройство: народонаселение, касты и управление, религия и состояние наук и искусств.

а) Население Египта. Древние Египтяне не принадлежали к африканской расе, как некоторые думали. Исторические данные и исследования, произведенные над мумиями, несомненнейшим образом доказывают, что их надобно причислить к кавказскому племени, которого первобытное жилище есть Армения. Но к какой ветви этого племени ближе принадлежит их род, это до сих пор остается нерешенным. По одним, они принадлежали к одной семье с нынешними нубийцами и некоторыми другими североафриканскими народам, составляя так называемую нубийскую или эфиопскую ветвь кавказского племени; по другим – к семитическому или арамейскому племени, к которому принадлежат евреи, арабы, хананеяне, финикияне и другие народы. Впрочем, и те, кои относят их к эфиопской ветви, разумеют здесь не Эфиопию в обширном смысле, в каком под эфиопами разумеются все черного цвета южные жители, но в теснейшем, разумея здесь с юга прилежащих к Египту обитателей Нила, коих средоточие и центр, по Геродоту, было Мероэ, и коих племя распространялось к востоку до Чермного моря и далее на север. Это племя не имело ничего общего с неграми ни по строению черепа, ни по цвету кожи, а имело красный или коричневый цвет, как египтяне, и по языку было кавказским племенем. Потомки этих древних египтян – копты доселе удерживают свой древний египетский язык, принадлежащий к семитическим. В существе своем это тот язык, коим говорили здесь до Иосифа и Моисея. В еврейском тексте Св. Писания Египет постоянно называется Мицраимом и землей Хама, чем прямо дается видеть, что древние жители его ведут начало свое от Мицраима, сына Хамова. Но когда и как пришли они сюда из Армении, первобытного жилища семейства Ноева после потопа? Вопрос этот опять остается нерешенным. По одним, они пришли сюда из Азии через пустыню Сирийскую; по другим – чрез Аравию и пролив Бабель-Мандебский, так как население Египта, по историческим данным и памятникам, прежде было па юге, в верхнем Египте, и с юга распространялось на север. Но ныне происхождение египетского населения признают из Азии – не с юга и не из Мероэ и Фиваиды, а с севера, или северо-востока, чрез Сирийскую пустыню, находя по египетским памятникам древнейшим центром цивилизации Египта страну около Мемфиса. Мы уже во времена Авраама (за 2 тыс. л. до Р. Хр.) видим, что нижний Египет не только заселен был, но и успел достигнуть цветущей цивилизации. Как бы то ни было, и то и другое мнение соединяются в том, что признают древних египтян потомками Хама и Мицраима, в древнейшие времена пришедшими сюда из Азии, по строению и цвету тела своего не принадлежащими к африканской расе, и по своему языку принадлежавшими к семитам. Zell. 1. р. 261. Herz. 1. p. 147.

б) Касты и администрация. Вначале Египет не составлял одного большого государства, а состоял из множества малых владений, которые потом мало-помалу соединялись между собою. Из образовавшихся государств самые замечательные были: Мемфисское в Среднем Египте и Фивское в Верхнем. Вначале эти государства имели устройство теократическое, т. е. управление находилось в руках жрецов, и потом оно перешло в монархическое, состоя под управлением царей. Жители разделялись подобно индейцам на разные классы или касты. По Геродоту их было семь: жрецы, воины, пастухи, свинопасы, ремесленники, переводчики и мореходцы; по Диодору – пять: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники и пастухи. Первые две касты были главными и знатнейшими. Цари принадлежали к воинскому классу. Самым низшим классом были пастухи и самым презренным свинопасы. Жрецы пользовались особенным уважением в народе и были главными советниками царей или фараонов. Они были также и самые, образованные люди, и занимались науками, наприм. астрономией, геометрией; географией и пр. Царь в Египте, как и везде на востоке, был предметом глубочайшего благоговения, и при вступлении на престол был весьма торжественно посвящаем в новый сан свой. Особенная одежда, посох и носимый над ним веер из страусовых перьев – были главными знаками царского достоинства. В живописи и скульптуре достоинство царя аллегорически изображалось посредством ястреба и державы. Это были собственно эмблематические знаки солнца, и этим выражалась мысль, что царь, господствует на земле, как солнце на небе. Имя Фараон, или собственно Фра по-египетски значило солнце. Администрация Египта была очень проста. Страна разделена была на так называемые номы или округи, из которых в каждом находилось особенное должностное лицо, заведовавшее всеми делами по управлению. Номы, в свою чреду, делились на другие меньшие части, управлявшиеся подобным же образом. См. Бекк. Всем. Ист. 1848 г. Ч. 1. стр. 40–43. Шлосс. Всем. Ист. Т. 1. стр. 38–41.

в) Религия. Религия египтян в первоначальном виде, была очень проста и состояла в поклонении единому верховному, невидимому, таинственному и сокровенному божеству; многочисленные божества, обожамые египтянами, были ни что иное, как символы или олицетворения различных свойств и проявлений верховного невидимого существа, и так. обр. религия их имела эмблематический характер. Верховное божество по Геродоту и Плутарху было Аммон, которого Геродот отождествляет с греческим Зевесом; по Манефону – Фта, которого он сближает с греческим Гефестом. Аммон был в верхнем Египте – в Фивах, а Фта – в Мемфисе. Так. обр. оба они были главными божествами Египта; но, занимая первые места между божествами Египта, оба они возникли из другого, более древнего и общего представления о божестве. Это общее, основное, исходное божество Египта есть Ра – солнце, первоначальный и древнейший бог Египта. Все другие, более общие боги Египта, называются именем того же Ра. Отсюда Аммон – Ра, Фта – Ра и пр. И все местные божества возвышались и делались верховными чрез отождествление с этим общим и первичным божеством. Это владыка миров, небесного и земного, и царь всех богов. Культ его под разнообразными формами распространялся по всей стране Египта; но он, подобно другим богам, имел и свой, особый, местный культ. Местом преимущественного поклонения ему был Гелиополь – город солнца. Аммон – Ра и Фта – Ра, как божества производительной и образовательной силы, разделялись в существе своем на два начала – мужское и женское, и идея единого божества, как источника света и жизни, расчленялась на разные другие представления, с другими именами, хотя выражающими то же понятие. Так. обр. были разные боги и богини, которые, под разными именами и символами, служили выражением разных свойств и проявлений того же божества. Все они ни что иное, как расчленение его сущности, олицетворение его атрибутов. Особенно распространен был в Египте культ Озириса и Изиды. Это те же боги, но представители реального обнаружения божеских сил; это силы, в которых воплощено божество, боги процесса жизни во вселенной. Озирис называется великим богом, от себя происшедшим, так же как и Ра, но он есть бог явившийся, открывшийся в жизни мира; он бог в явлении жизни. В нем бог Ра, бог солнечный, открылся под формой силы воплощающейся в формах мировой жизни, он по преимуществу есть бог жизни и ее форм и изменений, бог мировых законов и судеб, бог человека и его нравственных судеб и целей, прототип человек и его жизни. Подобным обр. Изида есть мать жизни, полнота бытия, тип силы рождающей и производящей. Озирис с Изидой суть олицетворение природы в ее идее, в ее общих материальных силах; это воплощение вселенной в ее изменяющихся жизненных формах, в ее происхождении и целях, в ее действительности. Так. обр., это только другая форма того же божества. Аммон, Фра, Озирис представляются иногда до тождества сходными между собой, заменяя один другого, и поставляясь вместе, как равные божества. Также и богини. Все они, и боги и богини, тяготеют к одному центру – Ра, в котором объединяются. – В отношении к миру учение о едином божестве, как уже и из сказанного можно видеть, принимает совершенно пантеистический вид. Единое верховное божество породило мир из себя, из собственного существа, и в себе все вмещает. Таким образом, понятие о едином боге смешивается с натуралистическими понятиями, все проникается мыслию о тождестве бога с миром; божество не отделяется от материи, а отождествляется с ней. Нет материи, как отдельного от Бога вещества, но мир есть тело божества, воплощение божества, самое божество, тождествен с божеством, как порождение и проявление существа его. При таком учении идея о едином божестве и вера в единого, невидимого, сокровенного, таинственного Бога теряет свое значение. Она могла быть понимаема разве только немногими жрецами, посвященными в тайны религии. Прочие, и особенно масса народа, были убеждены в действительности существования множества божеств, верили буквальному значению тех мифов, какие про них рассказывали, и так. обр. преданы были самому грубому идолопоклонству. Жрецы умышленно скрывали от народа истину, и развили в нем всякого рода суеверия. Отождествляя Бога с природой и все в мире почитая проявлением Божества, египтяне все обоготворили в природе; сначала самые главные предметы видимой природы: солнце, луну, светила небесные, а потом стихии: воздух, воду, огонь и все земные предметы. – Было у египтян и злое начало. В природе есть и враждебный силы. Идея о них первоначально соединялась с представлением о змеях и драконах. Змей Апап служил олицетворением зла. Впоследствии идея зла неразрывно соединялась с именем бога Сет. Сет, по-видимому, тоже солнце, но – в его жгучем, иссушающем действии на землю; он бог и чужеземных народов, и изображается и красным – огненным, и черным, и есть представитель враждебных сил природы, то же, что греческий Тифон. Он есть существо противоположное Озирису, так как и жена его – Изиде. Он старается все задушить и уничтожить. Боги постоянно ведут вражду с ним и его духами. – В Египте весьма распространено было почитание животных; особенно почитались священные животные; за ними был особенный уход; к ним с великим почтением относились и по смерти их; их бальзамировали. В основании этого почитания лежал особый взгляд на них, как представителей таинственных божественных сил в природе. Священные животные в особенности были символами божества, носителями его силы. Так напр. Апис, почитался душой Озириса, или живым Озирисом; так равно и другие животные; в каждой провинции и в каждом городе были свои особые боги между животными. – Вера в бессмертие и будущую жизнь занимала также весьма важное место в религии египтян, и имела сильное влияние на всю их жизнь. С верой в бессмертие соединялась вера в переселение душ. По мнению египтян, каждая душа до своего рождения странствует по телам различных животных, а по смерти нисходит в преисподнюю, где ее судит бог подземного мира Озирис. Если она окажется чистой и доброй, то переходит в лучший мир, где наслаждается полным блаженством; в противном случае, она в аду подвергается разным мукам, потом переходит в тела различных животных и пространствовав по меньшей мере 3,000 лет, снова возвращается потом в свое прежнее человеческое тело. С верой в загробную жизнь и в переселение душ тесно соединялось бальзамирование тел. В основании его, вероятно, лежало верование в возвращение души в прежнее тело. См. Арх. Хрис. Рел. др. м. Т. 2. 1875 г. Египет.

г) Состояние наук, искусств и художеств. Наука в Египте предоставлена была жрецам, которые одни в древности имели познания в разных науках. Немало препятствий к этому для других классов заключалось в высокой цене письменного материала и в свойствах письмен. Египтяне еще в первобытные времена изобрели бумагу, которой одной они только и пользовались и которая и за пределами Египта долго держалась, пока, наконец, во 2-м веке до Р. Хр. вытеснена была пергаментом; изобретенным Евменом, царем Нергамским за 200 лет до Р. Хр. Она приготовлялась из водяного растения, папируса, ствол которого разрезался на тонкие пластинки, которые склеивались вместе. Имя этого растения стало именем бумаги не только у египтян, но перешло и в языки образованных народов запада для обозначения различных письменных материалов. У египтян было три рода письмен: иероглифическое, иератическое и демотическое. Первое состояло из рисования фигур предметов, о которых шла речь; второе было сокращением первого, вместо рисования целой фигуры изображая только часть ее; последнее было сокращением второго, употребляя вместо рисунков знаки, изображающие понятия аллегорически и выражающие известные звуки или буквы. Эти знаки называли фонетическими. В новейшие времена достигли наконец искусства разбирать эти письмена. Найден был камень, известный под именем Розетской надписи, на котором были три надписи. В одной из них, греческой, объяснено, что остальные две содержат то же самое, и высечены – одна иероглифами, другая демотическим письмом. Иератическое письмо обыкновенно употреблялось жрецами; демотическое служило преимущественно для ежедневная употребления. – У древних египтян существовали и науки, но степень, до которого они успели развиться, никак не может быть назван высоким. Так, в медицине они не могли сделать больших успехов, потому что не знали химии и не занимались анатомией. Так и в математических науках, хотя разливы Нила и потребность земледелия рано заставили их заняться землемерием, но так как они не знали даже теоремы Пифагора и некоторых других положений начальной геометрии, то и эта наука не пошла у них далее первых начал и простейшего практического применения. Система орошений, имевшая для них такую важность, находилась постоянно в одном и том же положении. Их механика была также несовершенна. Конечно, нельзя не удивляться, видя, что в Фивах, напр., есть статуя, весящая 17, 740 центнеров и перевезенная туда слишком за 50 миль, или, что вес другого памятника, поставленного в одном из храмов и высеченного из цельной скалы, превосходит сто тысяч центнеров. Но египтяне передвигали эти огромные массы камня посредством множества рук, с помощью только крайне простых машин, и притом употребляли на это очень много времени. – Ремесла у египтян стояли высоко. Ткани в их гробницах доказывают удивительно раннее и высокое их развитие. Некоторые из них были очень тонки, прочны и великолепны. Видно большое разнообразие утвари, оружия. Древние особенно прославляют виссон. На гробницах найдены изображения фабрикации стекла и разные стеклянные сосуды, цветное стекло и поддельные драгоценные камни, очень искусно изготовленные. Египтяне знакомы были со стеклянным фарфором и эмалью. Умели выделывать кожи и вытеснять на них разные узоры. Известен им был род сафьяна. Но искусство и вся цивилизация отмечена характером застоя и недостатка прогрессивности; не видно у них прогрессивного усовершенствования; раннее развитие их искусств и художеств не простиралось далее в своем развитии в последующие времена. Произведения египетского искусства до того тожественны во все времена, что, по словам Платона, тысячелетние картины и статуи египтян ничуть не лучше и не хуже тех, какие делались в его время. Даже и в позднейшее время, когда Египет подпал под власть греческой династии и познакомился с творениями персидско-греческого и римского искусства, египтяне остались верны своему художественному стилю, и продолжали работать по образцам, которых держались их предки. Позднейшие их произведения были повторением прежних или еще ниже их. И в живописи, и в скульптуре произведения их далеки от искусства Греции; нет в них настоящей жизни, выражения чувства или страсти; животные часто изображаются вернее и живее, чем люди. Скульптура и произведения египетской архитектуры отличаются колоссальностью своих созданий, чудовищными размерами, громадностью механического труда и техническим совершенством, но не художественностью. Сюда относятся: сфинксы или изображения львиного тела с головой другого какого-либо животного или человека; это символические изображения царей и богов; – пирамиды – четырехсторонние, иногда весьма огромные здания, сводящиеся наверху в одну точку и предназначавшиеся для погребения мертвых; – храмы с их разными отделениями и пристройками, отличающееся своей массой, разнообразием и множеством колонн и живописью; – обелиски или остроконечный колонны, состоящие всегда из целого куска камня, имеющие вид четырехугольной колонны, вверху постепенно суживающейся и заканчивающейся какой-либо фигурой. Они строились в честь богов или украшали входы храмов, покрываясь различными надписями; – кладбища, подземные храмы и катакомбы, высеченные в горах и скалах; все они имеют одну только дверь и никогда не освещаются дневным светом; стены их покрыты надписями и изваяниями, изображающими все окружавшее человека в жизни; тут изображение ремесел, земледельческих занятий, охоты, сцен из домашней жизни; тут вместе с трупами и различная утварь, даже детские игрушки. – И во всех этих произведениях господствует неизменная приверженность к старине; их быт не изменился в главлых чертах своих во все продолжение их истории; все, что этот народ раз усвоил себе, держалось у него еще целые столетия и после того, как дух времени совершенно изменился, и Египет, под персидским, греческим и римским владычеством, познакомился с другими принципами и другими формами жизни. Только после прочного утверждения здесь христианства, рушился наконец древний быт египетский, исполинские памятники коего уже давно лежали в развалинах. Всем. Ист. Шлосс. Т. 1. 1868 г. ст. 43–48. Всем. Ист. Бек. Т. 1 стр. 47–54.

История Египта. Первобытная история Египта покрыта глубоким мраком. Манефон наполняет ее мифическими сказаниями о богах и полубогах. После них первым египетским царем, по преданиям, сохранившимся в народе, является Менес, живший более чем за три тысячи лет до Р. Хр. Он положил основание Египетскому государству. Ему приписывают построение Мемфиса с великолепным храмом божеству огня, называвшемуся Фта, которого отождествляют с Гефестом или Вулканом греческим. Он, по Геродоту, построил плотины на берегу Нила, осушил прежнее русло его и дал течению его другое направление чрез новый канал. Он вырыл также озеро на севере и западе от Мемфиса, которое имело сообщение с рекой. Herod. 11. с. 99. После Менеса Манефон насчитывает до 30 династий царей, последовательно царствовавших в Египте до нашествия персов (см. Библ. Слов. Верх. 1, стр. 604–605). Одним из преемников Менеса, время жизни которого точно нельзя определить, был Озимандис, величественные развалины гробницы которого и обложки одной из статуй которого с надписью находятся на левом берегу реки Нила в Фивах. Из последующих царей, по египетским памятникам, особенно известен Аменофис или Аменемх III-й, при котором устроена целая система доков, каналов, шлюзов и резервуаров и вырыто озеро Меридово, в котором посредством больших шлюзов хранилась вода Нила, которую во время сильных наводнений впускали в него, и после, смотря по надобности, выпускали. Время его царствования по Манефону относится к ХII-ой династии. Власт. Св. Лет. Т. I. стр. 468. Озеро Меридово находится в области Арсиноэ или эль-Фаюмской. Цари: Хеопс, Хефрен и Мицерин, которым приписывают построение больших пирамид, известных под их именем, принадлежат также к древним временам. Говорят, что над пирамидой Хеопса работало 100,000 человек в течение 80-ти лет. Одним из достопримечательнейших событий древних времен Египта служит завоевание и покорение нижнего и среднего Египта пастушеским племенем, неизвестного происхождения, называвшимся гиксами, или царями-пастырями, которых нашествие на Египет полагают за две тысячи лет до Р. Хр. Владычество их продолжалось около пяти столетий (480 л.), по Манефону 511 лет, от 18-й до 17-ой династии фараонов. Манефон считает 6 первых царей из их династии самыми воинственными. Сн. о Гикс. Флав. прот. Апиона. Кн. 1. § 14. Zell. 1. р. 262. Пут. Нор. по Егип. Ч. 1. 1853 г. стр. 266–272. Keil и Del. на Быт. р. 322–324. Арх. Хрис. Рел. др. м. Т. 2. 1875 г. стр. 10–12. Не известно достоверно, кто был царем, когда Авраам, живший за две тысячи лет до Р. Хр., был в Египте (Быт.12:10–20). Большей частью полагают, что это было до гиксов, во время владычества ХII-ой династии, при одном из первых фараонов этой династии. Св. Лет. Власт. Т. 1. стр. 45. Т. 2. стр. 354–360. Подоб. обр. нельзя с точностью показать, кто был царем во время прибытия туда и пребывания там Иосифа и Иакова (Быт.37, 39, 40–50). Одни полагают, что возвышение и прославление Иосифа было также до гиксов при одном из последних царей XII-ой династии, или при первых XIII-ой; другие – что уже при гиксах, и именно во второй половине их владычества в Египте. Сн. Власт. Св. Лет. Т. 1. стр. 46. 444. 457. 468. Хр. Чт. 1877 г. Нояб. и дек. стр. 730–749. Изгнание Гиксов и начало гонений на евреев также одни приписывают Рамезсеу 2-му или Сезострису греков, другие – Аамесу или Амазису 1-му из 18-ой династии. Сн. Св. Лет. Власт. Т. 2. стр. 379–380 и стр. 410, 415 и далее. стр. 440. Изгнание гиксов составляет одну из великих и важнейших эпох в истории Египта. Полагают, что оно совершилось не вдруг; южные государства освободились от них раньше; потом гиксы заключились в укрепленном городе Аварисе; и, наконец, осажденные здесь, должны были удалиться отсюда и оставить Египет (Флав. прот. Апион. Кн. 1. гл. 14). Вскоре после этого последовало соединение всех владений египетских в одно государство, столицей коего сделались Фивы. С этого времени начинается эпоха восстановления прежнего блеска и возвышения внешнего состояния Египта. Рамезес 2-й (Миамун) или Сезострис греков был один из могущественнейших египетских царей этого времени. Кроме изгнания гиксов ему предание приписывает походы вглубь Эфиопии, в отдаленный восток Азии и в Европу – до Фракии и берегов Дона. Ему приписывают также сооружение многих великолепных зданий, построение огромных колонн, проведение каналов, и разделение Египта на 36 провинций, называвшихся номами, что, впрочем, усвояется и другим государям. Этому же царю, или по другим, как выше упомянуто, Аамесу или Амозису 1-му, приписывают и начало гонений египтян на евреев. Гонение началось вскоре по изгнании гиксов. Новый царь, сказано, не знал Иосифа, и, опасаясь размножения евреев, начал гнать их, обременяя и изнуряя тяжкими работами (Исх.1:8–14), и повелел наконец убивать рождающихся младенцев их мужеского пола (Исх.1:15–22). К этому времени относятся и первые события жизни пророка Моисея (Исх. 2). Гонение продолжалось и по смерти Рамезеса 2-го (Сезостриса) или Амозиса (Аамеса) при их преемниках (Исх.2:23–25) и до самого исхода из Египта (Исх.3:7–9, 5:6–23 и д.). Фараон, при котором постигли казни египтян и последовало избавление евреев от рабства египетского (Исх.3–15), по одним, был из преемников Аамеса или Амозиса 1-го – Тотмес или Тутмозис 2-ой 18 династии, а по другим, из – преемников Рамезеса 2-го Миамуна или Сезостриса греков, Менефта или Аменофис 2-ой, из 19-ой династии. Иероглифические, исторически и хронологические данные касательно событий этого времени слишком темны, запутанны, разноречивы и недостоверны, чтобы на основании их с несомненной уверенностью можно было утверждать то или другое мнение (См. Власт. Св. Лет. Т. 1. стр. 44... Т. 2. стр. 360... 379... 404–410... Сн. Хр. Чт. 1877 г. Нояб. и дек. стр. 729–752. Keil и Del. на к. Быт. и Исх. р. 322–324). После погибели фараона и его войска в Чермном море Египетское государство еще удерживало свое могущество и имело знаменитых царей и завоевателей, но о которых Св. Писание не говорит нам. Но потом, около тысячи лет до Р. Хр., могущество его стало приходить в упадок, власть над соседственными странами стала ослабевать, завоевания в западной Азии утрачены; происходили внутренние раздоры; каста жрецов присвояла себе верховную власть. Пользуясь такими неустройствами, на Египет стали нападать другие, соседние цари, Нубийские и Эфиопские, расстраивая и ослабляя силы государства. Отношения его к Израильскому царству становятся известными с конца одиннадцатого века. В это время из фараонов 21-ой династии, Фуземен, находился в дружественных отношениях с Соломоном; он был тестем Соломона (3Цар 3:1, 9, 16. 11:1). Время его царствования относят к последней половине одиннадцатого века до Р. Хр. Но другие отношения египетских царей видим мы, когда на место Фивской царской фамилии вступила династия из нижнего Египта, из Бубаста, Таниса и Саиса. Сисак или Шишак, первый из 22-й династии, принял под свое покровительство беглого Иеровоама (3Цар.11:40) и на пятом году царствования Иеровоама нападал на Иудею, взял укрепленные города, пришел в самый Иерусалим и взял множество сокровищ из Храма и царского дома (2Пар.12:2–9. 3Цар.14:25–26). Нападал на Иудею и его преемник Озоркон, в еврейском Серах, в русском Зарай; но он разбит был Асой, и все войско его, состоявшее из эфиоплян, было побито (2Пар.14:9–15). Это было в первой половине десятого века до Р. Хр. Чрез двести лет спустя, Египет подпал под власть эфиопского завоевателя Совака или Сабакона, в евр. Со, в греч. и русском Сигор, который царствовал в Египте с 765 по 715 год. Он принадлежал к 25-й династии. В это время царство Израильское сильно стеснено было царями Ассирийскими, Феглаффелласаром (4Цар.16:7–9. 1Пар.5:26) и Салманасаром, и потому последний царь Израильский Осия обратился с просьбой о помощи к Сабакону, который, однако же, не хотел начинать войны с могущественной Ассирией, и Израиль был подавлен превосходством неприятельских сил (4Цар.17:1–6). Вследствие этого граница Ассирийской монархии приблизилась к Египту, и оба государства неизбежно должны были прийти в неприязненное столкновение. По словам одного из греческих историков, египтяне, по смерти Сабакона, сбросили с себя эфиопское иго, и вскоре затем на престол вступил жрец Сетос или Сефон, долго удерживавший за собой власть. Но по другим, более правдоподобным сведениям, после Сабакона вступил на престол сын его, по смерти коего верховной властью овладел Тарак или Тиргак, третий из эфиопских царей, принадлежащий к 25-й династии. Этот царь, господствовавший в одно и то же время, в Египте, Эфиопии и над соседними народами пустыни, был в союзе с царем Иудиейским Езекией, и вел войну с Сеннахиримом, царем Ассирийским (4Цар.18:21, 24, 19:9. Ис.36:6, 9, 37:9). Сеннахирим хотел завоевать Египет и двинулся туда с огромной армией, но Тиргак выступил против него с большими силами, и Сеннахирим, потерявший большую часть своих войск, был принужден оставить предприятие и спешил назад в Ассирию (Сн. 4Цар.19:35–36. Ис.37:33–37). В ближайшее затем время, история которого очень бессвязна, эфиопская династия была изгнана египтянами. Но в тоже время началась анархия, потом многодержавие, пока, наконец, за шестьсот с половиной лет до Р. Хр., не удалось одному из многих владетелей вытеснить остальных, и основать новую династию, соединившую под собой власть над всей страною. Пред этим временем государство было разделено на 12 частей, и управлялось двенадцатью отдельными царями. Цари эти согласились управлять сообща, и в знак своей тесной дружбы, построили известный лабиринт, который, впрочем, по другим источникам построен гораздо раньше. Наконец Псамметих из Саиса с помощью наемного войска вытеснил остальных и положил начало новой 26-й династии. Достигнув господства над Египтом с помощью иноземных наемных войск, он и после падения своих противников. содержал иностранную армию, которая была ему безусловно предана и помогла утвердиться на престоле. Туземная каста воинов была крайне раздражена этим и значительная часть ее переселилась в Эфиопию или Нубию. Правление этого государя замечательно особенно тем, что он первый открыл вход в государство иностранцам, дозволив грекам ездить в Египет для торговли и селиться в египетских городах, тогда как доселе египтяне чуждались иностранцев и не пускали их в свою землю. Сын и наследник его фараон Нехао (616–600) также покровительствовал торговле и мореплаванию, завел значительный флот и велел рыть канал для соединения Чермного моря с восточным рукавом Нила, но дело это почему-то было оставлено. Он предпринял завоевание Вавилонской монархии; разбил на пути этом Иудейского царя Иосию и сделал его данником Египта (4Цар.23:29–37. 2Пар.35:20–24, 36:2–4), и в войне с вавилонянами сначала был счастлив, но при Кархемисе на Евфрате в 604 г. до Р. Хр. совершенно был разбит Навуходоносором (сн. Иер.46). Это поражение лишило его всех сделанных им завоеваний, и к концу его царствования владения его ограничились одними Египтом. После сына и преемника Нехао Псаммиса или Псамметиха 2-го, о котором ничего особенного не известно, царствовал сын его Априй или Офра. Он был в союзе с Седекией и посылал в Иудею войско против Навуходоносора (Иер.37:5), и Халдеи принуждены были тогда прервать завоевание Иерусалима (Иер.37:5); но это не могло отвратить бедствий ни Иерусалима (Иер.37:7–10. Иез. 17:15–17), ни Египта. В Египте давно таилось семя вражды между египтянами и чужеземными войсками. После неудачного похода Априя против греческой колонии Кирфны произошло возмущение; Априй был свержен с престола, и избран один из полководцев Амазис; произошла междоусобная война, в которой Априй взят в плен и после убит. И около этого-то, вероятно, времени Египет завоеван был Навуходоносором, и большая часть его жителей переселена в чужие земли, где должен были оставаться до времен Кира (Иер.46:26. Иез.29–32). Амазис царствовал в Египте с 563 по 525 г. Любя спокойствие, он всячески старался оживить торговлю, и потому более своих предшественников покровительствовал торговым сношениям с греками, и тем доставил своему государству такое благосостояние, что египтяне причисляют его царствование к саныи счастливым временам. Но это была последняя эпоха цветущего состояния древнего Египта. Непосредственно после Амазиса, при сыне и преемнике его Псаммените, в 525 г. до Р- Хр., Египет покорен был Персидским царем Камбизом, и так. обр. подпал под власть персов. Впоследствии времени, в 332 году до Р. Хр., овладел Египтом Александр Великий, положивший основание Александрии. По смерти Александра, при Птоломеях, Египет образовал новое самостоятельное государство, столицей коего была Александрия; но в 30 г. до Р. Хр. подпал под власть римлян, и навсегда лишился своей самостоятельности. В Новом завете, вскоре по рождении Спасителя, Египет указан Иосифу и Марии Богоматери с младенцем Иисусом убежищем от преследования Ирода (Мф.2:13–15, 19). По вознесении Спасителя на небо, после дня пятидесятницы и сошествия Св. Духа на апостолов (Деян.2:10), в Египте, в Александрии образовалось великое христианское общество, коего основание приписывается евангелисту Марку. В 395 году Египет достался Восточной Римской империи. Но со времени завоевания восточных земель в 640 году магометанами, страна эта подверглась всем ужасам угнетения и рабства, избавление от которого доселе остается предметом надежд и ожиданий в будущем (Ис.19:17–25). Zell. 1. p. 261–265; сн. Толля Т. 2. стр. 128–129. Бекк. Всем. Ист. Т. 1. Шлосс. Всем. Ист. Т. 1. Нор. Пут. по Нуб. и Егип. Т. 1. стр. 262... Верх. Библ. Слов. Т. 1. стр. 603–608. Св. Лет. Власт. Т. 2 стр. 349 и далее. Сн. Кейт. Док. Ист. Хр. В. гл. ХIII.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle