Источник

Дамаск

Дамаск (דַּרְמֶשֶׁק ,דַּמֶּשֶׂק – по иным такое название происходит От красного цвета песчаной и вулканической почвы земли, а по другим – с арабского означает: место хлопот, движения, проворства, деятельности, по причине производства торговли; Δαμασκός; Damascus; Дамаскъ): Быт.14:15, 15:2. 2Цар.8:5–6. 3Цар.11:24, 15:18, 19;15, 20:34. 4Цар.5:12, 8:7. 9:14, 28, 16:9, 10. 1Пар.18:5–6, 2Пар.16:2, 24:23, 28:5, 23. Иудфь.1:7, 12, 15:5. Песн.7:5. Ис.7:4, 8, 8:4, 9, 10:9. 17:1–3. Иер.49:23, 24, 27. Иез.27:18. 47:16–18. Ам.1:3–5, 3:12, 5:27. 1Мак.11:62. Деян.9:2, 3, 8, 10... 22:5, 6, 10–12. 2Кор.11:32. Гал.1:17. – Город Сирийский, упоминаемый уже в истории Авраама, который, спасая племянника своего Лота, преследовал неприятелей до Ховы, что по левую сторону Дамаска (Быт.14:15), и который имел у себя слугу Елиезера, родом из Дамаска (Быт.15:2), и след., это один из древнейших городов мира. Флавий приписывает основание его Узу (Οὖσοσς), сыну Арама, внуку Сима, сына Ноева (Древн. К. 1. гл. 6. § 4). Город этот лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде (у древних Хрисоррой), протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине (ель-Гута). при восточной подошве Анти-Ливана. В Св. Писании упоминаются две реки Дамаска: Амана и Фарфар (4Цар.5:12). Первую принимают за одно с Барадой, а под последней разумеют реку Авадж, которая, вытекая из Ермона, протекает на юге Дамаска, и хотя не касается самого города, но вместе с Барадой составляет важнейшую реку в этой области.

Древняя история Дамаска неизвестна. После времен Авраама, верные исторические сказания о нем начинаются со времени Давида. Во время войны Давида с Адраазаром (Хадад-Езером), царем Сувским, к Адраазару пришли на помощь сирийцы дамасские. Давид поразил их 22 тысячи, и взял множество добычи и поставил охранные войска в Сирии Дамасской, и сирийцы сделались рабами Давида и платили ему дань (2Цар.8:5–8. 1Пар.18:5–8). Но потом, после нового поражения Адраазара и сирийцев (2Цар.10:6–19), Дамаск приобрел опять независимость и управлялся своими царями, которые нередко вели войны с израильтянами. Так, в царствование Соломона, некто Разон, подданный Адраазара, царя Сувского, убежавший из Сувы во время завоеваний ее Давидом, собрав шайку вольных людей, овладел Дамаском и сделался царем Сирии, и много вредил израильтянам во все царствование Соломона (3Цар.11:23–25). Далее упоминается целая линия царей Дамасских: Хезион, Тавримон, Венадад (3Цар.15:18). При Асе, царе Иудейском, Венадад, приглашенный Асой против Ваассы, царя Израильского, поразил многие города Израильские (3Цар.15:16–20, 2Пар.16:1–4). При Амврие он овладел несколькими городами израильскими и имел свои площади в самой Самарии (3Цар.20:34). При Ахаве Вшадад 2-ой, сын предыдущего, соединившись с другими царями, осадил и самую Самарию, но, попавшись в плен, должен был заключить мирный союз с Ахавом, возвратив ему завоеванные города отцом его (3Цар.:20). При Иосафате, царе Иудейском, была опять война с сириянами, во время которой Ахав был ранен и умер от истечения крови (3Цар.22:1–5. 13–38). После сего сирияне часто разоряли землю Израильскую. При Иораме, сыне Ахава, Венадад снова ходил войной на израильтян, но Бог чудесным образом спасал израильтян (4Цар.6:8–23). После этого Венадад осадил самую Самарию; но и здесь израильтяне чудесно спасены были Богом (4Цар.6:24–33, 7:1–20). После Венадада Азаил овладел Сирийским престолом (3Цар.19:15. 4Цар.8:7–15.). Отразив нападение на него Охозии и Иорама, (4Цар.8:28–29) он опустошил потом восточные земли израильские, за Иорданом (4Цар.10:32–33) и при Иоасе царе Иуд. угрожал самому Иерусалиму (4Цар.12:17–18.). При Иоахазе царе Изр. он подчинил себе царство Израильское, и теснил его во все дни до самой своей смерти (4Цар.13:3–7, 22–24). Уже Иоас, сын Иоахаза, избавил израильтян от этого ига, возвратив себе города израильские (4Цар.13:23–25). С этого времени Дамаск стал упадать. Сын Иоаса, Иеровоам 2-ой, возвратил его Израилю, вместе с Емафом, восстановив древние пределы Израиля (4Цар.14:25–28). В последние годы царства Израильского, после нашествия Фула, царя Ассирийского, на израильтян (4Цар.15:19–20. 1Пар.5:26), и завоевания многих городов израильских Феглафелласаром, переселивших жителей их в Ассирию (4Цар.15:29. 1Пар.5:26), при Ахазе, царе Иуд., Рецин, царь Сирийский, угрожал нападением на царство Иудейское (2Пар.28:5), и, соединившись с Факеем, царем Израильским, осадил самый Иерусалим (4Цар.15:37. Ис.7:1–6); но Ахаз обратился к царю Ассирийскому, и тот, взяв Дамаск, переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил (4Цар.16:5–9). После этого Дамаск все более и более стал приходить в упадок, переходя от одного завоевателя к другому и со дня на день теряя прежнее свое величие. Пророки ясно предсказывали такое падение его (Ис.8:4, 10, 9–10, 17:1–3. Ам.1:3–5. Иер.49:24–27). От ассириян он перешел впоследствии под власть царя Вавилонского, потом персов, далее – царя Македонского и Греческого; при царях Сирийских был снова значительным городом (1Мак.11:62, 12:32); наконец, за 60 лет до Р. Хр. подпал под власть римлян. Около 40-го года по Р. Хр. царь Аравийский Арефа завоевал Дамаск (2Кор.11:32). В это время много уже находилось там христиан, и город этот особенно сделался для нас замечательным по чудесному обращению тогда здесь Савла или Павла к хр. вере (Деян.9:2–22, 22:4–16). В последующее время от римлян он перешел к царям Греческим и под их покровительством достиг прежнего великолепия. Но в 634-м году он покорен Омаром и сделался его временной резиденцией. Во времена крестовых походов за обладание Дамаском ведено было много войн. Наконец в 1516-м году турецкий султан Селим 1-ый завоевал его и присоединил к Турецкой империи.

Занимая прекраснейшее местоположение на севере Палестины, в прекраснейшей плодоносной равнине, Дамаск был одним из знаменитейших городов в древности. Обильно орошаемый водой от рек и притоков и множества цистерн и каналов, он изобиловал всякого рода растениями; каштаны, померанцы, смоквы, мирты, абрикосы, лимоны, груши, яблоки, оливковые деревья, хлеба, травы, цветы и всякого рода зелень – далеко возвышали его пред другими городами, так что у древних он почитался одним из райских мест земли. К этому присоединялась торговля. Чрез Дамаск шли караваны, как с востока на запад – в Финикию и Египет, так и из Египта, Финикии и Сирии в восточный земли, и делали его богатым городом (Иез.27:18). И в настоящее время он есть один из богатейших городов Азии и имеет до 150,000 жителей. Подобно другим древним городам Палестины, он имеет и свои памятники древности. Таковы здесь: место обращения к вере ап. Павла, так называемая прямая улица, дом Иудин, где ему возвращено зрение и преподано крещение, и дом Анании, который возвратил ему зрение и крестил его (Деян.9:8–22.); также место, откуда он свешен был по стене и избежал от рук гонителя (2Кор.9:32.). Fürst 1. р. 302–303. Haupt Bibl Beal und Verbal Encykl: Damaskus, Zell. 1 .p. 211–212. Herz. Т. III. p. 259–262. Библ. Слов. Верх. T. I стр. 486–491.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle