Источник

Беседа со старообрядцем, утверждавшим, якобы изменение двуперстного сложения руки для крестного знамения на троеперстное подобно отвержению иконопочитания, утвержденного седьмым вселенским собором

Старообрядец. Вы, принадлежащие к Греко-российской церкви, всегда убеждаете нас, старообрядцев, к соединению с своею церковью тем, что ваша церковь акибы не имеет никаких ересей и что она не погрешила ни против св. Евангелия, ни против Апостольского учения, ни против определений семи вселенских соборов о догматах веры. А на деле видится противное: ваша церковь погрешила против определений вселенских соборов о догматах веры.

Я спросил: Скажите, пожалуйста, в чем же погрешила наша церковь против определений вселенских соборов о догматах веры? Это весьма желательно слышать.

Старообрядец: Седьмой вселенский собор утвердил догмат иконопочитания, осудив и предав проклятию иконоборцев. Иконоборцы не погрешали против Евангельского и Апостольского учения, также не погрешали и против определений шести вселенских соборов о догматах веры, но отметали поклонение св. иконам, образующим плотское Христово смотрение, и за то седьмым вселенским собором отвержены от церкви и преданы проклятию совокупно с прочими еретиками, развращающими самые догматы веры.

Я сказал: Мы св. иконам поклоняемся; почему же вы подводите нас под осуждение седьмого вселенского собора?

Старообрядец. Двуперстное сложение образует Св.Троицу и два во Христе естества; посему оно есть образование или символ Св. Троицы и двух во Христе естеств, подобно как и икона. Думаю, что этого нельзя не признать.

Я ответил: Двуперстное сложение и я признаю изображением Св. Троицы и двух естеств во Христе, если оно употребляется с православною мыслью; но образованием, установленным Апостолами или вселенскими соборами, признать его не могу, потому что о нем ничего не обретается в правилах св. Апостолов и седьми вселенских соборов.

Старообрядец. Пусть о нем и ничего не обретается в Апостольских и семи вселенских соборов определениях; но оно есть образование Св. Троицы и двух естеств во Христе, чего и вы не отвергаете. Иконоборцы отвергли поклонение св. иконам и поклоняющихся предали проклятию; подобно тому и ваша церковь поступила с двуперстным сложением, имеющим такое образование, отложила его, то есть запретила им знаменаться и знаменующихся им предала проклятию: значит она поступила во всем подобно еретикам иконоборцам, а потому и подлежит равному с ними осуждению седьмого вселенского собора. Как же вы можете без стеснения совести говорить, что церковь ваша чиста от ересей, когда вина ее прямо подлежит осуждению седьмого вселенского собора?

Я спросил старообрядца: Иконоборцы каким иконам поклонялись и каким не поклонялись?

Старообрядец. Я не понял вашего вопроса, – скажите пояснее.

Я сказал: Иконы изображаются различными способами и разными веществами, – мозаикою, или, по выражению старых книг, мусиею, то есть составляются из кусочков разноцветных камней или стекол, красками, или, по старому названию, вапами, есть шитые шелком, резные на древе и кости, литые и чеканные, из меди и других металлов. Каким же из всех этих столь различных по веществу икон не поклонялись иконоборцы и каким поклонялись, и седьмой вселенский собор из какого материала изображенным иконам, по вашему мнению, утвердил поклонение и каким не повелел кланяться? Вот о чем мой вопрос.

Старообрядец. Что об этом и спрашивать! Иконоборцы не поклонялись никаким вообще иконам, не различая вещества их: потому они и назывались иконоборцами, что отметали всякое икон изображение; также и седьмой вселенский собор утвердил поклонение св. икон, из всякого материала изображенных, и повелел почитать не материал, а самое изображение в честь первообразного.

Я сказал: Вы справедливо ответили. Разногласие в учении православных и еретиков-иконоборцев касалось не материала, каким изображать св. иконы и каким не изображать, а самого изображения икон и поклонения иконам, из всякого честного материала воображенным, посему еретики и назывались иконоборцами, а православные иконопочитателями. И если бы православные различали самый материал, из которого только и должны быть изображаемы иконы, дабы соделались достойными поклонения, тогда почтение поклонения восходило бы и на сие вещество; но православные не веществу поклоняются, не доске, или стене, или краскам, но священному изображению, воздая честь изображаемым, как учит и св. Иоанн Дамаскин (Соборник Вел. слово 4-е в неделю первую великого поста, л. 325 об.). Но будьте так терпеливы, ответствуйте мне еще на один вопрос: имели ли православные заботу о лучшем и искуснейшем воображении св. икон или не имели?

Старообрядец. Имели. Это показывают и существовавшие в древности иконописные искусства, как например: Рублевское, Строгановское; и Стоглавый собор заповедует писать иконы с добрых образцов, а неискусным мастерам воспрещает писать св. иконы48.

Я сказал: Теперь нам должно возвратиться к первому вопросу, то есть от рассуждения о иконопочитании перейти к рассуждению о перстосложении, которое вы сами уподобили иконному изображению, причем православных приравняли к иконоборцам, а себя к иконопочитателям. Будем рассматривать: действительно ли это так? Наша православная церковь отметает ли образование Св. Троицы и двух во Христе естеств перстами и другими какими веществами, как отметали иконоборцы из всякого вещества воображенные св. иконы или же только избирает из перстосложений и образований то, которым лучше можно образовать Св. Троицу и два во Христе естества, как и Стоглавый собор действовал, повелев писать со тщанием св. иконы, а неискусным иконописцам запретив писать оные? Также и вы почитаете ли, согласно определению седьмого вселенского собора, самое образование Св. Троицы и двух естеств во Христе, а не материал, которым они образуются, т.е. персты, или же вопреки сему определению, только из-за материала, служащего к их изображению, т.е. из-за перстов, спорите и отделяетесь от св. церкви? Будем это рассматривать; посмотрим, кто поступает сообразнее определению седьмого вселенского собора.

Наша св. церковь не только не отметает образование перстами Св. Троицы и двух во Христе естеств, но и требует такого образования, как явствует из предисловия Псалтыри, издаваемой Святейшим Синодом; она только употребляет к сему образованию не тот материал, то есть не те персты, которые употребляются в двуперстном сложении. Она предпочитает образование Св. Троицы первыми тремя перстами, а не первым и двумя последними, и образование двух естеств во Христе двумя последними перстами, а не вторым и третьим. Однако и прочие перстами образования Св. Троицы и двух во Христе естеств она не только не хулит, но и похваляет, как о том пишется в книжице, изданной Св. Синодом «Увещание во утверждение истины». Вот что именно сказано здесь о двуперстном сложении: «Ежели спросить вас, старообрядцев: для чего вы три перста – большой с последним соединяете? Вы отвечаете, – что сим-де трех перстов соединением изображаем мы Св. Троицу. Очень изрядно, чтобы слагать персты и ими изображать Св. Троицу. Опять спросим вас: что вы оставшимися двумя перстами, указательным и средним, изображаете? Вы отвечаете, что изобразуем ими два во Христе естества, Божеское и человеческое. Очень изрядно, чтобы соединять руки персты, и изображать ими два во Христе соединенные естества» (стр. 53 и 54). И св. Димитрий Ростовский пишет сице: «Честны суть и персты ко изображению креста коим-либо образом слагающийся» (Розыск, часть 1, глава 4). Святая церковь требует только, чтобы сложение сие имело согласное православному учению знаменование и было чуждо всякой еретической примеси. Посему и двуперстное сложение, когда с ним не соединяется никакого неправого мудрования, она не только одобряет, но и дозволяет к употреблению пребывающим в союзе с нею, как о том свидетельствуется в предисловии Псалтыри: «Чадолюбивая матерь, святая церковь», сказано здесь, «приемля именуемых старообрядцев в благодатное единение с собою, и двуперстно знаменатися им не возбрани, понеже многим временем явлено бысть, яко не соединяют с сим никоего неправославного мудрования, но единомудренне со всею православною церковью Пресвятую Троицу и Господа Иисуса Христа во двух естествах славят». Видите, как св. церковь о двуперстном сложении разумеет. Проклинает же противящихся ей, именуемых старообрядцев, не за то, что они образуют перстами Св. Троицу и два во Христе естества, ибо она и сама учит тому образованию, а чему сама учит, за то проклинать не может; но проклинает за то, что отметают и хулят одобренный ею способ образования, приемля только одно образование двуперстием, подобно тому, как бы кто меднолитным иконам поклонялся, а прочих всех искусств иконные изображения отметал и хулил. Теперь рассудите беспристрастно, разоряет ли какое узаконение седьмого вселенского собора св. церковь и отметает ли образование перстами Св. Троицы и двух во Христе естеств, как отметали иконоборцы всякое иконное изображение. Она не только не возбраняет такое образование, но, как мы показали, и сама тому поучает. И даже тем, которые иными, нежели она, перстами образуют Св. Троицу и два во Христе естества, с православным исповеданием, такое образование не только не возбраняет, но и одобряет оное и к употреблению дозволяет. И так видите, св. церковь согласно седьмому вселенскому собору мудрствует и действует.

Посмотрим теперь и на вас, именуемых старообрядцев, согласно ли вы мудрствуете установлению седьмого вселенского собора. Вы образуете тремя перстами, большим и двумя малыми, Св. Троицу, а указательным и великосредним два во Христе естества; скажу вам словами св. церкви: «Очень изрядно, чтобы сложением перстов образовать Св. Троицу и два во Христе соединенные естества, Божеское и человеческое»; это сообразно установлению седьмого вселенского собора о иконопочитании. Но в этом изрядном образовании, не усвояете ли вы святость и досточтимость не только образуемому, но и самым перстам, составляющим материал или вещество к образованию Св. Троицы и двух во Христе естеств, подобно тому, как бы на иконе воздавали честь самой доске и краскам?

О нашем православном сложении трех перст для крестного знамения, изображающем также Св. Троицу и два естества во Христе, скажете ли вы, что сказал о вашем перстосложении св. Димитрий Ростовский: «Честны суть и персты ко изображению креста, коим-либо образом слагающийся?» – или скажете ли что сказано в книге «Увещание»: «Очень изрядно, чтобы слагать персты и ими изображать Св. Троицу и два во Христе соединенные естества?». Вы того не скажете; а если бы сказали, то не из-за чего было бы вам и отделяться от св. церкви.

Вы, старообрядцы, по испытании православного исповедания в троеперстном сложении, допустите ли молящихся троеперстно к совокупному с собою молению, как церковь допускает к такому молению крестящихся двуперстно, убедившись, что они с сим перстосложением не соединяют никакого неправославного мудрования? Вы не делаете этого и не сделаете; а если бы сделали, тогда уже не почли бы нужным разъединяться от св. церкви. Почему же вы этого не делаете и сделать не захотите? Потому, что не самое только образовательное сложение перстов, но и персты, служащие к образованию, почитаете неизменяемым догматом. Если бы вы не почитали и самые персты, употребляемые в вашем сложении, за догмат, то замену их другими перстами с тем же исповеданием не считали бы достаточной причиной к отделению от св. церкви. Посему ваше учение о перстосложении несогласно с определением седьмого вселенского собора, а св. церковь вполне сообразуется определению сего собора, ибо почитает не вещество, не персты, а образуемое ими, т.е. Св. Троицу и Христа, во двою естеству неслитно познаваема.

Итак, ваше обвинение против церкви, аки бы она не последует определениям седьмого вселенского собора, к церкви не относится, а падает на вас самих. Собор сей заповедал почитать священные изображения, но материала исключительно потребного для оных не определил, и даже ясно заповедал не материал почитать во св. изображении, но самое изображение; а вы для образования перстами Св. Троицы и двух естеств во Христе, требуете употреблять исключительно те, а не другие персты, и таким образом, вопреки учению собора, требуете почитать самое вещество изображения, т.е. известные и известным образом сложенные персты, так что единственно из-за перстов отделяетесь и от св. церкви.

Собор вселенский седьмой ревновал о чести образа Владычня, а вы ревнуете не за образование только Св. Троицы и двух во Христе естеств перстосложением, но за самое перстосложение, за самые персты, и являетесь не иконопочитателями, в смысле соборного определения, а перстопочитателями. И таким образом седьмой вселенский собор служит обличителем и обвинителем для вас, а не для церкви православной, которая, согласно его учению, образуя посредством сложения перстов Св. Троицу и два во Христе естества, не усвояет чести, или силы и значения самым перстам, и употребляя для сего образования троеперстие, не отвергает и двуперстия, даже дозволяет оное к употреблению для ищущих единения с нею в вере и священноначалии.

* * *

48

Стоглав, соборный ответ о живописцах и о честных иконах (гл.43): «Подобает иконописцем... с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Богоматери... по образу и по подобию по существу, смотря на образы древних живописцев, и знаменовати с добрых образцов... А которые по се время писали иконы неучася, самовольством и самоволкою... ино тем запрещение положити, чтоб училися у добрых мастеров... А Божия образы во укор и в поношение не давати».


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle