Источник

3. Беспоповские неперекрещенские секты

30. Глухая Нетовщина, или по Спасову согласию

Беспоповцы, именуемые Глухою Нетовщиною или «по Спасову согласию», а попросту называемые «Спасовы», о св. церкви имеют те же понятия, как и все перекрещенцы; но о пришествии антихриста они понимают различно: одни признают, что пришествие антихриста последует на кончине мира и имеет быть чувственным; а другие, подобно перекрещенцам, говорят, что антихрист уже пришел в мир и царствует духовно в православной церкви.

Нетовцы строго держатся сказанного в толковании св. Иоанна Златоуста на слова Апостола Павла из послания к Евреям: второе распинающих Сына Божия себе (Евр.6:6, зач. 312): «Еже глаголет, сицево есть: крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестит, то паки Его распинает» (Ап. Толк, на посл. к Евр.). И еще: «Иже убо второе себе крещаяй, паки Его (Христа) распинает» (Беседы Апост. на посл. к Евр. бес. 9-я, стр. 2877). Внимая сим словам св. Златоуста, Нетовцы, при всем своем отвращении от православной церкви, избавляют себя от греха перекрещивания, и перекрещенцам, хотящим их склонить на перекрещивание, обыкновенно отвечают словами св. Златоуста: «второе креститься, значит второе Христа распинати; мы крещены во имя Св. Троицы в три погружения». Нетовцы и младенцев своих сами не крестят, строго держась напечатанного в старопечатной Кормчей второго всех Апостол правила44, коим воспрещается простолюдину крестить: «восхищающий недарованная им раздражают Бога, якоже сынове Корреовы и Иозия царь: ни диакону убо приносити жертву... ни крестити кого». На основании сего правила Нетовцы сами и не крестят младенцев своего согласия, а носят их для крещения к православному священнику, говоря в свое оправдание: «какой бы он ни был, но все-таки поп, в ризах, а не простой мужик». Однако же в то время, когда младенца понесут в церковь крестить, раздают по своим келейницам милостыню, прося их помолиться Богу, чтобы Бог довершил крещение младенца. Некоторые из них и сомневаются крестить своих младенцев в православной церкви, но говорят: «что же делать? лучше ничего сделать нельзя! не к простому же мужику нести крестить!». Некоторые из них, придя в возраст, не почитают действительным совершенное над ними православным священником крещение; но и снова креститься опасаются, а полагают надежду, что и некрещенный может спастись добрыми делами и слезным крещением.

Также и хотящих брачиться, Нетовцы посылают для венчания в православную церковь, а не венчавшись жить не велят.

Приходящих к ним от православной церкви принимают семипоклонным началом, с обещанием – кроме их согласия ни с кем не молиться и не сообщаться в пище, также блюсти некоторые порядки их в молитве и одеждах. Если кто из их согласия молится и сообщается в пище с православными, такового они называют мирским и в свое общение не приемлют. А кто с православными не молится, но в пище сообщается, того они зовут полумирским и также в свое общение не приемлют. А потом кто с православными более не молится и в пище не сообщается, и положил у них семипоклонный начал, того зовут своим, говорят: ты уже с нами.

Молятся они по Псалтыри и читают каноны; а потом читают за службой книги; но по уставу вечерни, утрени и часов не поют, говоря, что это принадлежит священнику; также и больших собраний на молении не делают, боясь запрещения 6-го правила собора, иже в Гангре, глаголющего: «аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и не радя о церкви церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воли епископли, да будет проклят».

Нетовцы молодых, вступивших в брак, хотя и принадлежащих к их согласию, у которых еще родятся дети, в свое общение не приемлют, говоря: «вы еще молоды, поживите еще в миру» (так они зовут общение с православными).

Нетовцы пред своими стариками исповеди не совершают, не только когда здоровы, но и при смерти.

Они стараются все до единого, во что бы то ни стало, умершего своего сочлена не отпевать в православной церкви и на православном кладбище не хоронить, а где-либо в лесу, или в овраге. Если этого сделать невозможно, то стараются похоронить хотя бы за оградой православного кладбища, только не на самом кладбище.

Нетовщина получила такое название от слова «нет»: потому что у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства. А «Спасовыми» их называют потому, что они, имея сомнение о таинстве крещения, получаемого ими от православной церкви, на вопрос перекрещенников, как надеются спастись при сомнительном крещении, обыкновенно отвечают: «надеемся на Спасову милость, а второе креститися боимся», и сами любят называть свое согласие «по Спасовой милости».

Нетовщина существует во Владимирской и Нижегородской губерниях, и вниз по Волге до самой Астрахани.

31. Нетовцы поющие

Нетовцы поющие имеют то различие от глухой Нетовщины, что службу, – вечерню, утреню и часы, совершают по уставу. Некоторые из них и младенцев своего согласия сами крестят. Они существуют в Нижегородской, Владимирской и Костромской губерниях.

32. Нетовцы-отрицанцы

Отрицанцы возникли из Нетовщины в сороковых годах 19-го столетия. Они придумали приходящих к ним от православной церкви принимать с отречением мнимых ересей, а не так, как вообще у Нетовцев совершалось принятие от православной церкви, т.е. не с одним только семипоклонным началом: чрез это нововведение из Нетовщины и выделилось новое согласие, получившее отсюда название «Отрицанцев». Кроме того, Отрицанцы младенцев своего согласия крестят сами, браки совершают по благословению родителей, службу всю, – вечерню, утреню и часы, исправляют по уставу, и на службу собираются в собрания. Они существуют во Владимирской, Нижегородской и Костромской губерниях.

Замечание о мельчайших сектах

И еще есть в беспоповщинских сектах, как в перекрещенских, так и в неперекрещенских, множество мелких сект; все и описать невозможно. Какой-нибудь старик или старуха, несколько грамотные, имея какую- нибудь причину к неудовольствию против своего общества, отделяются от него обвиняя его в какой-либо неисправности по исполнению какого-нибудь обряда, или в какой-либо слабости, и заводят свое новое согласие. Так существуют разделения одного согласия на двое из-за спора о молитве Иисусовой, – одни говорят, что произнося в ней слова «Сыне Божий» надобно полагать руку на правом плече, а другие говорят – на левом; также в Нетовщине есть спор о конце тропаря «Богородице Дево», с какими его словами нужно начинать крестное знамение; а иные делятся одни от других из-за разных покроев одежды. И таких разделений есть множество.

Общее суждение о расколе и раскольнических сектах

После изложенных кратких известий о появлении раскола, о распадении его на разные секты и о существующих в расколе сектах, не трудно решить и существеннейший вопрос о именуемом старообрядчестве: составляло ли оно в самом своем начале, до разделения на секты, истинную церковь Христову и составляет ли оную какая-либо из сект, ныне существующих в глаголемом старообрядчестве?

И во-первых, при первоначальном своем отделении от православной церкви, до распадения на секты, составляло ли старообрядчество соборную и апостольскую церковь?

Нет. Старообрядцы отделились не только от российской церкви, но и от всей церкви вселенской, – отделились, не имея у себя собора епископов, и не за какое-либо повреждение церковью догматов веры, чего в церкви вселенской не могло и быть, ибо она есть твердая хранительница чистоты веры, но за исправление церковью некоторых обрядов, введенных в России, для восстановления полного их согласия со всею вселенскою церковью. Исправлять обряды, даже некоторые и вновь вводить, вселенская церковь всегда имела и впредь иметь будет полную власть; а старообрядцы признали частные церковные обряды догматами веры, не подлежащими изменению, и изменение, или паче исправление некоторых обрядов, явившихся в русской церкви, приведение их в полное согласие с существовавшими во всей православной церкви, объявили изменением веры, лишением благодати и спасения, и за сие отделились от церкви, произвели раскол. Такою своею проповедью они воспроповедали новое, или иное учение о вере, не убоявшись апостольского запрещения: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Галат, зач. 198). Посему, старообрядчество и в первобытном его существовании, когда еще не распалось на секты, если бы даже имело на своей стороне и нескольких епископов, от которых вело бы свою иерархию (чего однако же, по устроению Божию не случилось), не могло бы составлять соборной и апостольской церкви, как отделившееся от церкви вселенской и принявшее новое, противное православию, учение о значении обряда, и тем паче когда отделилось от вселенской церкви и начало существовать, не имея собора епископов, и даже ни единого епископа.

Во-вторых, поповщина, в ее первоначальном виде, составляет ли собою соборную и апостольскую церковь?

Нет. Поповцы суть продолжатели раскола, начатого первыми его виновниками, а притом и сами, по существу их учения, еще более утратили из свойств, принадлежащих православной вселенской церкви. Богом созданная вселенская церковь создана с тремя чинами священства, которых ни менее, ни более быть не может (Благов. Лук. зач. 95 от толкования), и семью таинствами (Катих. стар. Великий и Малый о семи тайнах), чрез кои, по слову Апостола Петра, вся нам божественныя силы Его (т.е. Иисуса Христа), яже к животу и благочестию подана разумом призвавшаго нас (Соб. посл. 2, зач. 64). И в таком устройстве церковь должна пребывать вечно, по слову самого Создателя ее: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мат. зач. 66). Беглопоповцы же признав достаточным окормляться бегствующими от великороссийской церкви иереями, будучи лишены епископского сана, с лишением оного утратили и принадлежащую церкви полноту благодатных даров, лишены благодати на совершение таинства хиротонии, освящение св. мира и антиминсов, лишены пастырской власти поручать стадо пресвитерам, почему и пресвитеры их не имеют права на совершение каких-либо священнодействий и таинств. Посему-то общество беглопоповцев, не пребывающее в первой Богом созданной церкви, полноте и целости даров Св. Духа, как некое разрушенное здание, составлять собою Богом, созданную вселенскую церковь не может.

В-третьих, общество старообрядцев, приемлющих Австрийскую иерархию, имеющее якобы полноту чинов и таинств, может ли собою составлять Богом созданную, святую соборную церковь?

Не может. Австрийская иерархия не есть иерархия по преемству от Апостолов ведущая свое существование, но возникшая на основании беглопоповства. Господь Спаситель сказал: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет: извержется вон, якоже розга, изсышет; и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает (Иоан. зач. 50). И Апостол глаголет: основания иного никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (Кор.1, зач. 128). По сему евангельскому, и апостольскому учению не только нужно иметь полноту иерархии, то есть епископов, но иметь оных от Христа чрез Апостолов посредством другопреемственной хиротонии происходящих, и по слову Апостола, на одном основании, еже есть Христос, созидаемых. Австрийская же иерархия есть нововозникшая, существующая только с 1846 года, и от Христа, чрез Апостолов, другопреемства в хиротонии не имущая: посему и не есть на лозе, еже есть на Христе, и, по слову Спасителя, не может творити ничесоже. Ибо Амвросий, от которого Австрийская иерархия ведет свое начало, переходя в раскол, пресек свою связь с рукоположившим его патриархом и чрез то прервал преемственность своей хиротонии от Апостолов и чрез них от самого Христа; мнимую силу и благодать своего старообрядческого архиерейства он получил от принявшего его в раскол беглого попа. Таким образом Австрийская, или Белокриницкая иерархия имеете свое основание в Амвросие и беглопоповстве, а не во Христе, через другопреемственную от Апостолов хиротонию: посему и не есть на лозе, сиречь на Христе, изростшая, и как таковая Богом созданную вселенскую церковь составлять собою не может.

В-четвертых. Беспоповцы составляют ли собою Богом созданную св. соборную и апостольскую церковь?

Нет. Не имея священства, беспоповцы при крещении не помазаны св. миром, в исповеди не приемлют разрешения грехов, и на получение вечного живота не причащаются св. тайн тела и крови Христовы. А по учению св. церкви, в старопечатных книгах изложенному, без тайны миропомазания «никтоже совершен христианин быти может» (Катих. Великий, глава 75); без разрешения грехов, которое преподать кающемуся на исповеди «никтоже может, точию православный священник» (Катих. Малый о тайне покаяния, лист 36), остается человек повинным наказанию за грехи; о тех же, кто не приобщается тела и крови Господни, сам Господь с утверждением сказал: амин, амин, глаголю вам: агце не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). По вышеприведенным свидетельствам, все, принадлежащие к беспоповским сектам, вместе с их наставниками, как не помазанные св. миром, еще не суть совершенные христиане, как не получившие чрез священника разрешение грехов суть повинны во грехах, и как не причащающиеся николиже св. тайн не имеют живота в себе. А несовершенные христиане, неразрешенные во грехах, неимущий по слову Христову, живота в себе, значит мертвые душами, очевидно, Богом созданную церковь с тремя чинами священства и семью таинствами, чрез кои подается оставление грехов, освящение и наследие жизни вечной, составлять не могут.

Итак мы видим, что все именуемых старообрядцев общества, – и каждое в отдельности и все в совокупности, как существовали до разделения на секты, – св. соборную и апостольскую церковь не составляют и составлять не могут. А посему, каждому православному надлежит помнить и исполнять изложенное в старопечатном Великом Катихизисе повеление: «знай прочее добре церковь Божию, и претерпевай в ней до конца вся нападения, соборища же бесовскаго блюдися. Зане и собрание нечестивых обыче такожде нарицатися церковью Божиею; но ты веждь, и бегай от бесовскаго Вавилона, сиречь от сонма злых и нечестивых людей, и приимет тя Господь Бог» (Бол. Катих. глава 25).

О деятельности и цели старообрядчества

Именуемые старообрядцы, не только беспоповцы, но и поповцы, в своей проповеди и деятельности не имеют

той цели, чтобы способствовать обращению язычества к вере Христовой, во исполнение Христова повеления: шедше научите вся языки (Мат. зач. 116). Вся их цель и все их тщание состоит в том, чтобы кого из православных совратить в раскол. И дабы простой, неведущий писания народ удобнее совращать в свои лжеучения, они прикрываются личиною «старой веры» якобы твердо ими одними соблюдаемой, без которой нельзя спастись: и темный народ, не зная, что есть вера, и слыша от них, что истинная вера заключается якобы в хождении по солнцу, в сложении двух перстов, двоении аллилуйи и прочих ими употребляемых обрядов, слыша их хуления на церковь, отложившую сии обряды, удобно обольщается призраком старой веры, оставляет церковь и переходит в общество, учрежденное каким-нибудь стариком или старухой, не имущее ни единого таинства и ни малого подобия церкви. Впрочем беспоповцы, хотя и стараются пополнять свои секты совращением православных, по своему беспоповскому положению, не имеют по крайней мере целью – осуществление больших задач. Также и беглопоповщина, хотя тщится на совращение православных к своему обществу, но по своему без-иерархическому положению тоже не могла и не может стремиться к осуществлению каких-либо широких планов. Но когда явилась Австрийско-Белокриницкая иерархия, ее учредители и почитатели возмечтали весьма о многом. По словам о. Онуфрия, бывшего наместником Белокриницкого митрополита Кирилла и сотрудником Павла, учредителя иерархии, они думали «запрудить архиереями всю Россию». Исполнению таких мечтаний воспрепятствовали, конечно, по Божию устроению скоро возникшие в Белокриницкой иерархии междоусобные распри: чем более являлось епископов, тем более возникало между ними раздора. И хотя эта мечта – наполнить Россию раскольническими епископами, так и осталась мечтою; но стремление умножить своих последователей в расколе и преимущественно в той его половине, которая управляется Белокриницкою иерархиею, не прекратилось: раскольники неусыпно стараются совращать православных и чрез то умножить свое общество. И если теперь, когда принадлежащих ко всем старообрядческим сектам можно насчитывать до трех миллионов (в том числе последователей Австрийской иерархии едва ли есть и один полный миллион), старообрядцы, застращивая правительство, утверждают, что их есть до пятнадцати миллионов, и на этом основании требуют себе равноправия с православною церковью: то что было бы, если б и в правду их считалось до пятнадцати миллионов? Тогда раскол смело бы потребовал – выгнать православное духовенство из кремлевских соборов и отдать соборы им самим, как собственное их достояние. Возразят мне, что я говорю не верно; но пусть каждый старообрядец спросит себя, что он думает, когда взойдет в Успенский собор,– не то ли самое, что я говорю? Он мыслит: все это когда-то было наше достояние, вся Россия содержала нашу веру, древние цари до Никона были нашей веры, и хорошо было бы, если б вся эта святыня опять к нам возвратилась, и скоро ли это будет? Итак раскол не только то думает, что он имеет правую веру, но что и в кремлевских соборах должны властвовать их епископы и что господствующей в России религией, по наследству якобы от князя Владимира, должна быть их старообрядческая религия. И если раскол прямо не заявляет таких требований, то лишь потому, что не имеет в действительности достаточного числа последователей (хотя бы в желаемом количестве пятнадцати миллионов), – не имеет достаточной силы. Потому он и стремится всячески совращать православных, чтобы увеличить свою силу и собравшись с силами ниспровергнуть православную греко-российскую церковь. Господь, создавший и утвердивший церковь Свою, посрамляет и посрамит козни их и желание их погибнет; но долг пастырей церкви остерегать стадо от волков губящих.

И одной ли только православной Российской церкви вредят старообрядцы распространением раскола в православном русском народе? Не причиняют ли они чрез это великий вред и русскому государству? Государство русское не тем лишь крепко, что его составляет один русский народ, но и тем, что этот народ содержит одну православную веру. Единство веры, преданность православию, – вот что издревле и всегда спасало Россию от опасностей и бед. А раскол тщится всею своею силою нарушить целость веры в русском народе. И если бы случилось (чего сохрани Боже!), что раскол достиг бы своей цели, это неминуемо повело бы к ослаблению государства.

Посему-то и нужна особенно тщательная заботливость православных пастырей о преграждении успехов раскола и о вразумлении раскольников словом истины, посему-то лежит на них обязанность изыскивать способных к тому миссионеров, составлять против раскола книги и распространять их повсюду, не щадя на это материальных издержек. Эта деятельность принесет пользу не только св. церкви, но и государству, объединяя его силы единством веры в русском народе.

* * *

44

В Старопечатной Кормчей кроме 85 правил апостольских положены еще особо два правила св. Апостол.


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle