Источник

Беседа со старообрядцами о создании церкви Христовой, веденная собравшимися в Москве миссионерами 1886 г. 9 сентября в Никольском единоверческом монастыре

Собравшиеся в Никольском единоверческом монастыре в сентябре месяце 1886 года миссионеры нашли нужным для общего практического обучения и лучшего уяснения требований, необходимых в собеседовании с старообрядцами, сделать несколько опытов таких собеседований. В первый раз предложили беседовать миссионеру Оренбургской епархии отцу Ксенофонту Крючкову. Беседа была 9-го сентября в притворе соборного монастырского храма Успения Пресв. Богородицы. Было для собеседования уготовано возвышенное место и положены на столе, какие нужны для собеседования, книги из Хлудовской библиотеки. Народ, который привык в летнее время собираться каждый праздник повечеру пред монастырскими воротами, на лугу, для разглагольствий о религиозных предметах и за справками обращаться в Хлудовскую библиотеку, услышав, что будут беседовать миссионеры, наполнил церковь. По окончании вечерни отец Ксенофонт взошел на кафедру и сказал вступительную речь, в которой выяснил Господне обетование о создании церкви на правом исповедании веры и неодолимости сей церкви вратами адовыми, – разъяснил, что есть основание церкви, и раскрыл, что адовы врата, которые не одолеют церковь, суть гонители и еретики. Потом, из послания св. ап. Павла к Коринфянам (1-го, гл. 12) и из толкования на оное св. Златоуста, показал состав Господом созданной церкви, подобный составу тела человеческого. Как в теле един уд не составляет всего тела, но из многих удов составляется единое целое тело, и как в теле различные уды имеют различное назначение и различные действия: так и в церкви положены Богом различные члены, и во-первых, совершители таинств, имущие различные на то дарования и, по учению св. Феофилакта, разделяющиеся на три чина: епископов, пресвитеров и диаконов. Привел толкование на 55-е правило св. Апостол, где епископы уподобляются главе телесе церковного, а пресвитеры и диаконы – рукам: «теми бо правления совершает епископ». Наконец привел из 10-го нравоучения св. Златоуста на послание к Ефесеям сии слова: «Суть же иныи убо (удове) господственнейшии, иныи же мние: яко глава всего телесе господственнейшая есть, чувствия же вся в себе имущи и души владычнее, и главы кроме жити не может; ногам же отсеченом бывшим, мнози много время пожиша. Темже не точию положением сия лучшая онех, но и самым действом и чином. Почто же сие глаголю? Суть в церкви мнози, суть на высоту исправлени, якоже глава, небесная смотряюще, якоже очи, иже в главе, много от земли отстояще, ничтоже общее имуще к ней. Иныи же ног чин содержат, землю попирающих». После такого вступления отец Ксенофонт, обратившись к старообрядцам, сказал: Мы уяснили понятие о созданной Господом церкви, с какими она свойствами создана, и каковы о ней Господни обещания. Теперь скажите вы, именуемые старообрядцы, где эта Господом созданная церковь, со всеми принадлежащими ей свойствами, обретается? – у вас ли в котором согласии, или у нас православных? Если у вас, то покажите, что ваша церковь имеет все вышесказанные от св. писания свойства истинной церкви.

Один из старообрядцев, беспоповец, ответил: Мы не думаем, что истинная церковь находится у вас, потому что у вас многое изменено.

Отец Ксенофонт сказал: Так вы о себе полагаете, что у вас ничего не изменено, и потому у вас находится церковь со всеми ее свойствами? – Покажите.

Старообрядец ответил: У вас нет церкви, потому что у вас многое изменено; и у нас нет церкви, потому что у нас нет священства; а где она обретается?– я не знаю.

О. Ксенофонт заметил на это: В неизвестности церковь быть не может. Св. Златоуст в третьем слове о Озии царе говорит: «уне есть солнцу угаснути, нежели церкви без вести быти». Когда ты у себя не видишь церкви (да и нет ее действительно у вас, потому что нет у вас священства и семи таинств), то ты должен приступить к рассмотрению о нашей православной церкви, справедливо ли не признаешь ее истинною церковью. И если вы не признаете нашу православную церковь истинною, то непременно должны показать ее у себя.

Беспоповец молчал.

Тогда сзади стоявший другой беспоповец, видя бессилие своего собрата, выступил с речью. Он сказал:

Ты спрашиваешь: где церковь? В восемьдесят восьмом псалме писано: Единою кляхся о святем моем, аще Давыду солжу? Семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век: свидетель на небеси верен. Так же и о церкви сказано, что врата адова не одолеют ей. Теперь, дай ты мне престол Давыдов: тогда и я покажу тебе церковь.

Беспоповец даже с торжеством начал приставать к отцу Ксенофонту, говоря: «Покажи мне престол Давыдов, покажи!».

Отец Ксенофонт говорил: Я прежде дал тебе вопрос; ответь на него, тогда и я тебе отвечу, – покажу тебе престол Давыдов.

Беспоповец настаивал, чтобы ему ответили о престоле Давыдове.

Тогда библиотекарь Хлудовской библиотеки Михаил Ефимыч Шустов подал отцу Ксенофонту толковую Псалтырь, и на стр. 602 прочитано следующее: «Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною. Семя Давида есть Христос по плоти, как мы сказали выше, который и царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их: дана, говорит, Мне власть на небе и на земли (Матф.28:18). А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрожденные оным христиане, как сказано выше. Итак, и Евангелие и христианский народ будут пребывать, по обещанию моему, во век. Сверх того, и престол, то есть царство Христово над христианами, будет, говорит, «знаменито и непоколебимо, как солнце». Под строкою: «По словам Кирилла, престол Христов есть церковь», ибо он успокоивается на нем. Итак он говорит, что церковь Христова будет блистать и просвещать поднебесную, продолжаясь постоянно, как солнце и месяц. Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнце и круга луны, так никто никогда не помрачит сияния церкви, то есть умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила». Так же почти говорит и св. Афанасий (Псалтырь древнеписьменная перевода Максима Грека, Хлудовской библиотеки, по прибавлению к Катал. № 4, лист 724): «И семя Его сотворю превечно, и престол его донеле дние небеси; семя же Христова церкви, яже повсюду, глаголет и прирожденных ему людей. Престол же Его исправляют иже в тех от его последования председящии: егоже престол и не престанет, глаголет».

По прочтении, отец Ксенофонт сказал: Вот видите, как толкователи отвечают на ваш вопрос. Престол Давыдов есть престол Христов; а престол Христов на земле «исправляют по последованию от Христа председящии» в церкви, то есть предначальствующии. Значит, твой вопрос о вечности престола Давыдова одинаков с моим вопросом о вечности иерархии. Твой вопрос разрешен: престол Давыдов тебе указан; теперь отвечай на мой вопрос, – укажи, где находится Христом устроенная церковь? существует ли она у вас?

Беспоповцы замялись и ничего ответить не могли. Тогда выступил один из их начетчиков, точно дожидавшийся, чтобы все прочие беспоповцы остались безответными, – а может его и не было. Он подошел и спросил отца Ксенофонта: «Как вы назовете то общество, где нет епископа и всех трех чинов иерархии, – есть ли оно Христова церковь, или не есть?».

Отец Ксенофонт требовал ответа на свой вопрос,– т. е. показать, где существует Господом основанная церковь.

Беспоповец сказал, что он покажет, где существует церковь; пусть только скажут ему: то общество, которое не имеет епископа, есть ли Христова церковь, или не есть?

Отец Ксенофонт, желая этот вопрос отразить ответом из Псалмопевца, сказал: таковое общество, по слову пророка Давыда, есть церковь лукавнующих.

Беспоповцу только это и было нужно, чтобы перевести беседу от неразрешимого вопроса, предложенного о.Ксенофонтом, на другой, более удобный для него.

Он сейчас же спросил: До дня пятидесятного общество уверовавших во Христа составляло ли церковь Христову, или не составляло?

Отец Ксенофонт ответил утвердительно.

Беспоповец: В этой церкви епископа не было; однако ты сам говоришь, что она была церковью Христовою.

О. Ксенофонт: В ней сам Христос был пастырь и епископ.

Беспоповец. Христос был видимо с сею церковью до дня Вознесения; а от Вознесения до дня пятьидесятного кто был епископом той церкви? – скажите.

О. Ксенофонт остановился подумать, чтобы ответить основательнее; а беспоповец, полагая, что поставил его в безответное положение, с торжеством сказал:

– Вот вы назвали без епископа существующую церковь церковью лукавнующих; а такова была именно церковь Христова от дня Вознесения до дня пятидесятнаго! Потому же подобию и наша церковь, существующая без епископа, есть церковь Христова, а не лукавнующих. Я советую вам то слово, что церковь без епископа есть церковь лукавнующих, взять обратно.

Беспоповец произносил это с торжественностью.

О. Ксенофонт ответил: Не возьму.

Беспоповец: Почему?

О. Ксенофонт: Тогда, от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы, было время устроения церкви; а вы существуете не в то время, а уже по устроении церкви.

Беспоповец: Время не то, да положение то. А вы осмелились церковь в таком положении назвать церковью лукавнующих!

О. Ксенофонт. Я не церковь в тогдашнем положении назвал церковью лукавнующих, а вашу церковь, в вашем положении. И положение той церкви с вашим несходно. Потому вы несправедливо относите мои слова к той, Апостольской церкви. Скажите, – Апостолы кто были? какой имели сан?

Беспоповец: Апостолы!

О. Ксенофонт: А имели они епископский сан?

Беспоповец: Не имели; они были просто посланники.

О. Ксенофонт: По-твоему, значит, простолюдины? Беспоповец: Да; но только посланники Божии.

О. Ксенофонт: Господь сказал Апостолу Петру на озере Геннисаретском: паси овцы моя. Этими словами Господь поручил ему паству, и он был уже пастырь овец, а не простой пасомый. И это было прежде дня Вознесения.

Беспоповец: В Евангелии не сказано, что Христос сотворил его пастырем.

О. Ксенофонт: Когда Христос поручил Петру, а с ним и прочим Апостолам, пасти овец, это значит уже, что Господь сотворил их пастырями. А ваши наставники не имеют поручения от Христа пасти овец: значит, ваша церковь по своему положению несообразна тому положению, в каком церковь Христова существовала от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы.

Тогда вступили в собеседование и другие два бывшие тут миссионера: симбирский – о. Василий Травин и Владимирский – о. Трифон Прокопиев. Один из них сказал: В вечер первого дня по воскресении Спаситель явившись Апостолам, сказал: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Итак, Апостолы получили тогда власть отпущать грехи; это есть власть, принадлежащая только епископам и от них поставленным пресвитерам. Как же, по получении ими такой власти, можно называть их простолюдинами и приравнивать к вашим непоставленным наставникам?

Беспоповец: Но в священном Писании Апостолы нигде не названы епископами?45

Другой миссионер сказал:

В книге Деяний апостольских Апостолы названы епископами. Здесь, говоря об Иуде, Апостол Петр, привел слова пророка Давида: епископство его приимет ин. Видите, к Апостолам применяется название епископов.

Беспоповец раскрыл принесенную им книгу Нового Завета в русском переводе и сказал:

В русском переводе не сказано: епископство его приимет ин; но: достоинство его приимет ин.

Миссионеры заметили ему, что он не должен отвергать древнего славянского текста, в котором греческое слово «епископство»46 оставлено без перевода.

Беспоповец, оставаясь при своем мнении, утверждал, что Апостолы получили епископскую власть только по сошествии Св. Духа.

Миссионеры говорили:

– На тайной вечери Господь поручил Апостолам совершать таинство евхаристии: сие творите в мое воспоминание. По воскресении дал им власть отпущать грехи; на горе Галилейской поставил их проповедниками вселенные и повелел им совершать таинство крещения, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мат. зач. 116). Итак, еще до дня Пятидесятницы Апостолы получили дарование и власть крестить верующих, вязать и решить грехи; а вы нарицаете их простыми мирянами, и равняете никем непоставленным вашим наставникам! Не уничижение ли это св. Апостолов и самого Христа?

Беспоповец, не внимая доводам миссионеров, остался при своем мнении.

Хотя беспоповец и оставил беседу, не отказавшись от своего мнения, что якобы церковь Христова не имела епископов от дня Вознесения Господня до дня Пятидесятницы, что будто бы Апостолы собственно в этот день получили достоинство и власть епископства и что будто бы только с этого дня является иерархия в церкви Христовой, но беседа осталась все-таки не бесполезною для отстранения этого неправильного мнения: миссионеры представили от Писания свидетельства, что Апостолы и ранее дня Пятидесятницы получили власть совершать принадлежащие епископам действия.

Первое: на Тайной вечери, еще до страданий своих, но когда уже Господь Иисус Христос, по весьма примечательному выражению церковной песни, сам себе предпожре (канон в великий четверток, песнь 3, ирмос), Он дал святым Апостолам повеление совершать таинство св. евхаристии, глаголя: сие творите в мое воспоминание (Ев. от Луки, зач. 108).

Второе: В вечер воскресения, во исполнение своего обещания дать Апостолам ключи царствия небесного, Господь преподал им Духа Святого, воеже вязати и решити грехи людей, глаголя: якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. зач. 68). Итак, сия великая власть, единому Богу только свойственная (кто бо может оставляти грехи, токмо един Бог: Мар. зач. 7.), дана святым Апостолам, яко епископам, в первый день воскресения Господня.

Третье: Когда Господь явился Апостолам на горе Галилейской, тогда поставил их учителями вселенные и поручил им совершение таинства св. крещения во имя Св. Троицы, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. зач. 116).

Итак, вот приведенные миссионерами свидетельства Евангелия, что Апостолы и до дня Пятидесятницы были уже облечены силами и дарами, принадлежащими епископству и священству в церкви Христовой. Какие же именно дары Св. Духа получили они в день Пятидесятницы? – об этом не было речи на беседе. Соберем относящиеся к сему вопросу свидетельства священного Писания.

В Евангелии от Иоанна читаем слова Спасителя: Утешитель Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам (зач. 48). Егда приидет Утешитель, той свидетельствует о Мне. Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину, и грядугцая возвестит вам (зач. 52). В Евангелии от Матфея: Егда предают вы, не пецытеся, како, или, что возглаголете: не вы бо будете глаголющий, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (зач. 36). В Евангелии от Луки: И се Аз послю обетование Отца моего на вы; вы же седите во граде Иерусалиме, дóндеже облечетеся силою свыше (зач. 114). Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет о дарованиях Духа: Комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо дается Духом слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе; другому же вера, тем же Духом; иному же дарование исцелений, о том же Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения Духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (зач. 151).

Из сих свидетельств писания видим, что Дух Святый, которого Господь обещал Апостолам послать от Отца и послал именно в день Пятидесятницы, должен был сообщить им и сообщил многие чрезвычайные дары, как то: ведение истины, той вы научит всему... наставит вы на всяку истину; памятование и разумение учения Христова – воспомянет вам вся, яже рех вам; той свидетельствует о мне; ведение будуего – и грядущая возвестит вам; облечение духовною силою – облечетеся силою свыше; дерзновение проповеди пред самими мучителями – не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в васъ; по указанию же Апостола Павла: слово премудрости, слово разума, веру, дарование исцелений, действие сил, пророчество, рассуждение духовом, роди языков, сказания языков.

Сии чрезвычайные дарования Св. Духа, полученные в день Пятидесятницы, Апостолы и их наместники молитвою и возложением рук преподавали и всем верующим, как видно из следующих свидетельств священного Писания: Слышавше иже во Иерусалиме Апостоли, яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже согиедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единого их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян. зач. 18). Павел, прошед вышния страны, прииде во Ефес: и обрет некие ученики, реке к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиреч во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса, и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня; глаголаху же языки и пророчествоваху (Деян. зач. 42). И в посланиях Апостола Павла: извествуяй нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог: иже и запечатле нас, и даде обручение духа в сердца наша (1Кор. зач. 170). И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва, Отче (Галат. зач. 209).

Облеченные полнотою дарований духовных в день Пятидесятницы, Апостолы через возложение рук преподают избранным из верующих и благодать таинства хиротонии, как это явствует из следующего сказания книги Деяний апостольских: Возвратишася (Павел и Варнава) в Листру и Иконию и Антиохию, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви, в негоже увероваша (Деян. зач. 35). И из следующих слов в послании Ап. Павла к Тимофею: Не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением руку священничества (зач. 285). Тогда и поставленные Апостолами наместники их, или преемники – епископы, также возложением рук преподавали священство. Сего ради оставих тя в Крите, писал Апостол Павел к Титу, да недокончаная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех (зач. 300); и к Тимофею: руки скоро не возлагай ни на кого же (зач. 287). В Ефесе при Апостоле Павле было уже несколько пресвитеров: От Милита послав (Павел) во Ефес, призва пресвитеры церковные. И якоже приидоша к нему, рече к ним... Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своего (Деян. зач. 44)47.

* * *

45

Это есть уже со стороны раскольников недобросовестная, но часто повторяемая, уловка. Ужели они полагают всю силу епископского звания и служения в имени «епископ», а не в самом существе их? Что Апостолы как после, так и ранее дня Пятидесятницы совершали действия, принадлежащие именно епископам, против этого не может возражать никто из старообрядцев: следственно, они были епископы или перво-епископы, – первые из епископов, поставленные Господом. И хотя бы нигде и никогда не назывались они «епископами», но они были епископы по тому самому, что во всей полноте и по преимуществу обладали властью и дарованиями, принадлежащими тем высшим в церковной иерархии лицам, которые в церковном употреблении получили имя епископов, архиереев, архипастырей, первосвятителей и проч. Ред. Брат. Слова.

46

ἐπισκοπήν.

47

И когда после этого Ап. Павел прибыл в Иерусалим и явился к Ап. Иакову, первому епископу Иерусалимскому, то сюда собрались, чтобы видеть Павла, все иерусалимские пресвитеры: на утрие же вниде Павел с нами ко Иакову, вси же приидоша старцы (πρεσβύτεροι: Деян. гл. 21, ст. 18).


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle