Источник

О новом еретическом мнении одного из членов Белокриницкого священства

Австрийской лже-иерархии именуемый архимандрит Иаков, проживающий в станице Цимлянской и рассылающий старообрядцам послания, извлечения из которых напечатаны в «Братском Слове», стараясь в одном из этих посланий оправдать поповцев в том, что у них 200 лет не было епископа, между прочим говорит следующее: «А что у нас епископа не было, (то) не нашим отрицательным произволением, но Божиим на то устроением. На небеси без Царя ни одной минуты не следует быть; а было. Господь наш Иисус Христос в сердце земли три дня и три нощи пробыл; день по писанию полагается за тысячу лет; а дела на небеси совершались! Так и церковь наша, по писанию исчитается, только пять часов без епископа была: тысяча лет яко един день».

Для обличения нелепых еретических слов Иакова: «на небеси без Царя ни единой минуты не следует быть, а было», и проч, достаточно, без сомнения, и приведенного редактором «Братского Слова» указания на церковную песнь: «во гробе с плотию» и проч. Однако мы приведем еще слова Самого Господа, сказанные к Никодиму, никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси (Ин. зач.9). Блаженный Феофилакт оные слова Спасителя толкует сице: «Таже да не слышав, яко сниде, мниши, яко сшед, и ктому уже не на небеси, приложи, рече: сый на небеси. Ельма бо слышав, яко сниде, не мни не быти ми тамо, но любо аще и зде есмь плотию, но тамо сежу со Отцем божески» (Благовестник, л. 44 об.). А еретическое мнение Иакова не только противно приведенному Евангельскому изречению, но и весьма грубо, человекообразно, не приложимо к Богочеловеку, сущему в двух естествах, Божестве и человечестве, и Божеством вся исполняющему. Однако же проповедание Иакова не дивно, ибо старообрядцы не гнушаются и самыми еретическими мыслями, лишь бы как-нибудь оправдывать прекращение у них иерархического преемства. Известно, что и Павел Белокриницкий оправдывал прекращение у старообрядцев благодати в таинстве хиротонии по преемству от Апостолов заключением оной в кладезе еретичества, по примеру ветхозаветного жертвенного огня, заключенного в кладезь и паки возгоревшегося. И как это еретическое мнение Павла, так же точно и еретическое мнение Иакова о временном небытии Царя на небеси, не может служить к оправданию прекращения у старообрядцев иерархии, но только к обвинению их в еретичиских противо-евангельских мудрованиях.

Иаков говорит: «Что у нас епископов 200 лет не было, (то) не нашим отрицательным произволением, но Божиим на то устроением». Нельзя и с этим согласиться, что будто «не отрицательным вашим произволением не было у вас епископа». Ибо вы лишились иерархии не вынужденным, невольным от нее отторжением, но добровольным вашим уклонением от православной церкви, ни в чем не изменившей исповедание православные веры. Можно ли такое отторжение от православные церкви, а чрез то лишение и иерархии, считать «не отрицательным вашим произволением», то есть недобровольным? А чтобы лишение епископства было у вас Божиим устроением, это мнение совершенно противоречит и Божиим обетованиям о св. церкви и действительному существованию церкви Божией, засвидетельствованному ее историей. По учению св. апостола Павла, Бог создал церковь, по подобию тела человеческого, со всеми потребными ей членами на раздаяние даров Св. Духа, положив в ней первое Апостолов (Кор. зач.182 и 183), которые, по толкованию св. Златоуста, имут вся дарования; а наместники Апостолов суть епископы, по толкованию на 14 пр. Неокесарийского собора. В таковом устроении, с таковыми членами, церковь должна и пребыть до скончания века, по неложному своего Создателя обетованию: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач.67); небо и земля мимоидет, а словеса Моя не имут прейти (Лк. зач.107). Посему утверждать, что будто бы прекращение иерархии последовало у старообрядцев по Божию устроению, значит именно противоречить Божиим обетованиям о вечности и неодолимости св. церкви и проповедывать учение, нигде во св. Писании не содержащееся, учение явно еретическое. Также и история церкви Христовой опровергает такое неправое мнение. Сколько было мучителей, все силы свои положивших на ниспровержение церкви? Но мучители побеждены, а церковь осталась в целости (Маргарит, о Озии царе, слово 3 л.192). И в Книге о вере (л. 19-й) читаем: «Церкви ничтоже равно есть, и никогда же стареет; выше небес взыде; ни варвары, ни беси преодолеют ей. Колицы ратоваша церковь? и ратовавший погибоша; борима есть, и не побеждается. И чесо ради попусти брань? Яко да покажет светлейшую победу. Той же Книге о вере (л. 25), от слов св. Златоуста: «врата адова беды нарицает, иже смерти раждают. И врата адова, рече Христос, будут нападати на ню, но не премогут ей. Чтоже? борима будет, но одоления не приимет; бурю приемлет церковь, но не потопляется. Смотри: мучители, цари, мечи остры, зверей зубы, смерти, пещи, сковрады, руце железнии, гаки (млаты), и всякие уготованные муки, и тул свой диавол испраздни, а церкви не повреди. Колико много воеваша мучителей? и ни един одоле; сами погибоша, а церковь в целости оста». Итак, мнимый архимандрит Иаков, говоря, аки бы у них не было епископа Божиим устроением, говорит противное и Божиим обетованиям о неодоленности св. церкви и историческим о ней свидетельствам. Но мы не погрешим, если положение старообрядцев сравним с положением нынешних иудеев. Как иудеи лишены священства и жертвы не по Божию промыслительному о них устроению, но по Божию на них наказанию за неприятие посланного к ним Избавителя миру: так и именуемые старообрядцы, за отделение от вселенской церкви, ради которой Христос пролил кровь свою, наказаны от Бога лишением иерархии; даже и незаконное восстановление у них иерархии чрез незаконного иерея Иеронима, не менее, как самое лишение ее, служит им позорным наказанием. Да не гневаются на меня именуемые старообрядцы, что их лишение иерархии я уподобляю тяжкому наказанию иудеев: ибо я не увеличиваю вину их, уподобляя грех раскола их со св. церковью греху иудейского христоубийства. Это я делаю не от себя, но основываясь на словах св. Златоуста, который судит о грехе раскола церковного даже еще строже, полагает его и горше жидовского христораспинательства. Он говорит: «Ничтоже тако раздражает Бога, яко еже церкви разделятися; аще и безчисленная будем содеявше благая, от иже тело Его пресецающих не меньшую приимет казнь, съсецающе исполнение церковное: оно бо на прибыток вселенней бысть, аще и не от сицеваго разума; а сие нигдеже ничтоже потребное имать, но мног вред. (Ниже) Непщуете ли сие довлети, рецы ми, еже глаголати, яко православни суть? а яже рукоположения исчезают и погибают? и кая польза иных, сему не сущу опасну? Якоже бо за веру, тако и за сие ратоватися подобает» (Бесед. Ап. к Ефес. «нравоуч. 11, на схизматики, отдирающих себе от церкви в тойжде вере», стр.1692 и 1693). Действительно, и по самому здравому соображению разума, возможно ли допустить, что именуемые старообрядцы будто бы справедливо, по законным причинам отделившись от св. церкви, за сие якобы правильное отделение с того самого времени, по Промыслу о них Божию (а не в наказание от Бога за действительно незаконное отделение от церкви), лишились иерархии, чрез которую изливается на церковь полнота даров Св. Духа? По мнению Иакова, они лишились даров Св. Духа по Промыслу Божию за страдание за истину. Но святые мученики, страдавшие за истину Христову, страданиями своими укрепили церковь и возвели стены церковные (Книга о вере, гл. 2, ч. 3); а старообрядцы за свои страдания лишены иерархии и полноты даров Св. Духа! Ясно, что они лишены сего не по устроению Божию, а в наказание от Бога за грех раскола церковного.

Наконец Иаков оправдывает прекращение у старообрядцев иерархии мнимою краткостью времени сего лишения. Он говорит так: «церковь наша, по писанию исчитается, только 5 часов без епископа была: тысяча лет, яко един день». Ответствуем. Создание Божие, определенное на вечное существование, не может прекратиться не только на 5 часов, но и на одну минуту; иначе к существованию его потребовалось бы новое воссоздание его, чему ясным доказательством служит потоп, бывший во время Ноя. Потоп, вместе с осушением земли, продолжался всего один год, а самый потоп и еще менее. Соответственно тому, как исчисляет Иаков время прекращения у старообрядцев иерархии, прелагая 200 лет на 5 часов, время потопа и со всем осушением земли продолжалось только полторы минуты; но и на таковое краткое время для сохранения родов употреблен Богом по его повелению сотворенный ковчег; иначе же, если бы истребился весь человеческий род потопом, должно было бы последовать или его прекращение на веки, или новое непосредственное Богом воссоздание. И посему не только на минуту, но и на одну секунду времени не должно прекращаться то, что определено Богом на вечное существование, ибо прекращение сие нарушало бы Божие определение. А когда о церкви и о вечном ее существовании в таковом положении, в каком она создана, дано Богом ясное и твердое обещание: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач.67); небо и земля мимоидет, а словеса Моя не имут прейти (Лк. зач.107): то и невозможно мудрствовать о прекращении в ней иерархии хотя бы на самое краткое время. Итак, неосновательно Иаков хотел оправдать прекращение у старообрядцев епископства на 200 лет сокращением сего времени на пять часов. Если во время Ноева потопа и на одну минуту не могло быть прекращение человеческого рода, тогда существовавшего еще без клятвы о непрерывном его продолжении: то кольми паче в церкви Божией не может прекратиться в епископах Апостольское преемство, уставленное с клятвою, по силе живота Христова неразрушимого: клятся Господ, и не раскается.


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle